Naked Science — новости науки
23 сентября, Четверг

Новое исследование, основанное на данных раскопок и датировки, показало, что строительство пирамиды Ла-Кампа в долине Сапотитан, расположенной не так далеко от вулкана Илопанго, начали всего через несколько десятилетий после его извержения. Этот проект имел решающее значение для восстановления социального и политического порядка в регионе. Значит, люди вернулись туда гораздо раньше, чем предполагали ученые.

Безжизненность Марса связали с его размерами. И это поможет найти обитаемые экзопланеты

Результаты исследования норвежских ученых подтвердили, что погода оказывает причинное, нелинейное и динамическое воздействие на нашу способность переносить боль.

Мотоциклист во время проливного дождя в Ханое
Кольский научный центр РАН КНЦ РАН

В Кольском научном центре предложили использовать при очистке городских сточных вод диоксид кремния — нетоксичный и экологически чистый материал.

Тория на Земле много больше урана, но уран пока дешевле. А еще в ториевых реакторах требуется растворение топлива в экзотических прозрачных солях и ряд других необычных технологических решений. И все же Китай пробует свои силы в этой технологии. Причина — надежда на то, что она решит ключевую проблему ядерной энергетики, резко снизив цену ее киловатт-часа. Но, вне зависимости от технического итога эксперимента, ториевые реакторы не будут успешны. Попробуем разобраться почему.

Нелюбовь взрослых и особенно детей к брокколи, цветной или брюссельской капусте может быть «записана» в их микробиоме. К такому выводу пришли ученые из Австралии.

В Курской области обнаружили богатое и неразграбленное захоронение знатного воина.

Ученый-математик провел глубокий анализ того, как люди в социальных сетях влияют друг на друга. Исследование позволяет предсказывать, как и насколько сильно изменится мнение конкретного пользователя в зависимости от его окружения в социальной сети.

Популярные мелодии, как выяснили канадские ученые, распространяются в обществе подобно настоящим вирусам. Они обнаружили, что графики скачивания такой музыки напоминают кривые эпидемии инфекционных заболеваний.

Биологи Санкт-Петербургского государственного университета впервые систематизировали все известные случаи избирательного удаления генетического материала в клетках живых организмов. Исследование поможет понять, насколько пластично может быть организован геном, а полученные данные потенциально могут пригодиться в лечении заболеваний, связанных с увеличением числа хромосом.

Ученые из Института высокотемпературной электрохимии Уральского отделения РАН (ИВТЭ УрО РАН) и Уральского федерального университета (УрФУ, Екатеринбург) впервые экспериментально определили оптимальную толщину алюминиевого слоя между литиевым анодом и твердым электролитом. Это позволит создать эффективный твердотельный литиевый источник питания.

Около одного миллиарда человек по всему миру, согласно данным ВОЗ — активные курильщики. Несмотря на серьезные риски для здоровья, связанные с потреблением табака, они продолжают выбирать традиционные сигареты. Чем могут помочь новые технологии?

Ученые на примере Теотиуакана показали, как люди с момента возникновения раннего урбанизма выступали главными геоморфологическими «авторами» ландшафтов и продолжают определять устройство города до сих пор.

У SpaceX, наконец, появились шансы получить разрешение на орбитальный запуск Starship. Но есть нюансы

Историки установили, что стены Тобольского кремля носили скорее символически-декоративный, чем боевой характер. В частности, они представляли собой симбиоз столичной кремлевской архитектуры конца XV века с архитектурой Смоленской крепостной стены, монастырских оград XVII века и, возможно, ограды Архиерейского двора в Ростове.

Международная команда исследователей пришла к выводу, что старшие сиблинги азиатских слонов влияют на молодое поколение с самого детства и до взрослого возраста. Особенно это касается старших сестер.

Специалисты Лаборатории квантовой обработки информации Центра фотоники и квантовых материалов совместно с группой суперкомпьютерных вычислений Центра по научным и инженерным вычислительным технологиям (CDISE), разработавшей суперкомпьютер «Жорес», создали эмуляцию вычислений на квантовом процессоре Google.

Ученым из США и Швеции удалось подтвердить причинно-следственную связь между некоторыми генами и набором лишнего веса.

Ожирение

Неожиданный вывод об аномальных конформационных состояниях молекул ДНК на поверхности заряженных мономолекулярных пленок и их фундаментальных отличиях от строго периодической конформации двойной спирали в объеме раствора сделан в работе, выполненной совместно учеными из РФ и США, пятеро из которых — выпускники МФТИ. Полученные результаты открывают перспективы исследований в новой области сильно возмущенных поверхностных конформаций ДНК со сложной и очень богатой физикой и нелинейной механикой в ответ на действие ранее не предполагавшихся огромных в молекулярном масштабе латеральных сил.

Человеческие языки, использующие свист для коммуникации на больших расстояниях, связали с языком дельфинов — у них похожие структуры и задачи. Придя к таким выводам, ученые из Франции и США надеются в будущем понять коды животных при помощи языка человека.

Модернизированный Ту-160

«Тяньгун»

Международная научная группа с участием ученых Сколковского института науки и технологий предоставила экспериментальное опровержение общепринятому объяснению низкой энергоэффективности литий-ионных батарей. Исследователи объяснили это явление медленным переносом электронов между атомами кислорода и переходных металлов в кристаллической структуре катода, а не миграцией атомов внутри структуры в процессе заряда/разряда, как считалось ранее.

Некоторые экологи давно говорят, что возрождение мамонта было бы полезно северным регионам России. Эти животные, мол, смогли бы затормозить глобальное потепление и воссоздать высокопродуктивные тундростепи. Однако есть иная точка зрения: для тундры и тундростепей в ближайшую сотню лет просто не останется места, и никакие мамонты этого не поправят. Экосистемам, которые придут на север России, скорее пригодились бы слоны — но совсем другие. Речь идет о существах вдвое массивнее тираннозавров. Вот только готовы ли люди к таким новым соседям?

Официально запустить спутниковый сервис Starlink хотят в октябре. Об этом Маск заявил в Twitter.

Илон Маск / ©SpaceX

Ученые из Швеции и США изучили летописи австралийских окаменелостей и пришли к выводу, что самому крупному массовому вымиранию в истории планеты, вероятно, «помогло» цветение водорослей в пресных водоемах, которые отравили токсинами живые организмы.

Моноклональное антитело SARS2-38 нацелено на ту часть S-белка вируса, которая мало изменяется вследствие мутаций. Поэтому оно может работать против самых распространенных сегодня вариантов возбудителя Covid-19.

Антитела к коронавирусу

Выяснилось, что восточные традиции добавления соли в чай действительно могут улучшить его вкус, как и тонкая пленка, образующаяся иногда на остывшем напитке.

С детства нам рассказывали, что начиная с 23 августа 1942-го и до конца месяца немецкая авиация убила в Сталинграде то ли 40 тысяч, то ли 200 тысяч человек. Причем говорили об этом даже участники воздушного сражения над городом — и отдельные историки. В действительности ничего такого не было. Да, трагедия в те дни произошла, вот только авиация тут ни при чем. Тем не менее в результате погибли десятки тысяч жителей. Разбираемся в произошедшем.

Rapid Dragon / ©LOCKHEED MARTIN

Новые расчеты показали, что гипотетическая планета на периферии Солнечной системы совсем не так далека и массивна, как предполагали до сих пор.

Американская корпорация приступила к окончательной сборке экспериментального самолета X-59 QueSST. Его будут применять для отработки технологий «тихого» сверхзвукового самолета будущего.

X-59 / ©Lockheed Martin

Новая научная работа показывает, что в сухие ледниковые периоды африканские пустыни расширялись так, что наши предки не могли выйти из Африки. Однако в теплые межледниковья пояс пустынь был много уже. Почему же человек современного типа не мог этим воспользоваться и заселить остальной мир раньше, чем 65 тысяч лет назад? Попробуем разобраться.

Авторы новой работы оценили, в какой степени состав микробиома кишечника может объяснить связь между потреблением пищи, богатой флавоноидами, с систолическим артериальным давлением.

Кадр из сериала «Игра престолов»

Министерство науки и технологий КНР (MOST) выделило средства на проработку перспективных проектов в области освоения космоса. Один из них — создание исполинского корабля длиной порядка нескольких километров. И хотя подобные инициативы выглядят откровенными авантюрами, в них может быть смысл.

Китай выделил финансирование проекту космического корабля «длиной в километры»

В Сеть выложили снимки, на которых показана сборка первого модернизированного «стратега» Ту-160М2. В воздух он должен подняться в этом году, однако есть вероятность, что сроки не удастся соблюсти.

Ту-160М2

Американские инженеры создали магнит из пленки высокотемпературного сверхпроводника и получили магнитное поле в 20 тесл.

Магнит из высокотемпературного сверхпроводника: вид сверху

Ситуация с защитой от коронавируса заметно сложнее, чем казалось ранее. Неправы ни сторонники идеи «иммунитет переболевшего сильнее, чем у вакцинированного», ни те, кто думал, что вакцины будут защищать от Covid-19 годами. Исследователи из Израиля дали ответ, и его заранее не ожидал никто: оказывается, лучше всего иммунитет смешанного характера. И этот ответ (если он верен), наконец, дает вакцинированным странам — причем как в высокой степени, так и в слабой (вроде России) — реальную надежду на выход из эпидемии. Привитые, но избегающие ревакцинации переболеют, часть из них погибнет, а остальные сформируют иммунную прослойку, которая со временем может остановить эпидемию. А может и не остановить. Разбираемся в деталях.