2 февраля, Четверг
3 часа назад

На примере людей, придерживающихся разных политических взглядов, американские исследователи выяснили, какие биологические механизмы стоят за феноменом разного отношения к одной и той же информации.

3 часа назад

Ученые Томского политехнического университета совместно с коллегами из НИТУ МИСИС и Университета Вирджинии разработали экологичную технологию обескремнивания активированного цирконового концентрата при температуре 80-90 градусах с последующим получением бадделеита. Такой метод позволит использовать отечественное сырье для производства металлического циркония и бадделеитовой керамики, необходимых для атомной отрасли, черной и цветной металлургии.

Японский автопроизводитель в 2021 году представил виртуальный концепт элегантного кабриолета Max-Out, а в начале февраля Nissan показал прототип в виде уже реального электромобиля. Правда, считается, что Nissan Max-Out никогда не будет выпущен в виде серийной модели.

Пентагон выбрал компании Aurora Flight Sciences и General Atomics для участия в разработке и, возможно, создании демонстрационного самолета Liberty Lifter X-plane.

Многослойное «стекло» с заполненными жидкостью капиллярами имитирует природные структуры кожи осьминогов. Это позволяет гибко контролировать его прозрачность, пропуская внутрь одни лучи, но задерживая другие, в зависимости от времени суток, сезона и погоды на улице.

Ученые из Сколтеха запатентовали способ переключения необычного макроскопического состояния света, известного как поляритонный бозе-эйнштейновский конденсат, при комнатной температуре единичным фотоном. Поляритонный конденсат может однажды стать основой для хранения и операций с информацией в оптических компьютерах, и способность эффективно переключать его состояние приближает нас к компьютерам, которые будут манипулировать фотонами вместо электронов, обеспечивая значительный рост производительности и экономию электроэнергии по сравнению с современной электроникой.

В самом начале Темных веков кто-то возвел на северо-западе Пиренейского полуострова крупное укрепление. Но вот кто это был — совершенно не ясно.

Проанализировав социальную структуру и продолжительность жизни почти тысячи видов млекопитающих, китайские исследователи сделали однозначный вывод: общественные животные живут дольше одиночек.

Во времена промышленной революции в Западной Европе загрязнение воздуха возросло до беспрецедентного уровня, приводя к массовым заболеваниям и повышенной смертности среди горожан. Однако определить точные показатели загрязнения в те времена не представляется возможным из-за отсутствия систематических широкомасштабных прямых измерений. Ученые из США и Франции подошли к вопросу крайне изящно: они проследили за стилистическими изменениями в картинах художников XIX века, соотнеся их с уровнем загрязнения атмосферы.

Свыше 80 процентов нефти в России добывается из скважин, эксплуатируемых с помощью установок электроцентробежных насосов (УЭЦН). Высокое содержание механических примесей в добываемой пластовой жидкости существенно осложняет процесс нефтедобычи. Оно приводит к аварийным отказам УЭЦН, и чтобы устранить их последствия зачастую требуется на длительное время остановить работу скважины. Эффективно защитить оборудование поможет самоочищающийся щелевой фильтр, который разработали Ученые Пермского Политеха.

Американские ученые выяснили, что у небольшого спутника Сатурна Мимаса под ледяной оболочкой может скрываться океан. К такому выводу их привело компьютерное моделирование, которое показало, что структура крупнейшего кратера Мимаса согласуется с истончением ледяной оболочки спутника и формированием на нем геологически молодого океана.

Wikimedia Commons

Захари Кордеро (Zachary Cordero) из Массачусетского технологического института (MIT)  предложил создать телескоп со 100-метровым главным зеркалом, которое можно будет автономно сконструировать прямо в космосе.

15 января 2023 года у прибора NIRISS (Near Infrared Imager and Slitless Spectrograph) произошел сбой в работе. Из-за чего специалисты NASA собирались все запланированные наблюдения на неопределенное время отменить. Но после того, как была выявлена причина поломки и проведен дистанционный ремонт, проблема была решена.

ВВС США опубликовали ранее засекреченные фотографии, на которых запечатлен один из новейших беспилотных боевых самолетов XQ-58A Valkyrie во время испытательного полета, который состоялся 15 декабря 2022 года. Изображения подчеркивают тот факт, что беспилотнику не требуется взлетно-посадочная полоса, чтобы подняться в воздух или приземлиться после боевого вылета.

Самоубийственный секс сумчатых куниц

Студент физико-математического факультета Университета Торонто (Канада) Питер Ма применил искусственный интеллект (ИИ) к данным, собранным Институтом поиска внеземного разума (SETI).

Специалист по обработке данных проанализировал количество американских черных медведей в Канаде и США и пришел к выводу, что в тех регионах, где численность этих животных оказывалась высокой, было и больше свидетельств о встречах с йети.

Крупные хищники, вынужденные делить среду обитания с людьми, все чаще рассматривают двуногих соседей в качестве добычи. Теперь ученые назвали семейство млекопитающих, от клыков и когтей которых люди погибают чаще всего.

Центр малых планет (Minor Planet Center, организация из США), который систематизирует данные о всех малых объектах Солнечной системы, в том числе спутниках, кометах и карликовых планетах, объявил, что астрономы открыли еще двенадцать новых спутников Юпитера. Самый далекий новый объект под названием S/2003 J10 делает полный оборот вокруг газового гиганта за 18 лет.

2 февраля отмечается Всемирный день водно-болотных угодий. Болота есть на всех континентах, кроме Антарктиды, и именно они считаются главными «кладовыми» углерода. Ученая Биологического института Томского государственного университета, болотовед Ирина Волкова рассказала, почему сибирские торфяники обладают самым высоким КПД, какую роль в захоранивании углерода играют бактерии, живущие без кислорода, и как болота помогают людям, смягчая засуху и половодье.

Около 190 миллионов лет назад в мелководном море у берегов современной Великобритании плавал двухметровый ящер, один из древнейших родственников современных крокодилов.

Обсидиановое рубило из Мелка-Контуре

Группу Дятлова убила азотная кислота

Почти все исследования физической работоспособности проводились исключительно на мужчинах, поскольку ученые полагали, что женский менструальный цикл влияет на их способность к физической нагрузке. И только теперь они выяснили, что это не так.

Низкий уровень грамотности и без того сулит немало проблем, но английские исследователи обнаружили, что он вдобавок ухудшает психическое здоровье людей.

SpaceX договорилась с FCC и NSF

В новом исследовании свыше тысячи собак 13 разных пород участвовали в батарее тестов, призванных определить их умственные способности.

Ключевое отличие человека от других приматов — его крупный развитый мозг, который в определенном смысле никогда не взрослеет, сохраняя «детскую» структуру. И эту особенность мы разделяем только с вымершим неандертальцем.

Средний брачный возраст неуклонно растет, и по всему миру все больше женщин отказывается выходить замуж и заводить детей. Американские исследовательницы попытались ответить на вопрос, почему так происходит.

На севере Европы обнаружили обширное месторождение редкоземельных элементов, первое на территории континента. Добычу там планируют начать в следующем десятилетии, снизив зависимость от поставок ценных металлов из Китая.

Немецкий ученый обнаружил в архивах Священной Римской империи сведения о том, у кого правитель-алхимик некогда купил загадочный пергамент.

Поверхность спутника оказалась покрыта исключительно мощным слоем рыхлого снега. В некоторых участках его глубина может достигать 700 метров.

Ученые из Китая и США обнаружили связь между запрограммированным старением клеток организма человека и воскрешением ретровирусов из нашего генома. Как оказалось, возрожденные вирусы не просто ускоряют и осложняют старение в каждой отдельной клетке, но и «заражают старением» соседние, поражая целые органы и ткани.

Исследование образцов лунного грунта, доставленных китайской миссией Chang’e-5, связало фрагменты окисленного железа с частицами стекла, которые образуются при падении метеоритов. По-видимому, именно их удары запускают реакции, вызывающие окисление железа и появление «ржавчины» без участия кислорода и воды.

Chang’e-5 на поверхности Луны: взгляд художника

Некоторые пузырьки поднимаются к поверхности воды не по прямой, а по спирали. Леонардо да Винчи обнаружил этот странный феномен больше 500 лет назад, но объяснить его удалось только теперь.

Около четверти миллиарда лет назад жизни на Земле был практически подписан смертный приговор: исчезло больше трех четвертей всех организмов на суше и в море. Ключевой причиной катастрофы называют массовые вулканические извержения, но теперь ученые обнаружили, что свою роль в ней сыграло и наше светило.

Международная группа ученых изучила картину Рембрандта «Ночной дозор» и обнаружила в ней редкое для таких полотен соединение свинца. Открытие дает новое представление о технике живописи XVII века.

Хотя окрашивание ногтей выглядит делом вполне безобидным, нужно знать, что при некоторых видах маникюра используются особые ультрафиолетовые сушилки. И вот они-то, как оказалось, способны не только повредить нашу ДНК, но даже вызвать рак.

Долгое время ученые не могли ответить на вопрос, почему у людей гораздо меньше волос на теле, чем у их ближайших родственников. Но теперь генетики, сравнив геномы 62 видов млекопитающих, раскрыли тайну появления первой «безволосой обезьяны».

Из всех современных животных никто не может сравниться с китами — гигантскими морскими млекопитающими, достигающими без малого 200 тонн веса. И теперь генетикам удалось выяснить, как они стали настолько большими.