20 мая, Пятница
1 631

Женщины, обнимавшие возлюбленного до того, как испытали стресс, показали сниженную реакцию гормона кортизола — по сравнению с контрольной группой, которую заставили засовывать руку в ледяную воду без каких-либо прелюдий с партнерами.

Любителям попугаев хорошо известен тот факт, как ловко эти птицы обращаются с различными предметами, используя лапы и клюв. Теперь же удалось доказать: попугаи действительно задействуют голову как дополнительную конечность и способны в буквальном смысле передвигаться на трех «ногах».

Сердечно-сосудистые заболевания, диабет, инсульт, высокое давления — все эти факторы связаны с риском развития деменции. Однако команда американских исследователей показала, что они имеют разную значимость в разном возрасте.

Коралловые рифы имеют большое значение и для биосферы Земли, и для хозяйственной деятельности человека. Тем более тревожным выглядит сокращение их численности, которое связывают с глобальным потеплением. В новой статье ученые приводят неутешительные, но все же не безнадежные прогнозы насчет будущего кораллов.

Сегодня в России наблюдается большой спрос на электронику отечественного производства, в частности, на электронику специального назначения, используемую в космической и других сферах. Ученые предложили способ увеличения надежности вычислительных систем путем оптимального использования избыточности, резервирования.

Согласно новому исследованию, прием на работу при помощи искусственного интеллекта оказался эффективнее, чем наем «живыми» сотрудниками. Но людям это не понравилось.

Сравнивая нижние челюсти у полутысячи ископаемых собак и челюсти современных волков, динго и домашних собак, ученые отследили, как по мере смены диеты менялся облик наших верных четвероногих друзей.

Миграции всегда были важной частью жизни человечества, а сейчас они актуальны как никогда. Кажется, современный мир оставил оседлость в прошлом: многие стали «цифровыми кочевниками» и живут на чемоданах, некоторые, подобно перелетным птицам, совершают сезонные миграции в теплые страны или обзавелись «вторым домом» — дачей или даже более или менее основательным жильем. Naked Science вместе с учеными из Института географии РАН выясняет, как новые типы мобильности населения формируют облик Московской агломерации и как географы узнают об этом, изучая сделанные в темное время суток спутниковые снимки.

Интенсивность видимого и ближнего инфракрасного излучения в августе 2018 г. по сравнению с октябрем (%) на территории Московской агломерации
4 255

4 010

Ученая из Австрии пришла к выводу, что одиночество после 50 лет коррелирует с обстоятельствами детства человека, в том числе с наличием сиблингов.

НИЦ «Курчатовский институт»

В Курчатовском институте создали биотопливный элемент и готовую систему для его имплантации в организм человека. Биоэлектрогенератор работает на электричестве, получаемом из содержащейся в крови глюкозы.

Ученые из Сколтеха обучили нейросеть определять высоту деревьев на спутниковых снимках. Решение будет полезно для мониторинга окружающей среды, запасов древесины и инфраструктурных объектов, в первую очередь высоковольтных линий.

Исследователи из ВШЭ, РАНХиГС и РЭШ определили, что профессиональные спортсмены в среднем играют против своих бывших команд лучше, чем в других матчах. На их результативность больше влияют эмоции, чем знание тактики соперника.

Калифорнийский кондор — один из самых редких видов хищных птиц. Кондоров на планете сейчас — всего несколько сотен особей. Теперь в список угрожающих этим гигантским птицам факторов добавился еще один: загрязнение океана. Оказывается, поедая мертвых морских животных, кондоры неминуемо будут накапливать в своих организмах вредные вещества.

Американские военные обнародовали кадры с так называемыми неопознанными летающими объектами (НЛО) во время открытых слушаний в Конгрессе США, которые состоялись 17 мая 2022 года. Однако ничего особенно американские законодатели не увидели.

3 753

Астрономы обнаружили структуру из десятка карликовых галактик, вытянутых неровной цепочкой и лишенных темной материи. Возможно, все это — останки космической катастрофы, которая разметала пару древних галактик на куски.

Галактика NGC 1052-DF2

Космический аппарат Solar Orbiter заснял на видео Солнце во время прохождения перигелия, в этот момент зонд впервые прошел на расстоянии в 0,32 а.е. от Солнца. Это случилось 27 марта 2022 года. Исследователи отмечают, что в это время аппарат находился внутри орбиты Меркурия, а его тепловой экран нагревался до 500°C. Европейское космическое агентство (ЕКА) опубликовало видео нашей звезды в 4K-разрешении.

Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин отреагировал на новость о запланированном старте беспилотной миссии Orbital Flight Test 2 космического корабля Boeing Starliner к МКС. Отечественный чиновник написал в своем Telegram-канале: «Дело эсэсовца Фон Брауна живет в американской космической индустрии и поныне. Вот и Lockheed Martin на пару с Boeing решили воплотить образ легендарного Фаустпатрона в своем ракетном изделии», приложив фотографии фаустпатрона и космического корабля Boeing Starliner, размещенного на стартовой площадке.

1 547

Зонд «Вояджер-1», запущенный в 1977 году, на сегодняшний день находится на расстоянии 23,3 миллиарда километров от Земли. И хотя «Вояджер-1» все еще работает нормально, инженеры NASA недавно заметили, что зонд запутался в своем местоположении в космосе, не перейдя в безопасный режим или иным образом не подав сигнал тревоги.

2 316

Новое исследование опровергло гипотезу о том, что все найденные на территории Леванта предметы роскоши и быта, сделанные из алебастра (кальцита), происходят из Египта.

Ирод I Великий
4 952

По данным автоматической межпланетной станции LRO ученые выделили достаточно холодные области кратеров у южного полюса Луны, в которых на поверхности может образовываться иней

В новой работе исследователи впервые выяснили, что происходит с головным мозгом пациента при лечении клинической депрессии стимуляцией короткими магнитными импульсами. Выявленные изменения помогут понять точный механизм действия этого метода и прогнозировать успех в лечении депрессивного расстройства.

2 488

Ученые из Германии пришли к выводу, что люди могли контролировать лесные пожары уже 9,5 тысячи лет назад.

Исследование сообществ животных эдиакарского периода (541-635 миллионов лет назад) показало, что кембрийскому взрыву — резкому росту биоразнообразия, произошедшему 540 миллионов лет назад — не предшествовало массовое вымирание. Это событие стало результатом естественной смены сложных экологических сообществ, которые появились еще в позднем эдиакарии.

Эдиакарские окаменелости
59 090

29 701

16 284

14 837

17 406

11 737

Шашлык
19 596

Недавно ученые получили первое изображение центральной черной дыры нашей галактики (Стрелец А*). Как им это удалось? Правда ли, что существуют телескопы размером с нашу планету и даже больше? И можно ли с Земли разглядеть спичечный коробок на Луне? Naked Science рассказывает в подробностях об одной из самых впечатляющих технологий для исследования Вселенной.

8 429

15 449

В Национальном управлении по аэронавтике и исследованию космического пространства Соединенных Штатов считают, что антироссийские санкции не отразились на работе МКС, однако создали трудности для американцев, работающих в России.

Американский астронавт во время выхода в открытый космос на МКС
6 653

6 293

6 233

Новое исследование подтвердило гипотезу о том, что причиной так называемого синдрома Войны в Персидском заливе, который впоследствии проявился у военных, стало боевое отравляющее вещество нервно-паралитического действия.

«Щит пустыни»
4 952

4 872

Китайские астрономы попытались оценить, сколько внеземных цивилизаций может быть в Галактике и скоро ли нам ждать контакта с ними. Некоторые СМИ поспешили заявить, что до встречи с внеземным разумом осталось 400 тысячелетий. Naked Science объясняет, откуда взялась эта цифра, корректна ли она и вообще, где в этих построениях наука, а где гадание по звездам.

4 339

4 255

4 010

6 453

Описан способ синтеза углерода, который работает в отсутствие резонанса Гойла - особого состояния ядра углерода. Таким образом, возможность существования углерода и разумной жизни во Вселенной не требует «тонкой настройки» параметров ядерных взаимодействий, что являлось одним из аргументов в пользу антропного принципа - предположения, что значения фундаментальных констант в точности соответствуют возможности возникновения жизни.

3 936

Эксперименты европейских психологов показали, что когнитивные навыки детей, проводящих за играми больше среднего времени, растут слегка быстрее, чем у их сверстников. При этом просмотр телевизора или социальные сети не оказывают ни положительного, ни отрицательного влияния.

дети играют в видеоигры
3 544

Ученые обнаружили крошечные пузырьки в кристаллах каменной соли возрастом 830 миллионов лет, в которых сохранились следы органических веществ — и, возможно, древнейших бактерий и водорослей. Способна ли соль действительно сохранять живые объекты на протяжении сотен миллионов лет? Либо мы принимаем желаемое за действительное?

231 486

219 419

В России выдан патент на вечный двигатель. Официально и по всем правилам
201 459

153 018

139 111

По мнению авторов нового исследования, если человек привык ходить быстро, то, согласно самым смелым подсчетам, по биологическому возрасту он будет на 16 лет моложе того, кто обычно передвигается медленно.

116 607

80 717

Ученым удалось проследить за ростом и формированием структуры зубов у морских хищных червей — уникальной ткани, которая состоит из одного «универсального» белка, укрепленного металлическими кристаллами.

59 090

Два новейших двигателя SpaceX взорвались на тестовом стенде подряд
58 509

Анализ состояния сотен тысяч людей старше 35 лет показал, что для сохранения здоровья важно придерживаться оптимальной продолжительности сна, а его избыток так же вреден, как дефицит.

50 476

Но время от времени крестьяне устраивали для них праздники чревоугодия.

39 763

Ученые использовали структуру сложного глаза одного из видов трилобитов для создания металинз. Объединив подходы нанофотоники и алгоритм искусственного интеллекта, исследователи разработали камеру с глубиной резкости от трех сантиметров до 1,7 километра.

Строение глаза Dalmanitina socialis
37 491

Кадр из телесериала «Обмани меня»
33 420

Экономическая война, начавшаяся в нынешнем году, может продлиться минимум десятки лет и порождает вопрос: на чем нам летать? «Сухой Суперджет» чересчур мал и зависит от импортных деталей. МС-21 сложен для быстрого запуска в серию, но при этом перспективен. Ту-204 слишком прожорлив. Кроме того, все эти российские аппараты — как, впрочем, и зарубежные — имеют принципиально неустранимые проблемы с высокой ценой полетов. Решится ли Россия на действительно радикальные шаги в развитии местного авиапрома? Naked Science попробует разобраться в этом вопросе.

29 701

29 467

Используя кристаллы закиси меди, ученые получили ридберговские поляритоны рекордных параметров. Эти квазичастицы могут стать основой квантовых вычислителей, однако кристаллы требуемого качества оказалось возможным отыскать только в природе.

Кристалл минерала куприта, обладающего множеством необычных полупроводниковых свойств
27 149

У пауков P. prominens после спаривания выживают лишь те самцы, которые вовремя катапультируются с партнерш, отпрыгивая как можно дальше от них.

Самец и самка P. prominens спариваются
26 300

Связь между потреблением кофе и повышенным уровнем холестерина известна из предыдущих научных работ. Исследователи из Норвегии разобрались в проблеме детальнее и пришли к выводу, что повышение уровня холестерина из-за регулярного употребления кофе зависит от способа его заваривания и пола пьющего.

24 237

Моделирование влияния планет-гигантов на Плутон показало, что без этих планет с их массами и орбитами карликовая планета и другие транснептуновые объекты не оказались бы на стабильных орбитах.

23 561

Возьмите махину массой в полтора-два Солнца. Сожмите ее до диаметра в несколько километров, чтобы кубический сантиметр вещества весил сотни миллионов тонн. Добавьте мощнейшее во Вселенной магнитное поле. Окутайте атмосферой из частиц, движущихся почти со скоростью света. Naked Science объясняет, что у вас при этом получится.

23 266

Ученые показали, что рассеивающийся изнутри протопланетный диск объясняет изменение орбит планет-гигантов в молодой Солнечной системе. Новая модель работает точнее, если предположить, что изначально гигантов было лишь четыре (и все остались в системе), а не пять, как считают некоторые ученые. И тогда гипотетическая Девятая планета не может быть улетевшим гигантом.

Иллюстрация гипотетической девятой планеты Солнечной системы