9 августа, Вторник
2 минуты назад
ТюмГУ

Тюменские исследователи выяснили, что при оформлении некоторых вводных слов и сочетаний многие современные авторы регулярно ставят тире или двоеточие, хотя это не отражено в нормативных справочниках. На основе анализа контекстов Национального корпуса русского языка (НКРЯ), результатов Тотального диктанта, данных опроса носителей русского языка, профессионально работающих с текстами, лингвисты сумели определить факторы, способствующие такому пунктуационному оформлению вводных слов, допустив его как вариант нормы.

Города Чунцин и Ухань предоставили китайскому технологическому гиганту Baidu разрешение на предоставление коммерческих, полностью автономных услуг роботакси. Услуги будут предлагаться с использованием парка из пяти такси Apollo 5-го поколения в каждом городе. В Ухане услуги будут доступны с 9:00 до 17:00 на площади в 13 квадратных километров Уханьской зоны экономического и технологического развития. В Чунцине услуги будут доступны с 9:30 до 16:30 на площади в 30 кв. квадратных километров района Юнчуань.

В Южной Корее разработали полимерное покрытие, способное к быстрому и многократному самовосстановлению под действием инфракрасного излучения.

Бразильская компания Embraer уже довольно давно рекламирует свой авиалайнер с турбовинтовыми двигателями, и теперь, похоже, самолет, наконец, обретает форму. На днях компания поделилась новым видео, чтобы предложить любителям авиации свой взгляд на новый дизайн самолета.

Долгое время никто точно не знал, спят ли пауки по ночам. Но теперь, проведя съемку детенышей прыгающих пауков, ученые смогли заметить их в состоянии, подозрительно похожем на быстрый сон птиц и млекопитающих.

Ровер NASA уже успешно собрал дюжину образцов грунта Красной планеты. Однако во время этого процесса команда инженеров заметила необычные объекты, застрявшие в системе сбора образцов.

У эмбрионов млекопитающих можно наблюдать загадочный процесс превращения клеток, выстилающих кровеносные сосуды, в стволовые клетки крови, однако никто не знал, как же он регулируется. Благодаря новой работе, опубликованной коллективом австралийских ученых, мы узнали ответ.

Научной новизной обладает новый метод диагностики, предложенный учеными, а также сам диагностический модуль. С его помощью можно выявить онкологические заболевания кожи, а также проконтролировать безопасность физиотерапевтических процедур, таких как вакуумный массаж, подтяжка кожи, или лизис подкожной жировой ткани.

Семьдесят тысяч лет назад на острове Флорес жил гигантский аист-марабу ростом со взрослого человека. Ранее ученые полагали, что столь массивная птица должна была утратить способность к полету и проводить все время на земле, путешествуя в поисках падали. Однако новые находки доказали, что это не так: на самом деле, 16-килограммовый марабу умел летать.

Цифровизация производства обеспечивает увеличение мощностей предприятия, высокую гибкость в формировании бизнес-моделей и помогает широкому охвату потенциальных клиентов. Молодые ученые Пермского Политеха разработали программный комплекс для разработки цифровых двойников сложных технических систем под названием EnergyDesc. Технология значительно повысит эффективность работы предприятий.

ТюмГУ

Ученые из ТюмГУ и ТПУ разработали и пустили в производство биоуголь из скорлупы кедрового ореха. Пеллеты из такого угля можно будет производить в количестве одной тонны в час.

Профессор Ави Леб и его аспирант Амир Сирадж из Гарвардского университета утверждают, что метеорит, который в 2014 году упал в море вблизи Новой Гвинеи, мог прилететь из другой звездной системы. Исследователи сделали подобный вывод, опираясь на анализ данных астрономических каталогов.

Сотрудники лабораторий Южно-Уральского государственного университета и университета Монаша (Австралия) провели исследование, направленное на поиск новых веществ, способных бороться с активностью паразитов, вызывающих лейшманиоз. Им удалось синтезировать металлоорганические соединения — карбоксилаты тетраарилсурьмы и проверить их антилейшманиозную активность и цитотоксичность.

Датская архитектурная студия BIG разрабатывает автономное транспортное средство с возможностью движения по дорогам и по воздуху для проектируемого нового американского города Телоса, который в настоящее время планируется разместить в пустынной местности в США.

Исследователи из Университета Западного Онтарио недавно совершили первую в мире международную голографическую телепортацию или голопортацию, прямо как в фильмах киносаги «Звездные войны». Ученые «отправили» одного человека из Алабамы в Онтарио, а затем каждый из студентов, работающих над проектом, телепортировал себя в виде голограммы в Алабаму.

Поражающие бактерии вирусы защищают свой геном внутри клетки-хозяина, образуя вокруг него белковое «ядро» с множеством небольших пор.

ТюмГУ

Ученые из ТюмГУ предприняли попытку количественной оценки площади нарушенных земель в Среднем Приобье — основном нефтедобывающем регионе России, обеспечивающем около шести процентов мировой нефтедобычи.

Директор Французской комиссии по альтернативным источникам энергии и атомной энергии Этьен Кляйн подшутил над пользователями социальной сети Twitter, опубликовав якобы сделанный космическим телескопом «Джеймс Уэбб» снимок, на котором изображена красно-оранжевая звезда на черном фоне космоса. Этьен Кляйн указал, что это «фотография Проксима Центавра, ближайшей к Солнцу звезды, расположенной в 4,2 световых года от нас. Она была сделана космическим телескопом «Джеймс Уэбб».

Почему стекло прозрачное, а металл и кирпич — нет? Почему зеркало отражает? Почему сквозь матовое стекло проникает свет, но ничего не видно? Разберемся в непростом вопросе: как вещество действует на падающий на него свет.

Со школьной скамьи мы знаем, что в процессе развития организм проходит через все стадии, через которые проходили его предки: у курицы появляются зачатки зубов, у собаки закладываются жабры, у человека развивается хвост. Теперь ученым удалось показать, что тазовые кости развивающихся птенцов сначала становятся похожими на кости динозавров и только потом начинают приобретать птичьи черты.

Интрига заключается в том, что обычно аккумуляторы электроавто избегают устанавливать в зоне деформации при типичных авариях, и на то есть веские причины.

Эпизодическая память — запоминание не только событий из прошлого, но и контекста самого события или других связанных с этим вещей — многие годы считалась исключительно человеческой прерогативой. Теперь выясняется, что эта способность есть у некоторых птиц, крыс, собак, а также дельфинов.

Известно, что многие животные демонстрируют «детское» поведение, когда желают умиротворить нападающих сородичей. Теперь оказалось, что карликовые шимпанзе, или бонобо, плачут как дети уже после конфликта, чтобы тем самым выразить свое угнетенное состояние и добиться утешения от сородичей.

Земля в архее, до появления фотосинтеза

Культовая порода Великобритании — в крайне тяжелом состоянии: здоровье животных оставляет желать лучшего, а их продолжительность жизни меньше, чем у большинства других собак тех же размеров. Чтобы спасти породу, заводчикам придется «разбавить» ее, скрестив бульдогов с другими породами, — в противном случае разведение английских бульдогов могут признать неэтичным.

ТюмГУ

Спикер конгресса США Нэнси Пелоси посетила Тайвань, КНР сразу же объявила о крупных учениях, проходящих в районе Тайваня, США подтягивают в регион авианосцы. Это «сто первое китайское предупреждение» или в этот раз там в самом деле начнется война? Naked Science попробует разобраться, почему самый рациональный сценарий «тайваньской военной операции» вообще обойдется без китайского десанта на остров.

Археологи нашли в древнем храме на юге Мексики свидетельства того, что майя изготавливали из праха элит предметы для ритуальных игр.

Растительная альтернатива мясу поможет снизить выбросы углекислого газа в атмосферу и замедлить глобальное потепление, но у роста популярности «зеленого» мяса будут и экономические последствия. По оценкам исследователей, до полутора миллионов сельхозработников только в Соединенных Штатах могут остаться без источника доходов.

Небольшая ежедневная порция сыра «Ярлсберг» способна предотвратить истончение костей. Исследователи из Норвегии выяснили, что эффект, по-видимому, характерен только для этого вида сыра.

Астрономы научились определять точные места происхождения марсианских метеоритов, что значительно повышает научную ценность результатов их исследования. Naked Science рассказывает о «естественном» способе доставки марсианского грунта на Землю и о том, как машинное обучение решило вопрос происхождения марсианских метеоритов.

Группа ученых считает, что наличие у галактик перемычек указывает на неправоту традиционной космологической модели и стандартной теории гравитации. Несмотря на корректность части этой критики, предлагаемая модификация физических теорий тоже вызывает вопросы.

Авторам нового отчета удалось выявить симптомы, которые не включены в действующие рекомендации по оспе обезьян, — к примеру, отек полового члена.

МРТ таза пациента с оспой обезьян

Всего таких подлодок построили шесть штук, а за высоту девятиэтажного дома и необычное устройство они получили прозвища «водовоз» и «плавучий «Хилтон». Каждая субмарина некогда несла по 200 ядерных боеголовок. Причины списания не совсем ясны.

Крупные морские хищники часто ныряют в холодные и темные водные глубины. Но зачем они это делают и чем они там занимаются? Научная журналистка Стефани Пейн в своей статье для издания Knowable Magazine рассказывает, как сами животные помогают биологам это выяснить.

Американские ученые обнаружили набор мутаций определенных генов, которые защищают пожилых людей от слабоумия и снижения когнитивных функций. Оказалось, появление этих генов у наших предков связано с давлением со стороны инфекционных патогенов, таких как гонококк, вызывающий гонорею. По мнению исследователей, такие бактерии могли способствовать тому, что женщины стали доживать до менопаузы, сохраняя здравый ум. Это в буквальном смысле помогало нашим предкам воспитывать детей.

Космический телескоп Gaia собрал информацию о почти двух миллиардах звезд. Получился самый богатый каталог и самая подробная трехмерная карта Млечного Пути за всю историю наблюдений. Naked Science расскажет вам, почему это важно и интересно.

Муравей — размером с ресничку, но оснащен челюстями, действующими наподобие медвежьего капкана, поэтому любая ошибка во время охоты может привести к тому, что его голову разорвет пополам. Однако этого никогда не происходит. И теперь ученые знают, почему.

Патогенный гриб, заражающий мух, передается через прикосновение здоровой мухи к больной — и теперь ученые выяснили, каким образом гриб вынуждает здоровых самцов контактировать с трупами зараженных самок.

Москва предоставит Египту кредит на 25 миллиардов долларов и сама построит на эти деньги четыре самых продвинутых экспортных ядерных реактора в мире. Увы, то, что подходит для египтян, может оказаться не очень востребовано в большинстве стран мира. А это значит, что массовый экспорт подобных систем — по «египетскому прецеденту» — далеко не гарантирован. Naked Science попробует разобраться почему.

Серебряный карась Carassius gibelio — опасный инвазивный вид, угрожающий местным рыбам Европы. Успешным захватчиком водоемов его делают способность к однополому размножению с паразитизмом на сперме других рыб и связанное с ними наличие целых шести копий генома. В новом исследовании биологи получили последовательность ДНК серебряного карася и выяснили эволюционные корни этой необычной рыбы.

Бельгийские исследователи опровергли популярную гипотезу о том, что строение черепа дятла амортизирует удары о ствол дерева. Наоборот, голова дятла эволюционировала так, чтобы повысить эффективность клевания, а не защищать мозг. При этом размер и форма черепной коробки обеспечивают то внутричерепное давление, при котором мозг дятла находится в безопасности.

Новое исследование стало шагом к дальнейшему пониманию того, как собака интегрирует обонятельные стимулы в свои когнитивные функции.

Собака

Пятьсот миллионов лет назад в морях нашей планеты плавало удивительное животное размером с креветку: у него была круглая пасть, усеянная множеством зубов, покрытые шипами клешни и три крупных глаза, обеспечивавших широкий обзор. Хотя это существо не оставило прямых потомков, его причудливая анатомия позволила ученым лучше понять, как протекала эволюция нервной системы у современных членистоногих — раков, пауков и насекомых.

Прямая угроза Сталинграду и Кавказу заставила Сталина 28 июля 1942 года выпустить приказ «Ни шагу назад!». И его можно было понять: в случае их потери Германия получала шансы на выигрыш войны. Несмотря на это, продвижение противника не остановилось и в августе. Лишь к сентябрю 1942-го Красной армии удалось найти способ «заморозить» немецкие удары — и только эта «заморозка» сделала реальностью контрнаступление на Волге в ноябре того же года. Почему ключ к победе не удавалось найти так долго? И что стало им на самом деле?

Международная команда проекта SNAD, куда входит доцент факультета физики НИУ ВШЭ Матвей Корнилов, обнаружила 11 аномалий, семь из которых — кандидаты в сверхновые. Исследования проводились на цифровых снимках северного неба за 2018 год, для поиска использовался метод ближайших соседей на основе K-мерных деревьев. Автоматизировать поиск аномалий позволили методы машинного обучения.