Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
26 ноября, Суббота
3 916

Международный коллектив ученых спрогнозировал наши ежедневные потребности в воде в зависимости от антропометрических, экономических и экологических факторов.

4 457

«Судью на мыло!» — кричат взбудораженные болельщики, порой даже не подозревая, какое давление оказывают на якобы беспристрастных рефери. И когда пандемия загнала футбольных фанатов по домам, удивительным образом повысилось число красных и желтых карточек, выдаваемых команде-хозяину во время домашних матчей.

1 911

Наша Земля — единственная из известных человечеству планет, на которой зародилась и процветает жизнь. Однако зачастую мы недооцениваем уникальность ее условий, включающих подходящий баланс суши и воды на ее поверхности. Возможно ли возникновение жизни на планете другого типа, и если да, то каков же рецепт «идеальной» планеты для жизни?

Как среди современных животных-гигантов могут встречаться карликовые виды, так и в доисторической Европе жил динозавр, чьи ближайшие родственники вырастали до пяти-шести метров в длину, но сам он был размером с собачку. Ученые предполагают, что причина заключается в островной карликовости, ведь 70 миллионов лет назад современная Румыния была лишь островом в мелководном море.

14 901

Окаменелость головы C. Catenulum, пурпурным цветом отмечены структуры мозга
3 556

Традиционно в ЕС холодовая смертность и так составляет сотни тысяч в год, но в 2022-м показатель может резко вырасти, говорят расчеты. Впрочем, в них есть нюансы. Кроме того, попытку списать эти события целиком на Россию трудно назвать целиком успешной.

СПбПУ (Политех)
2 210

Исследователи Научного центра мирового уровня «Передовые цифровые технологии» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого впервые обнаружили оптический эффект, который в перспективе позволит снизить стоимость телекоммуникационного оборудования за счет замены дорогостоящих кристаллических элементов для управления световыми потоками на элементы из стекла.

6 522

Карл V, император Священной Римской империи и король Испании, был одним из самых могущественных людей XVI века. Ученым потребовалось полгода, чтобы расшифровать его письмо, в 1547 году отправленное послу во Франции и раскрывавшее напряженные отношения между двумя государствами.

2 128

Во время анализа пород кратера Езеро ученые нашли следы взаимодействия пород с жидкой водой и присутствия в марсианской земле органических соединений. Хотя последние не могут однозначно свидетельствовать о наличие на Марсе жизни (как сегодня, так и в прошлом), это подтверждает потенциальную пригодность Красной планеты для колонизации.

Главный конструктор китайской программы исследования Луны У Вэйжэнь во время интервью каналу China24 рассказал о планах Китая по исследованию космоса.

Оказалось, потепление в летние месяцы в Европе происходит в два разе быстрее, чем в среднем по миру. В результате антропогенных выбросов парниковых газов климат на всем континенте также стал более сухим, особенно в южной части Европы, что привело к росту риска пожаров.

В городе, уничтоженном извержением Везувия, для поддержания порядка задействуют стадо голодных травоядных.

Компания GAC представила футуристический концепт электромобиля Barchetta, который  построен на углепластиковой платформе с интегрированной плоской батареей.

1 861

NASA опубликовало впечатляющие изображения Луны, которые сделал  космический аппарат Orion с расстояния в 130 километров от лунной поверхностью во время сближения с естественным спутником Земли 21 ноября 2022 года.

3 996

Обсерватория Purple Mountain Китайской академии наук (CAS) опубликовала первое изображение, полученное китайским спутником Kuafu-1.

3 665

Растущая с каждым днем значимость регионов как ведущих субъектов экономической деятельности, конкурирующих за финансовые и трудовые ресурсы, подтолкнула ученых Пермского Политеха к разработке адекватных сценариев их социально-экономического развития. Специалисты создали математическую модель региональной экономики, которая поможет выявить источники колебаний, ответить на вопросы о структурных изменениях и даже спрогнозировать эффект от политических перестановок в любом субъекте страны.

Ученые Передовой инженерной школы Дальневосточного федерального университета (ПИШ ДВФУ) выяснили, что тихоокеанские лососи выступают в качестве потенциально опасного биотранспорта и распространяют токсиканты среди наземных животных после своей смерти. Рыбы накапливают опасные вещества из-за обитания в тихоокеанском мусорном вихре, где находится большое количество пластика.

Экспериментальная РНК-вакцина успешно защитила подопытных грызунов от двадцати разновидностей вируса гриппа типа А и В.

Вирус гриппа под электронным микроскопом
1 429

В геноме нашли регуляторные фрагменты, которые быстро развивались после отделения наших предков от человекообразных обезьян. Именно они определили важнейшие для людей черты, включая очень крупный мозг и упрощенный, короткий кишечник.

55 001

Международная группа ученых, в состав которой вошли специалисты из УрФУ, выяснила, что химически модифицированная кожура личи устраняет из сточных вод очень стойкий красный краситель. Исследователи разработали новый метод, с помощью которого можно экологично и дешево очистить сточные воды вблизи текстильных производств. Благодаря этому возможно предупредить развитие заболеваний у людей и спасти животных, рыб и птиц, которые взаимодействуют с окрашенной водой. Также это поможет сделать самые грязные реки мира чище: например, реку Бурингангу в Бангладеше, Ганг в Индии или Чинтарум в Индонезии.

Управление современным самолетом базируется на получении достоверной информации о техническом состоянии его авиационных двигателей. Сложность и высокий уровень эксплуатационных нагрузок турбомашин способствуют увеличению вероятности отказов датчиков измерения параметров двигателей. Для повышения надежности системы автоматического управления двигателя важно усилить существующий механизм резервирования. Решая эту задачу, ученые Пермского Политеха разработали алгоритмический метод повышения отказоустойчивости системы управления двигателем. Он уже был протестирован на данных испытаний отечественного авиадвигателя типа ПС-90А и сейчас ведутся работы по непосредственной апробации технологии. Исследование способствует обеспечению технологического суверенитета России.

1 158

Пауки отнюдь не склонны к общественной жизни, но ряд их видов независимо друг от друга все же стали социальными. Оказывается, это всякий раз приводило к ускорению паучьей эволюции и характерным изменениям в геномах, которые сопровождают появление социальности и у других животных.

Социальные пауки на паутине
75 409

Тюменские физики научились точнее определять коэффициент селективности для мембран, то есть во сколько раз лучше проходят сквозь мембраны одни молекулы, чем другие.

Группа ученых из Сколтеха, Института общей и неорганической химии имени Н. С. Курнакова РАН и финского Университета Аалто разработала универсальный и простой метод получения нанокомпозитов с углеродными нанотрубками, уплотнив для этого доступный на рынке порошок нанотрубок в брикеты. Полученные с использованием брикетов нанокомпозиты по своим характеристикам не уступают материалам из полимерных концентратов, которые значительно дороже в производстве.

40 063

30 797

Исследователи из США и Великобритании выявили факторы, которые влияют на то, будем ли мы чувствовать себя бодрыми в течение дня.

28 114

Говоря о том, чем питались неандертальцы и кроманьонцы, мы думаем о простых и не требующих долгой готовки блюдах. Однако исследователи из Ливерпульского университета доказали, что наши предки из палеолита готовили ароматные лепешки, в которых важен был не только вкус, но и запах еды.

16 928

Мечехвосты — настоящие живые ископаемые, которые мало изменились за последние несколько сотен миллионов лет. Среди их уникальных черт — глаза, выступающие снаружи из большого панциря, в то время как остальная часть животного спрятана внутри. В новой статье описано уникальное устройство глаз мечехвоста, которое сильно отличает его от остальных животных.

16 555

Восемьдесят лет назад, 23 ноября 1942 года, советские войска замкнули окружение вокруг 6-й армии. Впервые в истории кто-то смог окружить крупную группировку вермахта. Характер войны резко изменился: до того терпевший поражение СССР внезапно сам начал успешно наступать. Успех был достигнут за счет исключительно хорошо продуманного замысла операции. Одна беда: историки до сих пор не имеют понятия, как и когда его придумали — и этим изменили ход истории. Naked Science разбирается в деталях.

16 012

Самые ранние представители царства животных появились на нашей планете больше 550 миллионов лет назад, и до сих пор ученые не знали, чем именно они питались. Однако благодаря находкам, сделанным на российском берегу Белого моря, международный исследовательский коллектив смог ответить на этот вопрос.

15 741

Астрономы из Университета Джонса Хопкинса создали самую подробную карту видимой части Вселенной, основываясь на данных, собранных за последние два десятилетия в рамках проекта «Слоановский цифровой небесный обзор». Теперь красоты, которые раньше были доступны только ученым, смогут увидеть все остальные жители нашей планеты.

14 901

Окаменелость головы C. Catenulum, пурпурным цветом отмечены структуры мозга
10 477

Как показывает практика, ядерное топливо можно многократно использовать, а самые опасные долгоживущие продукты деления — безопасно «сжигать». Все, что нужно — уникальные технологии и правильно организованный «жизненный цикл» топлива. Naked Science разбирается в том, что такое ОЯТЦ, ЗЯТЦ и СЯТЦ, и как именно Росатом собирается полностью перевести российскую ядерную энергетику на реакторы на быстрых нейтронах.

Реактор БН-800. Реакторы на быстрых нейтронах могут работать на инновационном топливе, для производства которого используются материалы из отработавшего топлива
10 182

Если присмотреться к действительности, то выяснится, что ИИ вокруг нас. Рассказываем, где это уже случилось.

ИИ в сфере видеоаналитики
8 669

Авторы нового исследования выяснили, как переход от охоты и собирательства к растениеводству и скотоводству изменил микробиом человека.

8 128

Найти ископаемое животное с сохранившимся кишечником — редкая удача, и китайским палеонтологам очень повезло. Им в руки угодила окаменелость хищного динозавра: тот приходился близкой родней птицам и, скорее всего, был покрыт перьями, но вот по строению кишечника немного отличался от крокодила.

6 522

5 460

Испанские ученые исследовали архивные данные о последних месяцах жизни великого актера и мастера единоборств. Они заключили, что из-за нездорового образа жизни его почки перестали справляться с поддержанием водного гомеостаза. В результате у Ли развились тяжелый дефицит натрия и отек мозга, которые и стали причиной гибели в раннем возрасте.

5 183

Испанские археологи нашли на берегу Нила усыпальницу периода Среднего царства, ориентированную по зимнему и летнему солнцестояниям.

5 028

Чтобы компенсировать разницу между точным атомным временем и вращением нашей планеты, в течение последних 50 лет к часам периодически добавляли дополнительные секунды. Простые люди этого фактически не замечали, а вот Международное бюро мер и весов испытало немало головной боли, и теперь собравшиеся во Франции хронометристы приняли решение отказаться от «лишних» секунд.

4 824

Медики впервые рассмотрели мозг больных с мигренью в томографе сверхвысокого разрешения. Обнаружилось, что полости, которые окружают проходящие там сосуды и участвуют в очистке мозга, у них увеличены. Возможно, это следствие болезни, а возможно — одна из ее причин.

Переживание ауры, изображенное пациентом по собственным ощущениям
151 850

93 891

67 316

48 184

Известный астрофизик Ави Лёб подсчитал, что по Солнечной системе могут летать квинтиллионы объектов, подобных межзвездному астероиду Оумуамуа, который сам Лёб считает кораблем инопланетной цивилизации.

44 079

Компьютерное моделирование подтвердило гипотезу о связи «тигровых полос» на спутнике Марса с его медленным разрушением под действием приливных сил.

Кратер Стикни и борозды на Фобосе
40 460

Период европейской истории между падением Западной Римской империи и до Х века нашей эры называют Темными веками. В первую очередь потому, что по ним у нас очень мало исторических источников. А те, что есть, рисуют безрадостную картину. На месте великой империи образовался Хаос. Дороги зарастали, сельское хозяйство оказалось заброшенным, козы щипали траву, пробивавшуюся через булыжники на площадях древних городов. Правителями некогда изобильных земель стали варварские короли, не способные наладить элементарные государственные институты. Упадок Запада был настолько полным, что эстафету развития цивилизации на многие века перехватил Восток. Что же позволило Европе выбраться из этой пропасти?

40 063

39 314

Грамматическая рекурсия в виде вложенных выражений — обычное явление для человеческих языков, но крайне тяжелое для понимания животными. Только обезьяны смогли освоить такую рекурсию, да и то лишь после отдельного обучения. Вороны оказались умнее — им даже обучение не понадобилось.

Вороны демонстрируют изобретательность и многоступенчатое мышление в попытках достать пищу
33 348

Ученые из Великобритании доказали, что породы, найденные в Австралии и датированные возрастом почти 3,5 миллиарда лет, — это окаменевшие остатки бактериальных матов, следы самой ранней жизни.

Строматолиты в кратоне Пилбара
30 797

28 661

Беременность и роды оказывают огромное влияние на женский организм, и матери требуется довольно долгое время на полное восстановление. Теперь ученые выяснили, что появление на свет даже одного малыша оставляет неизгладимый след в костях матери, снижая в них содержание ключевых минеральных веществ.

28 143

Сегодня, 15 ноября, людей на Земле стало ровно восемь миллиардов. Казалось бы, это повод для тревоги. Ведь еще 200 лет назад Мальтус установил, что население растет быстрее ресурсов и это обрекает человеческий род на колоссальные неприятности. Полвека назад Римский клуб подтвердил это расчетами. Выводы и Мальтуса, и «клубных» выглядели крайне убедительными и логичными. Реальность оказалась строго противоположной. Рассказываем, почему Мальтус был неправ и почему восемь миллиардов землян — самое ресурсообеспеченное поколение в истории.

28 114

27 560

Физики открыли новый тип резонансных осцилляций сверхпроводящего критического тока, связанных с туннелированием между локализованными андреевскими квантовыми уровнями. Обнаружены они в джозефсоновских контактах, изготовленных на основе одиночных нанокристаллов топологических изоляторов. Нанокристаллы оказались перспективными не только для изучения фундаментальных физических процессов в мезоскопических квантовых системах, но и для развития квантовых технологий в целом.

27 546

Считается, что извержения вулканов на Красной планете давно прекратились. Но последние данные показывают, что они могут возобновиться в любой момент. Судя по сотрясениям марсианской коры, в ней есть очаги жидкой магмы. Naked Science разбирался, насколько надежны эти свидетельства.

25 815

Хоть инфляционная модель раннего развития Вселенной сразу после Большого взрыва общепринята, она все же не идеальна и страдает от обоснованной критики и отсутствия прямых доказательств, а потому остается лишь в статусе научной гипотезы. Ранее астрофизики предложили способ подтверждения достоверности этой модели. Теперь же ученые уверены, что предложенный критерий, наоборот, должен опровергнуть теорию инфляции раз и навсегда.

25 790

Naked Science подобрал для вас малоизвестные работы художников разных направлений искусства, а затем попросил искусственный интеллект нейросетей создать картины в той или иной стилистике по нашему запросу. Сможете ли вы определить, где работа человека, а где компьютера?