Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
3 декабря, Суббота
1 час назад

На «Заводе 42» компании Northrop Grumman в Палмдейле, штат Калифорния, прошла торжественная церемония выкатки новейшего стратегического бомбардировщика B-21 Raider. Малозаметный самолет должен в ближайшем будущем частично заменить устаревающий парк Rockwell B-1 Lancer и Northrop Grumman B-2 Spirit, и даже взять на себя ряд задач, которые выполняют совсем уж «старички» Boeing B-52 Stratofortress.

Американские исследователи показали, что новая технология создания вакцин позволит спасти миллионы людей от малярии. Они разработали два прототипа мРНК-вакцин, воздействующих на две разные жизненные стадии возбудителя малярии, которые отлично показали себя в экспериментах на мышах.

В пещерах, где 300 тысяч лет назад жили примитивные Homo naledi, нашлись кострища и следы копоти. Возможно, они могли использовать огонь, невзирая на свой небольшой череп и мозг втрое меньше нашего.

Ли Бергер с реконструкцией черепа Homo naledi

Известно, что длительное и многократное употребление зеленого чая может способствовать некоторой профилактике рака, сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения и диабета второго типа. Но оказалось, что некоторым людям этот напиток приносит вред.

Каждый год вымирают сотни видов, и один из способов их спасти — предоставить исчезающим растениям и животным новый дом на Красной планете. Только там они смогут избежать давления со стороны растущего населения Земли.

Антибактериальные и биосовместимые материалы созданы на основе гидроксиапатита – перспективного материала для имплантации, близкого по структуре твердым тканям человеческого организма. Ученые химического факультета Университета Лобачевского усовершенствовали его состав и структуру, чтобы сделать еще прочнее и безопаснее, а также исключить возможные постоперационные осложнения. Биокерамика может стимулировать восстановление дефектов костной ткани и при этом защищать от развития бактериальных инфекций.

Синдром раздраженного кишечника связывают то с нарушением его иннервации, то с моторикой, то с микрофлорой. Но возможно, верны все эти гипотезы сразу: нарушения, ведущие к развитию болезни, могут иметь общий корень. Согласно новой гипотезе, они возникают из-за неспособности организма выдерживать постоянное действие силы тяжести.

Новейший научный инструмент, космическая обсерватория «Джеймс Уэбб», в ноябре направила свой инфракрасный взор на крупнейший спутник Сатурна, Титан.

Компания Lamborghini представила автомобиль Huracan Sterrato, который позволяет ездить по бездорожью. Huracan Sterrato позиционируется как первый спорткар, в котором переосмыслен концепт спортивного автомобиля — в нем предлагается возможность получить удовольствие от вождения даже вдали от асфальтированных дорог.

Несколько лет назад американские генетики создали синтетический микроорганизм, содержащий минимальное число генов. Теперь японские ученые научили эти клетки передвигаться: оказалось, для этого достаточно всего пары дополнительных белков.

Клетки Syn 3.0 под микроскопом

Новое видео, представленное NASA, показывает, как космические агентства Европы и США планируют доставить на Землю образцы марсианской породы, которые сейчас собирает марсоход Perseverance.

Проект Европейского космического агентства (ESA) Star Mapping GAIA завершил последний сбор данных, проливающих свет на жизненный цикл Солнца. Одним из ключевых результатов этого сбора стала база данных со свойствами миллионов звезд. Они включают данные об их температуре, массе и количестве содержащейся в них массы.

В зависимости от типа грунта в районе взрыва его сила могла колебаться от 0,5 до 13 миллионов мегатонн. Получившийся огромный кратер астрономы назвали в честь известного мастера научной фантастики Фредерика Пола.

«Многозубый плавающий охотник», найденный в Монголии, стал первым нептичьим динозавром со строением тела, указывающим на подобный образ жизни.

На сланцевых плитках эпохи энеолита могут быть изображены не божества, как считали ранее, а обычные птицы, живущие рядом с людскими поселениями. И рисунки эти выполнены вовсе не опытными граверами.

Хотя куколки насекомых довольно инертны, в муравьиной колонии, работающей как единый организм, даже им нашлось дело. В процессе метаморфоза они выделяют питательную жидкость, которой кормятся взрослые муравьи и подрастающие личинки. Причем, если едоков поблизости не окажется, куколка может даже погибнуть.

Самый богатый человек в мире, американский бизнесмен Илон Маск, рассказал, что его компания Neuralink планирует через полгода впервые вживить человеку чип для использования компьютера и телефона без помощи рук. Люди, снабжённые беспроводным компьютерным интерфейсом, из научно-фантастических книг могут попасть реальностью уже в 2023 году.

Хотя выражение «пауки в банке» справедливо для многих видов этих беспозвоночных, существуют виды пауков, которые живут и добывают пищу в составе колоний. Теперь исследователи выяснили, почему в одних колониях царят мир и покой, а в других пауки постоянно выясняют отношения друг с другом.

Звук летящего беспилотника вызывает тревогу у крупных млекопитающих. Эксперименты показали, что животные остаются спокойны лишь до тех пор, пока аппарат находится на высоте больше ста метров.

Гепард, атакующий беспилотник

Ученые из Австралии выявили новый вид циклона SETIO в Индийском океане. Он возникает несколько раз в год у берегов Суматры.

СПбПУ (Политех)

Инженеры СПбПУ разработали модели элементов конструкции токамака международного экспериментального термоядерного реактора ИТЭР, с помощью которых были проведены исследования конструкции с учетом экстремальных нагрузок.

Институт географии РАН

Регион Российской Арктики лидирует по темпам фронтальной абляции — потерь льда в результате откола айсбергов, подводного и надводного таяния ледников, которые оканчиваются в море. В Северном полушарии среди всех горных ледников и ледниковых куполов таковых по площади примерно одна треть.

Палеонтологи обнаружили в Бельгии фрагменты скелета ископаемой птицы, скрывавшиеся в куске скалы размером с грейпфрут. Новый вид оказался примитивной морской птицей, в чьем клюве соседствовали зубы, унаследованные от предков-динозавров, и подвижное нёбо, характерное для большинства современных птиц.

Сегодня широкое применение получили газоаналитические датчики, с помощью которых можно определять химический состав смеси. В частности, их используют в системах контроля технологических процессов и защиты окружающей среды. Ученые аэрокосмического факультета Пермского Политеха создали математическую электромеханическую модель сорбционного оптоволоконного датчика, который позволит эффективно «чувствовать» — определять наличие и содержание запахов в окружающей среде на протяженных расстояниях. Разработка найдет применение в системах «обоняния» человекоподобных роботов.

Оборонная компания из Великобритании BAE Systems показала концепт новой боевой машины пехоты (БМП), которая придет на смену устаревшему M2 Bradley.

Накопители энергии

В научно-популярной литературе за водородом закрепилась слава основы экономики будущего. Хотя в промышленности его активно используют едва ли не больше века. Он незаменим в нефтехимии, производстве удобрений и синтетического топлива, а также в энергетике. Но не в качестве энергоносителя — эту роль водороду пока только обещают. Naked Science рассказывает, насколько важное, хоть и не слишком заметное, место занимает в жизни каждого землянина легчайший газ и какое у него будущее.

Водородная экономика

Загадочная русская душа — не фигура речи, а объективная реальность. Как жили славянские крестьяне зимой, почему в нашей стране такие плохие дороги, из-за чего мы любим «супчики», а европейцы — гамбургеры и фастфуд, откуда взялся стереотип о пьющих русских и почему мы стали употреблять меньше водки, почему мы сначала включаем прибор, а потом читаем инструкцию, отчего наши студенты учат все в последнюю ночь перед экзаменом, зачем нам нет дела до розовых кустов, чем мы отличаемся от китайцев и что нас роднит с японцами. Об этом корреспонденту Naked Science рассказал профессор СПбГУ, доктор исторических наук Кирилл Назаренко.

Наша Земля — единственная из известных человечеству планет, на которой зародилась и процветает жизнь. Однако зачастую мы недооцениваем уникальность ее условий, включающих подходящий баланс суши и воды на ее поверхности. Возможно ли возникновение жизни на планете другого типа, и если да, то каков же рецепт «идеальной» планеты для жизни?

Статистика по США показала, что в дни мотозабегов и фестивалей байкеров в местные клиники поступает намного больше донорских органов. Однако еще заметнее растет число пациентов, которые нуждаются в пересадке.

Около трети россиян с высшим образованием работают не в той сфере, в которой учились, выше всего этот показатель в сельском хозяйстве и обслуживании. При этом работа не по специальности оборачивается снижением зарплаты на 7–14 процентов. К таким выводам пришли исследователи из Высшей школы экономики совместно с коллегами из Португалии.

Окаменелость головы C. Catenulum, пурпурным цветом отмечены структуры мозга

Компьютерное моделирование подтвердило гипотезу о связи «тигровых полос» на спутнике Марса с его медленным разрушением под действием приливных сил.

Грамматическая рекурсия в виде вложенных выражений — обычное явление для человеческих языков, но крайне тяжелое для понимания животными. Только обезьяны смогли освоить такую рекурсию, да и то лишь после отдельного обучения. Вороны оказались умнее — им даже обучение не понадобилось.

Вороны демонстрируют изобретательность и многоступенчатое мышление в попытках достать пищу

Giphy

Говоря о том, чем питались неандертальцы и кроманьонцы, мы думаем о простых и не требующих долгой готовки блюдах. Однако исследователи из Ливерпульского университета доказали, что наши предки из палеолита готовили ароматные лепешки, в которых важен был не только вкус, но и запах еды.

Сегодня, 15 ноября, людей на Земле стало ровно восемь миллиардов. Казалось бы, это повод для тревоги. Ведь еще 200 лет назад Мальтус установил, что население растет быстрее ресурсов и это обрекает человеческий род на колоссальные неприятности. Полвека назад Римский клуб подтвердил это расчетами. Выводы и Мальтуса, и «клубных» выглядели крайне убедительными и логичными. Реальность оказалась строго противоположной. Рассказываем, почему Мальтус был неправ и почему восемь миллиардов землян — самое ресурсообеспеченное поколение в истории.

Ученые из Великобритании доказали, что породы, найденные в Австралии и датированные возрастом почти 3,5 миллиарда лет, — это окаменевшие остатки бактериальных матов, следы самой ранней жизни.

Строматолиты в кратоне Пилбара

Исследователи из США и Великобритании выявили факторы, которые влияют на то, будем ли мы чувствовать себя бодрыми в течение дня.

Naked Science подобрал для вас малоизвестные работы художников разных направлений искусства, а затем попросил искусственный интеллект нейросетей создать картины в той или иной стилистике по нашему запросу. Сможете ли вы определить, где работа человека, а где компьютера?

Хоть инфляционная модель раннего развития Вселенной сразу после Большого взрыва общепринята, она все же не идеальна и страдает от обоснованной критики и отсутствия прямых доказательств, а потому остается лишь в статусе научной гипотезы. Ранее астрофизики предложили способ подтверждения достоверности этой модели. Теперь же ученые уверены, что предложенный критерий, наоборот, должен опровергнуть теорию инфляции раз и навсегда.

Считается, что извержения вулканов на Красной планете давно прекратились. Но последние данные показывают, что они могут возобновиться в любой момент. Судя по сотрясениям марсианской коры, в ней есть очаги жидкой магмы. Naked Science разбирался, насколько надежны эти свидетельства.

Мечехвосты — настоящие живые ископаемые, которые мало изменились за последние несколько сотен миллионов лет. Среди их уникальных черт — глаза, выступающие снаружи из большого панциря, в то время как остальная часть животного спрятана внутри. В новой статье описано уникальное устройство глаз мечехвоста, которое сильно отличает его от остальных животных.

Галактика Андромеды — ближайшая к Млечному Пути крупная галактика, содержащая в несколько раз больше звезд. Теперь международная группа ученых выяснила, как ей удалось достичь таких огромных размеров.

Астрономы из Университета Джонса Хопкинса создали самую подробную карту видимой части Вселенной, основываясь на данных, собранных за последние два десятилетия в рамках проекта «Слоановский цифровой небесный обзор». Теперь красоты, которые раньше были доступны только ученым, смогут увидеть все остальные жители нашей планеты.