4 октября, Вторник
Анна Новиковская

На границе палеозойской и мезозойской эр, около 250 миллионов лет назад, Землю настигло самое страшное вымирание в истории, погубившее более трех четвертей от всего живого. Однако, если какие-то группы животных исчезли почти полностью, то другие практически не пострадали. Судя по костям крошечного ящера из Антарктиды, рептилии оказались в числе последних.

В статье историков из ТюмГУ раскрывается образа Ермака, представленного в российском энциклопедическом нарративе первой половины XIX века.

Нобелевку в этой номинации присудили Сванте Паабо, шведскому ученому, одному из основателей палеогенетики, — «за открытия в области геномов вымерших гоминидов и эволюции человека».

Медаль Нобеля
Анна Новиковская

Около века назад в реках и озерах Новой Зеландии водился новозеландский прототрокт — не особо примечательная рыбка, приходящаяся дальней родней нашим корюшкам. Долгое время изучение ее ДНК было затруднено тем, что все музейные образцы хранились в формалине, разрушающем генетический материал. Теперь ученым удалось проанализировать сохранившиеся фрагменты ДНК и прояснить удивительно долгую историю прототрокта, оказавшегося современником своих островов.

Две отечественные обсерватории 1 октября сообщили о новом небесном теле, которое сближается с Землей, речь об астероиде 2022 SE37. Как сообщили в телеграм-канале Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, диаметр астероида составляет более полукилометра (то есть он почти достигает высоты Останкинской башни), и обращается вокруг Солнца по вытянутой орбите с периодом 3,44 года.

Итальянская газета La Repubblica сообщает, что разведка Североатлантического альянса  предупредила командование НАТО о возможных испытаниях Россией беспилотного подводного аппарата «Посейдон», который фактически является ядерной торпедой.

Компания Илона Маска Tesla, занимающаяся производством электромобилей, официально представила человекоподобного робота Optimus 30 сентября во время мероприятия День искусственного интеллекта 2022 (AI Day 2022).

Сейчас телескоп «Хаббл» (Hubble) находится на 540-километровой околоземной орбите, однако ее высота постепенно снижается под воздействием верхних слоев земной атмосферы. Поскольку у телескопа отсутствуют собственные двигатели, его орбиту возможно изменить лишь с использованием других космических аппаратов. В 2000-е годы для этой цели использовали шаттлы, однако в последний раз космический корабль поднял орбиту «Хаббл» в далеком 2009 году.

Австралийские медики представили новые свидетельства в пользу вирусной природы сахарного диабета первого типа — болезни, которая приводит к разрушению клеток поджелудочной и полной неспособности организма производить собственный инсулин.

Уран вращается практически на боку, и новая модель объясняет это влиянием крупного спутника, который в конце концов разрушился и упал на планету. Если идея верна, то сегодня через аналогичный процесс проходят Юпитер и Сатурн.

Два полушария Урана и система его колец на снимках телескопа Keck

Немецкий автопроизводитель продлил сотрудничество с разработчиком видеоигр Riot Games до 2025 года. В рамках этого сотрудничества Mercedes-Benz представила первый полностью виртуальный автомобиль для чемпионата мира по многопользовательской компьютерной игре League of Legends.

Алексей Водовозов

В целом такое утверждение верно, если мы говорим именно о женщинах. Однако это зависит от многих переменных: в частности, здоровья самой матери, состояния окружающей среды, воздействия вредных профессиональных факторов и тому подобного.

Что изучено лучше всего,...Читать далее

Алексей Водовозов

«На протяжении веков» — это, мягко говоря, преувеличение. Нынешняя пандемия ВИЧ-инфекции, по крайней мере, по всем имеющимся на сегодня данным, возникла из-за появления очень конкретного штамма, известного сегодня как ВИЧ-1. Время его возникновения - 1920-е годы,...Читать далее

Анна Новиковская

О том, что обезьяны — крайне общительные существа, поддерживающие многолетние отношения с представителями своего вида, ученые знали уже давно. Теперь появились первые данные о том, что у приматов есть и межвидовое сотрудничество: гориллы и шимпанзе общаются на протяжении многих лет, извлекая из этого взаимную выгоду.

Анна Новиковская

Сегодня зубы есть у большинства позвоночных, но с точки зрения палеонтологии это сравнительно недавнее эволюционное приобретение, появившееся чуть более 400 миллионов лет назад. И китайским ученым повезло обнаружить ископаемую рыбу как раз из того периода, возможно — самую первую «акулу» на Земле.

Анна Новиковская

За последние 40 лет численность австралийских морских львов сократилась более чем на 60 процентов, и ученые прилагают немало усилий, чтобы отслеживать перемещения и динамику численности этих животных. На этот раз они придумали оригинальный способ мечения львов: для этого им потребовалась человеческая краска для волос, длинный шест и немного пеноматериала.

Анна Новиковская

Ученые обнаружили, что у рыб данио окситоцин заставляет клетки внешнего слоя сердца превращаться в мышечные клетки, генерирующие сердечные сокращения. Такой же эффект он оказывал в культурах человеческих клеток. По мнению исследователей, этот гормон можно использовать для лечения сердечных заболеваний, в первую очередь для восстановления после инфаркта.

Кардиомиоциты

Если когда-нибудь произойдет ядерная война между Россией и НАТО, то возможно, конфликт будет выглядеть именно так, как показано в видеоролике ниже. Подобное развитие событий приведет к гибели миллионов людей во всем мире в течение нескольких часов.

Последствия утечки на Северном потоке

Два полушария Урана и система его колец на снимках телескопа Keck

Медаль Нобеля

Анна Новиковская

Juno стал третьим в истории космическим аппаратом, который пролетел ниже 500 километров над поверхностью Европы. Ему не хватило совсем немного, чтобы установить рекорд, зато данные проведенных измерений и съемок пригодятся для запланированной высадки на спутник.

Европа на снимке Galileo, с расстояния 680 тысяч километров

Пока многие скептически относятся к перспективе и даже возможности воскрешения давно вымерших существ, венчурная компания, связанная с Центральным разведывательным управлением США, инвестирует средства в биотехнологическую компанию Colossal, обещающую воскресить шерстистого мамонта и тасманийского тигра.

Анна Новиковская

Если ты знаешь путь к успеху — ты знаешь и путь к неврозу. Это вовсе не метафора, а психиатрическая мудрость. Успешные люди, как правило, довольно специфичны. Не удивительно, что самые успешные могут оказаться не вполне «нормальными». Это хорошо известно западным ученым, которые любят разбираться в психопатологиях своих национальных лидеров. В России аналогичных исследований почти нет, поэтому сегодня Naked Science рассказывает о «диагнозах» президентов США и их последствиях.

Российские ученые выяснили, что среди вирусов птиц, обитающих в окрестностях озера Байкал, нет возбудителей, способных вызывать серьезные болезни человека, но встречаются опасные паразиты домашних пернатых. Обнаруженные вирусы относились к возбудителям птичьего гриппа, инфицирующим различных позвоночных животных, и к группе парамиксовирусов, которые заражают исключительно птиц. Эти наблюдения помогут предупредить распространение заболеваний с перелетными птицами, отдыхающими на побережье Байкала во время длительных миграций.

Анна Новиковская

Еще в прошлом веке в Вайоминге нашли кости древнего морского ящера, а теперь ученые смогли наконец-то описать этот образец. Новый вид рептилий оказался странным существом с длинной шеей и продолговатой головой, в длину он достигал семи метров.

Желтоватые натриевые и голубоватые люминесцентные и ртутные уличные лампы в Бельгии и соседних странах декабрьской ночью 2013 года

Речь идет о быстром и сильном снижении их температур, с формированием многолетнего морского льда на огромных площадях. Причем ежегодные затраты на это будут много меньше, чем 0,1% ВВП США.

С рождением первенца у отцов происходит сокращение структур зрительной коры и сети пассивного режима работы мозга, делая связь с ребенком теснее и теплее.

Во второй половине III века нашей эры одна из восточных римских провинций объявила свою независимость от метрополии. Сейчас ученые предполагают, что создание Пальмирского царства могло быть вовсе не следствием личных амбиций его владык, а его падение — не только результатом военных побед Рима.

Так могло выглядеть соленое озеро на месте нынешнего кратера Гейла

Главное, что мы твердо знаем о той войне, — что Кутузов придумал гениальный план заманивания Наполеона вглубь России и сдачи Москвы, Наполеон на него «купился», отчего закономерно проиграл войну, и в этом русским здорово помогли морозы. Картина хоть и привычная, но не связанная с реальностью. Кутузов никогда не придумывал такого плана, Наполеон не был жертвой ни кутузовского плана, ни морозов, а Бородино не имело для России никакого стратегического смысла. Naked Science попробует разобраться в том, как все было на самом деле.

Анна Новиковская

Ученые обнаружили, что грибок, нередко становящийся причиной опасного менингита, сильно изменяется при попадании в организм хозяина. Всего за несколько дней он не только уменьшается в размерах, но и обзаводится особыми белками, которые препятствуют его уничтожению иммунной системой.

Аксолотль — амфибия, способная к размножению в форме личинки — обладает потрясающими возможностями к регенерации. В новой статье ученые выяснили молекулярные механизмы, благодаря которым аксолотлю удается восстанавливать мозг даже после удаления его значительной части.

Аксолотль, личинка Ambystoma mexicanum