13 августа, Суббота

Крошечные маячки помогли ученым следовать за мигрирующими насекомыми в небольшом самолете, показав, что те уверенно ориентируются в пространстве, перелетая на тысячи километров.

Ученые обнаружили экзопланету HD 56414 b размером с Нептун, вращающуюся вокруг яркой звезды спектрального класса А, к которому принадлежат Сириус и Вега. HD 56414 b оказалась самой маленькой из известных планет, вращающихся вокруг настолько горячих звезд. Исследователи пришли к выводу, что, если бы она находилась чуть ближе к звезде, ее атмосфера испарилась бы под воздействием излучения, оставив лишь каменное ядро. Вероятно, вокруг звезд класса А вращается множество ядер подобных планет, которые невозможно обнаружить.

В позднем меловом периоде, около 100 миллионов лет назад, по территории современной Аргентины бродило существо, чьей природной защите мог позавидовать средневековый рыцарь. Хотя динозавр был размером с кошку, он приходился ближайшим родственником анкилозаврам и стегозаврам — признанным «танкам» мезозойской эры.

Международный коллектив ученых из Германии, ЮАР и США показал, что у животного, жившего 260 миллионов лет назад, грудная клетка уже начала приобретать черты, характерные для млекопитающих. В будущем это привело к появлению более совершенных способов дыхания и передвижения.

Фауна Новой Зеландии сильно пострадала от ввезенных человеком наземных млекопитающих, таких как кошки, собаки и горностаи. Теперь угроза вымирания нависла над последними видами местных сухопутных млекопитающих — новозеландским выростогубом и новозеландским футлярокрылом.

Про скорость вращения Земли, причины ее изменения и что нам об этом известно

Бактериофаги — вирусы, заражающие бактерий — были открыты не так давно по историческим меркам, всего сто лет назад. Но за это время человечество успело найти им немало полезных применений. Многие слышали, что бактериофаги применяют для лечения бактериальных инфекций у человека, но это лишь верхушка айсберга. Эксперт холдинга «Нацимбио» Госкорпорации Ростех, руководитель проектного офиса по изучению бактериофагов Александр Жарников рассказывает о вариантах использования бактериофагов в других областях нашей жизни — от ветеринарии до разработки новых вакцин.

Качество поверхностных вод в районах добычи нефти и газа вызывает озабоченность из-за повышенного содержания нефтяных углеводородов. Исследователи из ТюмГУ выявили случаи неоднократного превышения экологических норм содержания нефтепродуктов в рыбопромысловых реках и узнали, где лучше устанавливать нефтяные объекты.

В течение часа специальный сенсор и полимер для фиксации бактерий на атомно-силовом микроскопе, разработанные нижегородскими учеными, определяет чувствительность микроорганизмов к лечению антибиотиками.

Многие биологические виды, к сожалению, известны только по музейным экспонатам, но для некоторых из них остается надежда на повторное обнаружение. Теперь, воссоздав звучание стрекота 150-летнего предкузнечника, ученые надеются услышать его в природе.

Первое назначение роботов было связано с повышением эффективности производственных систем — как инструмента сборки автомобилей и других комплексных агрегатов на заводах и фабриках. Сейчас же робототехнические комплексы стали активно использоваться во всех сферах человеческой деятельности, они перестали быть жестко привязанными к месту их установки. Но для возможности автономного функционирования роботам необходимы технические средства, алгоритмы и методы для распознавания окружающей среды и ориентации на местности, для установления соответствия между роботом и точкой в пространстве. Ученые Пермского Политеха нашли способ ранжирования программно-аппаратных сочетаний на основе методологии многокритериального оценивания.

Данные о марсианской атмосфере и о том, как распространяются в ней звуки, собранные марсоходом Perseverance, помогли исследователям из NASA создать программу, которая может воспроизвести, как ваш голос будет звучать на Марсе.

Хотя обычно у рептилий глазница — просто круглое отверстие в черепе, где при жизни находилось глазное яблоко, у хищных динозавров все обстояло иначе. Изучив глазницы нескольких видов хищных динозавров, ученые пришли к выводу, что даже их форма эволюционировала с целью поглощать удары и обеспечивать владельцу самый лучший укус.

Китайская компания 11 августа 2022 года представила своего первого человекоподобного робота под названием CyberOne. Рост робота составляет 177 сантиметров, а масса: 52 килограмма. CyberOne способен передвигаться со средней скоростью в 3,6 километра в час.

Астрономы относят Бетельгейзе к кандидатам на роль сверхновой звезды в галактике Млечный путь. Кажется, что красный сверхгигант сейчас восстанавливает яркость после странного затмения, которое длилось с 2019 года. Этот феномен некоторые исследователи объясняли тем, что звезда начала переходить в следующую фазу сверхновой и скоро взорвется. Однако звезда, похоже, восстанавливает свою яркость — так что же, взрыва не будет?

Общество борьбы с болезнью Альцгеймера опубликовало снимки победителей своего фотоконкурса, которые проливают свет на важнейшие исследования деменции.

Инженеры Лаборатории космической динамики завершили производство первого микроспутника для проекта SunRISE. Шесть идентичных кубсатов форм-фактора 6U станут первым в истории научным инструментом из нескольких космических аппаратов. Они будут работать как единое целое и составят орбитальный радиотелескоп-интерферометр для наблюдения за солнечной погодой.

SunRISE космический радиотелескоп

Динозавры-зауроподы были крупнейшими из живших на суше животных, во много раз превосходящими по размерам современных млекопитающих. Теперь ученые раскрыли еще один секрет их строения, помогавший костям этих животных не ломаться под весом тела.

Впервые о штамме, сочетающем черты вариантов «дельта» и «омикрон», сообщали еще в начале года: тогда его обнаружили на Кипре. Однако, по словам ученых, теперь речь идет о «русской версии».

Образцы для исследования на коронавирусную инфекцию

Оказалось, изменения в структуре головного мозга позволяют определить эффективность обучения студентов лучше, чем тесты и контрольные. Кроме того, развитие пространственного мышления улучшает вербальное мышление, что согласуется с теорией ментальных моделей. Новое исследование американских ученых позволит интегрировать нейронауки и педагогику.

Федеральная комиссия по связи (FCC) США отказала в предоставлении глобальной  спутниковой системе Starlink, которую разворачивает компания SpaceX, субсидий в размере 885 миллионов долларов в рамках программы по обеспечению сельских территорий широкополосным доступом в интернет.

Ученые из России, Китая, Саудовской Аравии, ОАЭ и Египта предложили наиболее эффективную математическую модель процесса производства биодизеля. Моделирование процесса производства биодизеля из соевого масла и метанола выполнено при помощи машинного обучения.

Украинско-американская альтернатива придет на смену двигателям РД-181 в ракете Antares

Долгое время никто точно не знал, спят ли пауки по ночам. Но теперь, проведя съемку детенышей прыгающих пауков, ученые смогли заметить их в состоянии, подозрительно похожем на быстрый сон птиц и млекопитающих.

Международная команда ученых обнаружила в глубоководной части Мексиканского залива новый вид гигантских изопод — родственников мокриц. Длина тела «мокрицы» составляет порядка 26 сантиметров.

Ученые из ТюмГУ предприняли попытку количественной оценки площади нарушенных земель в Среднем Приобье — основном нефтедобывающем регионе России, обеспечивающем около шести процентов мировой нефтедобычи.

В Южной Корее разработали полимерное покрытие, способное к быстрому и многократному самовосстановлению под действием инфракрасного излучения.

Поражающие бактерии вирусы защищают свой геном внутри клетки-хозяина, образуя вокруг него белковое «ядро» с множеством небольших пор.

Американские исследователи проверили предположение о том, что самозанятость влияет на факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний за счет автономности, гибкого графика и отсутствия дискриминации по половому признаку на рабочем месте.

Кадр из фильма «Дьявол носит Prada»

Известно, что многие животные демонстрируют «детское» поведение, когда желают умиротворить нападающих сородичей. Теперь оказалось, что карликовые шимпанзе, или бонобо, плачут как дети уже после конфликта, чтобы тем самым выразить свое угнетенное состояние и добиться утешения от сородичей.

Авторам нового отчета удалось выявить симптомы, которые не включены в действующие рекомендации по оспе обезьян, — к примеру, отек полового члена.

Всего таких подлодок построили шесть штук, а за высоту девятиэтажного дома и необычное устройство они получили прозвища «водовоз» и «плавучий «Хилтон». Каждая субмарина некогда несла по 200 ядерных боеголовок. Причины списания не совсем ясны.

Крупные морские хищники часто ныряют в холодные и темные водные глубины. Но зачем они это делают и чем они там занимаются? Научная журналистка Стефани Пейн в своей статье для издания Knowable Magazine рассказывает, как сами животные помогают биологам это выяснить.

Американские ученые обнаружили набор мутаций определенных генов, которые защищают пожилых людей от слабоумия и снижения когнитивных функций. Оказалось, появление этих генов у наших предков связано с давлением со стороны инфекционных патогенов, таких как гонококк, вызывающий гонорею. По мнению исследователей, такие бактерии могли способствовать тому, что женщины стали доживать до менопаузы, сохраняя здравый ум. Это в буквальном смысле помогало нашим предкам воспитывать детей.

Земля

Муравей — размером с ресничку, но оснащен челюстями, действующими наподобие медвежьего капкана, поэтому любая ошибка во время охоты может привести к тому, что его голову разорвет пополам. Однако этого никогда не происходит. И теперь ученые знают, почему.

Патогенный гриб, заражающий мух, передается через прикосновение здоровой мухи к больной — и теперь ученые выяснили, каким образом гриб вынуждает здоровых самцов контактировать с трупами зараженных самок.

Москва предоставит Египту кредит на 25 миллиардов долларов и сама построит на эти деньги четыре самых продвинутых экспортных ядерных реактора в мире. Увы, то, что подходит для египтян, может оказаться не очень востребовано в большинстве стран мира. А это значит, что массовый экспорт подобных систем — по «египетскому прецеденту» — далеко не гарантирован. Naked Science попробует разобраться почему.

Серебряный карась Carassius gibelio — опасный инвазивный вид, угрожающий местным рыбам Европы. Успешным захватчиком водоемов его делают способность к однополому размножению с паразитизмом на сперме других рыб и связанное с ними наличие целых шести копий генома. В новом исследовании биологи получили последовательность ДНК серебряного карася и выяснили эволюционные корни этой необычной рыбы.

Бельгийские исследователи опровергли популярную гипотезу о том, что строение черепа дятла амортизирует удары о ствол дерева. Наоборот, голова дятла эволюционировала так, чтобы повысить эффективность клевания, а не защищать мозг. При этом размер и форма черепной коробки обеспечивают то внутричерепное давление, при котором мозг дятла находится в безопасности.

Новое исследование стало шагом к дальнейшему пониманию того, как собака интегрирует обонятельные стимулы в свои когнитивные функции.

Собака

Прямая угроза Сталинграду и Кавказу заставила Сталина 28 июля 1942 года выпустить приказ «Ни шагу назад!». И его можно было понять: в случае их потери Германия получала шансы на выигрыш войны. Несмотря на это, продвижение противника не остановилось и в августе. Лишь к сентябрю 1942-го Красной армии удалось найти способ «заморозить» немецкие удары — и только эта «заморозка» сделала реальностью контрнаступление на Волге в ноябре того же года. Почему ключ к победе не удавалось найти так долго? И что стало им на самом деле?

Черные дыры будоражат воображение. Идеальные ловушки, из которых не может вырваться даже свет. Монстры, способные разорвать звезду и перекроить судьбу галактики. Ночной кошмар интуиции, вытворяющий головоломные трюки с пространством и временем. Naked Science объясняет, откуда берутся эти загадочные объекты и как астрономы их обнаруживают.

Ученые из Великобритании и США выяснили, что прием алкоголя способствует укорачиванию теломер, то есть приближает биологическое старение.