4 февраля, Суббота
2 749

«Недостаточно комковатая» — так описал обнаруженную аномалию один из авторов нового исследования. В нем на основе наблюдений сразу двух обсерваторий, работающих с разными диапазонами излучений, удалось создать карту распределения материи во Вселенной с беспрецедентной точностью. Благодаря этому выяснилось, что стандартная модель — главная современная теория мироустройства, описывающая все частицы, поля и взаимодействия, кроме гравитации — имеет все шансы быть неполной.

Голожаберные моллюски — группа морских брюхоногих с броской внешностью. Среди их уникальных способностей — так называемая клептокнидия, то есть «‎заимствование» стрекательных клеток у полипов, которых эти моллюски поедают. В своей новой статье российские зоологи разобрались в тонкостях этого необычного явления.

Trinchesia ornata, один из изученных видов голожаберных моллюсков
1 711

Как и хозяева, четвероногие друзья человека часто страдают от раковых опухолей. И теперь исследователи обнаружили связь между возрастом диагностики рака и полом, размером, а также породой собаки.

2 620

Глядя из настоящего на случившееся в далеком прошлом событие, не всегда можно понять, что его выделяет из ряда соседних с ним. Почему считается, что ход и исход войны переломил именно Сталинград, а не какое-то иное сражение, даже если оно, как Курская битва, «в цифрах крупнее»? Почему Гитлер не разрешал армии Паулюса прорываться из-под Сталинграда? Отчего Манштейн и воздушный мост не смогли ее спасти? И, наконец, какие ошибки, серьезно затянувшие войну, тогда совершил и оппонент немцев — советская Ставка?

Ученые показали, что если участники дебатов перед их началом размышляют о собственных жизненных ценностях, то это делает их более открытыми к чужому мнению и терпимыми друг к другу. Исследователи считают, что это может говорить о преувеличении оценки разнообразия мнений в обществе, а результаты их работы можно будет использовать при разработке образовательных программ.

Если когда-нибудь вы сравнивали вид замороженной пиццы с тем, что изображено на коробке, то вам знакомо чувство обмана аппетитным видом. И, как выяснили американские исследователи, этот маркетинговый ход изобрели вовсе не люди.

Научный коллектив Института молекулярной биологии имени В. А. Энгельгардта (ИМБ) РАН совместно с исследователями из Федерального научного центра лубяных культур и Московского физико-технического института (МФТИ) разработал протокол выделения ДНК льна, включающий стадию изоляции клеточных ядер, который позволяет получить чистую высокомолекулярную ДНК. Используя созданный протокол, удалось даже с одного растения выделить достаточное количество ДНК для достижения большого выхода длинных чтений на платформе Oxford Nanopore Technologies (ONT), которая крайне чувствительна к качеству материала. Из полученных данных ученые собрали геном льна высокой протяженности и полноты.

Исследователи из американского космического агентства сравнили два изображения, первое из которых было сделано в 1972 году, а второе — пятьдесят лет спустя, 8 декабря 2022 года. При их сравнение видно, что наша планета заметно изменилась.

4 889
2 298

В горных лесах на востоке Африки обнаружили крошечных тростнянок. В отличие от подавляющего большинства «нормальных» лягушек, они не способны издать ни звука, а при необходимости найти партнера делают это на ощупь.

Медики смогли вырастить «в пробирке» миниатюрные модели кишечника, а затем успешно имплантировали их лабораторным мышам. Такие органоиды развили собственную иммунную систему, схожую с человеческой. Это позволит использовать их в поисках средств против некоторых пока неизлечимых болезней.

Органоиды кишечника с флуоресцентными метками

Дизайнер из Мюнхена Андреа Моцеллин (Andrea Mocellin) представил свое новое мобильное транспортное устройство. Exo-Line — трехколесная рама с аккумулятором и двигателем, на которой нужно ездить лежа.

Американская компания L3Harris приступила к испытаниям экспериментального спутника NTS-3 в рамках подготовки к его запланированному запуску в конце 2023 года.

3 685

Аэрокосмическая компания SpaceX осуществила 200-й пуск своей самой успешной ракеты — Falcon 9. Это случилось 2 февраля, когда SpaceX запустила 53 интернет-спутника Starlink на орбиту. Считается, что Falcon 9 — самая безопасная из действующих американских ракет. А еще в настоящее время она единственная ракета, сертифицированная для доставки людей на Международную космическую станцию (МКС).

1 094

На примере людей, придерживающихся разных политических взглядов, американские исследователи выяснили, какие биологические механизмы стоят за феноменом разного отношения к одной и той же информации.

Ученые Томского политехнического университета совместно с коллегами из НИТУ МИСИС и Университета Вирджинии разработали экологичную технологию обескремнивания активированного цирконового концентрата при температуре 80-90 градусах с последующим получением бадделеита. Такой метод позволит использовать отечественное сырье для производства металлического циркония и бадделеитовой керамики, необходимых для атомной отрасли, черной и цветной металлургии.

Японский автопроизводитель в 2021 году представил виртуальный концепт элегантного кабриолета Max-Out, а в начале февраля Nissan показал прототип в виде уже реального электромобиля. Правда, считается, что Nissan Max-Out никогда не будет выпущен в виде серийной модели.

Пентагон выбрал компании Aurora Flight Sciences и General Atomics для участия в разработке и, возможно, создании демонстрационного самолета Liberty Lifter X-plane.

1 445

Многослойное «стекло» с заполненными жидкостью капиллярами имитирует природные структуры кожи осьминогов. Это позволяет гибко контролировать его прозрачность, пропуская внутрь одни лучи, но задерживая другие, в зависимости от времени суток, сезона и погоды на улице.

Ученые из Сколтеха запатентовали способ переключения необычного макроскопического состояния света, известного как поляритонный бозе-эйнштейновский конденсат, при комнатной температуре единичным фотоном. Поляритонный конденсат может однажды стать основой для хранения и операций с информацией в оптических компьютерах, и способность эффективно переключать его состояние приближает нас к компьютерам, которые будут манипулировать фотонами вместо электронов, обеспечивая значительный рост производительности и экономию электроэнергии по сравнению с современной электроникой.

6 658

3 279

В самом начале Темных веков кто-то возвел на северо-западе Пиренейского полуострова крупное укрепление. Но вот кто это был — совершенно не ясно.

1 466

Проанализировав социальную структуру и продолжительность жизни почти тысячи видов млекопитающих, китайские исследователи сделали однозначный вывод: общественные животные живут дольше одиночек.

3 960

1 269

Во времена промышленной революции в Западной Европе загрязнение воздуха возросло до беспрецедентного уровня, приводя к массовым заболеваниям и повышенной смертности среди горожан. Однако определить точные показатели загрязнения в те времена не представляется возможным из-за отсутствия систематических широкомасштабных прямых измерений. Ученые из США и Франции подошли к вопросу крайне изящно: они проследили за стилистическими изменениями в картинах художников XIX века, соотнеся их с уровнем загрязнения атмосферы.

Свыше 80 процентов нефти в России добывается из скважин, эксплуатируемых с помощью установок электроцентробежных насосов (УЭЦН). Высокое содержание механических примесей в добываемой пластовой жидкости существенно осложняет процесс нефтедобычи. Оно приводит к аварийным отказам УЭЦН, и чтобы устранить их последствия зачастую требуется на длительное время остановить работу скважины. Эффективно защитить оборудование поможет самоочищающийся щелевой фильтр, который разработали Ученые Пермского Политеха.

19 477

Американские ученые выяснили, что у небольшого спутника Сатурна Мимаса под ледяной оболочкой может скрываться океан. К такому выводу их привело компьютерное моделирование, которое показало, что структура крупнейшего кратера Мимаса согласуется с истончением ледяной оболочки спутника и формированием на нем геологически молодого океана.

Wikimedia Commons

3 775

3 206

3 118

2 749

Недостаточно комковатая материя во вселенной
2 620

2 419

Самоубийственный секс сумчатых куниц
2 298

201 781

121 964

SpaceX договорилась с FCC и NSF
92 908

89 279

66 790

В новом исследовании свыше тысячи собак 13 разных пород участвовали в батарее тестов, призванных определить их умственные способности.

62 272

Ключевое отличие человека от других приматов — его крупный развитый мозг, который в определенном смысле никогда не взрослеет, сохраняя «детскую» структуру. И эту особенность мы разделяем только с вымершим неандертальцем.

79 828

Средний брачный возраст неуклонно растет, и по всему миру все больше женщин отказывается выходить замуж и заводить детей. Американские исследовательницы попытались ответить на вопрос, почему так происходит.

51 578

На севере Европы обнаружили обширное месторождение редкоземельных элементов, первое на территории континента. Добычу там планируют начать в следующем десятилетии, снизив зависимость от поставок ценных металлов из Китая.

37 761

Немецкий ученый обнаружил в архивах Священной Римской империи сведения о том, у кого правитель-алхимик некогда купил загадочный пергамент.

36 402

Поверхность спутника оказалась покрыта исключительно мощным слоем рыхлого снега. В некоторых участках его глубина может достигать 700 метров.

26 492

Ученые из Китая и США обнаружили связь между запрограммированным старением клеток организма человека и воскрешением ретровирусов из нашего генома. Как оказалось, возрожденные вирусы не просто ускоряют и осложняют старение в каждой отдельной клетке, но и «заражают старением» соседние, поражая целые органы и ткани.

25 389

Исследование образцов лунного грунта, доставленных китайской миссией Chang’e-5, связало фрагменты окисленного железа с частицами стекла, которые образуются при падении метеоритов. По-видимому, именно их удары запускают реакции, вызывающие окисление железа и появление «ржавчины» без участия кислорода и воды.

Chang’e-5 на поверхности Луны: взгляд художника
30 241

Некоторые пузырьки поднимаются к поверхности воды не по прямой, а по спирали. Леонардо да Винчи обнаружил этот странный феномен больше 500 лет назад, но объяснить его удалось только теперь.

23 975

Около четверти миллиарда лет назад жизни на Земле был практически подписан смертный приговор: исчезло больше трех четвертей всех организмов на суше и в море. Ключевой причиной катастрофы называют массовые вулканические извержения, но теперь ученые обнаружили, что свою роль в ней сыграло и наше светило.

23 717

Международная группа ученых изучила картину Рембрандта «Ночной дозор» и обнаружила в ней редкое для таких полотен соединение свинца. Открытие дает новое представление о технике живописи XVII века.

23 639

Хотя окрашивание ногтей выглядит делом вполне безобидным, нужно знать, что при некоторых видах маникюра используются особые ультрафиолетовые сушилки. И вот они-то, как оказалось, способны не только повредить нашу ДНК, но даже вызвать рак.

24 950

19 540

18 571

Долгое время ученые не могли ответить на вопрос, почему у людей гораздо меньше волос на теле, чем у их ближайших родственников. Но теперь генетики, сравнив геномы 62 видов млекопитающих, раскрыли тайну появления первой «безволосой обезьяны».