ФизТех, Автор в Naked Science

Структурные биологи из МФТИ совместно с коллегами из США провели два дополняющих друг друга исследования цистенил-лейкотриеновых рецепторов. Результаты представляют большой интерес для медицины. Найденные методом виртуального скрининга химические соединения могут стать новыми, не имеющими аналогов в мире, лекарствами от астмы и редких видов рака.

Российские ученые предложили превосходящий аналоги метод синтеза структурно правильных графеновых нанополосок — материала с перспективами применения в гибкой электронике, солнечных батареях, светодиодах и лазерах. Разработанная коллективом оригинальная технология осаждения из газовой фазы дешевле и производительнее, чем применяемая сегодня самосборка нанополосок на подложке из благородного металла.

Ученый из МФТИ предложил новое объяснение быстрому потеплению в Арктике. Оно может быть вызвано геодинамическим фактором — серией крупных землетрясений.

Сотрудники Центра исследований молекулярных механизмов старения и возрастных заболеваний МФТИ совместно с коллегами из Юлихского исследовательского центра (Германия) установили роль ионов натрия в переносе глутамата в центральной нервной системе. Глутамат — наиболее значимый возбуждающий нейромедиатор. Он удаляется из синаптической щели между нейронами при помощи белков из семейства EAAT — транспортеров возбуждающих аминокислот.

Международный коллектив ученых провел сравнительное исследование распространенности расстройств зрения в мире в 1990–2020 годах. Авторы изучили распространенность и связь заболеваний и состояний, потенциально приводящих к слепоте, динамику этих показателей и возможность достижения цели, установленной Всемирной ассамблеей здравоохранения — снизить количество предотвратимых зрительных нарушений на 25 процентов к 2019 году. Ученые пришли к выводу, что мировое здравоохранение не справилось с этой задачей.

Группа ученых под руководством Алана Калуева, ведущего научного сотрудника МФТИ, изучала хронический стресс у зебраданио — рыбок данио-рерио (zebrafish), и определила, что для этого типа заболеваний мозга зебрафиш — ценный модельный организм, наравне с грызунами. Полученные в исследовании данные возможно применять в медицине при разработке тактики лечения пациентов с хроническим стрессом.

Ученые из МФТИ и Физического института имени П. Н. Лебедева РАН предложили новую конструкцию оптических антенн для нанофотонных устройств, на основе серебряных наночастиц и кадмиевых квантовых точек, которые испускают более яркое люминесцентное излучение и при этом обладают меньшим временем реакции. Кроме того, исследователи предложили новый способ получения микроизображений антенн, позволяющий обойтись без использования метода «темного поля». Наноантенны, в свою очередь, - это один из элементов, необходимый для создания квантовых компьютеров. Кроме того, они могут быть использованы в органических светодиодах, из которых можно собрать световую поверхность или экран.

Запоминающие устройства на основе переключения сопротивления обладают значительными преимуществами перед используемыми сегодня элементами памяти. Сотрудники лаборатории атомно-слоевого осаждения МФТИ совместно с коллегами из Кореи изучили влияние дефектов поверхности одного из электродов на свойства ячейки резистивной памяти. Оказалось, что при увеличении толщины электрода шероховатость его поверхности резко возрастает, а параметры ячейки памяти заметно улучшаются.

Международный исследовательский коллектив провел сравнительный анализ обеспечения всеобщего охвата услугами здравоохранения в мире. Ученые рассмотрели, насколько полно обеспечены жители разных стран базовой медицинской помощью, как связаны затраты на медицину с доступностью медицинских услуг широким слоям населения и соответствует ли текущий уровень обеспечения населения медицинской помощью целям устойчивого развития ООН. В том числе, сделаны выводы об охвате услугами здравоохранения населения России.

Ученые из Московского физико-технического института и Института проблем химической физики РАН предложили простой и удобный способ получения квантовых точек определенного размера с помощью химического старения. Это поможет физикам-экспериментаторам гораздо проще, легче и дешевле получать квантовые точки необходимого размера. А, значит, и упростить процесс изготовления солнечных батарей, телевизоров и пожарных детекторов.

Физики из МФТИ и Владимирского государственного университета сумели повысить эффективность передачи энергии света в колебания на поверхности графена почти до 90 процентов. Для этого они использовали энергетическую схему преобразования, наподобие лазерной, и коллективные резонансные эффекты. Одно из возможных направлений, в которых может быть полезен эксперимент, - создание преобразователей световой энергии вроде солнечных батарей, только с гораздо большей эффективностью.

Используемый сегодня метод производства тканей из стволовых клеток имеет крайне ограниченную пропускную способность. Ученые из МФТИ и Гарвардского университета при помощи полуавтоматической обработки тканей ускорили протокол производства клеток почти в четыре раза без потери качества. Новый алгоритм помогает также в изучении факторов, влияющих на специализацию клеток.

Ученые из МФТИ разработали прототип нового детектора солнечных частиц. Прибор способен улавливать протоны и электроны с кинетическими энергиями 10–100 МэВ и 1–10 МэВ соответственно. Они составляют основную часть потока высокоэнергетичных частиц от Солнца. Прибор поможет улучшить защиту кораблей и космонавтов от радиации, а также подробнее изучить природу солнечных вспышек.

Физики из МФТИ создали широкополосный чувствительный к поляризации детектор терагерцового излучения на основе графена. Разработка может найти применение в системах связи и передачи информации нового поколения, а также системах безопасности и медицине.

Ученые из лаборатории разработки инновационных лекарственных средств и агробиотехнологий МФТИ разработали метод, позволивший получить экстракт биологически активных веществ из жира личинок мухи. Эти вещества обладают уникальными антибактериальными свойствами и могут уничтожать патогенные бактерии, устойчивые к антибиотикам. Метод оказался в 50 раз эффективнее, чем все применявшиеся до этого технологии.

Ученые из МФТИ совместно с коллегами из исследовательского центра города Юлиха в Германии изучили природное разнообразие ферментов, превращающих жирные кислоты в углеводородные цепи под воздействием синего света. Исследователи нашли отличительные особенности белков и проследили их наследование между разными родственными организмами. Эти результаты помогут в поиске новых ферментов семейства и дизайне белков для применения в химической промышленности.

Физики из МФТИ и Королевского колледжа Лондона устранили ограничение на пути к созданию инжекционных нанолазеров для интегральных схем. Предложенный исследователями подход дает возможность производить лазеры, размеры которых не только в сотни раз меньше толщины человеческого волоса, но и меньше длины излучаемого ими света. Они позволят наладить сверхбыструю передачу информации в многоядерных микропроцессорах ближайшего будущего.

В Карское море и море Лаптевых поступает около половины всего пресноводного стока в Северный Ледовитый океан из рек Оби, Енисея и Лены. В связи с этим перенос и трансформация речной воды в этих морях оказывают важное влияние на ледообразование, биопродуктивность и многие другие процессы в масштабах всей Арктики. Ученые из Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН и МФТИ исследовали распространение речных плюмов — опресненных водных масс, образующихся в морях российской Арктики в результате перемешивания речного стока и соленых морских вод.

Ученые из МФТИ и Российского квантового центра совместно с коллегами из Саратовского государственного университета и Мичиганского технологического университета продемонстрировали новые методы управления спиновыми волнами при помощи коротких лазерных импульсов в особым образом структурированных пленках феррит-граната. Найденное решение может быть востребовано для передачи информации с низкими энергозатратами (или энергопотреблением) и квантовых вычислений на основе спинов.

Ученые из МФТИ и Института теоретической и прикладной электродинамики РАН узнали, как именно пленки диоксида ванадия становятся проводящими. Это позволит удешевить тепловизоры на основе таких пленок, повысить их чувствительность и разрешение.