270 статьи
28 подписчика
Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет), известен также как Физтех — ведущий российский вуз по подготовке специалистов в области теоретической, экспериментальной и прикладной физики, математики, информатики, химии, биологии и смежных дисциплин. Расположен в городе Долгопрудном Московской области, отдельные корпуса и факультеты находятся в Жуковском и в Москве.

В МФТИ исследовали устойчивость опухолевых стволовых клеток немелкоклеточного рака легкого к лучевой терапии. При воздействии ионизирующего излучения эти клетки на время уходят в «спячку», а при наступлении благоприятных условий возобновляют активное деление и, таким образом, приводят к рецидивам.

Сотрудники лаборатории терагерцовой спектроскопии МФТИ обнаружили, что вода в белках, отвечающих за обеспечение живых систем энергией, и вода, на которую воздействуют постоянным электромагнитным полем величиной в десятки киловольт на сантиметр, ведут себя очень похожим образом.

Российские ученые исследовали поведение жидкого углерода с помощью суперкомпьютерного моделирования и впервые охарактеризовали его структуру на наноразмерных масштабах. Результаты свидетельствуют о том, что при относительно низких давлениях жидкий углерод представляет собой смесь линейных sp-гибридизованных цепочек и структурно напоминает карбин — загадочную твердую фазу углерода, споры о существовании которой ведутся уже более полувека.

Международная группа ученых из России и Германии открыла механизм работы на атомном уровне важного клеточного белка бактериородопсина. Оказывается, с помощью света белок организует «протонные провода» для создания потенциала на мембране и подзарядки клетки. К открытию ученые шли несколько лет, проверяя и суммируя всю накопленную информацию и разрабатывая собственную уникальную методику исследований.

На Физтехе создан и успешно выдержал натурные испытания прототип системы активного и пассивного сейсмического мониторинга, который позволит проводить контроль процесса разработки месторождений углеводородов весь период эксплуатации в режиме реального времени. Комплекс выполнен преимущественно на отечественных комплектующих с применением технических решений, не имеющих прямых аналогов.

Ученые МФТИ, совместно с коллегами из Сколтеха и ИМПБ РАН, разработали компактные пробоотборники для сбора биологических образцов и их последующего масс-спектрометрического анализа. Подобные пробоотборники можно успешно использовать даже на космической станции.

Показатели инфицирования и летальности от Covid-19 значительно разнятся между странами, однако пока неясно, какие именно факторы влияют на успех в борьбе с ковидом. Международная группа ученых, в состав которых вошел представитель лаборатории анализа показателей здоровья населения и цифровизации здравоохранения МФТИ, провела сравнительный анализ влияния 25 факторов на заболеваемость и смертность от Covid-19 в 177 странах в период с 1 января 2020 года по 30 сентября 2021-го. Исследование выявило, что ключевыми факторами, повышающими риски, стали низкий уровень доверия к правительству, высокая плотность населения и избыточный вес граждан.

В лаборатории геофизических исследований Арктики и континентальных окраин Мирового океана МФТИ провели анализ сейсмогенного процесса Алеутской островной дуги, проходящей от Камчатки до Аляски. Было установлено, что именно направление вектора сближения литосферных плит, на границе которых находятся острова, оказывает существенное влияние на эти процессы. Исследование поможет прогнозировать будущие землетрясения, их силу и наиболее опасные территории.

Ученые Центра фотоники и двумерных материалов МФТИ с коллегами из других вузов и научных институтов изучили оптические свойства двумерных соединений серы с платиной и оловом. Исследованные материалы имеют высокий показатель преломления, который позволяет создавать на их основе ультратонкие линзы, биосенсоры, транзисторы, фотодетекторы и сверхчувствительные приемники, а гигантская анизотропия соединений платины — преодолеть дифракционный предел.

Ученые из МФТИ и Института физики земли имени О. Ю. Шмидта сравнили три подхода, применяемых для расчета хрупкости горных пород в местах скопления нефти.

Загрузить ещё