Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать
295 статьи
38 подписчика
Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет), известен также как Физтех — ведущий российский вуз по подготовке специалистов в области теоретической, экспериментальной и прикладной физики, математики, информатики, химии, биологии и смежных дисциплин. Расположен в городе Долгопрудном Московской области, отдельные корпуса и факультеты находятся в Жуковском и в Москве.

Ученые из Центра фотоники и двумерных материалов МФТИ разработали фотодетектор, способный различать информацию о поляризационном состоянии световой волны. Эта информация дополняет знания о цвете и яркости, недоступна человеческому глазу и многим современным фотоприемникам, однако может быть важна для оптоволоконных линий связи нового поколения.

Исследователь из России открыл механизм «молекулярной коммутации» ДНК, который меняет наше представление об одной из главных парадигм биологии. Более 70 лет считалось, что ДНК хранит и обрабатывает информацию за счет структуры двойной спирали – однозначно соответствующих друг другу (комплементарных) молекулярных цепей. Руководитель направления «Нанобиомедицина» Университета «Сириус», заведующий лабораторией МФТИ Максим Никитин экспериментально доказал, что для эффективной обработки генетической информации ДНК совершенно не обязательно образовывать двойную спираль. ДНК может хранить и передавать информацию за счет слабоаффинных взаимодействий, реализующийся в том случае, когда молекулы имеют низкое сродство друг к другу. Более того, он показал, что короткая ДНК, даже максимально некомплементарная гену, может регулировать его работу.

Российские ученые провели межвидовой анализ экспрессии генов головного мозга у рыбок данио, крыс и людей, чтобы идентифицировать новые общие молекулярные мишени для терапии аффективных расстройств ЦНС, вызванных хроническим стрессом. В ходе исследования удалось идентифицировать несколько ключевых белков мозга, которые могут играть важную роль в патогенезе аффективных расстройств.

20.12.2022

Ферритин — жизненно важный белковый комплекс, отвечающий за окисление и хранение железа. Он играет значимую роль в различных метаболических процессах, например при воспалении, реакции на стресс и развитии онкологических и нейродегенеративных заболеваний. Ученые МФТИ описали роль ферритина в заболеваниях, клеточную регуляцию железа, его структурные особенности и роль в биотехнологии и показали, что молекулярные механизмы самосборки ферритина можно назвать ключевыми для ряда биотехнологических и фармацевтических приложений.

Ученые Центра перспективных методов мезофизики и нанотехнологий МФТИ с коллегами обнаружили, что в многообещающей для новой электроники системе на основе топологического изолятора, состоящего из висмута, сурьмы, теллура и селена, с ниобиевыми контактами возникает еще один сверхпроводящий участок со своим критическим током. Сделанное открытие, с одной стороны, накладывает ограничения, а с другой — проясняет структуру интерфейса в устройствах данного типа.

05.12.2022

Физики из Московского физико-технического института и Института ядерных исследований РАН предложили новый способ оценить толщину поверхностного нейтронного слоя в тяжелых ядрах.

30.11.2022

Астрофизики проанализировали общедоступные данные нейтринной обсерватории IceCube, расположенной в Антарктиде. Оказалось, что значительная часть потока высокоэнергетических нейтрино, регистрируемых телескопом, имеет галактическое происхождение, то есть рождена в Млечном Пути.

30.11.2022

Центр перспективных методов мезофизики и нанотехнологий МФТИ продвигает новую платформу для популяризации и консолидации науки в России — CoLab в МФТИ. Проект запущен группой российских разработчиков для объединения студентов, аспирантов, ученых, лабораторий, институтов, центров, университетов и R&D-компаний со всей России, чтобы предоставить им удобную среду для коммуникации и сотрудничества.

28.11.2022

Изучение возможности передачи сигналов внутри живых организмов с помощью ионов очень перспективно для развития новых направлений биологии и медицины. На этой возможности построена целая наука оптогенетика, которая исследует работу нейронов и других клеток с помощью внедрения микробных родопсинов — белков, которые под действием света могут активно или пассивно переносить ионы через мембрану. Ученые из МФТИ изучили структуру SyHR — первого известного микробного родопсина, способного прокачивать дивалентные ионы, благодаря чему стал понятен молекулярный механизм процесса.

22.11.2022

Графен лежит в основе самых передовых прикладных разработок, но и у него есть свои минусы, которые можно компенсировать за счет симбиоза с другими материалами. В поисках наилучших свойств ученые из МФТИ, ИОФ РАН и Тайваньского национального университета науки и технологий в рамках совместного проекта Российского научного фонда изучили взаимодействие графена и классических материалов. Изученные композиты интересны для очистки воды, оптоэлектроники, доставки лекарств, терапии рака, экологически чистой энергетики и защиты окружающей среды.

Загрузить ещё