Сегодня, 13:17
Анатолий Глянцев
2 066

Недавно СМИ облетела новость: астрономы составили самую большую трехмерную карту космоса! И это правда, но… не совсем. Naked Science объяснит, как и зачем астрономы картируют мироздание и в чем на самом деле грандиозность недавнего достижения.

47 696

Обычно спутники планет много меньше нашей планеты, но в этот раз речь идет о настолько большом теле, что оно выглядит вполне солидным кандидатом на обитаемость.

10 102

Земля и Солнце находятся внутри огромного «пузыря» разреженного газа. Новая работа ученых продемонстрировала, как он возник и как мы оказались почти в самом его центре.

Модель Местного пузыря; в центре показано Солнце (не в масштабе)
7 805

Горячий юпитер WASP-103b вращается крайне близко к своей звезде и испытывает такое мощное действие приливных сил, что деформируется, приобретая форму вытянутого мяча для регби.

WASP-103b и ее звезда: взгляд художника
5 821

До сих пор все сведения о наличии воды на спутнике Земли получали менее прямолинейными способами. Главное: данные с китайского «Чанъэ-5» показывают, что вода на Селене появилась не извне, а имеет совсем иной источник.

31 177

Оказалось, наша Галактика в далеком прошлом поглотила довольно нетипичную галактику-жертву. Ее условное название — Гайя-Колбаса-Энцелад (вероятно, впоследствии появится более благозвучное). Видимо, и ее происхождение было необычным.

28 086

Уникальные наблюдения показали, что звезды могут переживать глубокие внутренние изменения, выбрасывая вспышки излучения и вещества, прежде чем окончательно взрываться сверхновыми.

Анатолий Глянцев
25 593

Под занавес 2021 года произошло радостное событие: Байкальский нейтринный телескоп и детектор IceCube в Антарктиде одновременно зарегистрировали нейтрино, пришедшие от одной и той же черной дыры. Это первый случай, когда космические нейтрино высоких энергий от одного источника регистрируют сразу два телескопа.

8 834

Специалисты из Института прикладной математики (ИПМ) имени Келдыша РАН запустили на Алтае новый телескоп. Благодаря ему ученые смогут лучше прогнозировать опасные сближения в космосе.

космические объекты
29 107

Инструменты на борту МКС зарегистрировали масштабный гамма-всплеск, выброшенный нейтронной звездой в далекой галактике.

Вспышка магнетара глазами художника
25.12.2021
3 082

Представлены съемки кометы Леонарда, сделанные аппаратом Solar Orbiter, пока она пролетала мимо него, направляясь ближе к Солнцу.

Комета C/2021 A1 (Leonard) на снимке телескопа Schulman Университета Аризоны
24.12.2021
Александр Сергеев
22 569

Двадцать пятого декабря 2021 года ракета «Ариан-5» должна поднять в космос телескоп имени Джеймса Уэбба — самую передовую в человеческой истории космическую обсерваторию. Столь сложный и дорогой научный инструмент человечество до сих пор еще не создавало — и уж тем более такое до сих пор не запускали в космос.

24.12.2021
3 595

Международная группа ученых выяснила, что планеты земной группы образовались не из пыли, а планетезималей. И если бы не Юпитер, Земля, возможно, была бы очень больших размеров.

14 195

Астрономы заметили многочисленную группу планет-сирот: в облаке Ро Змееносца нашли 170 кандидатов в такие одинокие миры.

Планета-сирота в облаке Ро Змееносца: взгляд художника
21.12.2021
5 104

Группа исследователей, в которую вошли специалисты, обнаружившие в 2020 году фосфин на Венере, полагает, что на этой планете могут существовать микроорганизмы, «создающие» себе среду обитания.

20.12.2021
3 875

Прохождение молодой звезды сквозь газопылевой диск соседки заставляет их быстро и надолго повышать яркость и может объяснить тайну появления «оплавленных» метеоритов в Солнечной системе.

Резкий разогрев звезды, прошедшей сквозь протопланетный диск
9 196

Двадцать восьмого апреля 2021 года, в 09:33 UTC (12:33 по московскому времени), солнечный зонд НАСА «Паркер» достиг короны Солнца — верхнего слоя его атмосферы — и провел в ней пять часов. Это первый космический аппарат, вошедший во внешнюю границу светила и получивший непосредственные измерения ее характеристик.

«Паркер» на фоне Солнца в представлении художника. / © NASA/Johns Hopkins APL/Steve Gribben
3 040

По площади она в два с лишним раза больше Ладожского озера, хотя лежит близко к экватору планеты. Скопление ценного ресурса в этой относительно теплой зоне может пригодиться будущим марсианским базам и колонистам.

44 232

Новые наблюдения за звездами, вращающимися вокруг сверхмассивной черной дыры Sgr A*, позволили уточнить ее массу и найти нового рекордсмена по скорости орбитального движения.

Звезды вокруг Sgr A*, июнь 2021 года
14.12.2021
15 713

Астрономы выяснили природу загадочной мегавспышки Cow: скорее всего, мы наблюдали рождение сверхкомпактного объекта — нейтронной звезды или даже черной дыры.

AT2018cow: взгляд художника