23 844

Солнце несравнимо ближе к нам, чем любая другая звезда. До него всего восемь световых минут, тогда как до Проксимы Центавра — четыре с лишним световых года. Казалось бы, уж о Солнце-то мы должны знать все и даже больше. Однако не тут-то было. Naked Science рассказывает о загадках, которые все еще таит дневное светило.

5 561

Тепловая карта северного полушария Юпитера, наложенная на оптический снимок планеты: видны раскаленная область атмосферы у полюса и волна жары, распространяющаяся к югу
6 696

Межзвездный астероид Оумуамуа: взгляд художника
2 027

В центре нашей Галактики определили популяцию невероятно старых звезд — скопление, которое появилось больше 12 миллиардов лет назад, став «зародышем» будущего Млечного Пути.

18 377

Так могло выглядеть соленое озеро на месте нынешнего кратера Гейла
2 683

Исследуя византийские летописи, ученые нашли упоминания полных солнечных затмений, происходивших «не совсем» в расчетных местах. Анализ отклонений позволил уточнить неравномерность вращения Земли вокруг своей оси.

Художественное изображение солнечного затмения
2 759

Пока любители астрономии поражаются величине галактик, профессионалы ломают голову, почему они такие маленькие. Naked Science объясняет, в чем тут загадка, а также что общего у галактики со снежным комом и бачком унитаза и отчего у нее может вырасти хвост.

3 240

Ученые проследили долгую цепочку событий, которые вызвали необычный наклон оси вращения Сатурна, а в конце концов привели к появлению у планеты грандиозной системы колец.

14 548

Моделирование показало, что небольшое увеличение эксцентриситета орбиты Юпитера могло бы улучшить климат на Земле и сделать многие регионы нашей планеты более комфортабельными для жизни.

1 513

Обнаружены две планеты у близкого красного карлика LP 890-9, одна из которых находится в его обитаемой зоне. Планеты проходят по диску звезды, что делает их интересной целью для дальнейших исследований.

Наземные и космические обсерватории, участвовавшие в открытии планет у звезды LP 890-9.
16 772

Помимо каменистых и газовых планет, возле красных карликов встречаются миры, где твердые породы густо перемешаны с водой.

3 095

Недавно астрономы впервые обнаружили углекислый газ в атмосфере экзопланеты. В честь этого события Naked Science объясняет, как ученые определяют состав столь далеких планет, что их даже и в телескоп-то не видно!

4 051

Область особенно жесткого гамма-излучения, видимая в районе центра нашей Галактики, может создаваться карликовой галактикой-спутницей, расположенной за ним.

На иллюстрации показаны пузыри Ферми, исходящие из центра нашей Галактики, и карликовая галактика-спутница Sgr dSph, яркое излучение которой мы наблюдаем с противоположной стороны Млечного Пути
5 695

Немецкие физики использовали лазер и пластик, чтобы имитировать условия в глубине ледяных гигантов, и заодно нашли метод получения алмазов из мусора.

1 647

Газовый гигант GJ 896Ab вращается вокруг одной из звезд в тесной паре красных карликов, двигаясь при этом в обратном направлении.

Над поверхностью GJ 896Ab видны звезды двойной системы: взгляд художника

Нейросеть помогла различить детали на дне, которого не достигает солнечный свет. К большому сожалению, ледников там не обнаружилось: похоже, весь лед густо перемешан с грунтом.

2 623

Планетарная туманность в рассеянном звездном скоплении М37 расширяется уже около 75 тысяч лет — в разы дольше, чем обычно существуют эти короткоживущие объекты.

Туманность Улитка — одна из самых известных и эффектных планетарных туманностей
15 821

Активный центр галактики J1430+2303 ведет себя странно: это может свидетельствовать о том, что очень скоро в нем произойдет уникальное событие — слияние пары сверхмассивных черных дыр.

Компьютерная симуляция пары сверхмассивных черных дыр накануне слияния
2 156

Телескоп James Webb заметил следы присутствия углекислого газа в атмосфере газового гиганта WASP-39 b. Это первая подобная находка за пределами Солнечной системы, которая может многое рассказать о формировании экзопланеты.

50 781

Суперземля TOI-1452 b целиком покрыта жидкой водой, что делает ее подходящей для развития жизни. А благодаря близкому расстоянию и удачному расположению планеты ее особенно удобно наблюдать.