1 час назад
Анна Новиковская

Еще несколько тысяч лет назад по Британским островам бродило множество крупных животных, но с окончанием последнего оледенения и ростом человеческой активности ситуация начала стремительно меняться. Благодаря «летописи следов», оставленной на древнем пляже, исследователи проследили динамику британского биоразнообразия в течение восьми тысячелетий.

Исследователям из Великобритании и Канады, похоже, наконец удалось классифицировать древнее животное Typhloesus wellsi, также известное как «инопланетная золотая рыбка». Наиболее вероятно, что это вымерший вид брюхоногого моллюска, жившего на Земле свыше 300 миллионов лет назад.

Палеонтологи обнаружили новый вид одноклеточной многоядерной водоросли Protocodium sinense, которой более полумиллиарда лет. Образец исключительно хорошо сохранился, что позволило точно описать его трехмерную структуру и систематическое положение и тем самым дополнить эволюционную историю царства растений.

Анна Новиковская

Массовое вымирание в конце мелового периода уничтожило динозавров, пощадив только птиц, — но были ли это падение процветающей империи или последний забитый гвоздь в крышку гроба? Новая находка китайских ученых доказывает, что разнообразие гигантских ящеров начало снижаться задолго до падения знаменитого астероида.

Анна Новиковская

До появления современного человека на Земле жило множество видов крупных млекопитающих, от мамонтов и огромных вомбатов до смилодонов и гигантских ленивцев. Теперь мегафауна сохранилась преимущественно в Африке, но и на Черном континенте ее существованию угрожают браконьерство, разрушение среды обитания и изменения климата. Какими будут экосистемы, когда исчезнут последние гиганты?

Анна Новиковская

Хотя сегодня клювоголовые рептилии представлены одним-единственным видом: новозеландской гаттерией, некогда это был многочисленный отряд, чьи представители жили по всему земному шару. Около 150 миллионов лет назад одна из таких рептилий жила в Северной Америке, бок о бок со стегозаврами и диплодоками.

Анна Новиковская

Мягкие ткани довольно редко сохраняются в палеонтологической летописи, но на этот раз ученым повезло: они обнаружили сердце, кишечник и печень древней челюстной рыбы, жившей задолго до появления первых наземных позвоночных.

На юго-западе Китая обнаружены самые древние останки гиббонов. По словам ученых, эта находка поможет заполнить эволюционный пробел в истории человекообразных обезьян.

Анна Новиковская

Проанализировав состав костей в черепах ископаемых и современных рыб, а также древнейших наземных и современных позвоночных, ученые пришли к выводу, что одна анатомическая особенность, присущая нашему общему предку, навсегда ограничила эволюцию черепов сухопутных животных.

Анна Новиковская

Почти четверть миллиарда лет назад на территории современного Мадагаскара жило удивительное существо — целурозавравус, первая планирующая рептилия на Земле, скользившая по воздуху за 50 миллионов лет до появления первых птерозавров. Теперь ученым удалось нащупать возможный ответ на вопрос, зачем целурозавравусу вообще потребовалось научиться летать.

Анна Новиковская

В позднем триасовом периоде по Европе бродило множество двуногих травоядных динозавров, похожих на более поздних диплодоков и брахиозавров, но не приходившихся им близкой родней. Прямые же предки многотонных колоссов позднего мезозоя, похоже, жили в таких местах, как Юго-Западная Германия, и передвигались на четырех конечностях.

Ученые продолжают спорить о причинах вымирания в конце палеозойской эры — самого массового в истории Земли. Согласно новым данным, оно продолжалось гораздо дольше, чем принято считать, и сопровождалось длительным постепенным потеплением.

Пермское вымирание в представлении художника
Анна Новиковская

Среди современных выдр редко встречаются особи весом свыше 30 килограммов, но около трех миллионов лет назад в Африке жил зверь, ростом с крупную собаку и весом до 200 килограммов. Более того, судя по составу зубной эмали, эта великанша чаще охотилась не на рыбу и черепах, а на сухопутных млекопитающих.

Анна Новиковская

Изучив строение зубов позднетриасового животного, ученые пришли к выводу, что первые млекопитающие могли возникнуть на Земле на 20 миллионов лет раньше, чем считалось прежде.

Анна Новиковская

Международный коллектив ученых описал окаменелости, вероятно, самого древнего африканского динозавра. Двухметровый ящер жил на Земле около 230 миллионов лет назад, но его скелет сохранился невероятно хорошо. Отсутствует только часть черепа и передней конечности.

Исследуя химический состав зубов пантолямбды — относительно крупного млекопитающего, жившего 62 миллиона лет назад, — ученым удалось подробно описать этапы его жизни. Оказалось, пантолямбды долго вынашивали детенышей, быстро взрослели и рано умирали. Возможно, именно это и позволило ранним млекопитающим быстро достичь крупных размеров и занять экологические ниши, освободившиеся после вымирания динозавров.

Pantolambda bathmodon

Палеонтологи описали прежде неизвестного убийцу конца мелового периода — мозазавра Thalassotitan, который занимал положение высшего морского хищника, как сегодняшние косатки и большие белые акулы.

Во время раскопок во дворе жителя португальского города Помбал палеонтологи обнаружили отлично сохранившиеся фрагменты скелета динозавра. Вероятно, его обладатель был крупнейшим зауроподом Европы и относился к семейству брахиозаврид.

Раскопки ребер португальского брахиозаврида

По мнению ученых, вымирание этого суперхищника повлекло масштабные последствия: крупные китообразные, наконец, избавились от угрозы быть съеденными на обед, что, в свою очередь, повлияло на глобальные пищевые сети, продуктивность океана и стабильность экосистемы.

Мегалодон

Детальное исследование кембрийского существа Saccorhytus coronarius позволило уточнить его систематическое положение. Оказалось, саккоритус не был прародителем крупной группы вторичноротых животных (к которым относятся человек и другие позвоночные), как считали ранее. Напротив, это было примитивное первичноротое, дальний родич насекомых и круглых червей.

Кембрийское животное Saccorhytus coronarius