13 марта

Ученые из Аргентины и Парагвая обнаружили у берегов Антарктиды останки нелетающей вымершей птицы, принадлежавшей семейству фороракосовых. Это первая находка такого рода на Южном континенте и при этом она весьма древняя. Вероятно, 100-килограммовая птица была главным хищником Антарктиды своей эпохи.

7 марта

Балтийский янтарь возрастом примерно 38 миллионов лет с застывшей в нем парой ископаемых термитов позволил ученым реконструировать и проанализировать брачное поведение вымерших насекомых. По словам исследователей, это древнейшая и пока единственная описанная в научной литературе окаменелость, содержащая одновременно самца и самку термитов вида Electrotermes affinis.

Международная группа ученых впервые почти полностью описала причудливое животное, напоминающее дракона из китайской мифологии — архозавроморфа, жившего в триасовом периоде на территории Китая.

Первые хищники, которые жили на Земле задолго до появления динозавров в ископаемой летописи, серьезно поменяли строение своих челюстей, чтобы лучше охотиться. Такой вывод сделали ученые из Бристольского университета в Великобритании.

Команда ученых из Великобритании сообщила о новом виде птерозавров, обнаруженном в отложениях формации Килмалуаг на шотландском острове Скай. Открытие показало, что эволюция этих вымерших летающих ящеров проходила по более сложной модели, чем считалось.

Из-за различий в образе жизни разные виды тероподов — двуногих хищных динозавров — были подвержены различным травмам и болезням костей. Новые свидетельства этого представила международная команда палеонтологов из Гонконга, Аргентины и Бельгии.

Палеонтологи долго не могли понять, как не умеющие летать динозавры могли использовать свои передние конечности, покрытые перьями, — из-за схожести с настоящими крыльями их называют протокрыльями. Чтобы пролить свет на этот вопрос, исследователи из Южной Кореи создали «Робоптерикса» — настоящего робота-динозавра, имитирующего движения двуногого «крылатого» каудиптерикса (Caudipteryx), который «охотился» на живых кузнечиков.

Китайские палеонтологи обнаружили в Северном Китае около 300 микроокаменелостей многоклеточных эукариотических организмов возрастом 1,63 миллиарда лет. Их анализ показал, что, вероятнее всего, это далекий предок растений — он размножался с помощью спор и питался фотосинтезом. Находка подтверждает, что последний общий предок эукариотических растений появился в конце палеопротерозоя.

Новое исследование образцов горных пород из ЮАР позволило найти доказательства весьма широкого и непредвиденного разнообразия микробной жизни 3,4 миллиарда лет назад. Обнаруженные следы активности древних микроорганизмов свидетельствуют о существовании сложных микробных сообществ уже в раннем архее, на самой заре зарождения жизни на Земле.

В доисторические времена на юго-западе современной Англии обитали крылатые рептилии. Хотя эти небольшие животные напоминали ящериц, они более близки к динозаврам. Это показало новое исследование, одним из авторов которого стал студент британского вуза.

Группа калифорнийских палеонтологов усомнилась в существующих оценках строения тела древней акулы.

Международная группа палеонтологов обнаружила окаменевший образец кожи рептилии возрастом 286-289 миллионов лет. Это на 18-21 миллион лет старше самого древнего из ранее найденных фрагментов эпидермиса.

Палеонтологи описали новый вид тираннозавров, обитавших в южной части Северной Америки. По мнению ученых, они могут быть ближайшими известными родственниками Tyrannosaurus rex — плотоядных динозавров из мелового периода, которых считают крупнейшими наземными хищниками своего времени, а возможно, и за всю историю Земли.

Авторы нового исследования рассказали, почему самые крупные из приматов оказались плохо приспособлены к переменам, в отличие от их ближайших родственников.

Американские ученые пришли к выводу, что одно из семейств плезиадапиформов — вымерших родственников приматов — отнести к таковым нельзя.

Животное население Земли в знакомом нам виде начало складываться в кембрийский период. Именно тогда появились основные группы организмов, в том числе первые хищники. Новая статья посвящена Timorebestia koprii — только что описанному виду хищного животного, которое обнаружили в Гренландии. В отличие от других плотоядных кембрийского периода, тиморебестиа не относится к членистоногим, это крупный и один из самых ранних представителей типа щетинкочелюстные.

27.12.2023

Многие животные — от мокриц до броненосцев — в случае опасности становятся круглыми, выставляя наружу жесткую поверхность. Оказывается, трилобиты (давно вымершие морские членистоногие) были способны на это уже в палеозое. Авторы новой статьи описали механизм сворачивания трилобитов в шар и отметили его высокое сходство с тем, что используют современные животные.

22.12.2023

Команда океанологов рассказала о первых результатах изучения зуба мегалодона in situ — то есть «на месте», «в естественной среде». Он как минимум 3,5 миллиона лет пролежал нетронутым на глубине более трех километров.

21.12.2023

Ученые из Австралии и Новой Зеландии изучили окаменелые останки ископаемого кита, найденные еще в 1921 году, и пришли к выводу, что свои феноменальные размеры эти животные могли приобрести в Южном полушарии. Ранее предполагалось, что эволюция китов шагнула в сторону гигантизма в северных водах.

09.12.2023

Канадские палеонтологи завершили изучение уникальных останков детеныша тираннозавра, обнаруженных в провинции Альберта четырнадцать лет назад. Это первая в истории окаменелость молодняка этого семейства, в которой сохранилось содержимое желудка. Благодаря такому везению, ученые смогли наконец подтвердить давно существовавшую гипотезу, согласно которой взрослые особи и детеныши тираннозаврид занимали разные экологические ниши.