Палеонтология — Naked Science

Ученым из Дании впервые удалось нанести на карту весь ядерный геном саблезубой кошки, в результате чего они смогли понять, какие гены этого животного были наиболее важными для его эволюции.

Ученые из Портсмутского университета открыли новый вид птерозавров, который жил около 100 миллионов лет назад на территории древнего континента Гондвана.

Шведские ученые описали челюсть одного из самых древних млекопитающих и пролили свет на происхождение сложного «рисунка» и корневой системы зубов наших далеких предков.

Анализ зубов возрастом 200 миллионов лет показал, что древние млекопитающие были медлительными и жили гораздо дольше современных, а их метаболизм, скорее всего, был таким же, как у мелких ящериц.

Морганукодоны (слева) и кюнеотерии (справа) / © Pam Gill

Падение астероида Чиксулуб привело к масштабным лесным пожарам, однако не они, а сам удар, испаривший часть земной породы, наполнил атмосферу сажей и вызвал сильное глобальное похолодание, которое завершило вымирание динозавров.

Новый вид пернатых динозавров, останки которых обнаружены в пустыне Гоби, выделяется наличием всего двух пальцев на передних конечностях.

Реконструкция Oksoko avarsan

Коллектив ученых под руководством Бристольского университета показал, что древние рыбоподобные существа могли хорошо плавать и были довольно разнообразны, несмотря на отсутствие челюстей и нередко — парных плавников.

Рептилий разделили на шесть категорий в зависимости от их образа жизни и способа охоты. Моделирование показало, что динозавры предпочитали не конкурировать за добычу между группами и не занимали чужие экологические ниши, даже если те оказывались пустыми.

Акварель с изображением мезозойской морской экосистемы, написанная геологом Генри де ла Бешем в 1830 году / © Бристольский университет

Международная группа ученых провела масштабные исследования знаменитого древнего пера, обнаруженного еще в 1861 году в Баварии. Выяснилось, что оно принадлежит археоптериксу. Специалисты также показали из какой части тела животного это перо выпало и какого оно было цвета.

Новый метод позволил успешно извлечь генетический материал насекомых из кусочков смолы возрастом шесть лет и два года. В будущем его собираются использовать на древних образцах, чтобы узнать больше о вымерших видах.

Собранные образцы смолы / © Девид Пэрис

Исследователи нашли на побережье моря Росса кости, хорошо сохранившиеся тушки и остатки гуано пингвинов. Все это должно говорить о том, что птицы останавливались здесь недавно, однако упоминаний об активных колониях в этой местности не было с начала ХХ века.

Найденные кости / © Стивен Эмсли

Ученые из Великобритании обнаружили еще одно доказательство того, что некоторые динозавры могли обитать в воде. Долгое время считалось, что эти существа жили исключительно на суше. Кандидатом на роль «морского» динозавра оказался хищник из фильма «Парк юрского периода III».

Окаменелые сперматозоиды обнаружили в останках самок древних остракод, которые застыли в куске янтаря примерно 100 миллионов лет назад. Эта находка стала уникальной возможностью узнать больше о том, как развивался репродуктивный процесс.

Образцы в изученном куске янтаря / © Proceedings of the Royal Society B

Реконструкция прошлого климата Земли показала, что планета проходила через долгие периоды экстремальных потеплений и похолоданий — и сегодня стремительно движется к новой горячей «парилке».

Американские палеонтологи обнаружили на севере Индии зуб возрастом около 13 миллионов лет. Изучив его, ученые поняли, что имеют дело с самым древним предком современных гиббонов из обнаруженных до сих пор. Находка позволит узнать больше об эволюции обезьян и времени их перехода из Африки в Азию.

Международная команда ученых обнаружила окаменелость древней рыбы, которая заставила по-новому взглянуть на эволюцию акул.

Новое исследование помогло установить не только длину гигантского мегалодона, но и размеры остальных частей его тела. Кроме того, если ранее этот вымерший вид хрящевых рыб сравнивали преимущественно с большой белой акулой, то теперь в анализ включили пять современных акул отряда ламнообразных.

Мегалодон

Анализ ДНК из останков мастодонтов со всей Северной Америки показал, что эти величественные животные могли совершать далекие путешествия, осваивая северные территории, но в результате лишь быстрее вымирали.

Палеонтологи провели «томографию» окаменелого яйца древнего завропода и реконструировали череп зародыша, оставшегося внутри.

Реконструкция черепа и расположения глаз зародыша

Авторы нового исследования решили обратиться к статистике — и предложили новый перспективный метод для определения полового диморфизма у динозавров.

Беременная самка тираннозавра