Анатолий Глянцев
2 168

Недавно СМИ облетела новость: астрономы составили самую большую трехмерную карту космоса! И это правда, но… не совсем. Naked Science объяснит, как и зачем астрономы картируют мироздание и в чем на самом деле грандиозность недавнего достижения.

Александра Борисова
5 627

Тридцать лет назад внешний каркас поддержки популяризации науки, существовавший в советское время, шумно рухнул вместе с самим государством. Просто восстановить его было невозможно, и пришлось эту систему создавать с нуля: сначала движением «снизу», а потом и при помощи государства. «Популяризация на новый лад» требует от ученых совсем других умений — и их пока отчаянно не хватает.

11 259

Желание раскрашивать собственное тело – привычный культурный феномен всех народов и цивилизаций. Конкретные формы украшения и лежащие в их основе мотивы варьируются в зависимости от региона, культуры и эпохи. О чем же могут поведать богатство и разнообразие татуировок, обнаруженных на древних останках?

23 123

Появление, расцвет и гибель мамонтов сшивает прочной нитью начало кайнозойской эры и сегодняшние дни в одну долгую, интересную, сложную, и не везде понятную историю. Наше представление о ней меняется по мере новых находок. А находки — это всегда новые загадки. Захватывающий путь хоботных во времени и пространстве стал путеводной нитью рассказа Naked Science об этих интересных животных.

Шерстистый мамонт. Рисунок: Twitter.com.
73 722

У нас уже есть корабли, пригодные для колонизации других планет. Однако целый ряд необычных проблем, связанных с покорением космоса, указывает, что куда проще заселить его принципиально иным способом: вообще не высаживаясь на другие небесные тела. Но на практике Вселенную будут заселять не самым практичным образом и не так, как хочет Илон Маск (через колонизацию планет), – кажется, землянам придется совместить оба пути. Naked Science попробует разобраться, как именно это все будет выглядеть.

Цилиндр О'Нилла
Анатолий Глянцев
25 603

Под занавес 2021 года произошло радостное событие: Байкальский нейтринный телескоп и детектор IceCube в Антарктиде одновременно зарегистрировали нейтрино, пришедшие от одной и той же черной дыры. Это первый случай, когда космические нейтрино высоких энергий от одного источника регистрируют сразу два телескопа.

78 741

Химические двигатели для полета на четвертую планету требуют — как бы неожиданно это ни прозвучало — доставки туда ядерного реактора. Причем такого, которого пока нет у США и который проще всего разработать «Росатому». Вряд ли Москва и Вашингтон в ближайшее время смогут договориться по этому поводу. Так что реальное освоение Марса будет напоминать «американские горки» — не только взлетами и падениями, но и полной непредсказуемостью всей его траектории. Naked Science попробовал разобраться в деталях этой истории.

31.12.2021
5 665

Naked Science решил разобраться, зачем Женя Лукашин мылся в бане 31 декабря, почему новогодние выходные такие длинные, зачем мы так много едим на Новый год, почему встречаем его в кругу семьи, для чего запускаем в небо фейерверки, устраиваем шумные утренники для детей, а для взрослых — корпоративы, какой смысл в прослушивании боя кремлевских курантов и отчего мы, собственно, верим в чудо.

30.12.2021
6 878

Открытий в науке (и достижений в технике) слишком много, чтобы даже пытаться осветить их все. Поэтому под занавес уходящего года Naked Science решил сосредоточиться либо на самом значимом, либо на самом удивительном, что случилось в уходящем году. Насколько нам удалось это сделать — решать вам.

30.12.2021
14 227

Стремительный прогресс последних лет и даже последних месяцев в области квантовых технологий очень впечатляет. Появляются все новые смелые эксперименты и устройства, о которых даже мечтать не могли основатели квантовой механики! Naked Science расскажет о том, что происходит прямо сейчас, в этой четвертой статье нашего «квантового цикла».

98 717

Генетики подтвердили теорию археологов о том, что лошадь была приручена в Причерноморье четыре тысячи лет назад. Те в ответ развенчали гипотезу генетиков о двух волнах одомашнивания, из которой следует, что лошадь Пржевальского — потомок одичавших ботайских лошадей.

403 924

24.12.2021
Александр Сергеев
22 571

Двадцать пятого декабря 2021 года ракета «Ариан-5» должна поднять в космос телескоп имени Джеймса Уэбба — самую передовую в человеческой истории космическую обсерваторию. Столь сложный и дорогой научный инструмент человечество до сих пор еще не создавало — и уж тем более такое до сих пор не запускали в космос.

67 714

Два стратегических самолета, белый и серый. Они возникли в противоположных полушариях Земли – из одной задачи и разных ключевых решений. Серый шарит у земли, белый мчится стратосферой. Разной кистью, разной мерой их создали как могли. Naked Science внимательно смотрит на российский Ту-160 и американский В-2 «Spirit».

В-2 «Spirit» в полете
21.12.2021
16 930

Когда речь заходит об истории ракетостроения, на ум приходят имена Константина Циолковского и Сергея Королёва. Проницательные читатели вспоминают Роберт Годдарда, Германа Оберта, Вернера фон Брауна и «Фау-2», а интеллектуалы могут заявить, что китайцы еще в XIII веке утерли всем нос, обстреливая монгольских завоевателей летающими петардами. А Naked Science решила вам напомнить о пионере ракетостроения в Европе – Конраде Хаасе.

167 965

18.12.2021
20 646

В окрестностях Земли порой пролетают астероиды – и мы, естественно, опасаемся, что один из них рано или поздно столкнется с нашей планетой. Сможем ли мы изменить орбиту небесного тела, движущегося к Земле, ради её спасения?

17.12.2021
18 172

Четвертая часть знаменитой франшизы со вчерашнего дня уже в кинотеатрах, а Naked Science тем временем решил вспомнить, как выглядит главная идея этого фильма с точки зрения науки. Возможно ли, что все мы живем в полностью симулированной реальности, которую нельзя отличить от реальности подлинной? И для чего кому-то могло бы понадобиться создать такое? Попробуем разобраться.

16.12.2021
40 236

Перебросить вагон оружия на другую сторону Земли за 50 минут – сегодня фантастика. Но, похоже, приходит время сделать ее реальностью. Кто и как решит эту невероятную задачу? Об этом вы узнаете из рассказа Naked Science.

Возможный облик суборбитального транспортного средства, способного доставлять тяжелый груз на большие межконтинентальные расстояния. Фото: www.airforcemag.com
15.12.2021
19 493

За последние двадцать лет количество кубитов в квантовых процессорах увеличилось с одного-двух до сотни (в зависимости от технологической платформы). Несмотря на такой впечатляющий прогресс, полноценный квантовый компьютер, на котором можно было бы запустить произвольный квантовый алгоритм, так и не был создан. Почему это по-прежнему очень сложная инженерная задача, сравнимая с высадкой человека на Луну, и как ее решают по всему миру (в том числе, и в России), Naked Science расскажет в этой третьей по счету статье нашего «квантового цикла».