Архивы Выбор редакции — Naked Science

Во многих из нас с рождения заложены качества, которые помогают лучше конкурировать в обществе: красота, интеллект, эффектная внешность или физическая сила. Из-за успехов генетики начинает казаться, что скоро нам станет доступно то, что ранее не было подвластно, – «проектировать» людей еще до их рождения. Задавать нужные качества, если они не даны природой, предопределяя столь нужные в жизни возможности. Так мы поступаем с машинами и другими неодушевленными предметами, но сейчас, когда геном человека расшифрован и мы уже учимся его редактировать, кажется, что мы все ближе к появлению так называемых «дизайнерских», «спроектированных» детей. Так кажется или это вскоре станет реальностью?

© freepik.com

Земля с Луны

Американский поэт Генри Лонгфелло называл музыку универсальным языком человечества. Так и есть: музыка взывает прежде всего к нашим чувствам, поэтому и понятна всем, независимо от пола, национальности и возраста. Хотя разные люди могут осознавать ее по-своему. От чего же зависит музыкальное восприятие и почему одним нравится рок, а другим – классика, попробуем разобраться.

Археологи во главе с Киприаном Арделеаном (Ciprian Ardelean) из Автономного университета Сакатекас открыли следы пребывания человека в мексиканском высокогорье уже 33 тысячи лет назад. Новая дата вдвое древнее тех, что были приняты ранее, и указывает на возможную правоту бразильских ученых, нашедших стоянки древних людей сходной древности в Южной Америке. Открытие означает, что заселение Америк произошло принципиально иначе, чем считалось до сих пор – намного раньше и, возможно, вовсе не теми, кого мы называем индейцами сегодня. Не исключено, что заселение шло не по суше, а по морю.

Древнейшая заселенная пещера в Америках

30 декабря 2019 года был зарегистрирован первый случай коронавирусной инфекции; с тех пор SARS-CoV-2 заразились больше 14 миллионов человек по всему миру. К середине лета 2020-го пандемия Covid-19 охватила всю планету и унесла более 600 тысяч жизней. Объявленный в большинстве стран локдаун резко сократил мировое энергопотребление: из-за запрета на перемещение и изоляции населения многие промышленные предприятия остановили работу, спрос на ископаемое топливо упал, а вместе с ним снизились выбросы СО2. Разбираемся, как меры по борьбе с коронавирусом отразились на климате Земли.

Локдаун во время пандемии Covid-19 повлиял на концентрацию вредных веществ в воздухе

В последнее время в СМИ вновь заговорили об историке Олеге Соколове, убившем и расчленившем свою возлюбленную и аспирантку Анастасию Ещенко в ноябре прошлого года. Мир содрогнулся от дикой новости, что понятно, ведь Соколов принадлежал к российской научной «тусовке», его приглашали на передачи и форумы, а реконструкторы наполеоновских войн называли его не иначе, как сир. Между тем, убивают и расчленяют людей совсем нередко. Только делают это, как правило, маргиналы, а не доценты. Но и у тех, и у других зачастую схожая психология. Разбираемся какая.

миг 41

Новый генетический анализ показывает: гипотеза Тура Хейердала о доколумбовых контактах индейцев и полинезийцев была верна. Обитатели Нового Света не были изолированы морями и неоднократно совершали плавания на много тысяч километров. Видимо, именно так в Полинезию попали американские растения и ряд других культурных особенностей. Увы, хотя теория Тура Хейердала и победила, но об этом до конца так и не узнали даже в Nature – где и опубликовали новое генетическое исследование. Попробуем понять, почему так получилось.

Черная дыра в шаровом скоплении

БПЛА С-70 «Охотник» / © Fighterbomber

Российская космическая корпорация назвала три проблемы корабля Crew Dragon компании SpaceX. Однако внимательный разбор этих проблем показывает неожиданное: все они не являются проблемами. Что именно заставляет российскую космическую корпорацию придумывать недостатки своему основному конкуренту? Как ни странно, дело даже не в том, что он вытеснил Россию с рынка запусков. Реальная причина лежит гораздо глубже. Попробуем разобраться в деталях.

Crew Dragon

Накануне немецкого нападения СССР создал неплохую внешнюю разведку. Она предупредила Сталина о немецком нападении — но он не смог ей поверить. Как ни странно, его недоверие выглядит вполне логичным и обоснованным: он ожидал от Германии разумного поведения, а нападение на СССР было для Берлина самоубийством. Причины, по которым немецкое нападение было внезапным, закрывают гипотезу о том, что Москва готовилась к превентивной войне против Германии. Нападение на нее могло входить в планы Сталина, но никак не превентивное. Разбираемся почему.

Сталин, 1941 год

Новое объяснение причин Великого пермского вымирания — сгорание угля в магме. Эта новость напоминает, как мало мы знаем о величайшей катастрофе в истории земной жизни. Традиционно ее объясняют вулканическими извержениями и перегревом планеты. Однако ряд свидетельств указывают на противоположный сценарий — гибель большинства видов из-за резкого похолодания. Как ни странно, вопрос этот вовсе не академический — от него зависит и то, как нам реагировать на глобальные угрозы в наши дни.

Пермское вымирание

Дексаметазон, популярный стероид, оказался первым известным эффективным средством снижения смертности тяжелых коронавирусных больных. Причиной, по всей видимости, стала его способность подавлять работу иммунитета. Исследователи, обнаружившие эффект, уверены: если бы лекарство использовалось с начала эпидемии, то спасло бы множество жизней. Впрочем, с учетом незатухания эпидемии во многих странах, включая Россию, препарат еще может сыграть огромную роль в лечении людей.

Путешествия к звездам и другим планетам — заветная мечта человечества, однако от цели нас отделяют огромные расстояния. Предложено множество способов их преодолеть, но современные двигатели еще не дают возможности улететь далеко от Земли.

Не ошибается тот, кто не пытается. В ситуации с апрелем-2020 мы доверились официальным цифрам и попытались объяснить избыточную смертность другими факторами, стабильно учитывающимися в научной среде. Но 10 июня были опубликованы данные по избыточной смертности в Москве за май-2020, показавшие, что наша гипотеза была в основном неверной. Впрочем, не только она: прогнозы наших оппонентов тоже оказались неточны. Мы сделали разбор ошибок. Надеемся, этому примеру последуют и другие издания.

Москва, май 2020