2 часа назад
1 306

Индустриальная эпоха сделала мобилизацию нормой, но что мы знаем о ней и ее роли в истории России? В чем реальные корни ее необходимости, где ее границы? Бывали ли у нас частичные мобилизации раньше? Чем они заканчивались? И чего, наконец, стоит ждать от нее в наши дни и в нашей стране?

24 700

17 149

2 784

Пока любители астрономии поражаются величине галактик, профессионалы ломают голову, почему они такие маленькие. Naked Science объясняет, в чем тут загадка, а также что общего у галактики со снежным комом и бачком унитаза и отчего у нее может вырасти хвост.

Михаил Гельфанд
3 822

Сухие, мокрые и полевые — на такие три типа биологи разделяют сами себя. Первые занимаются вычислениями, вторые ставят эксперименты в лабораториях, а третьи изучают биоразнообразие. Героиня этого «Разговора за жизнь» — профессор кафедры зоологии беспозвоночных биофака МГУ Елена Темерева — относится к последнему типу. Большую часть своей жизни она изучает беспозвоночных животных, разбирается в их строении, повадках и эволюции. О том, как устроена работа классического биолога в XXI веке, о своих открытиях и революциях в зоологии она рассказала в интервью Михаилу Гельфанду, биологу сухому. Эта беседа — для биологических гурманов. Naked Science публикует это интервью в рамках цикла «Разговоры за жизнь»* — совместного медиапроекта Сколтеха, Российского научного фонда и Naked Science.

20 270

Главное, что мы твердо знаем о той войне, — что Кутузов придумал гениальный план заманивания Наполеона вглубь России и сдачи Москвы, Наполеон на него «купился», отчего закономерно проиграл войну, и в этом русским здорово помогли морозы. Картина хоть и привычная, но не связанная с реальностью. Кутузов никогда не придумывал такого плана, Наполеон не был жертвой ни кутузовского плана, ни морозов, а Бородино не имело для России никакого стратегического смысла. Naked Science попробует разобраться в том, как все было на самом деле.

3 097

Недавно астрономы впервые обнаружили углекислый газ в атмосфере экзопланеты. В честь этого события Naked Science объясняет, как ученые определяют состав столь далеких планет, что их даже и в телескоп-то не видно!

51 082

6 076

Пока в мире принимают «законы о согласии» и постановлением суда запрещают бывшему супругу приближаться к женщине, если она не хочет этого сама, в России до сих пор не могут одобрить законопроект о домашнем насилии. Но это еще цветочки. «Ягодки» можно наблюдать в некоторых странах СНГ. В Киргизии, например, в XXI веке похищают невест, а в Туркмении измеряют длину ногтей у женщин, запрещают им наращивать ресницы и осветлять волосы. На юге Казахстана по-прежнему процветает «дедовщина» в отношении молодых невесток — келин, которых «травит» вся семья во главе с ене — свекровью. Это еще что — в высокогорных районах российского Дагестана до сих пор сохранилась традиция обрезания девочек. Naked Science разбирался, как вышло, что у женщин не так давно единого советского народа такие разные судьбы.

49 596

На протяжении многих лет утверждалось, что вмешательство человека вскоре приведет к резкому «обескислороживанию» земных морей и последующей гибелью множества видов. Незавидная перспектива, если учесть, что и на суше тогда вымираний явно не избежать. Новая научная работа показывает, что, напротив, именно человеческое вмешательство может привести к росту содержания кислорода в мировом океане. Почему же вдруг минус сменился на плюс? Naked Science решил разобраться в деталях.

15 836

Интернет изменил мир не только к лучшему. Цифровизация всего и вся привела к бесконтрольному распространению информации, немалая часть которой ранее осталась бы сугубо частной. Речь не только о «скандалах, интригах и расследованиях», которые с переменным успехом помогают привлекать недобросовестных граждан к ответственности. Беда в том, что большинство людей потеряли контроль над своими персональными данными. Naked Science разбирается, можно ли его вернуть, получится ли спастись от «звонков из службы безопасности банка» и почему философия «мне же нечего скрывать, да и не интересен я никому» в современном мире работает против ее носителя.

Цифровая личность и сетевая анонимность
4 029

Торговля экзотическими видами входит в десятку самых прибыльных криминальных индустрий в мире. Доход от продажи краснокнижных животных составляет миллиарды долларов и находится на одном уровне с торговлей крадеными произведениями искусства. Чтобы пробить эту стену, нужны волевые решения. Очень волевые. Младший научный сотрудник лаборатории биохимии и физиологии гидробионтов Центра изучения и адаптации морских млекопитающих Карадагской научной станции имени Т. И. Вяземского Ирина Логоминова не в силах разрешить ситуацию в одиночку. В беседе с ней Naked Science узнал, почему дельфинарии — зло, зачем их владельцы расчленяют мертвых дельфинов и почему те выбрасываются на берег.

10 504

Чтобы объяснить загадку прямохождения человека, привлекали разные гипотезы — от энергетической эффективности ходьбы до вопросов, связанных с сексом и даже моногамией. Однако большинство таких ответов совершенно неудовлетворительны. А теперь стало ясно: неудовлетворительна и гипотеза, которая предполагала, что переход к прямохождению фактически привел к появлению у людей разума. Попробуем разобраться в деталях.

5 068

В XXI веке вопрос о природе сознания станет одним из ключевых. Раньше им задавались лишь философы, а жизнь шла своим чередом, но технологии многое меняют: теперь мы создаем модели искусственного интеллекта, достаточно успешно притворяющиеся личностями. Нам нужны научные суждения о разуме, чувствах и сознании у машин, животных и людей, так как это влияет на систему прав и морали, на наши действия в их отношении и непосредственно на наше будущее. Naked Science разбирается, что мы знаем о природе сознания.

Яна Титоренко
3 063

Раньше детей учили мыть руки перед едой и не доверять незнакомцам, сейчас — не скачивать сомнительные программы из интернета и не открывать спам. Цифровая гигиена в современном мире даже важнее запертой на ночь двери. Для совершения киберпреступления не нужно проникать в дом, достаточно — в смартфон. Naked Science расследует, что такое malware и как от него уберечься.

12 951

Про скорость вращения Земли, причины ее изменения и что нам об этом известно
11 061

Кинетическое противоспутниковое оружие устарело
15 454

Почему стекло прозрачное, а металл и кирпич — нет? Почему зеркало отражает? Почему сквозь матовое стекло проникает свет, но ничего не видно? Разберемся в непростом вопросе: как вещество действует на падающий на него свет.

6 230

Спикер конгресса США Нэнси Пелоси посетила Тайвань, КНР сразу же объявила о крупных учениях, проходящих в районе Тайваня, США подтягивают в регион авианосцы. Это «сто первое китайское предупреждение» или в этот раз там в самом деле начнется война? Naked Science попробует разобраться, почему самый рациональный сценарий «тайваньской военной операции» вообще обойдется без китайского десанта на остров.

8 375

Астрономы научились определять точные места происхождения марсианских метеоритов, что значительно повышает научную ценность результатов их исследования. Naked Science рассказывает о «естественном» способе доставки марсианского грунта на Землю и о том, как машинное обучение решило вопрос происхождения марсианских метеоритов.

Марсианский метеорит NWA 7034, так же известный как «Черная Красавица». / © Institute of Meteoritics UNM