23 сентября
Анна Новиковская
6 925

За последние 50 лет на Аляске образовалось несколько новых термокарстовых озер, чья поверхность пузырится, выделяя в атмосферу метан — мощный парниковый газ. Поскольку такие озера образовались в результате таяния вечной мерзлоты, в ближайшем будущем их может стать еще больше.

20 сентября

Подвергая образцы мантийных пород разрушению под высокими давлениями и температурами, ученые определили, как фазовые переходы оливина вызывают землетрясения в переходной зоне земной мантии.

Хризолит - полудрагоценная крупнокристаллическая разновидность оливина, основного минерала земной мантии.
13 сентября
1 232

Четыре из пяти массовых вымираний прошлого совпадают с резкими всплесками вулканической активности. Они выбрасывали столько углекислого газа и лавы, что могли быстро уничтожать все живое на целых континентах.

Иллюстрация извержения сибирских вулканов, ставшего причиной пермско-триасового вымирания
13 сентября
7 070

Кристаллы лонсдейлита, которые находят в некоторых метеоритах, могли образоваться на неизвестном небесном теле, разрушенном в ходе космической катастрофы.

На срезе урейлита желтым показаны кристаллы лонсдейлита, розовым – алмаза. Красным, синим и зеленым – железо, магний и кремний
26 940

Железо-никелевый сплав земного ядра содержит большое количество растворенного углерода. Ученые выявили процесс, который может приводить к выделению этого углерода в мантию и образованию из него алмазов.

Строение земных недр. Синим показаны фрагменты океанической коры, погружающиеся к границе ядра (большая их часть не достигает нижней мантии). Желтым показан приграничный слой нижней мантии D''.
5 793

Год назад Международный орган по морскому дну (ISA) принял соглашение, которое отсрочило начало разработки минеральных ресурсов на большой глубине в океане на два года. В июле 2023-го положенный срок истечет: ожидается, что к тому времени создадут регуляторные акты и человечество приступит к использованию нового источника сырья на дне океана под международными водами.

Добывающая платформа в океане
2 016

Проанализировав состав минеральных песчинок, ученые нашли связь между движением Солнечной системы по Галактике и ритмом формирования материковой коры молодой Земли.

Иллюстрация падения метеорита
3 101

Ученые допускают, что 66 миллионов лет назад с нашей планетой столкнулся не один астероид.

Падение астероидов
5 560

Тектонические движения плит, то есть их медленные перемещения на поверхности Земли, играют важную роль в изменениях концентрации кислорода в океане. Выходит, движение материков и их очертания — крайне важный фактор эволюции морской жизни в глобальном масштабе.

Океаническая кора
6 723

Гигантский провал в грунте возник в Атакаме
35 693

Земля
1 036

Горняки в Анголе раскопали самый крупный розовый алмаз за 300 лет. Камень относится к редким и чистым минералам и весит 170 карат.

7 436

Уникальная работа показала, что вода поучаствовала в образовании большей части земных минералов, тысячи из них появились благодаря живым организмам, сотни – из выделений животных, а планета могла стать подходящей для жизни уже в первые 250 миллионов лет.

Малахит появился уже после того, как в атмосфере стал накапливаться кислород
7 539

Обработав сейсмограммы ядерных испытаний на рубеже 1970-х годов, ученые показали, что период вращения внутреннего ядра Земли изменяется циклически.

Иллюстрация неравномерности вращения внутреннего ядра Земли

Акустические волны, распространяющиеся из лавового озера на вулкане, позволяют определять температуру и состав скрытой в глубине лавы и вовремя заметить скорое извержение.

Поток лавы, вырвавшийся с вершины Килауэа в 2018 году
1 069

Эребус — единственный действующий вулкан Антарктики, расположенный на острове Росса. В его жерле постоянно находится озеро из лавы, что для вулканов — большая редкость. В новом исследовании геологи выяснили, что лавовое озеро Эребуса существует благодаря обилию углекислоты в мантии под ним.

Лавовое озеро в кратере Халемаумау (Килауэа)
3 779

Сейсмическая томография высокого разрешения выявила неоднородность структуры областей на границе ядра и мантии с пониженной скоростью сейсмические волн. Самый нижний слой исследованной области замедляет волны еще сильнее, чем остальная область сверхнизких скоростей. Это может быть связано с «растворением» земного ядра на границе мантии.

Области низкой скорости распространения поперечных волн в мантии Земли, по данным сейсмической томографии.
2 013

Французские ученые разработали искусственный интеллект, способный регистрировать землетрясения быстрее самых чувствительных сейсмографов — по слабым изменениям гравитационного поля планеты.

Последствия землетрясения и цунами в Японии в 2011 году: разрушенный и затопленный аэропорт Сендай
4 119

Химический состав кристаллов циркона, обнаруженных в Южной Африке, предоставил ученым самые ранние свидетельства движения литосферных плит. Вероятно, около 3,8 миллиарда лет назад поверхность нашей планеты перестала быть стабильной каменной оболочкой и в ней начались тектонические процессы.

1 670

Исследователи показали, что температура образования зерен силикатного минерала циркона, обнаруженных в ударном кратере Мистастин, достигала рекордных для поверхности Земли 2370 градусов Цельсия. Такие условия возникли после падения метеорита, а полученные данные позволят изучить и другие кратеры — не только на поверхности нашей планеты, но и на Луне.