28 февраля
31 158

Международная группа геологов выяснила, когда начал отступать антарктический ледник Туэйтса, который называют «ледником Судного дня».

23 февраля
6 438

14 февраля
6 392

Вопреки историческому названию, остров Гренландия совсем не зеленый — четыре пятых его территории покрывают тысячелетние ледники. Однако анализ спутниковых снимков за период с 1980 по 2010 год показал, что глобальное потепление очень быстро меняет эту картину.

9 февраля
9 662

Австралийские ученые смоделировали тектоническую историю Земли почти за миллиард лет и выяснили, что причиной глобального похолодания, которое превратило нашу планету в один большой ледяной щит, стала низкая концентрация углекислого газа.

8 февраля
Андрей Папиш

Европейские физики объяснили постоянную влажность полевого шпата. Выяснилось, что структура кристаллов микроклина, минерала из группы полевых шпатов, образует гидроксильную поверхность, с которой легко соединяется атмосферная влага. А вода, которая изначально покрывает минерал, высвобождается из внутренних полостей.

7 февраля
29 392

Группа канадских и турецких исследователей проанализировала сейсмические и петрологические данные четырех тихоокеанских плато и сравнила их с моделями субдукционной активности плит. Выяснилось, что эти плато возникли в результате вулканизма и непрерывно деформируются из-за притяжения пододвигающейся плиты.

2 февраля
Виталий Солодов
16 382

Ученые из Технического университета Дании выяснили, что из-за таяния периферийных ледников коренные породы Гренландии поднялись на 20 сантиметров с 2013 по 2023 год. Со временем это породит новые острова и шхеры в Датском королевстве, часть которого — Гренландия.

1 февраля
45 419

3 923

Уровень грунтовых вод стал снижаться быстрее по сравнению с концом прошлого века. Однако новая научная работа показывает, что проблему можно решить, если начать организованно запасать воду.

11.12.2023
2 690

Китайские ученые пришли к выводу, что изменения очертаний океана Тетис привели к глобальному похолоданию в течение последних 500 миллионов лет. А еще дрейф частей Гондваны через Тетис сформировал запасы углеводородов, вольфрама, лития и олова на евразийском континенте.

14.11.2023
1 432

В 1800-х годах в континентальной части Северной Америки произошло несколько сильнейших в истории США землетрясений. Новое исследование показало, что спустя почти два столетия толчки после них могут продолжаться в центральных и восточных частях страны.

24.10.2023
3 880

Ученые из Нидерландов выяснили, что континент, отколовшийся от Австралии миллионы лет назад, все еще существует под толщей океана. Его нашли в районе Юго-Восточной Азии.

19.10.2023
23 027

Международная группа исследователей выявила реку с очень темными водами. Вероятно, они могут претендовать на звание самых «черных» на планете. Вода в этой реке настолько темная, что вы не увидите свою руку, если погрузите ее туда.

09.10.2023
40 516

Ученые из Нидерландов реконструировали ранее неизвестную тектоническую плиту размером с четверть Тихого океана.

06.10.2023
4 246

Когда говорят о мел-палеогеновом вымирании, часто упоминают извержения, сформировавшие Деканские траппы. Некоторые ученые считают, что именно вулканы, а не астероид, могли стать причиной гибели всех нептичьих динозавров 66 миллионов лет назад. Международная группа исследователей отправилась в Индию, чтобы прояснить роль деканских извержений в последнем массовом вымирании.

20.09.2023
12 551

Шотландские геофизики провели эксперимент и выяснили, что тектоническая активность Земли началась гораздо раньше, чем полагали до этого. А процессы, которые происходили в результате движения литосферных плит, могли привести к зарождению жизни на нашей планете.

29.08.2023
4 788

Российские СМИ массово пишут — причем ссылаясь на ученых, — что второе суперлуние этого августа (в ночь на 31-е число) вызовет серию разрушительных землетрясений. Однако с научной точки зрения реальная картина совсем иная.

28.07.2023
8 083

Обнаруженный в индийских Гималаях минерал магнезит сохранил в себе «законсервированные» капли протерозойского океана. Воде — 600 миллионов лет. Это означает, что по ней можно судить о составе морей во время глобальных оледенений криогения.

21.07.2023

Французские геологи показали, что землетрясениям предшествуют слабые движения плит земной коры и заметить их можно еще за пару часов до катастрофы. Правда, это потребует датчиков GPS, которые в сотни раз точнее существующих.

18.07.2023
1 520

После масштабных лесных пожаров часто приходят наводнения и повышается риск схода грязевых селей. Существуют несколько гипотез, которые объясняют связь между этими катастрофами, однако американские ученые выдвинули новую идею.