Статьи и новости по теме "Геология" — Naked Science

Американские исследователи проанализировали тысячи образцов минералов горных пород и пришли к выводу о том, когда сформировались земная суша и водоразделы современного масштаба.

Международная группа ученых показала, что швейцарские Альпы растут быстрее, чем разрушаются.

Долгое время гидрологи ломали голову над загадкой острова Гавайи — по неизвестным причинам в его подземных водоносных горизонтах было гораздо меньше воды, чем должно быть с учетом количества выпадающих осадков. Теперь она разгадана: изучение электропроводности воды на разных глубинах у побережья позволило найти целые подземные реки, которые выходят из дна на расстояние до четырех километров от береговой линии.

Схема распределения пресной и соленой воды в породах острова Гавайи

Рекордную глубину погружения края литосферной плиты зафиксировали китайские геофизики. С помощью распределенной сети сейсмографов ученые обнаружили пласт океанической коры на глубинах от 410 до 660 километров. То, что миллионы лет назад было дном Тихого океана, теперь скрывается под материковым Китаем.

Часть Тихого океана обнаружили на глубине более 400 километров под Китаем

Будущие колонисты Красной планеты, конечно, не смогут увезти с собой огромный запас земного грунта, чтобы «удобрять» им обедненную марсианскую «землю». Американские ученые озадачились этой проблемой и нашли выход: они разработали искусственные почвенные смеси, имитирующие марсианский грунт, и предварительно оценили его плодородность.

Ученые из США использовали новаторскую технику, чтобы выяснить, как атмосфера Земли миллиарды лет назад наполнилась кислородом.

Тектоническую плиту обнаружили в северной части Канады. Ученые считают, что полученные сведения помогут в прогнозировании вулканических извержений и нахождении запасов полезных ископаемых.

Ученые разработали модель, которая позволяет высчитать скорость изменения горного ландшафта. С ее помощью удалось установить, что среднегодовое количество осадков влияет на эрозию пород и может деформировать горы.

Гималаи / © las-angel

Карта показала, что внутри вулкана вместо одной магматической камеры могут находиться несколько мелких, а популярная схема внутреннего устройства вулканов сильно упрощена.

Изображение внутренней системы вулкана / © Университет Абердин

Крошечные наноразмерные кристаллы, накапливаясь в расплавленной магме вулкана, затрудняют высвобождение из нее газов, приводя к росту давления — вплоть до разрушительного взрывного извержения.

Извержение вулкана Этна

Израильские геологи выяснили, что если бы почвы вокруг Средиземного моря не изменились около 200 тысяч лет назад, то регион Плодородного полумесяца не был бы таким плодородным, а первым мигрантам из Африки было бы сложнее покинуть родной континент. Почвы в этом районе стали плодородными благодаря занесенной пыли крупной фракции.

Они выяснили, что вода частично растворяет породы, и может формировать остроконечные шпили, а течения ускоряют этот процесс.

«Лес» из карамельных конусов / ©Лаборатория прикладной математики Нью-Йоркского университета

Самые мощные землетрясения сопровождаются усилением выбросов газа — но возможно и наоборот: выбросы запускают самые опасные толчки.

Пик Монте-Велино поднимается почти на 2500 метров

«Экстремальные» лабораторные эксперименты показали, что внутреннее твердое ядро и геомагнитное поле нашей планеты появились около 1-1,3 миллиарда лет назад.

В августе прошлого года ученые заметили «плавучий остров» в Тихом океане, который образовался в результате извержения подводной гряды вулканов Тонга. Спустя ровно год махина размером с 20 тысяч футбольных полей причалила к восточным берегам Австралии. Ученые возлагают на плот вулканической породы надежды в спасении погибающего Большого Барьерного рифа.

Собрав данные с сотен сейсмометров по всему миру, ученые заметили, что с весны 2020 года уровень создаваемых человечеством вибраций упал на 50 процентов из-за противовирусных ограничений.

Шлаковые конусы подводных вулканов стали источником парникового газа. Причина этого ученым пока не известна.

Процессы, проходящие в Антарктике

Ученые сообщают, что тектонические плиты на территории Восточной Африки медленно расходятся. Значит, в будущем континент распадется на части, и через несколько миллионов лет на его месте появится новый океан.

Озеро лавы на вершине вулкана Эрта-Але в Эфиопии / © Planet Labs Inc.

Ученые до сих пор не пришли к единому мнению о том, как появились первые континенты. Самая популярная точка зрения гласит, что это произошло благодаря движению тектонических плит. Новое исследование может ее опровергнуть.

Изображение суперконтинента Пангея / ©Wikipedia

Некоторые участки океанической коры Земли могут погружаться в мантию и снова возвращаться для формирования новых участков.

Куски базальта в мантии