7 сентября
Михаил Орлов
3 875

Гамма-излучение применяют для стерилизации и увеличения срока хранения различной непищевой продукции. Теперь российские ученые выяснили, как подобная обработка влияет на состав клубней картофеля и насколько это может быть опасно для здоровья.

Клубни картофеля
5 сентября
7 200

Перед миром стоит глобальная задача по сокращению выбросов углекислого газа для снижения парникового эффекта. Еще один возможный способ ее решения разработали российские ученые: они получили новый высокоэффективный катализатор промышленной переработки углекислого газа, который сделает этот процесс простым и недорогим.

4 сентября
6 599

Во многих семьях есть старые пластиковые игрушки, которые родители отдают играть своим детям, даже не подозревая, насколько они опасны. В старом пластике могут содержаться не только небезвредные для здоровья химические вещества, такие игрушки проблематичны и с точки зрения повторной переработки.

Новая технология позволяет различить отпечатки, оставленные на чистом или уже заполненном листе и при этом не разрушает исходный документ и ценные следы.

6 251

В ряду углеводородов среди множества соединений нет четкой закономерности, объясняющей их стабильность или нестабильность. Исследователи из Сколковского института науки и технологий предложили называть стойкие молекулы «магическими» по аналогии с ядерной физикой. А также при помощи специального алгоритма собственной разработки создали «карту» углеводородов, по которой можно предсказывать стабильность даже еще не открытых молекул.

Магические углеводороды

Поверхностно-активные фторалкильные соединения невероятно устойчивы и накапливаются в природе, нанося вред здоровью животных и людей. Разложить их практически невозможно, и лишь теперь ученые поняли, как можно легко справиться с этими инертными загрязнителями.

PFAS используются, в частности, в пенах для пожаротушения

Международная группа ученых из Китая и Великобритании разработала новый подход к извлечению золота из отработавшего свой срок электротехнического оборудования. Технология, основанная на применении оксида графена, позволяет извлекать следовые количества драгоценного металла (вплоть до миллиардных долей процента) с эффективностью до 99 процентов, избегая загрязнения примесными металлами. Более того, по мнению авторов, разработка в перспективе позволит добывать золото даже из морей и океанов.

2 772

В Южной Корее разработали полимерное покрытие, способное к быстрому и многократному самовосстановлению под действием инфракрасного излучения.

13 540

9 052

Исследователи из Великобритании проверили гипотезу, объясняющую необычный газовый состав атмосферы Венеры наличием жизни в ее облаках, и даже установили максимально возможную плотность биомассы гипотетических микроорганизмов. Их расчеты основывались на количестве диоксида серы в венерианской атмосфере и в дальнейшем позволят судить о возможности формирования жизни на похожих экзопланетах.

Новый метод поможет нейтрализовывать опасные загрязнители при очистке сточных вод и не позволит им попадать в окружающую среду.

Покрытие из PFAS делает некоторые ткани водозащитными
14 172

Используя новый сверхточный анализ, ученые из Японии и США обнаружили полный набор азотистых оснований — информационных единиц и строительных блоков ДНК и РНК — в образцах трех углеродистых метеоритов. Это еще не доказывает, что полноценные молекулы ДНК могут образовываться на таких внеземных объектах. Но открытие демонстрирует, что все необходимые генетические компоненты могли быть доставлены на раннюю Землю метеоритами, — возможно, это способствовало зарождению жизни четыре миллиарда лет назад.

Михаил Орлов

Почвенный покров Земли — это огромное хранилище углерода, в нем его даже больше, чем во всех растениях нашей планеты вместе взятых. В своем новом исследовании почвоведы установили, что большая часть этого ключевого для жизни элемента хранится именно в хитросплетении мелких почвенных пор.

Глеезем — один из типов почв, рассмотренных учеными
5 826

На новом гипоаллергенном материале можно печатать с помощью обычного принтера, а потом стереть изображение для повторного использования.

3 158

Китайские химики использовали богатые лизином структурные белки, чтобы создать сверхпластичный биопластик, который обладает кровоостанавливающими свойствами и может хранить информацию в виде последовательности аминокислот в своем составе.

Фигурки из окрашенного белкового биопластика. / © Wiley
8 860

Калифорнийские химики выяснили, что цианид мог выступать катализатором в реакциях синтеза органических соединений из углекислого газа на ранней Земле. Исследование не только позволяет по-новому взглянуть на зарождение жизни на нашей планете, но и может помочь в поиске жизни в других мирах.

Возможно так выглядела наша планета четыре миллиарда лет назад — бледно-оранжевая точка
2 084

Британские исследователи разработали новый химический метод определения концентрации глюкозы в крови с применением графеновой пены. Эта технология позволит проводить более точные измерения, повысит надежность и продлит срок хранения датчика.

Разработан новый метод измерения содержания глюкозы в крови
7 358

Двухслойная, полностью биосовместимая структура из белковых нитей эластина способна сокращаться, расходуя химическую энергию, и снова принимать исходную форму.

69 821