19 966

Океаны на нашей планете не могли возникнуть сразу после ее появления: здесь было слишком жарко. Однако попытки объяснить их «кометным завозом» не удались, изотопный состав нашей воды не такой, как в кометах. До самых недавних пор оставалось неясным, откуда же тогда она появилась, сделав возможной земную жизнь?

07.12.2021
23 988

2 754

Ученые из Великобритании предложили технологию производства глиттера — декоративных блесток — из целлюлозы, которая не загрязняет окружающую среду микропластиком.

Биоразлагаемые нетоксичные блестки из наноцеллюлозы. / © Benjamin Droguet
21.10.2021
10 428

Ученые предложили метод, с помощью которого древесина становится в 23 раза тверже, а нож, сделанный из такого материала, почти в три раза острее, чем столовый нож из нержавеющей стали.

Деревянный нож против стейка средней прожарки. / © Bo Chen / University of Maryland
14.10.2021
2 045

В новом подходе к хранению данных струйный принтер наносит смесь из флуоресцентных красителей в виде крошечных пятен на покрытую эпоксидной смолой поверхность. Пятна хранят информацию в двоичном коде, которую затем считывает флуоресцентный микроскоп.

Пример записи информации. / © American Chemical Society
08.10.2021
1 885

Ученые из Канады и Германии выяснили, что для крепления к подводным камням съедобные мидии используют двухкомпонентную смесь из белка и ионов металлов. Две составляющие подаются в систему микроканалов в ноге моллюска, превращаясь в прочный водостойкий клей.

Биссусная нить (byssal thread) с адгезивными дисками (plaque) / © Tobias Priemel
06.10.2021
5 955

Премию в области химии в этом году присудили немцу Беньямину Листу и американцу Дэвиду Макмиллану — «за разработку асимметричного органокатализа».

Лист и Макмиллан
1 578

Международная команда химиков и физиков экспериментально обнаружила ключевой этап ионизации жидкой воды. Эта реакция имеет значение для широкого круга областей, включая ядерную инженерию, космические путешествия, лечение рака и восстановление окружающей среды.

Схема эксперимента: пучок лазера (красный луч), пучок высокоэнергетических электронов (синий луч), направленные на тонкую струю воды / © SLAC
246 508

08.09.2021
73 646

Выяснилось, что восточные традиции добавления соли в чай действительно могут улучшить его вкус, как и тонкая пленка, образующаяся иногда на остывшем напитке.

7 295

Китайские химики узнали, как на атомном уровне сделать стекло подобным алмазу и даже тверже.

12 384

Сверхрешетка, соединяющая два компонента на основе висмута, оказалась великолепным теплоизолятором.

08.07.2021
4 253

Биологи изучили лубрикант, которым «смазывают» свой экзоскелет насекомые, и выяснили, что этот материал уменьшает трение даже сильнее, чем знаменитый тефлон.

10.06.2021
3 593

Инженеры из Массачусетского технологического института открыли новый способ выработки электричества. Они создали частицы на основе углеродных нанотрубок, которые, оказавшись в «жадном до электронов» органическом растворителе, генерируют ток. В эксперименте созданного напряжения хватило для начала и поддержания реакции окисления спирта.

Американские исследователи создали материал, «ворующий» электричество у окружающей среды
25.05.2021
5 698

Несмотря на небольшую концентрацию в земной коре, золото нередко образует богатые месторождения — жилы. Процессы, в результате которых это происходит, долгое время оставались для геологов тайной. Однако разгадка пришла откуда ждали меньше всего: образцом послужили кисломолочные продукты, получающиеся в результате флокуляции (во время сквашивания) коллоидной системы (молока).

Сквашивание молока помогло объяснить аномальное появление золотоносных жил
21.05.2021
4 695

Очередная аллотропная модификация углерода — плоская кристаллическая решетка из квадратов, гексагонов и октагонов — проявляет выраженные металлические свойства.

В верхней части иллюстрации – схема новой кристаллической структуры, в нижней – ее снимок, сделанный электронным микроскопом
28.04.2021
5 480

Американские океанологи поделились первыми результатами подробного обследования пролива между островом Сан-Каталина и расположенным на Западном побережье США Лос-Анджелесом. Они обнаружили 27 345 объектов на морском дне, не менее 25 тысяч из которых однозначно идентифицировали как бочки. До 1972 года в этом районе практиковался сброс промышленных отходов, среди которых — такой опасный инсектицид, как ДДТ.

25 тысяч бочек с ДДТ и химическими отходами обнаружили на дне океана, в 20 километрах от Лос-Анджелеса
09.04.2021
3 143

Сотрудники Санкт-Петербургского государственного университета создали новый тип полимерных аккумуляторных ячеек. Батареи на ее основе заряжаются на порядок быстрее современных литиевых, устойчивы к холоду и содержат минимальное количество опасных для окружающей среды веществ. В то же время в таком аккумуляторе нет ничего, что могло бы загореться или взорваться при нарушении условий эксплуатации.

Петербургские ученые разработали новый тип аккумулятора, который безопаснее и заряжается вдесятеро быстрее литиевых
05.02.2021
7 316

Американским ученым удалось провести серию химических и физических опытов с рекордно малым количеством эйнштейния: в их распоряжении было менее 200 нанограммов этого радиоактивного металла. Специалисты обнаружили несколько новых и уточнили уже известные свойства трансуранового элемента. Полученные знания помогут в работе с другими актиноидами, а также проливают свет на ряд общих свойств для элементов в конце таблицы Менделеева.

Химики установили новые свойства эйнштейния — самого тяжелого элемента, который удалось получить в чистом виде и увидеть невооруженным глазом
05.01.2021
6 601

Прорывной алгоритм может в разумные сроки и не привлекая суперкомпьютеры решать уравнение Шредингера для произвольных молекул. Это позволяет без трудоемких и затратных натурных экспериментов с большой вероятностью определять основные свойства вещества.

Искусственный интеллект научился определять свойства любых молекул решая уравнение Шредингера