Блоги — Naked Science

Статьи колумнистов

3 минуты назад

Деформации глинистых грунтов под фундаментами зданий протекают на протяжении десятилетий. В результате они могут привести к аварийным ситуациям и разрушению зданий. Ученые Пермского Политеха создали программу, которая позволит спрогнозировать их осадку на протяжении долгого времени и избежать опасных последствий.

Международная группа планетологов из России, Финляндии и США впервые проанализировала факторы, определяющие количество валунов на поверхности ближайшей планеты от Солнца — Меркурии.

Специалисты из Кольского научного центра придумали способ предсказания свойств рудных минералов по химическому составу горных пород, что облегчает задачу определения их минерального состава.

Сотрудники Центра нейроэкономики и когнитивных исследований ВШЭ построили численную модель рабочей памяти и показали стабилизирующую роль гамма-ритма, а также важность быстрого взаимодействия между компонентами модели. Полученные результаты могут стать частью теоретического базиса для экспериментов по улучшению функций рабочей памяти при помощи неинвазивной стимуляции мозга.

Исследовательница из Пермского Политеха разработала интеллектуальную систему обработки изображений зданий, которая может определять цветовые закономерности архитектурных объектов. Технология поможет застройщикам многоквартирных домов эффективнее встраивать проекты в городское пространство. У программы пока нет аналогов в России и в мире.

Ученые НИЦ «Курчатовский институт» выявили факторы, положительно влияющие на регенерацию спинного мозга. Ими обнаружены биомолекулы, с помощью которых можно стимулировать и направлять рост сосудов, «заставляя» их врастать в ткань спинного мозга, улучшая ее кровоснабжение. В перспективе полученные результаты могут быть использованы в медицине, в частности – для лечения проблем ишемии при травмах спинного мозга.

В развивающихся странах гораздо больше готовых вакцинироваться. Наиболее частой причиной отказа от прививки выступают опасения по поводу побочных эффектов, при этом отношение к вакцинации формируется прежде всего под влиянием врачей и медицинских работников.

Ученые из Пермского Политеха разрабатывают технологию, которая позволит усовершенствовать металлы и сплавы для машиностроительной и аэрокосмической отрасли. Уникальность пермской разработки состоит в том, что она позволит изменять свойства металлов, экономично расходуя материалы для напыления покрытий.

Исследователи из Сколтеха и МТС предложили научный подход к определению «неуместных» текстовых сообщений, представили корпус таких сообщений и нейросеть, обученную их находить. В числе возможных применений — предотвращение репутационного ущерба владельцам чат-ботов, модерация сообщений на форумах и родительский контроль.

3 минуты назад

В новой статье Людмилы Громовой, главного хранителя Мемориального музея-квартиры И. П. Павлова, впервые публикуются воспоминания о летнем отдыхе в Эстонии дочери Павлова — Веры Ивановны, содержащие много новых сведений о летнем отдыхе семьи, дачных традициях и распорядке дня семьи Павловых.

Запасы «легкой» нефти в мире сокращаются, и все больше скважин требуют дополнительных технологий для добычи трудноизвлекаемых запасов черного золота. Один из таких способов – использование греющего кабеля для борьбы с парафиновыми отложениями. Ученые Пермского Политеха создали математическую модель и основанный на ней алгоритм управления, которые позволят производить этот процесс с минимальными энергозатратами. Разработка поможет определить наиболее эффективные условия добычи и сэкономить средства предприятия.

Загрузить ещё

Ученые из Грацского университета, Обсерватории Канцельхоэ, Сколтеха и Мирового центра данных SILSO при Королевской обсерватории Бельгии представили каталог полушарных чисел Вольфа, отражающих количество солнечных пятен. Каталог будет использоваться для более точного прогноза динамики солнечного цикла и космическую погоды, которая оказывает прямое влияние на работу технологических систем в космосе и на Земле.

Ученые Сколтеха разработали метод обучения алгоритмов компьютерного зрения, повышающий точность обработки данных при наличии ограниченных исходных выборок. Благодаря новому методу решение различных задач дистанционного зондирования станет проще не только для компьютеров, но в перспективе и для пользователей данных.

Исследователи Сколтеха и их коллеги из США и Сингапура создали нейронную сеть, с помощью которой можно настраивать свойства полупроводниковых кристаллов и получать компоненты для электроники с непревзойденными характеристиками. Эта работа открывает новое направление в разработке микросхем и солнечных элементов следующего поколения за счет использования контролируемой деформации, с помощью которой можно буквально «на лету» менять свойства материала.

Российские ученые объяснили поведение рачков-бокоплавов, при котором самцы захватывают лапками самок и носят их до момента оплодотворения. Ранее считалось, что так они обеспечивают себе пару для размножения, удерживая самок и при этом не давая им добывать пищу. Как выяснилось, женские особи в таком положении эффективно питаются и не затрачивают энергию на передвижение, сохраняя ее для репродуктивной функции, что идет на пользу всей популяции.

Ученые из Сколтеха разработали модель оценки риска заражения вирусом при посещении супермаркета. Авторы модели считают, что она поможет сформулировать научно обоснованные правила безопасного поведения в магазинах в условиях пандемии.

Ученые из Сколтеха и Университета Южной Калифорнии провели генетический анализ российской коллекции подсолнечника и выявили генетические маркеры, по которым можно предсказывать жирнокислотный состав масла.

Экологи выяснили, какой вклад вносит человек в загрязнение крупнейших городов России. Неожиданным образом «рекордсменом» оказался Ростов-на-Дону: именно на его улицах был зарегистрирован наибольший процент техногенного материала. Главным его источником стали производства, стирающиеся шины и тормозные колодки транспорта, стройплощадки и бытовые отходы.

Биологи из Сколтеха, Института биологии развития РАН и Киевского национального университета обнаружили перспективные соединения для создания лекарств от фиброза печени. Эти вещества в культуре клеток ингибировали синтез гиалуроната — основного компонента соединительной ткани.