Статьи колумнистов

Ученые Университета Лобачевского, Приволжского исследовательского медицинского университета и МГУ имени Н. П. Огарева развивают разработку нанокомпозитных материалов для заживления ран, язв и ожогов. Раневое покрытие представляет собой пленку из бактериальной наноцеллюлозы, которая содержит наночастицы оксида цинка, модифицированные дифосфатом бетулина.

В области электроэнергетики сегодня актуален вопрос рационального потребления ресурсов. Предприятия зачастую могут генерировать больше энергии, чем используют. Ученые Пермского Политеха и Высшей инженерной школы имени Георга Агриколы (Германия) разработали цифровую модель, которая позволит спрогнозировать расход электричества. Искусственный интеллект поможет компаниям не только сэкономить средства, но и получить прибыль.

8 октября при поддержке Госкорпорации «Росатом» стартовал просветительский проект для учеников 7-10 классов и студентов первого курса ССУЗов «Ледокол знаний. Homo Science project» в рамках Года науки и технологий России. В борьбе за уникальную возможность отправиться в просветительскую экспедицию на Северный полюс участникам предстоит посоревноваться в нескольких этапах и продемонстрировать эрудицию, широту кругозора и творческие способности. Уже летом 2022 года 25 сильнейших участников дойдут до вершины планеты на атомном ледоколе «50 лет Победы».

Международная команда ученых синтезировала новый термоэлектрический сплав на основе железа, ванадия и сурьмы, модифицированный тяжелыми металлами. Такая модификация позволила более чем в два раза увеличить эффективность преобразования тепла в электричество. Разработка может найти применение как в промышленности, так и в системах умного дома.

Биологи выяснили, что три четверти самцов дрозофил становятся бесплодными, если нуклеотидная матрица, с которой синтезируется белок Orb2, теряет свой «хвост». В результате не происходит созревание сперматозоидов. Поскольку базовые механизмы образования половых клеток у дрозофил и человека похожи, эти результаты помогут объяснить некоторые причины мужского бесплодия и найти способ его лечения.

Ученые РУДН провели опрос среди жителей Москвы и выяснили причины, по которым те заводят домашних животных. В первую очередь людям хочется получать радость от общения с любимцем, а еще он помогает создать в доме уют. Несмотря на дополнительные затраты, шум, болезни и повреждения мебели москвичи заводят все больше домашних животных, а потому нельзя исключать их интересы при городском планировании и управлении.

Удобное расположение товаров и их презентабельный внешний вид играют важную роль в привлечении покупателей. Чтобы сделать выбор наиболее комфортным, компании используют технологии «отслеживания направления взгляда». Программисты из Пермского Политеха создали очки на основе нейросетевых алгоритмов, которые позволят узнать, какие продукты и интерфейсы больше всего привлекают посетителей. Продукт поможет составить полную картину поведения клиента и, по подсчетам разработчиков, будет дешевле аналогов примерно в 10 раз.

Сотрудники Высшей школы бизнеса ВШЭ предложили новый метод предсказывать банкротство компаний на основе машинного обучения. Он позволяет использовать по максимуму информацию о финансовом состоянии фирм и показывает более высокие результаты по сравнению с классическими статистическими подходами.

Сотрудники МФТИ и Института ядерных исследований РАН изучили спектры лунных нейтрино — сверхлегких фундаментальных частиц, возникающих из-за взаимодействия космических лучей с поверхностью Луны. Наблюдение таких частиц сделает спутник новым источником нейтрино, что может дать дополнительные методы ее изучения.

В современной науке доминирует коллективный научный гений. К такому выводу пришли ученые из ТюмГУ, изучив индивидуальные и коллективные стратегии научно-исследовательской деятельности сотрудников региональных и столичных вузов Томска, Тюмени, Москвы и Санкт-Петербурга. Выяснилось, что индивидуальные исследования пока преобладают в зоологии, энтомологии, истории, математике, философии, а коллективные — в социологии, естественных и технических науках, физике, астрономии и археологии.

Загрузить ещё

Ученые из МФТИ изучили новые свойства одного из самых популярных в мире материалов для производства магнитов. Оказалось, что его можно применять в электронике нового поколения — терагерцовых приборах.

Исследователи Научно-учебной лаборатории моделирования и управления сложными системами ВШЭ предложили недостающую составляющую механизма самоорганизованной критичности, которая позволяет воспроизвести степенные закономерности, наблюдаемые в реальном мире. По мнению ученых, это приближает нас к пониманию того, как возникают землетрясения, распространяются лесные пожары, работают финансовые рынки и социальные сети.

Исследователи из Пермского Политеха разработали автоматизированную систему защиты помещений. Искусственный интеллект и биометрический доступ позволят обеспечить «умный» доступ в здание и сэкономить средства предприятий.

Загрузить ещё

Исследователи из Сколтеха, американских компаний VirIntel и Argentys Informatics и двух институтов РАН провели совместное исследование, в котором проанализировали иммунный ответ на вирус SARS-CoV-2 у пациентов с разной степенью тяжести заболевания. Ученые обнаружили, что у половины пациентов с бессимптомным течением заболевания не вырабатывается значимого количества антител IgG того вида, на который нацелены многие популярные тесты для выявления перенесенной коронавирусной инфекции. В то же время практически у всех пациентов были обнаружены другие антитела, причем их уровень часто оказывался выше именно при бессимптомном течении заболевания. На основе этих наблюдений ученые предложили в качестве маркера тяжести заболевания соотношение между этими двумя показателями.

Российские химики совместно с иностранными коллегами создали новую люминесцентную метку для ранней диагностики опухолей и ишемии тканей. Водорастворимый комплекс рения очень чувствителен к недостатку кислорода, сопровождающему эти нарушения, а также избирательно и прочно встраивается в коллагеновую сеть, что позволяет использовать его для исследований в режиме реального времени. Комплекс можно вводить при помощи инъекции — это менее травматично по сравнению с традиционными методами. Удобство применения и отличные характеристики разработки помогут упростить диагностику опасных заболеваний на самых ранних этапах.

1 октября в Москве состоялось открытие деловой программы финала Международного студенческого чемпионата мира по программированию ICPC-2021. На него собрались лучшие из лучших молодых умов в сфере IT со всей планеты.

Исследователи Сколтеха Алессандро Голкар и Ксения Осипова, а также бывший студент Массачусетского технологического института (MIT), а ныне сотрудник Центра космических полетов имени Годдарда НАСА Джузеппе Каталдо разработали модель, с помощью которой уже на этапе эскизного проектирования можно будет создавать и отбирать наиболее перспективные конфигурации спутниковых радиолокационных систем. Новая модель обеспечит оптимизацию параметров этих быстроразвивающихся радаров, тем самым сокращая сроки и затраты на их внедрение, что в свою очередь позволит повысить качество картографирования и эффективность мониторинга штормов, наводнений, оползней и других стихийных бедствий.

Исследователи из Сколтеха и Саутгемптонского университета продемонстрировали полностью оптический метод создания искусственных решеток, в узлах которых расположены экситон-поляритоны — квазичастицы в полупроводниках, состоящие одновременно из света и материи. Так называемая решетка Либа, которая обычно не встречается в природе, позволила коллективу провести ряд значимых наблюдений в области физики конденсированного состояния. Созданные с помощью лазерного излучения искусственные решетки квазичастиц могут быть использованы для разработки устройств нового поколения, таких как оптические вычислители, требующие прецизионного контроля над параметрами системы.

Ученые Сколтеха под руководством профессора Дмитрия Дылова и их коллеги из Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова разработали принципиально новый подход к задаче сегментации трехмерных изображений — определения контуров составных частей сложной структуры. Коллектив продемонстрировал эффективность «сегментации отрицательного объема» на снимках челюстного сустава, но метод применим к самым разным объектам, в том числе в строительстве и дизайне механических деталей.

Российские ученые вместе с иностранными коллегами выяснили происхождение сотен небольших вулканов из Срединного хребта на Камчатке. Они предположили, что причиной плавления мантии и последующего вулканизма стало выделение воды из отслоившихся кусков земной коры. Предложенный механизм может объяснить происхождение большого объема магмы не только на Срединном хребте, но и в других регионах.