Уральские палеонтологи обнаружили в пещере Таврида нижние челюсти этрусского медведя периода раннего плейстоцена (2-1,5 миллиона лет назад). Находка крайне важная и редкая. Она свидетельствует о том, что на территории Крыма почти два миллиона лет назад скорее всего жил предок современного человека, ранний Homo.

Сотрудники лаборатории «Промышленные системы потоковой обработки данных» Центра компетенций НТИ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого совместно со специалистами ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора разработали геоинформационный интернет-портал для оценки и анализа состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Арктики. Инструменты платформы позволят создавать более эффективные и адресные программы в сфере здравоохранения, социальной и инвестиционной политики, а также экологической безопасности Арктических территорий нашей страны.

В условиях цифровизации всех социально-экономических отношений важность формирования устойчивых и эффективных кластерно-сетевых связей неизбежно нарастает. Ученые Пермского Политеха оптимизировали большие данные с помощью нейросети. Разработка позволит более оптимально управлять межотраслевыми и межрегиональными связями, что поспособствует наращиванию стратегических инициатив и результативности деятельности компаний нефтегазового комплекса, а также повышению привлекательности региона для бизнеса.

Группа ученых Сколтеха под руководством профессора Евгения Николаева совместно с коллегами из МФТИ, Института молекулярной биологии имени В. А. Энгельгардта и Института биохимической физики имени Н. М. Эмануэля проанализировала возможности масс-спектрометрических методов по исследованию широкого спектра бета-амилоидных пептидов, входящих в число основных биомаркеров болезни Альцгеймера. Новые технологии на основе масс-спектрометрии помогут не только глубже разобраться в патогенезе заболевания, но и научиться диагностировать его на ранних стадиях, прогнозировать риск его возникновения и разрабатывать более эффективные терапевтические подходы.

При переработке нефти и ее продуктов образуется твердый остаток — нефтяной кокс. Его применяют в алюминиевой, электродной и химической промышленности, а еще в качестве топлива. Ученые Пермского Политеха создали на основе нефтяного кокса углеродный сорбент, который можно использовать и для очистки воды.

Аналитики Института аграрных исследований ВШЭ назвали перспективные направления развития технологий в российском сельском хозяйстве. Цифровая трансформация и роботизация будут менять структуру занятости, снижая зависимость от низкоквалифицированной рабочей силы, с одной стороны, и предъявляя все более высокие и быстро меняющиеся требования к ключевым компетенциям — с другой.

Ученые Томского политеха получили нековалентный органический каркас на основе цвиттер-ионных иодониевых солей. Иодониевые соли впервые были применены как структурный элемент для создания каркаса, который показал высокую стабильность и возможность сорбции и десорбции воды.

Арктика должна быть больше связана с другими регионами России с позиций экономики и логистики — к такому выводу пришли ученые факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ. Для развития арктических проектов необходимо укреплять горизонтальные связи между представителями регионов, некоммерческих организаций, экспертного сообщества и коренных народов Севера.

Разработка исследователей из Пермского Политеха позволит повысить эффективность нефтедобычи в залежах, которые обладают невысокими запасами «черного золота». Это можно будет сделать с помощью системы специальных щелевых каналов. Моделирование показало, что добыча по одной скважине за два года вырастет на 500 тонн.

Загрузить ещё

Международная группа ученых из России и Германии открыла механизм работы на атомном уровне важного клеточного белка бактериородопсина. Оказывается, с помощью света белок организует «протонные провода» для создания потенциала на мембране и подзарядки клетки. К открытию ученые шли несколько лет, проверяя и суммируя всю накопленную информацию и разрабатывая собственную уникальную методику исследований.

Исследователи из Сколтеха, Института Карнеги, Университета Говарда, Чикагского университета и Института физики твердого тела Китайской АН впервые получили экзотическое соединение калия и азота K2N6 — оно содержит шестиатомные азотные кольца, таящие в себе взрывную энергию. Хотя синтез вещества потребовал в разы более высокого давления, чем достигается в промышленных условиях, — это шаг на пути к новому пригодному в качестве взрывчатки или ракетного топлива соединению азота.

Ученые из Сколтеха и Томского политехнического университета предложили эффективный и экономичный метод синтеза сверхтвердого материала — пентаборида вольфрама. Он может применяться в различных отраслях промышленности, в том числе в технологиях бурения.

Распространение цифровых технологий и популярность дистанционной работы из-за пандемии привели к трансформации рынка труда. Изменились квалификационные требования к соискателям, сократилось количество «традиционных» профессий и появились новые. Дистанционный график привел к возможности работать из любой точки мира. Эти изменения важно учитывать при прогнозировании социально-экономического развития городов, регионов и стран в целом. Ученые Пермского Политеха проанализировали рынок труда с помощью нейросети и определили самые недостающие цифровые профессии.

Бактериофаги – это вирусы, поражающие и уничтожающие только бактерии. Еще в прошлом веке фармацевты научились использовать во благо свойства этих крошечных помощников борьбы с болезнями путем создания на их основе лечебно-профилактических антибактериальных препаратов. Их успешно применяют для лечения инфекционных заболеваний вот уже почти сто лет и они безопасны даже для новорожденных. Но медицина продолжает исследовать особенности бактериофагов, и эта работа далеко не закончена. В прошлом материале, открывшем цикл статей о фагах, мы писали о том, какой вклад они внесли в науку. Сегодня эксперт холдинга «Нацимбио» Госкорпорации Ростех, руководитель проектного офиса по изучению бактериофагов Александр Жарников рассказывает о некоторых научных гипотезах, касающихся влияния этих вирусов на организм человека.

Исследователи из России, Финляндии и Канады обнаружили необычную, в виде песочных часов, форму пылевого следа кометы 17P/Holmes. Частицы, образовавшие след, выделились вследствие самой мощной из задокументированных вспышек комет. Произошла она в октябре 2007 года. Рассмотреть необычную форму помогла модель с повышенной точностью вычислений.

Исследование доцента Института нанотехнологий, электроники и приборостроения Южного федерального университета Вадима Авилова направлено на создание и развитие в России новых технологий проектирования и производства перспективной элементно-компонентной базы интегральной наноэлектроники и искусственного интеллекта.

Российские ученые исследовали поведение жидкого углерода с помощью суперкомпьютерного моделирования и впервые охарактеризовали его структуру на наноразмерных масштабах. Результаты свидетельствуют о том, что при относительно низких давлениях жидкий углерод представляет собой смесь линейных sp-гибридизованных цепочек и структурно напоминает карбин — загадочную твердую фазу углерода, споры о существовании которой ведутся уже более полувека.

В МФТИ исследовали устойчивость опухолевых стволовых клеток немелкоклеточного рака легкого к лучевой терапии. При воздействии ионизирующего излучения эти клетки на время уходят в «спячку», а при наступлении благоприятных условий возобновляют активное деление и, таким образом, приводят к рецидивам.

14.07.2020

В 1988 году археологи ИИМК РАН нашли уникальный скифский могильник, относящийся к VII веку до нашей эры. В одной из колод было мумифицированное тело подростка, погребенное вместе с оружием и амуницией. В ходе генетических исследований, проведенных лабораторией исторической генетики МФТИ в этом году, оказалось, что это на самом деле девушка. А ведь об амазонках писал еще Геродот в V веке до нашей эры и через 2,5 тысячи лет этот миф нашел подтверждение.

Исследователи из Кольского научного центра обосновали алмазоностность западной части Российской Арктики. Для этого они изучили геодинамическую эволюцию региона.

Исследование позволило ученым уточнить представления о сферах культуры и детства у населения, которое обитало на территории Тувы в раннескифское время — в VIII-VI веках до нашей эры, а также обнаружить скрытые артефакты.

22.04.2020

Для большинства людей химиотерапия — очень страшное слово. Насколько оправдан такой страх, а также о терапевтических возможностях современных химиопрепаратов, методах снижения побочных эффектов от них, показаниях к применению, истории их создания и развития рассказывает главный врач «Европейской клиники», онколог, кандидат медицинских наук Андрей Львович Пылёв.

13.12.2021

Исследователи Института химии и технологии редких элементов и минерального сырья имени И. В. Тананаева Кольского научного центра разработали схему переработки минерала, ранее не использовавшегося для получения тантала.

Специалисты Сибирского федерального университета в сотрудничестве с коллегами из Омского государственного университета путей сообщения предложили метод, который повысит эффективность централизованного теплоснабжения. Он базируется на статистическом анализе больших объемов информации. На этапе апробации метода первоначальные затраты на реконструкцию тепловых сетей уже оказались снижены более чем на четверть.

Загрузить ещё

Речь идет о синдроме Пентада Кантрелла. Он встречается с частотой один на сто-двести тысяч новорожденных детей. Врачи надеются, что и другие специалисты, ознакомившись с их опытом, будут успешно решать вопросы диагностики и лечении данной патологии.

Загрузить ещё

Санкт-Петербургские физики вместе с коллегами из Городского университета Гонконга предложили способ получения хиральных углеродных точек из доступных органических веществ. Такие наночастицы способны испускать интенсивный свет и при этом чувствительны к определенному типу поляризации падающего излучения. Также они сохраняют свои оптические свойства на всем диапазоне рН и даже при многочасовом облучении ультрафиолетом, что делает их перспективными для разработок в области биосенсорики, биоимиджинга и тераностики, например одновременного обнаружения и лечения рака.

Ученые ПГНИУ исследовали зависимость плотности дефектов кристалла ниобата лития от параметров его термообработки. Это позволяет изготавливать высокостабильные фотонные интегральные схемы для навигационных систем и оптических систем передачи данных.

Исследователи из лаборатории Константина Северинова описали роль случайности в процессе приобретения и поддержании клетками бактерий небольших молекул ДНК, называемых плазмидами. Находящиеся на плазмидах гены делают бактерии устойчивыми к антибиотикам, и для борьбы с этим опасным явлением необходимо учитывать выявленные в исследовании закономерности.

Исследователи из Сколтеха, МФТИ, ГосНИИ ГА, университетов Северного Техаса и Йоркского упростили и автоматизировали лабораторную процедуру тестирования противообледенительных жидкостей, используемых для обеспечения безопасности полетов.

Международный коллектив, в который вошли и российские исследователи, проанализировал пищевые белки, сохранившиеся в зубном камне людей, живших 9-3,5 тысячи лет назад. Ученым удалось определить, когда именно народы Кавказа и Евразийских степей начали употреблять молочные продукты, а значит, и разводить молочный скот. Полученные результаты также позволили проследить распространение практики в регионе.

Ученые из Сколтеха совместно с коллегами из Института геоэкологии имени Е. М. Сергеева РАН при поддержке исследовательского подразделения компании TotalEnergies спрогнозировали тепловое воздействие нефтяных и газовых скважин на окружающие мерзлые породы. Их модель охватывает 30-летний срок эксплуатации скважины и учитывает не только таяние льда в мерзлом грунте, но и высвобождение запертого в нем метана. Освоение арктических месторождений делает понимание этих процессов крайне важным для безопасной работы скважин и прогноза сопутствующих выбросов парниковых газов.

Загрузить ещё

Разработка ученых Пермского Политеха позволит укрепить дорожное полотно. Исследователи создали полимерные композиционные материалы на основе низко- и высокомолекулярных каучуков. После укрепления асфальта можно будет не проводить ямочный ремонт в течение 30 лет. Новый способ укрепления экономичен и прост в исполнении. По мнению ученых, материал позволит снизить тормозной путь автомобилей и сократить количество аварий на дорогах. У разработки пока нет аналогов в мире.

Исследователи Высшей школы экономики в Перми изучили, как разные типы перфекционистов представляют себе интеллект, мораль и окружающий их мир. Оказалось, что в основе успеха адаптивных перфекционистов лежит восприятие мира как понятного места с фиксированными правилами, в то время как дезадаптивным мешают достигать благополучия установки на жесткую систему принципов, которым нужно подчиняться. Ранняя коррекция завышенных требований к себе может повысить их шансы на успех в будущем.

Современная производственная техника постоянно развивается. Вместе с этим появляется необходимость совершенствовать способы ее диагностики. Ученые Пермского Политеха предложили метод, который позволит удаленно оценить состояние техники и найти ее «слабые места». Он поможет спрогнозировать возможные поломки и повысит надежность машин.

22.04.2020

31.03.2021

Российские ученые впервые в мире изучили, как удерживается энергия термоядерной плазмы в сферическом токамаке нового поколения. Оказалось, что токамак Глобус-М2 эффективно использует магнитное поле и многократно превосходит установки предыдущего поколения. От этого параметра зависят показатели выработки энергии и экономическая производительность термоядерного реактора. Такие установки позволят снизить стоимость термоядерного реактора-токамака (такого, как ИТЭР, который сейчас строят во Франции) и быстрее внедрить технологии управляемого термоядерного синтеза в энергетику, подарив человечеству еще один альтернативный источник энергии.

14.07.2021

Российские ученые объяснили поведение рачков-бокоплавов, при котором самцы захватывают лапками самок и носят их до момента оплодотворения. Ранее считалось, что так они обеспечивают себе пару для размножения, удерживая самок и при этом не давая им добывать пищу. Как выяснилось, женские особи в таком положении эффективно питаются и не затрачивают энергию на передвижение, сохраняя ее для репродуктивной функции, что идет на пользу всей популяции.

05.05.2021

28.11.2019

В 2019 году младенческая выживаемость в России достигла рекордно высоких показателей. Но путь к этому занял не одно столетие, а действительно существенного прогресса удалось достичь лишь за последние годы. Как мир боролся с детской смертностью и что для этого сделал Ростех – в нашем материале.

11.02.2020

С подавляющим большинством инфекционных заболеваний человечество столкнулось благодаря животным. Возбудители этих болезней так и называются — зоонозы. Как сегодня борются с ними и какую роль в этом играет продукция Ростеха, разбираемся на примере бруцеллеза.

12.03.2019

Самый распространенный гинекологический диагноз — миома — не имеет отношения к раку и далеко не всегда требует лечения. Но если и требует, то подходить к этому надо с умом. О самых эффективных методах лечения миомы рассказывает врач-гинеколог Европейской клиники Дмитрий Лубнин.

04.03.2020

Первый в мире микрофон был запатентован 4 марта 1877 года. Поэтому этот день называют днем рождения звукоусиливающего устройства. Об истории микрофона рассказали специалисты лидера по производству микрофонной техники в России — тульского завода «Октава» Госкорпорации Ростех.

26.08.2019

Как рентген помогает в онкотерапии, что такое эндоваскулярная хирургия и стентирование? Об этом рассказывает онколог, кандидат медицинских наук и главный врач «Европейской клиники» Андрей Пылёв.

14.07.2020

13.12.2021

15.04.2021

Ученые ТюмГУ и Вестфальского университета имени Вильгельма (Германия) в ходе проведенных совместно исследований зафиксировали устойчивую тенденцию замены лишайников на мхи и кустарники на выгоревших в пожарах участках тундры Западной Сибири. Это приводит к увеличению объемов поглощения углекислого газа в процессе фотосинтеза на выгоревшей территории. И теперь вопрос в том, в какую сторону и насколько смещается баланс углеродного обмена — в сторону связывания (что уменьшает парниковый эффект) или в сторону увлечения выброса (что усиливает этот эффект). Такие процессы необходимо изучать для прогнозирования трансформации углерода в воздухе на северных территориях России.

23.12.2019

Герои в серии романов о приключениях Гарри Поттера, написанной британской писательницей Джоан Роулинг, названы неслучайно. К такому выводу пришли лингвисты из ТюмГУ.