ПНИПУ, Автор в Naked Science

Ученые Пермского Политеха и Томского политехнического университета разработали уникальный сверхпрочный материал. Из него можно создать укрепляющие плиты для корпуса автомобилей – своеобразный «бронежилет». Также его можно использовать при отделке фасадов зданий и в производстве тротуарной плитки для придания им большей прочности. В отличие от аналогов, разработку впервые создали без дефицитных, дорогостоящих и токсичных материалов.

Исследователи из Пермского Политехнического университета разработали биохимический метод, который позволяет очистить воду от ртути на 99 процентов. Чтобы создать эффективный биосорбент, они нанесли на активированный уголь культуру микроскопических грибов. Разработка позволяет не только повторно использовать очищенную воду, но и перерабатывать соединения ртути. В отличие от аналогов, биосорбент можно применять многократно, что позволит перейти к непрерывным, более производительным системам очистки воды.

Основная часть добычи нефти в России происходит на старых месторождениях. Чтобы давать скважинам «вторую жизнь», ученые Пермского Политеха и Санкт-Петербургского горного университета впервые разработали комплексную методику на основе искусственного интеллекта. Программа будет анализировать все факторы и прогнозировать объем черного золота. Новая методика поможет сэкономить от 2-4 миллионов рублей на скважину.

Ученые Пермского Политеха разработали биосовместимые ячеистые имплантаты челюстно-лицевых костей. Изделия из титанового сплава созданы с помощью лазерного плавления и по свойствам максимально повторяют костную ткань человека. Живые клетки прорастают в ячейки в 2-3 раза быстрее, чем у аналогов с более плотной структурой.

Исследователи из Пермского Политеха нашли способ обработки полимеров для самолетов нового поколения. Они предложили технологию, которая позволит избежать «отказов» деталей крылатых машин. Новый способ обработки полимерных композиционных материалов предотвратит их неисправности и сократит затраты на производство авиатехники.

Ежегодно самолеты перевозят четыре миллиарда пассажиров, и, по прогнозам, количество полетов будет расти. Выбросы авиадвигателей становятся одним из самых крупных источников парниковых газов, сообщает ООН. Чтобы прогнозировать выход вредных веществ, ученые Пермского Политеха разработали виртуальный датчик. Сенсор встроят в систему автоматического управления газотурбинным двигателем.

Ученые Пермского Политеха создали систему на основе оптоволоконных гироскопов, которая будет автоматически контролировать направление бурения без остановки работы и повысит его точность. «Навигатор» позволит значительно сократить стоимость оборудования для строительства скважин. У технологии нет аналогов в России и в мире.

Разработчики Пермского Политеха создают систему управления роботом, который будет менять неработающие уличные светильники. Искусственный интеллект повысит качество обслуживания городского освещения и позволит избежать травмирования людей: сейчас эти работы проводят на высоте в неблагоприятных погодных условиях. Ориентироваться в пространстве роботу помогут алгоритмы машинного обучения и нейронные сети.

Биотехнологи Пермского Политеха придумали, как увеличить плодородность почвы с помощью отходов целлюлозно-бумажной промышленности. Главными ингредиентами нового удобрения стали кора, природный полимер, опил и осадки сточных вод. Пока в России нет аналогов этой технологии: по словам ученых, кору сейчас не перерабатывают в промышленных объемах.

Технология исследователей Пермского Политеха позволит снизить вес конструкций самолетов и ракет, сохранив их прочность. Более «легкие» изделия при этом уменьшат стоимость продукции, а заодно и расход топлива.

Ученые Пермского Политеха нашли способ восстановить почву от свинца и ртути. Они выявили состав микроорганизмов, который наиболее эффективно очищает ее от тяжелых металлов. Метод не требует больших затрат и прост в применении.

Исследователи из ПНИПУ повысили эффективность добычи нефти с помощью кислотных растворов. Пермские ученые впервые проанализировали состав труднодоступных карбонатных месторождений и определили оптимальные условия, которые позволят получать больше черного золота при минимальных затратах.

Ученые из Пермского Политеха построили биомеханическую модель, которая в перспективе сможет снизить риск развития ишемической болезни головного мозга и возникновения инсульта для 80 процентов взрослых и 20 процентов детей.

В Пермском Политехническом университете предложили наиболее быстрый и экономичный метод создания деталей из титанового сплава. Он позволит уменьшить расход материала, сделать цикл производства на несколько операций короче и повысить производительность.

Биомеханики Пермского Политеха с коллегами из ПГМУ впервые получили объемную геометрическую модель межпозвоночного диска в пояснице, которая по строению соответствует реальному диску. Разработка геометрической модели всего сегмента поясничного отдела поможет создать биомеханическую модель этой зоны. Она подтвердит существование подвывиха межпозвоночных суставов и снизит количество операций по удалению грыжи межпозвоночного диска для 40 процентов жителей мира.

Ученые ПНИПУ изучили как влияет температура на поведение современных композитов. Технология позволит укрепить материалы, из которых создают важные конструкции для промышленности. Исследование будет полезно в производстве авиадвигателей, машиностроении и нефтегазовой отрасли.

Ученые Пермского Политеха создали датчик, который усовершенствует технологию трехмерной печати металлических изделий. Он позволит более точно и быстро создавать изделия с помощью электронного луча, учитывая все технологические параметры. Изобретение может найти применение в авиа- и ракетостроительной отраслях. Технологии с такой эффективностью нет ни в России, ни в мире.

Международная исследовательская группа, в которую вошли ученые Пермского Политехнического университета, представила уникальный отечественный состав полимерного геля, который увеличит полноту выработки запасов нефти.

Пермские ученые создали технологию, которая позволяет защищать инструменты и детали от совместного действия коррозии, ударов и тепла. Чтобы обезопасить их от воздействия агрессивных сред, специалисты предложили наносить на поверхность металлов многослойные нанопокрытия. Они помогают снизить скорость коррозии материалов более чем в 2,5-3 тысячи раз.

Ученый из Пермского Политеха придумал, как создать долговечные керамические изделия из промышленных отходов. Модифицированный материал позволит снизить затраты при строительстве высотных зданий.