Naked Science — новости науки
21 января, Четверг

Российская компания «МиГ» запатентовала систему, которая исключает попадание самолета в штопор. Ее уже установили на истребители МиГ-35 и МиГ-29М/М2.

По данным осведомленного источника, у перспективного российского модуля «Наука» для МКС обнаружили новые технические проблемы. Специалисты не считают их фатальными и не планируют нового переноса запуска.

Модуль «Наука»

Также власти страны разрешили применять вакцину, созданную компанией AstraZeneca и Оксфордским университетом, хотя само Европейское агентство по лекарственным средствам этого еще не сделало.

Российская вакцина от коронавируса "Спутник V"

В январе подвели итоги сразу двух смежных научно-исследовательских проектов, направленных на изучение перспективных строительных материалов с биологическими компонентами. Специальные строительные растворы с бактериями оказались весьма эффективными для реставрации построек из бетона и натурального камня: они буквально заживляют конструкции, продлевая их срок службы.

Ископаемому животному — около 480 миллионов лет. Ученые назвали его недостающим звеном эволюции, объединяющим морских звезд и морских лилий.

Окаменелость древнего животного, похожего на морскую звезду / ©коллекция Йельского университета

В эпоху ранней бронзы европейцы использовали металлические кольца в качестве денежного эквивалента. К такому выводу пришли ученые из Нидерландов.

Специалист по кибербезопасности из Google Project Zero Натали Сильванович отчиталась, что ряд сервисов по обмену сообщениями устранили обнаруженные ею уязвимости. В прошлом году она приватно уведомила разработчиков некоторых мессенджеров, включая Signal, Facebook Messenger и Google Duo, о том, что логика работы этих приложений позволяет злоумышленнику шпионить за жертвой.

Уязвимости в мессенджерах Signal, Facebook и Google позволяли видеть собеседника, даже если он не разрешил звонок

Первый серийный истребитель пятого поколения Су-57 передали российским Вооруженным силам: машина поступила в один из авиационных полков Южного военного округа.

Серийный Су-57 / ©Светлана Балаева

Химики Пермского Политеха разработали экологичное удобрение, которое поможет повысить урожайность. Впервые в России его получили из отходов промышленных стоков. Новая технология позволяет дать им вторую жизнь без дорогостоящей добычи минерального сырья. Продукт содержит больше компонентов, чем зарубежные аналоги, что обеспечивает его высокую эффективность для роста растений. Ученые уже запатентовали разработку.

Астрономы показали, как выглядят спутники Starlink в телескоп и насколько сильно они мешает им работать

У загадочной и странной звезды Табби обнаружилась соседка, притяжение которой могло разрушить ее планеты и вызвать аномальные колебания яркости.

Газопылевой диск вокруг KIC 8462852: взгляд художника

Неодолимую тягу кошек к запаху кошачьей мяты объяснили необходимостью бороться с кровососущими насекомыми, особенно досаждающими при охоте из засады.

По данным журналистов, дочерняя компания SpaceX приобрела две буровые платформы: после переоборудования комплексы можно будет применять для запусков космических кораблей Starship.

Последнее глобальное оледенение произошло на Земле около 20 тысяч лет назад, и его следы геологи находят по всему миру. Это позволяет ученым судить о том, как выглядит ландшафт после ледникового периода. Проанализировав поверхность Марса и используя эти наблюдения, американские ученые пришли к выводу, что он прошел через несколько оледенений за последние не более чем 100 миллионов лет.

На Марсе обнаружили следы множества ледниковых периодов

Разрыв шаблона: астрономы наглядно показали, что Млечный Путь не плоский, а изгибается

На российском сегменте МКС вышла из строя система кондиционирования воздуха СКВ-2. Вторая — СКВ-1 — продолжает работу в штатном режиме.

МКС

Ученые оценили данные по преждевременным смертям в 969 городах и 47 мегаполисах 31 европейской страны, учитывая рекомендации Всемирной организации здравоохранения по предельно допустимым концентрациям мелкодисперсных частиц и диоксида азота для безопасной жизнедеятельности человека.

Ученые провели несколько опытов, чтобы проверить, можно ли повредить яичный желток — он был аналогом человеческого мозга, — не разбивая скорлупу. Так они выяснили, какой тип воздействия на череп опаснее всего для человека.

Ученые смоделировали повреждения мозга при ударах, ускорении вращения и замедлении вращения / ©Цзи Лан и Цяньхун Ву

Появился первый браузер со штатной поддержкой полностью децентрализованного интернета

Группа ученых во главе с Бристольским университетом впервые изучила и реконструировала ректальное отверстие нептичьего динозавра, относящегося к пситтакозаврам. Исследование проливает свет на брачные игры динозавров.

Дефект силовой передачи вынудил Военно-морские силы США приостановить поставки кораблей прибрежной зоны типа Freedom. Их возобновление станет возможным после устранения проблем.

LCS типа Freedom

Об этом свидетельствует находка биолюминесцентного насекомого мелового периода, прекрасно сохранившаяся янтаре и сделанная в Мьянме. Благодаря этому ученые смогут лучше понять эволюцию современных светлячков.

Ученые Сколтеха и их коллеги из Франции, США, Швейцарии и Австралии синтезировали и изучили свойства нового перспективного катодного материала для натрий-ионных аккумуляторов, которые в будущем смогут стать дополнением к их литий-ионным аналогам или даже прийти им на смену.

Сверхточные измерения содержания углерода-14 в годовых кольцах деревьев позволили реконструировать солнечную активность начиная с 969 года нашей эры.

Общественные осы могут распознавать друг друга по «лицу», воспринимая его, как люди, не по отдельным деталям, а в целом.

МС-21 не смог затормозить во время испытаний и выкатился за пределы самой длинной в Европе ВПП

«Убить» диск иконкой: обнаружен баг Windows, повреждающий данные на диске при открытии любого типа файлов

Космический аппарат случайно находит на комете обломки материала искусственного происхождения. Комета стремительно уносится прочь за пределы Солнечной системы, и у людей остается все меньше времени, чтобы исследовать таинственный артефакт и понять, что это.

Глазные симптомы коронавируса

Американские ученые выявили следы растений, не относящихся к табаку, в лекарственных сосудах древних майя.

Нейросеть подтвердила псевдонаучную гипотезу о том, что по лицу человека можно определить качества его личности — политическую и сексуальную ориентацию

Операторы миссии InSight пришли к выводу, что продолжать попытки бурения марсианской поверхности бессмысленно. Бур с инструментами для измерения теплового потока из недр красной планеты не смог погрузиться достаточно глубоко из-за недостатка трения с почвой — она оказалась слишком комкующейся.

Палатка с кроватью, Wi-Fi и солнечной батареей: бывшие сотрудники IBM, Tesla, SpaceX и Airbnb выпустили «спасательную шлюпку для побега из города»

Ученые из Великобритании провели исследование и узнали, с чем могут быть связаны «духовные» переживания людей, называющих себя медиумами и ясновидящими.

На Марсе обнаружили следы множества ледниковых периодов

Белок гипер-интерлейкин-6 произвели с помощью генной инженерии. Он способствовал регенерации нервных клеток в головном мозге и нескольких моторных трактов в спинном мозге одновременно.

Через две-три недели после введения «дизайнерского» белка парализованные мыши начали ходить / ©Рурский университет

Испытания крейсера «Адмирал Нахимов» должны начать в этом году. Предполагается, что он сможет применять новую гиперзвуковую ракету.

Северная Италия

L-410,

К 2040 году ниже уровня моря окажется дополнительно почти 12 миллионов квадратных километров суши — это больше территории США или Китая

Ан-124-100

Благодаря функции «Люди рядом» можно с точностью до нескольких десятков метров определить местоположение неосторожного пользователя Telegram. Это открывает широкий простор для действий злоумышленников. Единственный способ обезопасить себя — контролировать использование геолокации мессенджером.

В Telegram обнаружен способ определить местонахождение пользователя

Новый штамм коронавируса, возникший в Британии, породил панические ожидания: мол, ковид станет намного опаснее, чем раньше. Быть может, даже той самой «болезнью Х» – мощным патогеном, способным привести к пандемии с катастрофическими последствиями. Например, обрушением мировой экономики. Часто говорят, что еще одна такая «нежданная» болезнь погубит всех людей. Или достаточное их число, чтобы остатки человечества вымерли сами собой. Возможно ли это? Если да, то почему человечество не было уничтожено на протяжении его длительной истории? Разбираемся ниже.

Data Science — одна из самых популярных и высокооплачиваемых профессий сегодня. Попасть в эту сферу пытаются и матерые программисты, и переучивающиеся гуманитарии. Сложно ли стать дата-сайентистом и нужно ли для этого быть гением математики и программирования? Рассказываем, развенчивая популярные мифы.

Dara Science

В 2021 году американским военным придется собрать воедино все свои знания о неопознанных летающих объектах и предоставить их в виде публичного отчета. Как ни странно, такое предписание является частью бюджетного плана по смягчению последствий эпидемии коронавирусной инфекции.

Американских военных обязали рассказать все, что они знают про НЛО

«На обочине»

Ротоглотка человека

Многие считают: без западной помощи СССР не смог бы победить Германию. Мол, если бы в июле 1941 года Рузвельт не ввел нефтяное эмбарго против Японии, та напала бы на СССР осенью 1941 года. Если бы под Москвой не появились английские танки, а в советских окопах не начали есть тушенку «Второй фронт» – то не удалось бы удержать столицу. А все эти грузы перевозились от Мурманска к фронту американскими паровозами. Утверждают, что даже Сталин на Тегеранской конференции признал: без союзной помощи он проиграл бы войну. Так ли все это? Что было бы с СССР без западной помощи в войне? И, что более важно, что было бы с Западом без советской помощи? Попробуем разобраться.

«Шерман» и Т-34 в Австрии

Команда исследователей продемонстрировала передачу кубитов фотонов с точностью более 90% по оптоволоконной сети на несколько десятков километров. По мнению ученых, это продвинет развитие квантового интернета.

Демонстрация высокоточной квантовой телепортации / © Fermilab

Журнал Nature назвал среди важнейших научных событий уходящего года победу Джо Байдена и протесты ученых в рамках движения Black Lives Matter (само издание в честь этого тоже устраивало забастовку). Мы не настолько продвинуты, чтобы зайти так далеко. Но тем больше места остается, чтобы рассказать читателям о действительно важных научных событиях коронавирусного года. Кстати, вы сможете сами выбрать, какое из них должно стать главным.

Нейтронная звезда в момент прорыва

Судя по всему, в ближайшее время еще один сюжет «Черного зеркала» станет реальностью. Корпорация Microsoft зарегистрировала патент на систему, которая способна превратить личность любого человека в интеллектуального чат-бота.

Компания Microsoft запатентовала способ цифровой реинкарнации любого человека

Прототип прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД) нового типа sodramjet испытали в аэродинамической трубе. Он успешно проработал на скорости воздушного потока, превышающей звуковую в девять раз. А по результатам эксперимента оказалось, что теоретический предел его скорости достигает числа Маха 16. Это позволит летательному аппарату с таким двигателем обогнуть Землю за два часа, но аэродинамической трубы для проверки подобных скоростей в Китае еще не построили.

В последние годы планы по колонизации Марса плавно переходят из разряда околонаучной фантастики во все быстрее приближающуюся реальность. Помимо технических и логистических вопросов, такие проекты поднимают гораздо более скучные темы — юридические. И, похоже, два главных идеолога экспансии человечества за пределы Земли имеют вполне оформившиеся соображения на этот счет.

Илона Маска и Джеффа Безоса заподозрили в планах по созданию независимого инопланетного правительства

Каждый из нас слышал: не ешь мясо, так ты ослабишь глобальное потепление. Перефразируя классиков: «Грета Тунберг тоже не ела мясо». Да и вообще, растительная пища с одного гектара может прокормить куда больше людей, чем мясо или молоко с того же гектара. Отказ от мясоедения кажется со всех сторон правильным, заботой о природе. А что на эту тему думает наука? Увы, беспощадные цифры рисуют чуть иную картину. Отказ от содержания скота может привести к снижению плодородия почв. Вслед сократится биомасса растений. А модные веганские продукты часто требуют больше гектаров, чем животноводство. Как так получается и чем обернется возможная победа Тунберг над скотом?

Веганы и скот