5 февраля, Воскресенье
4 часа назад
Анна Новиковская

В течение последних десятилетий озоновый слой нашей планеты медленно восстанавливался, но теперь ему грозит новая опасность: участившиеся запуски ракет.

Анна Новиковская

Хотя во время беременности нагрузка на женское тело возрастает, медики утверждают, что физическая активность пойдет матери и ребенку только на пользу.

Как сообщает портал electrek, в интернете появилось видео с демонстрацией работы системы активного поворота задних колес Tesla Cybertruck. Новая система входит в состав базовой комплектации электрического пикапа.

Согласно современным научным представлениям, основная часть видов на Земле все еще не открыта. Более того, для ряда видов нет даже перспектив их однозначного открытия — ни сегодня, ни через десятки лет. Последнее особенно актуально для бактерий и вирусов, само понятие о...Читать далее

Клетки, приводящие в движения листья стыдливой мимозы, оказались заключены в «корсет», который заставляет их расширяться в нужном направлении.

Украинские беженцы принесли в Германию неубиваемые штаммы бактерий / ©Getty images
Анна Новиковская

Гипотезу «ядерной зимы» впервые попробовали обосновать расчетами советские ученые в начале 1980-х годов (биосферная модель «Гея»). Однако существовавшие тогда модели атмосферы были по необходимости упрощенными: в них рассматривали только узкий столб воздуха, без...Читать далее

Анна Новиковская

Запасы легкой нефти сокращаются, поэтому сейчас актуальна переработка тяжелых нефтепродуктов. Чтобы удовлетворить мировой спрос на энергию, необходимо более эффективно перерабатывать «черное золото». Но у тяжелых фракций углеводородов есть недостатки: высокое содержание металлов, смол и высокомолекулярных компонентов, поэтому сырье нужно подготавливать. Для получения топлива используют каталитический крекинг – процесс, при котором тяжелые молекулы нагреваются и распадаются на легкие. Исследователи из Пермского Политеха усовершенствовали технологию, заменив традиционное сырье тяжелыми продуктами переработки нефти.

Недостаточно комковатая материя во вселенной

Голожаберные моллюски — группа морских брюхоногих с броской внешностью. Среди их уникальных способностей — так называемая клептокнидия, то есть «‎заимствование» стрекательных клеток у полипов, которых эти моллюски поедают. В своей новой статье российские зоологи разобрались в тонкостях этого необычного явления.

Trinchesia ornata, один из изученных видов голожаберных моллюсков
Анна Новиковская

Как и хозяева, четвероногие друзья человека часто страдают от раковых опухолей. И теперь исследователи обнаружили связь между возрастом диагностики рака и полом, размером, а также породой собаки.

Глядя из настоящего на случившееся в далеком прошлом событие, не всегда можно понять, что его выделяет из ряда соседних с ним. Почему считается, что ход и исход войны переломил именно Сталинград, а не какое-то иное сражение, даже если оно, как Курская битва, «в цифрах крупнее»? Почему Гитлер не разрешал армии Паулюса прорываться из-под Сталинграда? Отчего Манштейн и воздушный мост не смогли ее спасти? И, наконец, какие ошибки, серьезно затянувшие войну, тогда совершил и оппонент немцев — советская Ставка?

Ученые показали, что если участники дебатов перед их началом размышляют о собственных жизненных ценностях, то это делает их более открытыми к чужому мнению и терпимыми друг к другу. Исследователи считают, что это может говорить о преувеличении оценки разнообразия мнений в обществе, а результаты их работы можно будет использовать при разработке образовательных программ.

Анна Новиковская

Если когда-нибудь вы сравнивали вид замороженной пиццы с тем, что изображено на коробке, то вам знакомо чувство обмана аппетитным видом. И, как выяснили американские исследователи, этот маркетинговый ход изобрели вовсе не люди.

Научный коллектив Института молекулярной биологии имени В. А. Энгельгардта (ИМБ) РАН совместно с исследователями из Федерального научного центра лубяных культур и Московского физико-технического института (МФТИ) разработал протокол выделения ДНК льна, включающий стадию изоляции клеточных ядер, который позволяет получить чистую высокомолекулярную ДНК. Используя созданный протокол, удалось даже с одного растения выделить достаточное количество ДНК для достижения большого выхода длинных чтений на платформе Oxford Nanopore Technologies (ONT), которая крайне чувствительна к качеству материала. Из полученных данных ученые собрали геном льна высокой протяженности и полноты.

Исследователи из американского космического агентства сравнили два изображения, первое из которых было сделано в 1972 году, а второе — пятьдесят лет спустя, 8 декабря 2022 года. При их сравнение видно, что наша планета заметно изменилась.

В горных лесах на востоке Африки обнаружили крошечных тростнянок. В отличие от подавляющего большинства «нормальных» лягушек, они не способны издать ни звука, а при необходимости найти партнера делают это на ощупь.

Медики смогли вырастить «в пробирке» миниатюрные модели кишечника, а затем успешно имплантировали их лабораторным мышам. Такие органоиды развили собственную иммунную систему, схожую с человеческой. Это позволит использовать их в поисках средств против некоторых пока неизлечимых болезней.

Органоиды кишечника с флуоресцентными метками

Дизайнер из Мюнхена Андреа Моцеллин (Andrea Mocellin) представил свое новое мобильное транспортное устройство. Exo-Line — трехколесная рама с аккумулятором и двигателем, на которой нужно ездить лежа.

Американская компания L3Harris приступила к испытаниям экспериментального спутника NTS-3 в рамках подготовки к его запланированному запуску в конце 2023 года.

Аэрокосмическая компания SpaceX осуществила 200-й пуск своей самой успешной ракеты — Falcon 9. Это случилось 2 февраля, когда SpaceX запустила 53 интернет-спутника Starlink на орбиту. Считается, что Falcon 9 — самая безопасная из действующих американских ракет. А еще в настоящее время она единственная ракета, сертифицированная для доставки людей на Международную космическую станцию (МКС).

На примере людей, придерживающихся разных политических взглядов, американские исследователи выяснили, какие биологические механизмы стоят за феноменом разного отношения к одной и той же информации.

Ученые Томского политехнического университета совместно с коллегами из НИТУ МИСИС и Университета Вирджинии разработали экологичную технологию обескремнивания активированного цирконового концентрата при температуре 80-90 градусах с последующим получением бадделеита. Такой метод позволит использовать отечественное сырье для производства металлического циркония и бадделеитовой керамики, необходимых для атомной отрасли, черной и цветной металлургии.

Недостаточно комковатая материя во вселенной

Анна Новиковская

В самом начале Темных веков кто-то возвел на северо-западе Пиренейского полуострова крупное укрепление. Но вот кто это был — совершенно не ясно.

4 часа назад
Анна Новиковская

Американские ученые выяснили, что у небольшого спутника Сатурна Мимаса под ледяной оболочкой может скрываться океан. К такому выводу их привело компьютерное моделирование, которое показало, что структура крупнейшего кратера Мимаса согласуется с истончением ледяной оболочки спутника и формированием на нем геологически молодого океана.

Wikimedia Commons

Trinchesia ornata, один из изученных видов голожаберных моллюсков

SpaceX договорилась с FCC и NSF

Анна Новиковская

В новом исследовании свыше тысячи собак 13 разных пород участвовали в батарее тестов, призванных определить их умственные способности.

Анна Новиковская

Ключевое отличие человека от других приматов — его крупный развитый мозг, который в определенном смысле никогда не взрослеет, сохраняя «детскую» структуру. И эту особенность мы разделяем только с вымершим неандертальцем.

Анна Новиковская

Средний брачный возраст неуклонно растет, и по всему миру все больше женщин отказывается выходить замуж и заводить детей. Американские исследовательницы попытались ответить на вопрос, почему так происходит.

На севере Европы обнаружили обширное месторождение редкоземельных элементов, первое на территории континента. Добычу там планируют начать в следующем десятилетии, снизив зависимость от поставок ценных металлов из Китая.

Немецкий ученый обнаружил в архивах Священной Римской империи сведения о том, у кого правитель-алхимик некогда купил загадочный пергамент.

Поверхность спутника оказалась покрыта исключительно мощным слоем рыхлого снега. В некоторых участках его глубина может достигать 700 метров.

Ученые из Китая и США обнаружили связь между запрограммированным старением клеток организма человека и воскрешением ретровирусов из нашего генома. Как оказалось, возрожденные вирусы не просто ускоряют и осложняют старение в каждой отдельной клетке, но и «заражают старением» соседние, поражая целые органы и ткани.

Исследование образцов лунного грунта, доставленных китайской миссией Chang’e-5, связало фрагменты окисленного железа с частицами стекла, которые образуются при падении метеоритов. По-видимому, именно их удары запускают реакции, вызывающие окисление железа и появление «ржавчины» без участия кислорода и воды.

Chang’e-5 на поверхности Луны: взгляд художника

Некоторые пузырьки поднимаются к поверхности воды не по прямой, а по спирали. Леонардо да Винчи обнаружил этот странный феномен больше 500 лет назад, но объяснить его удалось только теперь.

Анна Новиковская

Около четверти миллиарда лет назад жизни на Земле был практически подписан смертный приговор: исчезло больше трех четвертей всех организмов на суше и в море. Ключевой причиной катастрофы называют массовые вулканические извержения, но теперь ученые обнаружили, что свою роль в ней сыграло и наше светило.

Международная группа ученых изучила картину Рембрандта «Ночной дозор» и обнаружила в ней редкое для таких полотен соединение свинца. Открытие дает новое представление о технике живописи XVII века.

Анна Новиковская

Хотя окрашивание ногтей выглядит делом вполне безобидным, нужно знать, что при некоторых видах маникюра используются особые ультрафиолетовые сушилки. И вот они-то, как оказалось, способны не только повредить нашу ДНК, но даже вызвать рак.

Анна Новиковская

Из всех современных животных никто не может сравниться с китами — гигантскими морскими млекопитающими, достигающими без малого 200 тонн веса. И теперь генетикам удалось выяснить, как они стали настолько большими.