25 июля, Четверг
2 часа назад
Юлия Трепалина

Современные млекопитающие небольшого размера вроде крыс и других грызунов быстро созревают, спариваются, чтобы оставить потомство, и довольно скоро умирают. Однако так было не всегда. Анализ окаменелых останков вымерших млекопитающих под названием Krusatodon kirtlingtonensis показал, что эти мышеподобные существа жили дольше и взрослели медленнее, чем близкие к ним современные потомки.

Чтобы оценить радиационную нагрузку будущих лунных баз, исследователи Цзиннань Го и Михаил Добындэ из Китайского университета науки и технологий в Хэфэе создали компьютерную модель естественного спутника Земли. Для этого они воспользовались данными о радиационном фоне лунного грунта, полученными с дозиметров американских кораблей программы «Аполлон», зонда LRO и китайского аппарата «Чанъэ-4».

Исследователи из Королевского колледжа Лондона недавно сделали интересное открытие, проанализировав зубы самой большой ящерицы в мире — комодского варана.

Сообщество национального парка Крюгер (ЮАР) опубликовало снимок необычного жирафа с искривленной шеей, который сделала фотограф Линн Скотт в парке.

4 часа назад
Татьяна Пичугина

По оценкам, примерно 10-20 процентов массы галактических скоплений приходится на видимую материю (барионную). Из нее состоят звезды и горячая плазма. Остальное приходится на темную материю, неуловимую нашими инструментами. Впервые напрямую наблюдать разделение двух видов материй удалось в сливающихся галактических скоплениях MACS J0018.5+1626.

Инфракрасные телескопы, сканирующие небо в течение дня, наблюдали за тем, как первый пилотируемый космический корабль Starliner компании Boeing приблизился к Международной космической станции 6 июня 2024 года.

Юлия Трепалина

В прошлом ИИ-системы выполняли определенный набор задач, а при появлении новых их нужно было переобучать. На это уходили дополнительные финансовые и вычислительные ресурсы. Открытие лаборатории исследований искусственного интеллекта T-Bank AI Research и Института AIRI меняет ситуацию. Ученые первыми в мире создали модель в области контекстного обучения (In-Context Learning), которая на нескольких примерах сама может учиться новым действиям.

Социальные психологии МПСУ выяснили, что для высокоэффективных сотрудников сферы дорожного хозяйства характерны активность и депрессивность в поведении. В свою очередь, низкоэффективным работникам больше свойственны общительность и доверчивость.

Среди образцов лунных минералов, доставленных китайским «Чанъэ-5», нашли аналог новограбленовита с Камчатки. Он экстремально богат водой — ее там несколько десятков процентов по массе. Это важно, поскольку вода в нем могла быть только из лунных глубин. Значит, теория «сухой Луны», образовавшейся после испарения земного вещества Тейей, теперь выглядит как никогда слабой.

Примерно два миллиона лет назад отряд хоботных включал в себя около 30 видов. Спустя некоторое время доисторические слоны стали исчезать с лица земли. Многие эксперты полагали, что причина в изменении климата. Однако авторы нового исследования опровергли это мнение. С помощью искусственного интеллекта ученые провели анализ тысяч окаменелостей и назвали главный фактор гибели этих животных.

Группа ученых из ИНЭОС РАН, НИУ ВШЭ и МФТИ синтезировала катализаторы, содержащие атом металла рутения и ароматическое кольцо. Ученые выделили зеркальные формы этих катализаторов и исследовали их эффективность для получения гетероциклов, часто встречающихся в структуре лекарственных препаратов.

В производстве авиадвигателей самая большая сложность — в изготовлении деталей газовых турбин. Особенно это касается дисков и лопаток, отвечающих за вращение турбины. Они соединены между собой с помощью елочных пазов — углублений в форме елочек. Сейчас они обрабатываются методом протягивания специальными блоками из быстрорежущих сталей, которые прорезают диски и формируют по окружности елочный профиль. Но в современных реалиях возникают трудности с зарубежными поставками заготовок для процесса протягивания. Это влечет за собой простои производства и серьезные финансовые затраты. Ученые Пермского Политеха предложили более эффективный способ прорезки елочных пазов в дисках газовых турбин. Он позволит почти в два раза сократить время и затраты на изготовление протяжек из дорогостоящих быстрорежущих сталей.

Тропические циклоны с большими скоростями ветров называют ураганами, и именно на них приходится основная часть разрушений от стихийных бедствий. Причем самая опасная часть этих событий даже не сильный ветер, а серьезные затопления, случающиеся, когда ураган достигает берега. Ученые впервые показали, что ключевой фактор, определяющий эти затопления, — пылинки из крупных пустынь.

Татьяна Пичугина

Климатические миграции играли важную роль в становлении человеческого рода. Благодаря им люди осваивали континенты, обменивались технологиями, приобретали знания. Однако увидеть признаки сезонных перемещений на археологических объектах не так-то просто. Ученые из Великобритании прибегли к машинному обучению и смоделировали распространение ашельских индустрий в Европе. Таким образом стали известны наиболее оптимальные условия обитания для их носителей.

В лаборатории первого датского астронома, жившего в XVI веке, нашли чистый вольфрам — металл, который не был известен ни ему, ни его современникам.

РХТУ им. Д.И. Менделеева

Отечественные композиции для меднения печатных плат не удовлетворяют требованиям по равномерности покрытия в отверстиях, а также стабильности и ресурсу электролита. Для создания нового высокоэффективного электролита для гальванического меднения отверстий печатных плат коллектив ученых РХТУ имени Д. И. Менделеева исследовал ряд органических добавок и выбрал оптимальные.

В изучении экологии вымерших животных важно понимать максимум размеров, которого они могут достигнуть. Помимо ответа на популярный вопрос «Кто был самым крупным?», ученые могут смоделировать условия, позволившие вырасти древним гигантам. Речь именно о динозаврах, а конкретно — о тираннозавре рексе, который приблизился к предельному размеру наземных хищников. В новой статье палеобиологи решили выяснить, насколько тяжелым мог быть самый крупный тирекс из когда-либо живших на планете. Свой результат они сравнили с параметрами уже найденных скелетов.

Инфляция — один из ключевых показателей экономической стабильности, и точное прогнозирование ее уровня в различных регионах имеет большое значение для государства, бизнеса и домохозяйств. Татьяна Букина и Дмитрий Кашин из НИУ ВШЭ в Перми выяснили, что машинное обучение для прогнозирования инфляции превосходит классические эконометрические модели в долгосрочных прогнозах.

Исследователи проектного офиса Green Solutions Lab ТюмГУ рассмотрели нагрузки, которые оказывает общество на окружающую среду. Предложенный подход может применяться в сфере регионального и муниципального управления для реализации программ, связанных с энергосбережением, увеличением экологичности транспорта, сокращением отходов.

При разработке нефтегазовых месторождений в добывающих скважинах могут образовываться отложения соединений воды с углеводородами — гидраты. Из-за этого происходит закупоривание оборудования, снижается скорость потока или происходит полная остановка процесса. Это сказывается на состоянии разрабатываемого месторождения — осуществлять выработку становится сложно и экономически невыгодно. Ученые ПНИПУ разработали методику прогнозирования интервалов гидратообразования в условиях постоянной и периодической работы электроцентробежных насосов. В результате тестирования сразу на нескольких скважинах сходимость результатов составила порядка 90 процентов.

В столице Индонезии идет стройка энергетической башни Pertamina Energy Tower, которую спроектировала компания Skidmore, Owings & Merrill. Планируется, что здание высотой 530 метров, сможет генерировать энергию ветра посредством турбины, находящейся на ее вершине.

Профессиональный астрофотограф Эдуардо Шабергер Пупо (Eduardo Schaberger Poupeau) из Аргентины во время наблюдения солнечной активности в середине июля 2024 года смог сделать потрясающее изображение, на котором запечатлен огромный выброс плазмы.

Работа рентгеновского телескопа «Чандра» — одной из «Великих обсерваторий» NASA — прекратится из-за недостатка средств. Такой вариант развития событий комитет NASA счел наиболее оптимальным, несмотря на несогласие астрономов.

Команда специалистов из Исследовательского центра NASA имени Гленна в Кливленде впервые транслировала видеоматериалы в формате 4K с самолета на Международную космическую станцию ​​и обратно с помощью оптической (лазерной) связи. Это испытание стало частью серии тестов новой технологии, которая сможет обеспечить видеотрансляцию с Луны во время миссий «Артемида».

После публикации квартального отчета компания Илона Маск сообщила акционерам, что в следующем году шесть основных продуктов Tesla будут готовы к массовому запуску и изменят мир.

Татьяна Пичугина

Образовавшись в каком-то одном месте, рак спустя время дает метастазы. Как опухоль приобретает способность распространяться по разным органам, до сих пор не вполне понятно. Ученые из ЕС показали, что здоровые клетки сами облегчают задачу. Их работа не только вскрыла ранее неизвестный сигнальный межклеточный механизм, но дала надежду на лечение метастазов в печени.

Ветроэнергетическая компания Parkwind из Бельгии установила первую морскую электрическую зарядную станцию Nobelwind. Она способна в автономном режиме поставлять до двух мегаватт электроэнергии судам для перевозки экипажа и до восьми мегаватт судам, которые отвечают за обслуживание ветротурбин.

Дмитрий Скрипач

Американская компания Maxar Intelligence18 июля опубликовала первые изображения, полученные с помощью новейших спутников WorldView Legion, которые способны делать точные изображения небольших объектов и особенностей поверхности Земли.

Мария Чеботарь

Космическая рентгеновская обсерватория Chandra («Чандра») 25 лет назад — 23 июля 1999 года отправилась в космос. В честь юбилея орбитального телескопа NASA опубликовало 25 новых изображений, полученных этим аппаратом.

Николай Головин

На международном авиасалоне в Фарнборо (Великобритания) компания BAE Systems представила концепт истребителя шестого поколения, разрабатываемого в рамках Глобальной программы боевой авиации (GCAP).

Вячеслав Говорун

Власти Саудовской Аравии объявили о планах строительства башни Global Sports Tower в Эр-Рияде, которая должна стать самой высокой спортивной башней в мире.

Николай Головин

Инженеры компании SpaceX завершили установку обновленной теплозащиты на прототип Starship S30. Космический корабль перевезли на площадку, где должно состояться статическое огневое испытание.

Ученые обнаружили в озере Абрау в Краснодарском крае абраускую сардельку — рыбу, которая ранее считалась исчезнувшей. Авторы в ходе экспедиции выловили несколько рыб, анализ ДНК которых показал, что они относятся к виду Clupeonella abrau, последний раз встретившегося ученым в 2008 году. Исследование позволило не только опровергнуть исчезновение абрауской сардельки из фауны озера, но и прояснить историю возникновения этого водоема.

Человек десятки тысячелетий всячески влияет на многие сферы Земли. Однако степень этого влияния усилилась в последнее время, отчего у некоторых геологов в прошлом веке возникла идея обозначить новую эпоху в истории планеты — антропоцен. Этот спорный термин обсуждают по сей день, и теперь специалисты предложили рассматривать его не как период в геологической летописи, а как продолжающееся событие.

Николай Головин

Десятки тысяч компьютеров, на которых установлена операционная система Windows компании Microsoft, сегодня столкнулись с проблемой «синего экрана смерти» (BSOD).

Вячеслав Говорун

Жители Саудовской Аравии опубликовали новые снимки со стройки грандиозного проекта — горизонтального небоскреба «Зеркальная линия» (The Line), который должен достигать в ширину 200 метров, в высоту — 500, в длину — 170 тысяч метров.

Вячеслав Говорун

Государственный служащий, который работает в правительстве Саудовской Аравии, но пожелал остаться анонимом, сообщил журналистам британской корпорации BBC: руководство ближневосточной страны пересматривает реализацию своих строительных мегапроектов.

Дмитрий Скрипач

По данным Лаборатории реактивного движения (JPL) NASA, 27 июня к нашей планете приблизится потенциально опасный астероид 2011 UL21 (шириной от 1,7 до 3,9 километра). Этот космический камень больше, чем 99% известных околоземных астероидов. Он считается самым большим астероидом из всех, приблизившихся к Земле за последние 125 лет.

Олег Гончар

В социальных сетях появились фотографии из китайской пустыни, на которых запечатлен разбитый электрический пикап компании Tesla.

Олег Гончар

Исполнительный директор по пилотируемым космическим программам госкорпорации «Роскосмос» и один из первых космонавтов, побывавших на МКС, Сергей Крикалев рассказал, кто первым отправится на Российскую орбитальную станцию (РОС).

Мария Чеботарь

Команда исследователей из проекта Saving Wildcats заметила, что как минимум две самки среднеевропейских лесных котов (Felis silvestris silvestris) из тех, что в прошлом году выпустили в дикую природу, дали потомство.

Николай Головин

Ulyssia, созданная известным норвежским дизайнером Эспеном Ойно, длиной 324 метра (для сравнения: длина «Титаника» составляла 269 метров) станет самой большой суперяхтой в мире. Ее строительство завершат в октябре 2028-го. Судно планируют заложить в следующем году на немецкой верфи Meyer Werft.

Дмитрий Скрипач

Жители десятка российских регионов заметили в небе светящийся голубой шар с рассеивающимися кругами.

Дмитрий Скрипач

Заместитель руководителя Китайского национального космического управления (CNSA) Бянь Чжиган во время пресс-конференции предложил иностранным ученым поучаствовать в исследовании доставленных в рамках миссии «Чанъэ-6» образцов с обратной стороны Луны. Однако Чжиган подчеркнул, что сотрудничество с США будет возможно, только если американцы отменят поправку Вольфа.

Дмитрий Скрипач

Швейцарская компания S2a Systems сообщила, что выявила десятки объектов, окружающих верхнюю ступень китайской ракеты «Чанчжэн-6A». Носитель запустили на орбиту в конце марта 2024 года. Природа и причина появления обломков неясны.

Мария Чеботарь

Российские археологи во время работ на территории музея-заповедника «Херсонес Таврический», обнаружили уникальный артефакт античной эпохи — мраморный диск диаметром 65 сантиметров, который служил эталоном длины для жителей древнего города. Подобных памятников в мире насчитывается всего пять, но лишь два из них с уверенностью можно отнести к древнегреческим эталонам мер.

Юлия Трепалина

Международная команда ветеринаров и этологов изучила факторы, побуждающие кошек царапать предметы домашней обстановки. Их понимание поможет владельцам питомцев скорректировать это естественное для кошачьих, но нежелательное для людей поведение.