Naked Science — новости науки
28 февраля, Воскресенье

Наверное, еще с того момента, как первые наши прапрапредки обрели сознание, человек боялся смерти и искал пути ее предотвратить или отсрочить. Древний человек жаждал утешения в представлениях о загробном мире, позже алхимики пытались изобрести зелья, которые помогли бы достичь бессмертия. С развитием науки ученые стремились понять, как работает наша смертность на клеточном уровне и еще глубже – и можно ли серьезно изменить отмеренный человеку век. Именно о теломерах часто говорят как о некоем секрете долголетия, том самом волшебном рычаге в ДНК, который может прибавить один-два десятка лет к нашей жизни. Так ли это?

Трещина в леднике Бранта

F/A-18C/D Hornet Корпуса морской пехоты покинули палубы американских авианосцев. Их место займут истребители пятого поколения F-35C.

F/A-18 Hornet

Замеченную в 2019 году гравитационную волну GW190521 до сих пор объясняют слиянием пары черных дыр, однако новая гипотеза связывает ее с гипотетическими бозонными звездами, состоящими из гипотетических частиц.

Пролетая мимо Венеры, Parker Solar Probe увидел то, чего не должен был: ему удалось случайно заглянуть под плотные облака

Кадр из фильма «Престиж»

28 февраля, в 10:00 (мск), должен состояться запуск ракеты «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат». Носитель выведет на орбиту гидрометеорологический комплекс «Арктика-М». Трансляцию вы сможете посмотреть на нашем сайте.

Палата для больных Covid-19

Итальянцы подписали соглашение, предполагающее постройку двух субмарин U212NFS. Их будут строить по немецкой лицензии.

Субмарина U212NFS

Австралийские инженеры отчитались об успешном испытании прототипа реактивного двигателя новой конструкции — вращающегося детонационного. Такая технология разрабатывается всего несколькими научно-исследовательскими организациями в мире, и результат специалистов из Мельбурнского королевского технологического института — едва ли не первый крупный успех.

Гольфстрим и другие течения Атлантического океана, общая система которых перераспределяет тепло по нашей планете и оказывает большое влияние на климат, сейчас движутся медленнее, чем около 1000-1600 лет назад.

Атлантика

Развитие хватательной кисти у наших предков, по мнению международной группы ученых, могло идти параллельно или сразу после появления прямохождения.

Из-за выявленных ранее технических проблем компания Илона Маска решила провести еще одни огневые тесты демонстратора космической системы Starship. Точные сроки его запуска пока не известны.

Starship SN10

Ученые из США выяснили, что молодые динозавры занимали ниши мелких животных, поэтому разнообразие этих существ было невелико.

Группа российских и американских исследователей, занимающихся изучением паразитов летучих мышей, составила полный перечень мух-никтерибиид для всех регионов России. Представители семейства способны переносить инфекции, опасные для животных и человека. Для девяти регионов России никтерибииды выявлены впервые. В Сибири их обнаружили на летучих мышах, которые часто встречаются в населенных пунктах и контактируют с людьми.

Новая гипотеза объясняет появление сверхмассивных черных дыр в ранней Вселенной коллапсом гало темной материи.

Спиральная галактика в окружении гало темной материи: взгляд художника

Согласно новому графику, первый старт тяжелой многоразовой ракеты New Glenn может состояться в конце 2022 года. Ранее в качестве возможной даты называли 2021-й, а до этого он был намечен на прошлый год.

Кадр из фильма «‎Идеально»‎

Т-14

Американские физики получили новые данные о внутреннем строении протона, которые идут вразрез с результатами экспериментов, проведенных в начале 1990-х. Они дают шанс уже «отложенным в сторону» теориям, объясняющим асимметрию этой частицы, снова стать актуальными.

Новый эксперимент дал шанс уже отброшенным теориям объяснить фундаментальную асимметрию протона

Атеизм

Американские астрономы нашли фактическое подтверждение высказанной около двух десятилетий назад теории, объясняющей, откуда массивные галактики берут необходимое для существования вещество. Со стороны выглядит так, будто колоссальное космическое образование высасывает холодный газ из межгалактической среды с помощью исполинских трубочек для коктейлей.

Астрономы впервые наблюдали нити холодного газа, которые питают массивные галактики и спасают их от коллапса

В научно-исследовательской лаборатории «Безопасность и электромагнитная совместимость радиоэлектронных средств (НИЛ «БЭМС РЭС») Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники разработали коаксиальную камеру для измерения эффективности экранирования композитных материалов. Возможно, результатом работы ученых станет целый комплекс из различных устройств, которые позволят проводить измерения разных видов экранирующих материалов (например, для защитных средств) в разных диапазонах частот.

Коллектив Международного исследовательского института интеллектуальных материалов провел пятидневный эксперимент на синхротроне в Гренобле в рамках Российско-Бельгийского гранта РНФ. Исследования направлены на разработку и диагностику новых эффективных катализаторов, которые могут быть использованы в фармацевтической и тонкой химической промышленности. В ходе работы ученые получили селективный катализатор, способный производить ценные ненасыщенные углеводороды без образования гораздо более дешевых насыщенных. Эти материалы позволят получать алкены не из нефтепродуктов, как это делается сейчас, а из биосырья.

Палата для больных Covid-19

теломеры

Кадр из фильма «Престиж»

Кадр из фильма «‎Идеально»‎

«Союз-2.1б»

Слияние бозонных звезд: взгляд художника

В Австралии успешно протестировали вращающийся детонационный ракетный двигатель собственной разработки

Кадр из сериала "Бесстыжие"

NASA опубликовало на официальной странице в Twitter первые цветные снимки, сделанные аппаратом Perseverance. На них видно, как марсоход приближается к поверхности планеты и приземляется на нее.

Марсоход опускается на поверхность планеты / ©NASA/JPL

Данные государственной армянской статистики свидетельствуют: в 2020 году там умерло на 35% больше людей, чем в 2019-м. На первый взгляд, все логично: война большого размаха неизбежно ведет к жертвам. Однако внимательный взгляд на официальную статистику показывает совсем иное: Армения потеряла от эпидемии в разы больше людей, чем от войны. Скорее всего, большая часть местного населения переболела — хотя иной раз и бессимптомно. Как так вышло, что официальное число жертв коронавируса в Армении намного меньше? И означает ли это, что эпидемия «затухла», ведь «все переболели»? К сожалению, все не так просто.

F/A-18 Hornet

Starship SN10

Когда речь заходит о передаче возбудителей инфекции воздушно-капельным путем, как это характерно для коронавируса, например, обычно вспоминают про кашель и чихание. Однако мельчайшие капельки влаги, которые содержат вирусные частицы, отлично распространяются в воздухе даже при обычном разговоре. Японские инженеры наглядно продемонстрировали этот процесс, причем в экспериментах они воссоздали самые разные условия — с надетой маской и без, — а также расположили собеседников в наиболее распространенных для сферы услуг позах.

Атлантика

Операторы в Лаборатории реактивного движения NASA получили первый сигнал с Марса от революционного демонстратора технологий — первого вертолета, созданного для полетов на другом небесном теле. Дрон Ingenuity пока еще не отделился от марсохода Perseverance, но уже отчитался о том, что всего его ключевые системы работают, как и задумано.

Первый внеземной вертолет успешно пережил посадку на Марс и отправил отчет о своем состоянии в ЦУП

Вакцинация «Спутником» в Венгрии

До недавнего времени даже такой фанат зеленых технологий, как Билл Гейтс, считал, что электрофуры никогда не станут экономически оправданными. Но в новом интервью Илон Маск сообщил цифры, которые переворачивают эту картину с ног на голову. Tesla Semi, продажи которой начнутся в 2021 году, тратит всего один киловатт-час на километр пути. Почему это так важно для всей планеты? И как именно от новинки пострадают производители грузовиков по всему миру, включая российских? Попробуем разобраться.

Tesla Semi

Соединенные Штаты переживают крупнейшие веерные отключения электроэнергии за долгие годы на фоне рекордно низких температур и обильных снегопадов. В блэкаутах сгоряча попытались обвинить не предназначенные для таких условий ветряки, да солнечные панели, однако не все так просто. Как показывают первые итоги разбирательства, причин было много и подвели вовсе не «зеленые», а гораздо более «традиционные» источники энергии — газовые и угольные электростанции.

«Провал ветряков», организационные проблемы или климатическая аномалия: в США произошел рекордный блэкаут, но виновных в нем еще не нашли

По данным осведомленного источника, Россия строит еще три БПЛА «Охотник». При этом третий и четвертый образцы должны де-факто соответствовать серийной версии.

Миссия Perseverance / ​©NASA

В 1940-1945 годах союзники сбросили на Германию 1,8 миллиона тонн бомб. Усилия предприняли огромные: основные военные расходы Соединенные Штаты и Британии ушли именно в стратегические бомбардировки, а не на войну на суше или помощь СССР. Потери летного состава оказались кошмарными: одни ВВС Британии при бомбежках немецких городов лишились большего числа летчиков, чем Красная армия за всю войну. Союзники ожидали соответствующей отдачи — что немцы сдадутся от одних ударов с воздуха, без высадки на континенте. Увы, этого не случилось. Более того, послевоенная американская комиссия обнаружила, что эффект этих ударов был достаточно умеренным. Попробуем разобраться, отчего все эти акции типа уничтожения Дрездена оказались пустой тратой времени и средств.

Дрезден, Аллегория Добра

Российские инженеры приступили к наземным испытаниям летающей лаборатории на базе Як-40, оснащенной сверхпроводниковым электродвигателем. Он установлен в носовой части летательного аппарата.

Это стало возможным благодаря новозеландским деревьям, которые сохранились в отложениях возрастом более 40 тысяч лет назад. В итоге специалисты смогли узнать, что происходило на планете во времена «геомагнитного экскурса».

Совершил первый полет глубоко модернизированный F-15. Машина, получившая обозначение F-15EX, должна стать одним из самых совершенных истребителей четвертого поколения.

F-15EX

Индийская армия получила танк Arjun Mk 1A, представляющий собой развитие не слишком удачного Arjun Mk 1. Масса боевой машины составляет 68 тонн, что делает ее одним из самых тяжелых танков в мире.

Arjun Mk 1A

Известная уже более века особенность раковых клеток оказалась потенциальной мишенью для перспективных способов лечения онкологии. Чтобы это выяснить, четырем лабораториям по всему миру пришлось вырастить около тысячи культур человеческих клеток и подвергнуть их воздействию многих сотен различных медикаментов.

По словам предпринимателя, существующие правила Федерального управления гражданской авиации США могут стать серьезным препятствием на пути к освоению человеком Красной планеты. Напомним, вскоре должны состояться очередные испытания прототипа космической системы Starship.

Starship

Мы собрали одиннадцать самых острых вопросов о вакцинации: нужна ли она после данных о новых штаммах, как узнать, что препарат сработал, и правда ли, будто новые вакцины могут вызывать рак и паркинсонизм, как говорит ученый, ушедший из НИЦ имени Гамалеи и уехавший работать во Францию. Краткое резюме: увы, и среди ученых бывают ошибочные мнения. Вакцинироваться все же стоит, а вот быть слишком доверчивым — нет.

Вакцинация добровольцев

БПЛА «Орион»

Первый в истории зафиксированный межзвездный объект, который проходил через Солнечную систему — астероид 1I/Оумуамуа, — до сих пор вызывает нескончаемые споры как в научных кругах, так и среди любителей астрономии. Один из наиболее ярых сторонников гипотезы рукотворного происхождения этого тела, Ави Леб, выпустил целую книгу, в которой подробно доказывает свою точку зрения.

Военно-воздушные силы США получили первый самолет AT-6E Wolverine. Поставку осуществили в рамках программы AERONet (Airborne Extensible Relay Over-Horizon Network), направленной на отработку авианаведения.

AT-6E