29 мая, Воскресенье
Денис Тулинов
1 130

Нейросети учатся у людей писать картины и сочинять музыку, и это все еще выглядит забавным трюком машинного обучения. Но это лишь прелюдия. Она закончится, когда нейросети станут учиться тому, как люди рискуют, делают выбор и как используют мораль. Такие исследования уже идут, и данные для обучения мы создаем сами, зачастую даже не зная об этом. Naked Science пытается представить, зачем нужны нейросети, имитирующие нашу манеру рассуждений и поведения, кто от этого выиграет и чего стоит опасаться.

Между каменным и железным веком собаки осваивали все новые роли в хозяйстве жителей Европы, что привело к увеличению их средней массы в полтора-два раза.

2 169

Поскольку климат в мире неумолимо меняется, многие виды вынуждены менять привычную среду обитания, отправляясь в более прохладные регионы, например в горы. В новом исследовании ученые решили проверить, сумеет ли один из видов колибри переадаптироваться к горным условиям, что, возможно, однажды спасет потомкам этих птиц жизнь.

Исследователи обучили искусственный интеллект оценивать благополучие коралловых рифов по их звуковым ландшафтам. Точность алгоритма достигает 92%, он позволит просто и быстро отслеживать состояние рифов, которые находятся под угрозой исчезновения из-за изменений климата и деятельности человека.

2 960

Как отметили в Министерстве здравоохранения королевства, исследователям впервые удалось полностью секвенировать геном этого вируса.

Вирус обезьяньей оспы

Хотя ученые предполагали, что первые люди, вторгшиеся на территорию Австралии, «приложили руку» к вымиранию многих видов местной фауны, прямых доказательств этому найдено не так много. Теперь на выручку палеонтологам и археологам пришли молекулярные биологи: проанализировав состав белков в обожженных человеком осколках скорлупы, они пришли к выводу, что яйца принадлежали гениорнису — огромной нелетающей птице.

17 404

5 651

Зрелые сперматозоиды
13 125

1 263

Специальные алюминиевые сплавы, разработанные учеными научно-исследовательского физико-технического института (НИФТИ) Университета Лобачевского, позволят заменить устаревшие медные провода, имеющие большой вес, и алюминиевые провода с низкой электропроводностью, которые сегодня используют в авиации.

Разработанное программное приложение позволяет оперативно обнаруживать степень и характер повышения уровня инсулина в поджелудочной железе пациента по КТ-изображениям.

RR Auction, фирма из Нью-Гэмпшира, которая специализируется на вещах, связанных с космосом, выставила на торги замечательный раритет – кусочек Луны, доставленный на Землю в 1969 году астронавтами «Аполлона-11», который затем был скормлен тараканам. И вот пожалуйста – не хотите ли купить банку с тремя трупами тараканов и лунную пыль, извлеченную из их желудков? Торги за этот лот начались 26 мая и продлятся до 24 июня, начальная цена лота –10 000 долларов.

Калифорнийская компания AstroForge, основанная в январе 2022 года выходцем из SpaceX Хосе Акаином и бывшим сотрудником NASA Мэттом Гиаличем, привлекла 13 миллионов долларов во время первого раунда инвестирования. Стартап планирует начать добычу полезных ископаемых на астероидах.

4 202

Роботизированный сустав, способный имитировать естественные движения человеческого плеча, помог создавать полезные нагрузки для растущей на нем хрящевой ткани.

Айсберги представляют собой плавучие массы льда, которые рождаются при отделении от ледников на берегу моря и исчезают, постепенно растаяв в более теплой морской воде. В новой статье воссоздано путешествие длительностью три с половиной года одного из самых крупных айсбергов — A-68, превосходившего по площади Москву в два с лишним раза.

Огромный айсберг А-68 три года проплавал по Южному океану

Джонатан Цзян, научный сотрудник Лаборатории реактивного движения NASA в Пасадене, и его коллеги — опубликовали свои выводы в исследовании под названием «Влияние экономических ограничений на прогнозируемые сроки исследования дальнего космоса с пилотируемым экипажем». Их модель основана на экономическом анализе скорости увеличения космических бюджетов с течением времени и скорости развития технологий с начала космической эры.

3 528

3 897

Ранее исследователям удавалось секвенировать лишь короткие участки митохондриальной ДНК некоторых людей и животных, погибших из-за извержения вулкана Везувия близ Неаполя в 79 году нашей эры.

Жертвы извержения Везувия в Доме ремесленника

Хотя до выхода iPhone 14 и iPhone 14 Pro еще несколько месяцев, у нас уже появилась возможно посмотреть, как будут выглядеть флагманские смартфоны нового поколения.  Рендерами, которые основаны на утечках и слухах, поделились известный инсайдер Джон Проссерна и графический дизайнер Ян Зелбо на информационном портале Front Page Tech.

2 023

Специалисты из ТюмГМУ детализировали динамику течения нарушения сердечного ритма, диагностированного впервые после бытовой электротравмы у ребенка.

3 287

Долгое время палеонтологи спорили о том, были динозавры холоднокровными, как современные рептилии, или теплокровными вроде птиц и млекопитающих. Теперь, похоже, вопрос решен: многие динозавры поддерживали постоянную температуру тела — доказательством служат остатки биологических молекул в их костях.

Исследователи из Франции изучили спрос и предложение новостей о Covid-19 в период пандемии и узнали, почему новости дезинформационного характера оказались популярнее, чем более адекватная подача информации.

11 190

Побережье Антарктического полуострова
3 313

17 404

5 651

Зрелые сперматозоиды
6 320

Аппарат запустили с мыса Канаверал в США, а выводила его в космос ракета Falcon 9. По словам Никола Пашиняна, подготовка к этой миссии шла в обстановке секретности.

Зубные украшения майя из нефрита, золота и других драгоценных металлов и камней, вероятно, не только придавали «лоска» своим обладателям, но и служили профилактикой кариеса и пародонтоза. Таким свойством обладал цемент, которым крепилась к зубам вся эта красота, заявили ученые из Мексики и США.

265 050

Ученые Научно-учебной лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития НИУ ВШЭ экспериментально доказали, что категориальные названия, в том числе выдуманные медицинские термины, значительно влияют на суждения людей, активизируя семантические знания в памяти.

Ученые показали, что правильная последовательность инактивации и повторной активации одной из Х-хромосом в женских половых клетках необходима для их правильного развития. Результаты исследования актуальны для создания искусственных яйцеклеток в лабораторных условиях.

Новый метод поможет нейтрализовывать опасные загрязнители при очистке сточных вод и не позволит им попадать в окружающую среду.

Покрытие из PFAS делает некоторые ткани водозащитными

По всему миру от недостатка витамина D3, жизненно необходимого для нормального развития костей, защиты зубов и работы иммунной системы, страдает около миллиарда человек. Теперь у них появится возможность восполнять его недостаток, употребляя в пищу генетически модифицированные помидоры.

37 513

Денис Тулинов
1 130

13 125

2 268

Археологи раскопали недалеко от Эйлата кладбище, возраст которого — не менее 7500 лет.

Выбросы от двигателей самолетов на аэродромах - это источник загрязнения окружающей среды. В частности, оксиды азота могут разрушать озоновый слой и увеличивать уровень радиации на поверхности Земли. С 2020 года Международная организация гражданской авиации приняла новые стандарты по выбросам вредных веществ современных типов самолетов. Ученые Пермского Политеха разработали измеритель на основе нейросетей, который позволит отследить выделение вредных веществ от газотурбинных двигателей в атмосферу.

2 169

23 056

Из всего семейства гавиаловых — необычных крокодилов с узкой мордой — до наших дней дожили только два вида, населяющих пресные воды Южной и Юго-Восточной Азии. Однако новый вид крокодила, обнаруженный в Перу, доказывает, что предки этого семейства были морскими животными, способными пересекать океаны.

265 050

117 759

59 342

58 829

Анализ состояния сотен тысяч людей старше 35 лет показал, что для сохранения здоровья важно придерживаться оптимальной продолжительности сна, а его избыток так же вреден, как дефицит.

55 381

43 086

37 903

Кадр из телесериала «Обмани меня»
37 513

34 486

Экономическая война, начавшаяся в нынешнем году, может продлиться минимум десятки лет и порождает вопрос: на чем нам летать? «Сухой Суперджет» чересчур мал и зависит от импортных деталей. МС-21 сложен для быстрого запуска в серию, но при этом перспективен. Ту-204 слишком прожорлив. Кроме того, все эти российские аппараты — как, впрочем, и зарубежные — имеют принципиально неустранимые проблемы с высокой ценой полетов. Решится ли Россия на действительно радикальные шаги в развитии местного авиапрома? Naked Science попробует разобраться в этом вопросе.

33 272

31 749

28 325

26 536

Связь между потреблением кофе и повышенным уровнем холестерина известна из предыдущих научных работ. Исследователи из Норвегии разобрались в проблеме детальнее и пришли к выводу, что повышение уровня холестерина из-за регулярного употребления кофе зависит от способа его заваривания и пола пьющего.

24 453

С августа 1945 года единственное, что охраняет мир от глобальной войны, — это возможность ответного удара, опасного для ядерных держав. До настоящего времени главным оружием российского ядерного сдерживания была «Сатана», как ее называет НАТО, или «Воевода», как ее зовут в России. Теперь на вооружение принят иной ракетный комплекс, намного более опасный и лучше защищенный. Сможет ли он изменить стратегический баланс в достаточной степени, чтобы конфликт между Россией и НАТО и дальше оставался неприемлемым для его участников?

24 016

23 923

Возьмите махину массой в полтора-два Солнца. Сожмите ее до диаметра в несколько километров, чтобы кубический сантиметр вещества весил сотни миллионов тонн. Добавьте мощнейшее во Вселенной магнитное поле. Окутайте атмосферой из частиц, движущихся почти со скоростью света. Naked Science объясняет, что у вас при этом получится.

23 267

22 738

Международная группа ученых из России и Германии открыла механизм работы на атомном уровне важного клеточного белка бактериородопсина. Оказывается, с помощью света белок организует «протонные провода» для создания потенциала на мембране и подзарядки клетки. К открытию ученые шли несколько лет, проверяя и суммируя всю накопленную информацию и разрабатывая собственную уникальную методику исследований.