Биология — Naked Science

Под полную Луну люди засыпают слегка позднее и спят немного меньше обычного: ученые обнаружили, что ее влияние на сон сохраняется даже в городах, полных искусственных огней.

Каких только новостей не приходит о дубайских экстренных службах — полицейские в этом городе ездят на гиперкарах, а пожарные летают на реактивных ранцах. Но на этот раз стражи порядка в Дубае продемонстрировали настоящий киберпанк: они разработали методику выявления преступника среди подозреваемых по электрической активности его мозга.

Полиция Дубая поймала убийцу по электрической активности его мозга

Ученые из Германии и Кении изучили зубной камень древних людей и выявили в нем присутствие молочного белка. Это самые ранние прямые свидетельства употребления козьего молока в Африке несколько тысяч лет назад.

Разработано универсальное антитело, способное защитить человека от вируса SARS-CoV-2, большинства его «родственников» и их возможных мутаций

Геном двоякодышащих рогозубов оказался необычно большим, состоящим из множества повторяющихся участков, которые позволили этим рыбам развивать новые адаптации для жизни на суше.

Одичавшие коровы Чернобыльской зоны отчуждения организовали стадо и ведут себя как дикие предки

Китайские ученые провели исследование с участием более двух тысяч человек и выяснили, что любовь немного поспать после обеда благотворно сказывается на когнитивных способностях пожилых людей.

Сиеста в Испании

Для этого, как выяснили ученые из Венгрии, четвероногим друзьям достаточно повторить новое слово всего четыре раза. Правда, речь идет лишь о действительно одаренных особях.

Ученые выяснили, что, независимо от врожденных способностей к восприятию звука, мозг музыкантов имеет более сильные структурные и функциональные связи, чем тех, кто не играет на музыкальных инструментах.

Кадр из сериала «‎Шерлок»

Генетический анализ древних людей и собак указал на самое вероятное место и время их одомашнивания: Сибирь, 23 тысячи лет назад.

Сингапурские ученые научились контролировать ловушку венериной мухоловки с помощью электродов и захватывать ею самые хрупкие предметы.

Так называемые биологические часы — сложный комплекс биохимических процессов как на уровне всего организма, так и на уровне отдельных клеток. Люди уже научились воздействовать на циркадные ритмы с помощью внешних воздействий или гормональных препаратов, теперь ученые сделали следующий шаг. Разработан способ регуляции суточных биоритмов при помощи манипуляций внутри человеческих клеток специальными белками, отвечающими за чувствительность к свету.

Разработан метод обратимой фотохимической манипуляции циркадным ритмом человеческих клеток

Кадр из фильма "Дрянные девчонки"

Образец штамма VUI — 202012/01, который, как считается, обладает способностью быстрее передаваться между людьми, выделили от российского пациента, заразившегося коронавирусом в конце прошлого года.

Британский штамм коронавируса

Австрийские специалисты в сотрудничестве с китайскими учеными разработали первую реальную — не воссозданную — модель коронавируса SARS-CoV-2, отсканировав его замороженные частицы.

Трехмерная модель коронавируса

Ученые обнаружили механизм, отвечающий за временные провалы в памяти. Он использует дофамин, чтобы стирать некоторые воспоминания, которые впоследствии восстанавливаются.

Кадр из фильма «‎Прежде чем я усну»

Ученые показали, что «очистка от мусора» может иметь важное значение для поддержания здоровья мозга или предотвращения нейрогенеративных заболеваний. Особенно активен этот процесс во время фазы глубокого сна.

Кадр из сериала "Друзья"

В январе подвели итоги сразу двух смежных научно-исследовательских проектов, направленных на изучение перспективных строительных материалов с биологическими компонентами. Специальные строительные растворы с бактериями оказались весьма эффективными для реставрации построек из бетона и натурального камня: они буквально заживляют конструкции, продлевая их срок службы.

Заживление архитектурных ран: строительный раствор с бактериями подтвердил свою эффективность при реконструкции старых сооружений

Неодолимую тягу кошек к запаху кошачьей мяты объяснили необходимостью бороться с кровососущими насекомыми, особенно досаждающими при охоте из засады.