2 655

В лаборатории первого датского астронома, жившего в XVI веке, нашли чистый вольфрам — металл, который не был известен ни ему, ни его современникам.

6 744

3 914

Жители Помпей занимались своей обычной дневной работой, когда недалеко от их города взорвался вулкан. Столб пепла, тефры и раскаленного газа достигал многокилометровой высоты. Некоторые попробовали спастись, но у них не вышло. Авторы новой работы объяснили почему.

1 766

Веками христианские паломники рассказывали об искусно украшенном алтаре, установленном крестоносцами в самом сердце Святой земли еще в середине XII века. Но в XIX веке он неожиданно пропал. Рассказываем, как его нашли.

10 519

В VIII веке до нашей эры Аргишти I, правитель государства Урарту, основал в Араратской долине город и дал ему свое имя. Менее чем через 200 лет Аргиштихинили разрушили враги. Но современный метод 3D-реконструкции дает возможность увидеть, как выглядели оборонительные укрепления древнего города.

3 522

В Темные века на самом юге Британии существовало христианское государство, сумевшее долго сопротивляться англосаксонскому завоеванию острова.

8 614

2 886

Почти 60 лет назад в Швейцарии нашли скелеты 20 людей, живших две тысячи лет назад и умерших одновременно. Тогда их посчитали жертвами ритуального убийства. Авторы новой работы заявили, что все было совсем не так.

2 823

Пятьсот лет подряд жители Чичен-Ицы сбрасывали в подземный резервуар детей и подростков. Анализ их ДНК изменил представления ученых о жертвоприношениях у майя и тольтеков.

11 117

Восемьдесят лет назад союзники реализовали в Нормандии крупнейшую десантную операцию в истории. И это очень странно, ведь Гитлер и Роммель понимали, где высадятся англичане и американцы, и имели достаточно сил и средств, чтобы высадка не состоялась. Немцы влили в Атлантический вал 17 миллионов кубометров бетона, установили многие миллионы мин и самых разных заграждений. Почему, несмотря на все это, высадка в Нормандии удалась и при чем тут Восточный фронт?

13 295

Международная группа ученых провела генетическое и радиоуглеродное исследования человеческих останков, найденных еще в прошлом веке недалеко от озера Севан. Результат работы позволяет по-новому взглянуть на назначение базальтовых менгиров эпохи бронзы.

1 288

В крепости, стоящей на границе христианских королевств Пиренейского полуострова, археологи нашли останки рыцарей монашеского ордена, погибших во время сражений с маврами. Один скелет оказался женским — и совершенно непонятно, кем была эта женщина и что она делала в пограничном укреплении.

2 298

Освоение североамериканского континента с трудом давалось англичанам. Первая колония прекратила свое существование по причинам, которые не понятны до сих пор. Вторая выжила, но ее обитателям пришлось преодолеть невероятные трудности.

Во время Галльской войны появился ритуал, о котором не рассказали в своих трудах римские историки. Но французские археологи не в первый раз находят следы необычных жертвоприношений — и все они рядом с местами крупных сражений.

3 280

Ученые смоделировали боевые действия эпохи поздней бронзы и предложили военным из спецподразделений повторить их в защитных доспехах и с вооружением времен взятия Трои.

3 180

Ученые расшифровали обугленный свиток из Геркуланума и узнали новые подробности из жизни греческого философа.

Археологи нашли на землях майя в современной Гватемале свидетельства странного огненного ритуала. Его проведение совпало по времени с уничтожением одной из правящих династий.

2 392

Раскопки святилища Зевса на греческом острове показали, что его использовали в качестве укрытия в эпоху катастрофы бронзового века.

Пикты Шотландии стали христианами на 100 лет раньше, чем остальные жители острова Великобритания. Археологи впервые обнаружили свидетельства этих событий.

3 070

Ранее считалось, что древний Нарбо-Марциус был открытым городом и крупным центром торговли. Теперь стало ясно, что, скорее всего, его строили как серьезную крепость.