История — Naked Science

Ученые из США выяснили, что индейцы майя строили для очистки воды систему сложных фильтров из натуральных материалов, которые они привозили издалека. Это одна из самых древних систем очистки воды такого типа в мире.

В Перу обнаружили отлично сохранившиеся останки лам и морской свинки. Поскольку на телах животных не выявили каких-либо смертельных повреждений, ученые сделали вывод, что их хоронили заживо, перевязав конечности веревками.

Лама

Ученые из Израиля провели эксперимент и выяснили, что наши предки могли нагревать камни, прежде чем изготовить из них орудия. Вероятно, такая технология была известна еще в нижнем палеолите.

Ученые из Австралийского национального университета выяснили, что древние люди, выйдя из Африки, двигались на пути в Австралию довольно быстро и так же быстро адаптировались к изменениям окружающей среды, передвигаясь от острова к острову.

Стационарные печи для выплавки меди, датированные возрастом 6500 лет, раскопаны близ израильской Беэр-Шевы.

Остатки древней медеплавильной мастерской

Предварительные данные показали, что деревянные саркофаги были сделаны для священников, высших должностных лиц и элиты позднего периода фараонов (664-525 годы до нашей эры).

Саркофаг

Помимо этого, удалось выяснить, как это извержение происходило и какую роль сыграло в развитии майяской цивилизации.

Илопанго

Никол Пашинян

Археологи из Севильского университета проанализировали два черепа и останки козы или овцы эпохи неолита, найденные в Испании. В результате ученые пришли к выводу, что столкнулись с интересным погребальным ритуалом, неизвестным ранее на Иберийском полуострове.

В сентябре 1941 года немцы сомкнули крупнейшие «клещи» в земной истории — ударами с юга и севера они окружили на Восточной Украине полумиллионную группировку Красной армии под Киевом. Получившийся котел и по размерам был самым большим из когда-либо реализованных. Что стало причиной этого катастрофического провала? Почему РККА допустила его в момент, когда никакой внезапности уже не было? Попробуем разобраться.

Солдаты Вермахта

К такому выводу пришли французские ученые, исследуя мумии ибисов и других хищных птиц, найденных в гробницах долины Нила. Древние египтяне не выводили, а отлавливали диких пернатых и приносили в дар богам. Это, возможно, повлияло на значительное сокращение популяции орнитологической фауны на территории Египта.

Добавлять хром в сталь для улучшения ее свойств догадались еще персы, а вовсе не ученые XIX века. К такому выводу пришли исследователи из Великобритании.

Международная группа исследователей из Швейцарии и России изучила останки степных кочевников из захоронений в Республике Тыва. Ученые пришли к выводу, что эти народы были агрессивны — не только по отношению к мужчинам, но и к женщинам, и детям. На многих скелетах найдены следы обезглавливания, скальпирования и перерезания горла.

Крупнейшее и полное генетическое исследование захоронений викингов показало, что не все они были скандинавами. И даже внешне многие или даже большинство из них были совсем непохожи на современных белокурых шведов и норвежцев.

Это выглядело так, будто земля разверзлась и все, что было по обе стороны от нее, провалилось вниз. К такому выводу пришли ученые из Израиля и США, исследующие уникальный ханаанский дворец бронзового века.

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства. По их мнению, ни о какой борьбе Москвы с Золотой Ордой в этом сражении просто не могла идти речь: места на поле боя недостаточно. Получается, события, описанные в летописях, были почти полной выдумкой. Однако теперь ситуация вдруг развернулась на 180 градусов: оказалось, место сражения действительно лежит в Тульской области… но совсем на другом поле. И это заметно меняет всю историю Руси того времени. Попробуем разобраться почему.

Куликовская битва

Проанализировав древние тексты при помощи машинного обучения и судебно-медицинской экспертизы почерка, израильские ученые пришли к выводу, что многие жители Иудейского царства, примерно в 600 году до нашей эры, умели читать и писать.

У берегов Норвегии обнаружили и идентифицировали обломки потопленного в 1940 году нацистского легкого крейсера Karlsruhe. Его затопили сами немцы после попадания британской торпеды.

Karlsruhe

Реконструкция строений неолитической гробницы в Шотландии показала, что похоронные камеры возводились вверх ногами и обращенными справа налево — видимо, символизируя потусторонний мир.

Новый метод анализа палеоклиматических данных подтвердил, что закат древней Индской цивилизации начался с изменений климата и сокращения зимних осадков.

Руины Мохенджо-Даро в Пакистане, некогда одного из центров цивилизации долины Инда с населением около 35 тысяч человек