Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
За что иностранцы уважают российских астрономов, почему интересно жить в горах рядом с обсерваторией, зачем астроному нужно уметь обращаться с паяльником и чем интересны галактики с полярными кольцами? Об этих и других вопросах мы побеседовали с Алексеем Моисеевым, заведующим лабораторией спектроскопии и фотометрии внегалактических объектов Специальной астрофизической обсерватории (САО) РАН.
Ольга Ивановна Лаврик — заведующая лабораторией биоорганической химии ферментов Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН, академик РАН. Лаборатория Ольги Ивановны занимается исследованием системы починки генов в клетке — процессами репарации ДНК. Ученые хотят досконально понять, как это работает, чтобы на основе знаний создать новые препараты для лечения онкологических и нейродегенеративных заболеваний. Интересные данные и даже подлеченные мыши уже есть, однако в будущее российской науки Ольга Ивановна смотрит с некоторым пессимизмом.
Зачем нужно изучать ядра планет? Как зарождалась эта наука и почему она важна? Что такое гамма-всплески и зачем нам знать, откуда они идут? Остается ли Россия великой космической державой и зачем вообще это всё надо? Об этом рассказывает Игорь Георгиевич Митрофанов, руководитель отдела ядерной планетологии Института космических исследований РАН, доктор физико-математических наук, академик Международной академии астронавтики.
Ефим Аркадьевич Хазанов — академик РАН, доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник отдела нелинейной и лазерной оптики в Институте прикладной физики им. А.В. Гапонова-Грехова РАН (Нижний Новгород), значимая фигура в российской науке. За 40 лет в науке он внес огромный вклад в развитие лазерной физики и нелинейной оптики — разработал фемтосекундный лазерный комплекс PEARL, предложил идею по созданию мегасайенс проекта XCELS, создал новое направление — термооптику магнитоактивных сред и многое другое. В 2018 году академик Хазанов был удостоен Государственной премии Российской Федерации. Он автор более 350 статей в рецензируемых научных журналах, а его работы были процитированы более 40 тысяч раз. Индекс Хирша Хазанова составляет 79. Ефим Аркадьевич рассказал нам о профессиональном пути, воспитании аспирантов, текущих исследованиях и своей жизни вне науки.
Евгений Левичев с командой коллег работает над созданием источника синхротронного излучения — по сути большого рентгеновского «микроскопа», с помощью которого геологи, биологи, химики и другие специалисты смогут получить новую и полезную информацию. Задача у Евгения Борисовича непростая — сделать установку с рекордными параметрами: придумать оригинальные технические решения, смоделировать процесс и настроить все наилучшим образом. Член-корреспондент РАН Евгений Борисович Левичев — директор Центра коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» (ЦКП «СКИФ») и заместитель директора Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН).
«Византия создала блестящую культуру, может быть, самую блестящую, какую только знали Средние века, бесспорно, единственную, которая до XI века существовала в христианской Европе», — сказал в свое время французский историк Шарль Диль. Но коллеги с ним не согласились. Так появилось множество мифов о Византии. В какие из них мы верим до сих пор? Что мы взяли от Восточной Римской империи, кроме куполов на храмах и православия? Почему Петр I не любил Византию и когда началось противостояние между Россией и Западом? Об этом Naked Science рассказал кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Белгородского государственного национального исследовательского университета, директор Научно-популяризаторского центра Станислава Дробышевского Сергей Прокопенко.
Какой бог был главным у славян и сколько видов русалок знали наши предки? Кто такие «заложные» покойники, есть ли в русских сказках аналоги джина, была ли у лешего жена, можно ли лишиться кожи при мытье в бане и какие обычаи перекочевали к нам из язычества? Об этом Naked Science рассказал историк, специалист по славянской демонологии и основатель просветительского исторического клуба Run & History Артем Фуганов.
Дмитрий Соболев: «Глупо летать с помощью перьев, ходить с помощью ног и смотреть с помощью глаз» 5.5
Эдиакарская фауна, или вендобионты — самые загадочные и самые старые достоверно известные организмы на земле. На какой стадии развития все мы были похожи на вендобионтов, как появилась модель отношений «хищник — жертва», почему нашими предками были червячки, ленива ли эволюция и отчего вымирание — это праздник? Об этом Naked Science поговорил c известным популяризатором палеонтологии и автором ютьюб-канала «Упоротый палеонтолог» Дмитрием Соболевым.
«В игре можно найти истины, которые вне ее не найдешь», — эти слова приписывают самому Ницше. Поэтому не надо думать, что настольные игры — это что-то на праздном. «Резались» в «настолки» простые моряки и величайшие умы человечества, простолюдины и цари. Как давно мир охватила «эпидемия» настольных игр, во что играли древнеегипетские фараоны, а во что — средневековые крестьяне, почему именно шахматы стали популярны в странах востока и какие игры любили в древней Руси? Об этом мы поговорили с известным археологом, популяризатором истории, ведущим блога об археологии starcheolog Павлом Колосницыным.
История Древнего Египта занимает около трех тысяч лет. Но все, что может вспомнить о нем большинство, — пирамиды, Тутанхамон и Клеопатра. Что и говорить, масштаб имеет значение. Naked Science решил узнать, как жили и умирали простые египтяне, что ели, как отдыхали, чем лечились и кого держали в качестве домашних питомцев. А еще — какие у них были приметы и суеверия, что приносили в храм вместо свечек, почему боялись предновогодней суеты, которая у нас ассоциируется с приятными чувствами, какой праздник отмечали вместо дня рождения и что считалось оправданием, чтобы не ходить на работу. Обо всем этом рассказал египтолог, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН и популяризатор науки Максим Лебедев.
Священный костер инквизиции, который, как известно, излечивает любые амбиции, — лишь малая часть интернет-мемов, посвященных охоте на ведьм. Они основаны на мифах. Чтобы развеять их и узнать причины, по которым инквизиция вообще взялась за колдунов, сыграл ли в этом какую-то роль знаменитый трактат «Молот ведьм» «брата Генриха» Инститориса из доминиканского ордена, сколько мужчин сожгли на кострах, с помощью чего проводили пытки, действительно ли конфликтующие соседи доносили друг на друга и при чем здесь концепция «общего врага», Naked Science обратился к историку-медиевисту, специалисту по средневековой демонологии и автору книги «Инквизиция, ересь и колдовство. Молот ведьм» Григорию Бакусу.
Искусственный интеллект никогда не сравнится с естественной глупостью. Люди, обладающие такими технологиями, уничтожат себя с куда большей вероятностью, чем эти самые технологии. Когда появится ИИ уровня человека, какие профессии он заменит, нужно ли его бояться и кто лучше справится с задачей нарисовать лошадь, скачущую на астронавте, — языковая модель или любой из нас? Об этом Naked Science поговорил с Сергеем Марковым — управляющим директором и начальником управления экспериментальных систем машинного обучения департамента общих сервисов «Салют» «Сбера», одним из ведущих российских экспертов в области нейросетей, разработчиков сервисов Kandinsky и GigaChat и автором двухтомника «Охота на электроовец. Большая книга искусственного интеллекта».
Среди неискушенной публики майя прославились благодаря концу света, который они якобы предсказали в 2012 году. Никакого апокалипсиса, конечно, не случилось. Зато все узнали о календаре и уникальной письменности этой цивилизации. Что на самом деле произошло 23 декабря 2012 года, зачем правители майя протыкали свои гениталии, похожи ли их пирамиды на египетские и почему у них не было колеса — об этом Naked Science рассказал специалист по древним майя, младший научный сотрудник отдела Америки ИЭА РАН и Мезоамериканского центра имени Ю. В. Кнорозова (РГГУ) Сергей Вепрецкий.
Для специалистов-дорожников функциональность моста на первом месте, но удивительно, что часто именно благодаря функциональности сооружение получается еще и визуально привлекательным. Сегодня мы беседуем с Тимуром Берхамовым, заместителем начальника Федерального управления автодорог «Центральная Россия» (ФКУ «Центравтомагистраль»), который рассказал, что с помощью современных технологий и материалов износ новых мостов, по сравнению со старыми, за последние полвека уменьшился в десятки раз.
Корреспондент Naked Science поговорил с заведующим лабораторией машинного обучения в науках о Земле МФТИ, старшим научным сотрудником Института океанологии РАН Михаилом Криницким о том, чем отличаются машинное обучение и искусственный интеллект, как нейронные сети уже сегодня предсказывают погоду, каким образом математик может стать океанологом и почему океанолог в наше время обязан быть немного математиком, чем так хорош для студентов и ученых проект «Плавучий университет» и есть ли у паучков интеллект.
Всеобщая и повальная цифровизация российского общества — уже не фантастика, а активный процесс нашей жизни, но любой прогресс дает стимул для развития одних и оставляет за бортом новой жизни других. И потому залог успеха цифровой трансформации состоит не только в выработке стратегии и практике внедрения технологий, но и в учете негативных последствий от этих действий. О том, что готовит нам цифровое будущее, влиянии новых технологий на нашу повседневную жизнь и президентские выборы в США, реакции людей на цифровой контроль и социальный рейтинг Naked Science рассказали Григорий Консон и Виталий Зотов, директор и главный научный сотрудник Учебно-научного центра гуманитарных и социальных наук МФТИ.
В декабре 2023 года «Яндекс» стал единственной российской компанией, вошедшей в рейтинг мировых лидеров в области развития искусственного интеллекта. Этот список был составлен компанией Epoch AI вместе с учеными из Массачусетского технологического института. Naked Science решил побеседовать с Артемом Бабенко, главой Yandex Research, и узнать, что позволило российской компании попасть в этот престижный рейтинг и каких свершений в области ИИ нам стоит вскоре ожидать.
Точность в работе геодезиста — понятие относительное (хоть и важное). У строителей городских объектов на счету каждый миллиметр, а для разработчиков угольных шахт отклонение на десяток кубометров — допустимая погрешность. Сегодня мы поговорили с Александром Савиловым, руководителем направления геодезии и автоматизации строительных процессов «Газпромнефть — Дорожное строительство», геодезистом (но с богатым опытом проектировщика), который создаёт дороги. А также регулярно снимает с квадрокоптера, много путешествует, стремится привнести в мир эстетику, не боится выходить из кабинета в поля и не ругается на картографические сервисы, даже когда они сбоят. И все это — в рамках работы.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии