Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
28 ноября
1 734

В 2023 году работу самого мощного в мире ускорителя заряженных частиц на встречных пучках, расположенного возле Женевы, сократят на 20 процентов.

БАК
24 ноября
12 039

Как показывает практика, ядерное топливо можно многократно использовать, а самые опасные долгоживущие продукты деления — безопасно «сжигать». Все, что нужно — уникальные технологии и правильно организованный «жизненный цикл» топлива. Naked Science разбирается в том, что такое ОЯТЦ, ЗЯТЦ и СЯТЦ, и как именно Росатом собирается полностью перевести российскую ядерную энергетику на реакторы на быстрых нейтронах.

Реактор БН-800. Реакторы на быстрых нейтронах могут работать на инновационном топливе, для производства которого используются материалы из отработавшего топлива
21 ноября
6 092

Чтобы компенсировать разницу между точным атомным временем и вращением нашей планеты, в течение последних 50 лет к часам периодически добавляли дополнительные секунды. Простые люди этого фактически не замечали, а вот Международное бюро мер и весов испытало немало головной боли, и теперь собравшиеся во Франции хронометристы приняли решение отказаться от «лишних» секунд.

19 ноября
9 015

В течение последних 30 лет Международная система единиц оставалась неизменной, но теперь, столкнувшись с нарастающим объемом данных по самым большим и самым маленьким объектам во Вселенной, ученые ввели новые префиксы: ронна-, кветта-, ронто- и квекто-.

6 035

У американских исследователей впервые получилось создать топологический изолятор (его поверхностный слой проводит электрический ток) и наблюдать в нем квантовые эффекты. Это стало возможно благодаря правильно выбранному материалу — бромиду висмута.

Структура топологического изолятора из бромида висмута
1 367

Во время командировки в Саров скоропостижно скончался один из крупнейших российских и мировых специалистов в области теоретической физики Валерий Анатольевич Рубаков.

Валерий Рубаков
1 211

Новый композит на основе нитрида бора демонстрирует свойства обычной керамики, но при нагревании не трескается, а плавится, поэтому ему можно придать любую нужную форму.

4 030

Немецкие физики и психологи пришли к выводу, что знаменитый эффект свинга в джазовой музыке создают крошечные отклонения в ритме. Музыканты добиваются этого, сами того не осознавая.

6 416

Лауреаты Нобелевки по физике 2022 года

Новый метод отделения электронов позволил поднять мощность пучка ионов, предназначенного для синтеза изотопов с необычными соотношениями чисел протонов и нейтронов.

Разделитель изотопов и сборка детекторов распада в лаборатории по исследованию пучков редких изотопов FRIB.
12 188

Свободное падение тел на орбите в очередной раз подтвердило принцип эквивалентности инерции и массы – правда, теперь с рекордной точностью.

Чувствительная к температуре структура то сворачивается, то разворачивается, как листья мимозы. В результате в жару она проявляет охлаждающие свойства, а на холоде — согревающие.

1 186

Ученые из университета Беркли создали установку по одновременному управлению двумя лазерными кильватерными ускорителями, которая позволит «доразгонять» ускоряемые электроны и сталкивать их друг с другом.

Художественная интерпретация лазерного кильватерного ускорения и его схема. Оранжевым показан лазерный импульс, красным – ускоряемые электроны, а высота (глубина) волны соответствует плотности отрицательного (положительного) заряда. На правой части зеленым показаны траектории электронов относительно сгустка лазерного импульса, и их скопление в задней части пузырька.
4 181

Южнокорейские специалисты в области физики плазмы отчитались об очередном эксперименте, который провели на установке KSTAR перед ее модернизацией. Номинально — получилось повторение прежних рекордов, и для тех, кто следит за успехами в данной области достигнутые параметры не покажутся фантастическими. Но чуть более внимательное изучение отчета показывает, что это довольно интересный следующий шаг к полномасштабному коммерческому термоядерному реактору.

KSTAR повторил рекорд
2 537

Ученые предполагают, что причина доминирования вещества над антивеществом кроется в сверхтяжелых правосторонних нейтрино. Если инфляционная модель верна, следы существования этих микрочастиц должны были отразиться в крупномасштабной структуре Вселенной.

Карта температур реликтового излучения, синий и красный цвета отражают разницу температуры в 18 миллионных долей градуса
1 837

Новый математический аппарат может кардинально упростить исследования в медицине, нефтехимии и пищевой промышленности. Его масштаб сравним с фундаментальными работами Смолуховского и Эйнштейна по теории диффузии и броуновского движения.

Схема движения частицы в молекулярной решетке и новая формула диффузионного движения
18 024

Диоксид ванадия «помнит» фазовый переход как минимум несколько часов после его совершения. Это делает его перспективным для очередной революции в микроэлектронике.

Запечатывание фаз высокого давления в нанокристаллическом алмазе позволяет извлекать их из алмазной наковальни и изучать ранее недоступными способами. При этом внутри капсулы сохраняется давление, близкое к использованному при синтезе.

Иллюстрация удержания и исследования фаз высокого давления в виде включений в нанокристаллическом алмазе
4 115

Установка SHMFF создает магнитное поле более чем в 45 тесл и потребляет даже меньше энергии, чем предыдущий рекордсмен.

Гибридный магнит в Хэфэе