Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Запуск «Ангары» снова отложили — и лучше бы навсегда. Что нужно России вместо нее?
Российская тяжелая ракета имеет все шансы взлететь после Starship, хотя ее начали создавать на 20 лет раньше, да и по параметрам она радикально уступает детищу Илона Маска. Попробуем разобраться, почему любая попытка создать классическую ракету в наши дни — пустая трата времени и средств. А заодно дать ответ на вопрос, какую космическую ракету на самом деле стоит создавать России.
Двадцать третьего декабря с космодрома Плесецк должны были запустить тяжелую ракету «Ангару А5», но в последний момент пуск перенесли на следующие сутки (а потом еще раз). Пока — на 27-е число. Хотя часто говорят, что в 2014 и 2020 годах «Ангара А5» уже летала, на самом деле, новый пуск — совсем не просто «еще один». Во время него впервые планируют использовать разгонный блок «Персей» с увеличенной емкостью баков. За счет этого ракета сможет выводить на геостационарную орбиту (высотой 36 тысяч километров) не 2,8 тонны, а 3,6 тонны. Из одной этой цифры кажется очевидным, что речь идет о большом шаге вперед.
К сожалению, только кажется. Фактическая картина намного хуже.
Зачем Россия начала создавать «Ангару»
Разработка этой ракеты формально была запущена указом президента России от 6 января 1995 года — а сроком первого полета был назначен 2005 год. В случае соблюдения этих сроков создание такой ракеты имело бы большой смысл: за счет унификации ее модулей можно было (при условии изготовления многих ракет в год) получить снижение цены даже относительно «Протона».
«Ангара» задумывалась как «лего из карандашей»: универсальные ракетные модули могли составить ракету от легкого (один модуль в первой ступени) до тяжелого (семь модулей) класса. Каждый ракетный «модуль-карандаш» можно было перевозить по железной дороге по отдельности, стыкуя потом на месте. Ведь его длина — всего 25,1 метра, а диаметр — лишь 2,9 метра. В России, где ракеты традиционно возят именно по железной дороге, это важно: слишком большую ракету по «железке» не перевезти.

В 1994-1995 годах абсолютно все специалисты ракетно-космической отрасли понимали, что осилить новые ракетные двигатели в рамках этого проекта будет невозможно. Отрасль была в тот момент не в том состоянии, чтобы сделать что-то новое и сложное. Поэтому в проекте предусматривалось использование только уже наработанных технологий — кислород-керосиновых двигателей, с которых в нашей стране и началась космонавтика.
Правда, ракетные двигатели на гептиле, типа «Протона», были тоже хорошо проверены на практике, и «по цифрам» их применение было бы эффективнее кислород-керосиновых движков. Однако гептил ядовит, и именно поэтому со времен Королева у нас его не планируют к использованию в пилотируемой космонавтике. Между тем в 1990-х ракеты семейства Р-7 — созданного еще Королёвым — были откровенно устаревшими, и считалось, что их надо менять. Создавать отдельную ракету для пилотируемой космонавтики было невозможно: денег не было.
А вот кислород-керосиновая «Ангара» в перспективе могла быть использована для пилотируемых полетов — особенно после того, как полеты ее грузовых версий накопили бы достаточную статистику, чтобы показать большую надежность нового носителя. Это был разумный проект, и он стал бы большим успехом — в случае реализации в заданные сроки.
Но любой, кто хорошо помнит девяностые годы в России, понимает, что в реальности никаких «небумажных» работ по «Ангаре» тогда не могло быть в принципе, и, разумеется, их не было. Реально что-то начали делать только в конце нулевых XXI века, отчего первый полет нового носителя состоялся уже в 2014 году. И кажется, теперь уже поздно.
Слом эпох
Перед Второй мировой множество стран строили вооруженные гигантскими пушками линкоры — и эти линкоры были технически намного сильнее, чем в Первую мировую. Однако в новой войне оказалось, что они в норме не могут топить авианосцы, поскольку у авианосцев есть возможность отправить линкор на дно еще до того, как они сблизятся с ними на расстояние пушечного выстрела. Новые ударные самолетонесущие корабли изменили ситуацию настолько, что линкорные флоты прошлого перестали решать ход и исход боя.
Похожая история случилась со всеми разработками ракет, запущенными до 2010 года. Они могут быть насколько угодно мощнее, лучше и рациональнее своих предшественников, но в длительной перспективе это уже ни на что не влияет.
Все дело в том, что 20 лет назад один взбалмошный бизнесмен африканского происхождения хотел сделать небольшую, но красивую пиар-акцию, привлекающую внимание к освоению космоса. Денег у него было мало, поэтому он приехал в Россию и хотел недорого прикупить здесь пуски конверсионных ракет (бывших баллистических). Но российские космические структуры заломили цену выше той, которую ожидал выходец из Африки. На обратном пути в США его команда пила с горя, а Маск щелкал клавишами на ноутбуке. Один из его спутников вспоминает: «Мы [в этот момент] думали: ..…й нерд. Сейчас-то он чего суетится?» В этот момент нерд произнес:
«Эй, ребята. Я думаю, мы можем построить эту ракету сами».
Эти слова 30-летнего человека перевернули историю мирового ракетостроения, и — если ему повезет — сильно изменят историю нашей планеты. Маск не просто построил ракету сам (именно он принимал и принимает ключевые решения по техническому облику систем SpaceX, часто вопреки мнению своих инженеров), но по пути внес в эту отрасль два очень крупных новшества. Он впервые для земных условий применил ракетодинамическую схему посадки первой ступени ракеты на хвост.

Поскольку на такую посадку нужно было некоторое количество топлива, то, чтобы не снижать полезную нагрузку запуска, он ввел новшество № 2: заливку в ракетные баки керосина и жидкого кислорода в переохлажденном виде (заметно ниже точки кипения кислорода, например). Плотность таких переохлажденных жидкостей выше, чем у тех, что заливали в ракеты до этого. Поэтому полезную нагрузку удалось удержать в приемлемых рамках даже несмотря на допзатраты топлива на посадку первой ступени после запуска.
За время работы над всем этим Маск не просто лично корпел над учебниками ракетостроения (включая один советский) и лично придумывал описанные выше эволюционные улучшения космических носителей. Он задумался совсем над другим: ракетой, на которой можно колонизировать Марс. Мы о ней уже писали — вот ссылка, чтобы не повторяться, — поэтому перейдем сразу к влиянию Starship на космическую отрасль и российскую «Ангару».
Эффект масштаба
В космонавтике давно известно: вывод килограмма груза в космос легкой и особенно сверхлегкой ракетой обходится намного дороже, чем тяжелой ракетой, типа «Протона» или Falcon 9 от SpaceX. Причины — в простом эффекте масштаба. При условном увеличении длины, ширины и высоты ракеты вдвое площадь ее поверхности растет примерно вчетверо, а объем — примерно в восемь раз. Вес пустой ракеты складывается в основном из ее поверхностей, то есть тоже растет намного медленнее, чем ее внутренний объем. А вот полезная нагрузка ракеты увеличивается примерно пропорционально ее объему.

Именно поэтому в домасковскую эпоху развития космонавтики основной «рабочей лошадкой» были тяжелые «Протоны» — и поэтому же тяжелая «Ангара» (из многих «модулей-карандашей») по размерам была сопоставима с ними. Ракеты делали бы и еще больше, но вот беда: для слишком больших просто не находилось рынка. Коммерческим заказчикам не нужно было выводить в космос спутники в десяток тонн и более, а заказчики правительственные не хотели лететь к Луне и далее. Ведь лунная гонка уже кончилась, а понять, зачем нужны такие полеты, если это вне гонок престижа, типичный политик не может.
Илон Маск и созданная им SpaceX подошли к этому вопросу под совсем неожиданным углом. Бывший африканец понимал, что колонизировать Марс на ракетах размерах «Протона» / Falcon 9 слишком дорого (маловаты они для таких задач), но понимал и то, что создавать носитель без коммерческой ниши он не осилит по деньгам. Поэтому решил: если рынка для сверхбольшого Starship нет, то его надо создать.
Для этого он придумал идею облака из многих тысяч спутников на относительно низких орбитах, раздающих интернет. Все его предшественники раздавали интернет через спутники на 36 тысячах километрах (геостационарная орбита), ограничения скорости света делали задержку сигнала слишком большой для онлайн-игр, и тут действительно была ранее не занятая ниша: низкоорбитальный Starlink от SpaceX давал куда меньшую задержку. И к тому же его выводили в космос куда дешевле (потому что пуски Falcon 9 стоят меньше, чем у конкурентов), чем это могли сделать ракеты любой другой компании. Все это, впервые в истории, делало спутниковый интернет достаточно комфортным для массовой аудитории.
Как только был создан рынок под сверхбольшие носители, все носители меньших размеров автоматически получили сильнейший удар, от которого не смогут оправиться уже никогда. Чтобы понять почему, взглянем на цифры.
Высота масковского Starship — примерно 120 метров, диаметр — девять метров, масса пустого корабля, совмещенного с носителем, около 300 тонн, масса топлива — 4800 тонн. Полезная нагрузка — не ниже 100 тонн для первого варианта, дальше ее планируется нарастить до 150 тонн.
«Ангара А5», составленная из «карандашей» длиной 25,1 и диаметром 2,9 метра, весит 773 тонны, полезная нагрузка — 24,5 тонны, и ни одна из ступеней не является возвращаемой.

Если ракета №1 имеет массу 5 тысяч тонн и выводит 100 тонн на орбиту, а ракета №2 весит 773 тонны, и выводит на орбиту вчетверо меньше, то кажется, что вторая ракета будет эффективнее. Но это только кажется. Ложное ощущение возникает от того, что ~300 тонн сухой массы обеих ступеней Starship при каждом полете будут возвращаться на Землю, тратя часть топлива. По данным на 2018 год стоимость «Ангары А5» сегодня можно оценить в ~100 миллионов долларов. Значит, каждый килограмм выводимого ею на орбиту груза пока стоит четыре тысячи долларов. Если бы ее выпускали крупной серией, как все еще намеревается делать «Роскосмос», цена эта могла бы упасть в полтора раза. Килограмм груза все равно обходился бы в ~2,5 тысячи долларов.
А вот у Starship стоимость запуска, по самым пессимистичным оценкам, составит 10 миллионов долларов, что дает 100 долларов за килограмм. Сам Маск ожидает в будущем два миллиона долларов за рейс, или 20 долларов за килограмм. Потому что 4800 тонн жидкого кислорода и метана стоят очень и очень немного (900 тысяч долларов с услугами заправки), а очень недешевая первая и вторая ступени при пуске не расходуются. Ожидаемое число циклов их использования крайне велико: метан при горении не оставляет сажи, что отличает его от керосина. Поэтому метановые двигатели Starship без переборок можно будет использовать и для сотни полетов без замены. А вот керосиновые двигатели — как на том же Falcon 9 — позволяют использовать первую ступень без серьезного ремонта не больше десятка раз.
Может ли «Ангара» покрыть разрыв между 2,5 тысячи долларов за килограмм у нее и сотней долларов за килограмм у Starship? Нет. Для этого ее нужно сделать полностью многоразовой, с сотней циклов использования, что технически невозможно. И не только потому, что она — керосиновая ракета, а керосин оставляет (на компонентах ракетного двигателя) сажу при сжигании, затрудняя пуски от десятого и дальше.

Еще важнее то, что в одном «модуле-карандаше» «Ангары» всего один крупный двигатель. Пустая ступень весит очень немного, поэтому, чтобы спуститься на работающем двигателе на Землю (а не начать вместо этого снова подниматься), этой ступени нужна очень малая тяга. А существующие ракетные двигатели нельзя заставить устойчиво работать на одном проценте мощности — и вообще, слабее нескольких десятков процентов от номинала такое для них очень проблематично. Falcon 9 и Starship умеют садиться потому, что у них много двигателей в каждой из ступеней, то есть можно при посадке использовать не все, а только часть из них, при этом не на самой большой мощности.
Для «Ангары» добиться ракетодинамической посадки ступеней на хвост невозможно: для этого нужно изменить всю конструкцию, отказаться от «модулей-карандашей», дать ей двигательную компоновку совсем другого типа. Но даже если бы всю ракету так и переделали, оставив от «Ангары» одно название, это не помогло бы. Эффект масштаба играет за Starship и против всех ракет меньших возможностей.
Даже SpaceX признает, что после начала регулярных полетов своего нового носителя будет вынуждено отказаться от Falcon 9, поскольку те перестанут быть конкурентоспособными с их же собственной новинкой. У «Ангары», в отличие от Falcon 9, нет и, как мы показали выше, не может быть многоразовости даже для первой ступени. Она обречена выводить грузы в десятки раз дороже западного конкурента.
А может, космос просто не для России?
Однажды руководитель «Роскосмоса» произнес такие слова:
«Если в Америке сказали, что можно производить жвачку на Луне, то это вовсе не означает, что к этому надо относиться с серьезной миной и делать то же самое. Не надо делать то же самое, что и они, у нас должен быть свой, очень прагматичный выбор, у нас денег намного меньше, ресурсов меньше, надо тратить их с большим умом».
Слова эти относятся, конечно, совсем не к жвачке, но, напротив, к выбору магистрального пути развития космонавтики. SpaceX нацеливается на сверхбольшие ракеты с предельно низкой ценой доставки груза в космос. «Роскосмос» пока не нацелен на это, потому что такие низкие цены на вывод грузов в космос возможны, только если у вас есть для этого космоса очень большие грузы.

Россия пока не планирует никакого Starlink: это очень крупный проект, многие тысячи спутников нельзя запустить без громадных инвестиций. Малым такой проект делать коммерчески невыгодно: если спутников в нем будут всего сотни, постоянное покрытие сможет охватить лишь небольшие площади планеты. А там, как ни крути, много клиентов не набрать.
Позиция «у нас нет денег на космос» кажется логичной. Конечно, можно возразить, что мы пишем это про страну, которая в период пандемического кризиса 2020–2021 годов увеличила свои валютные резервы на 80 миллиардов долларов. SpaceX за всю свою уже почти двадцатилетнюю историю таких денег и близко не видела.
Но руководство «Роскосмоса» могло бы — в кулуарном, конечно, порядке — справедливо указать на то, что руководство страны не дает на космос в год и десятка миллиардов долларов, поэтому не все ли равно, что у государства образуются огромные излишки денег ежегодно? И это возражение будет верным.

Но лишь отчасти. Потому что ограниченные деньги на космос в нашей стране выделяют не потому, что денег у нее нет, а потому, что наша космическая отрасль не может внятно объяснить руководству страны, зачем, собственно, нам нужно летать в космос в больших масштабах, по-взрослому.
И зачем нам сверхбольшая ракета?
Starship — это «Фау-2» нашего времени, ракета, чье влияние полностью меняет стратегический баланс в мире. Из потомков «Фау-2» в конечном счете получились межконтинентальные баллистические ракеты с ядерными боеголовками — сломавшие существовавший до них военный баланс. Starship может дать космический транспорт, позволяющий сравнительно недорого развернуть в космосе не запрещенные никаким договором лазерные системы мегаваттной мощности.
Как мы уже писали, формально их можно называть противоастероидными, но реально они вполне могут сбивать межконтинентальные баллистические ракеты (МБР). Причем не устаревшие, как действующая сейчас система американской противоракетной обороны, а любой степени современности. От лазерного луча в открытом космосе не убежит никакая ракета, и противоспутниковые ракеты просто не смогут сбить орбитальную лазерную платформу до того, как ее лучи нейтрализуют их самих.
И рано или поздно США обратятся к этой возможности. У них просто нет другого выхода: пока их ракетное вооружение сильно отстает от российского. «Калибры» лучше «Томагавков», а аналогов уже серийных гиперзвуковых «Цирконов» и «Кинжалов» у Штатов пока нет в принципе, и испытания их американских прототипов идут неудачно. Новые боевые части для МБР (типа уже испытанного российского «Авангарда») американские конструкторы пока не начали даже рисовать, не то что строить. Это очень большое отставание, которое можно преодолеть лишь за много лет.

На этом фоне давно предлагаемая в Штатах идея лазерных платформ на орбите, работающих по принципу фазированной антенной решетки — неизбежность. Вопрос не в том, создадут ли ее там, вопрос только в том, когда в Пентагоне захотят это сделать.
Разумеется, мы могли бы дополнить цели сверхбольшой ракеты для России еще и тем, что без нее нельзя будет участвовать в освоении Марса, которое может начаться в ближайшие десятки лет (подробнее — тут). И что тот, кто в нем участвовать не сможет, окажется в крайне невыгодном положении. Но это цель дальняя и пока еще не для всех понятная.
Оптимальной траекторией развития отечественной космонавтики был бы отказ от доведения «до ума» всех ракет, не имеющих значительного опыта серийного производства. Строить одновременно и морально устаревшие «линкоры» из прошлого, и реально эффективные сегодня «авианосцы» могут себе позволить разве что США. Поэтому там делают одновременно и ненужную ракету SLS, и Starship. А вот для России было бы довольно накладно потянуть сразу и нужный «неоСтаршип», и ненужную «Ангару». Лучше сразу сосредоточиться на более осмысленном варианте.
А летать к МКС с Байконура и выводить спутники для военных с Плесецка в ближайшие десять лет можно и с имеющимися ракетными семействами, пусть их история и уходит во времена Королева. За эти же ближайшие десять лет России предстоит создать аналог Starship — и, как ни странно, у нее в этой области местами есть существенные козыри, которых нет у Илона Маска.

Скажем, его сравнительно небольшая компания не может построить для своих ракет завод, где их внутренние части сваривали бы из титановых деталей. Для такой сварки крупных конструкций нужны огромные цеха с чистой аргоновой атмосферой, по которым бродят сварщики, одетые во что-то вроде космических скафандров. Такие цеха были у СССР (для производства гигантских подлодок), и они вполне по силам России — но не SpaceX, находящейся в стране, где ничего подобного вообще никогда не делали. И для «сторазовых и более» космических платформ титан во внутренней части конструкции может быть вполне оправдан экономически. Ведь он заметно легче равнопрочных стальных конструкций, а значит, позволит увеличить полезную нагрузку при той же массе, что у Starship.
Это просто один из примеров. У того, кто идет по пятам первопроходца (которым Маск, бесспорно, является), часто есть возможность сэкономить силы и средства, избегая уже выявленных его предшественником тупиков. Вопрос только в том, когда руководство России вполне осознает, что идти этим путем все равно придется.
Распространено мнение, что, чем чаще пара занимается сексом, тем сильнее каждый из партнеров доволен отношениями. Международная команда исследователей проверила этот тезис.
Ученые подтвердили природу невидимого тела, споры о котором шли с 2011 года. Это первая обнаруженная изолированная черная дыра. Объект массой в семь Солнц заметили в Млечном Пути благодаря редкому явлению — гравитационному микролинзированию, которое исказило свет далекой звезды.
Ученые давно выяснили, что запах ношеной футболки влияет на выбор мужчин прекрасным полом. Авторы нового исследования продемонстрировали, что и при выборе подруг запахи играют более существенную роль, чем визуальный ряд.
Распространено мнение, что, чем чаще пара занимается сексом, тем сильнее каждый из партнеров доволен отношениями. Международная команда исследователей проверила этот тезис.
В 2006 году исследователи из Великобритании объявили, что легендарный антикитерский механизм, древнегреческий «компьютер», мог быть всего лишь игрушкой для демонстрации астрономических явлений. Авторы нового исследования подтвердили это, построив математическую модель на основе данных своих коллег, которая показала, что шестерни устройства заклинивало при запуске. Но несмотря на полученные результаты, ученые пытаются спасти репутацию древнего чуда техники, обвинив предыдущую команду в ряде ошибок.
Бонобо в два раза чаще отказывались участвовать в эксперименте, если получали менее ценную награду, чем сородич. Такая реакция не была связана с разочарованием в человеке — приматы показали врожденное неприятие несправедливости.
До 13 тысяч лет назад в Северной Америке жил вид, который ученые до недавнего времени считали волком. Компания Colossal Biosciences объявила о возрождении этого вымершего вида, но биологические детали ставят ее заявление под серьезное сомнение.
Известный американский отраслевой обозреватель Эрик Бергер взял интервью у экипажа космического корабля Boeing, из-за технических проблем которого два астронавта задержались на орбите на девять месяцев вместо одной недели. Детали, которые они озвучили, указывают на серьезные проблемы Starliner, о которых ранее умалчивали. Люди провели немало времени при глубоко нештатной температуре. При слегка другом сценарии миссии экипаж корабля мог погибнуть. Официальные заявления NASA и Boeing сразу после июньского полета к МКС, судя по интервью, были заведомо неправдивыми.
Многие знают, как популярны сувениры из окаменелостей — зубы древних акул или полированные панцири аммонитов. Но чем реже встречаются такие артефакты, тем они ценнее, то есть на них можно много заработать. И это проблема для палеонтологов. Американский специалист по тираннозаврам оценил ущерб, который нанесла коммерческая добыча костей T. rex и подсчитал среднюю цену таких образцов. Оказалось, больше половины найденных тирексов находится в частных руках, а значит, для науки они недоступны или ненадежны.
Многоразовый Фалкон это ракета среднего класса по цене (сильно дешёвой, стоит признать) ракеты тяжёлого класса. Которая заменяется двумя пусками Союза ФГ, которые в общей сумме и дешевле выводятся.Грузоподъемность Союза-ФГ 7-8 т на НОО, Фалькон-9 - 16 т в многоразовом и 23 т в невозвращаемом варианте. Разумеется многоразовый Фалькон дешевле двух Союзов, а невозвращаемый дешевле трех. Впрочем вам об этом уже говорили.
Кто мешает сбрасывать отработанный теплоноситель в космос?Да никто. Только теплоносителя дохрена понадобится и лазер таки получается одноразовым, даже если мы будем использовать фазовый переход теплоносителя. Хотя... у аммиака теплота испарения 1,37 мегаджоуля на килограмм, а у водорода просто теплоёмкость большая - 1,5 мегаджоулей на сто градусов на килограмм. По идее мегаджоулей 5 на килограмм он может схавать. Что не отменяет того факта что всю эту ещё нужно успеть охладить, да.
Научную. Исследовать тот же Марс, к примеру.И для этого там нужно создать аж колонию, ага. Сколько в ней Маск хочет поселить? Миллион? Самое оно для исследовательской миссии. Да и учёных-исследователей у нас сотнями тысяч штампуют. И ещё один вопрос: а ресурсная выгода от Марса есть? Может там редкозёмы или металлы платиновой группы водятся? Есть таких?
Доказательства будут или как всегда?Уже выше скидывал ссылку, сайт её бьёт. Там же Иван Колупаев мне уточнил что там была не стоимость запуска, а стоимость ракеты. Две большие разницы, да
Полнёхонька коробочка.Надо будет заценить. Пока, кроме статьи про нападение СССР на Финляндию не читал.
Сам-то в таких заведениях давно бывал?Ни разу
А то я в одном подобном четверть века назад работал санитаромА привычку сначала говном кидаться, а потом уже нормальный разговор вести ты не от своих ли подопечных подхватил?
Многоразовый Фалкон это ракета среднего класса по цене (сильно дешёвой, стоит признать) ракеты тяжёлого класса. Которая заменяется двумя пусками Союза ФГ, которые в общей сумме и дешевле выводятся.Грузоподъемность Союза-ФГ 7-8 т на НОО, Фалькон-9 - 16 т в многоразовом и 23 т в невозвращаемом варианте. Разумеется многоразовый Фалькон дешевле двух Союзов, а невозвращаемый дешевле трех. Впрочем вам об этом уже говорили.
Кто мешает сбрасывать отработанный теплоноситель в космос?Да никто. Только теплоносителя дохрена понадобится и лазер таки получается одноразовым, даже если мы будем использовать фазовый переход теплоносителя. Хотя... у аммиака теплота испарения 1,37 мегаджоуля на килограмм, а у водорода просто теплоёмкость большая - 1,5 мегаджоулей на сто градусов на килограмм. По идее мегаджоулей 5 на килограмм он может схавать. Что не отменяет того факта что всю эту ещё нужно успеть охладить, да.
Научную. Исследовать тот же Марс, к примеру.И для этого там нужно создать аж колонию, ага. Сколько в ней Маск хочет поселить? Миллион? Самое оно для исследовательской миссии. Да и учёных-исследователей у нас сотнями тысяч штампуют. И ещё один вопрос: а ресурсная выгода от Марса есть? Может там редкозёмы или металлы платиновой группы водятся? Есть таких?
Доказательства будут или как всегда?Уже выше скидывал ссылку, сайт её бьёт. Там же Иван Колупаев мне уточнил что там была не стоимость запуска, а стоимость ракеты. Две большие разницы, да
Полнёхонька коробочка.Надо будет заценить. Пока, кроме статьи про нападение СССР на Финляндию не читал.
Сам-то в таких заведениях давно бывал?Ни разу
А то я в одном подобном четверть века назад работал санитаромА привычку сначала говном кидаться, а потом уже нормальный разговор вести ты не от своих ли подопечных подхватил?
и убил больше народу, чем все другие пилотируемые программы вместе взятые.Так шаттл и возил больше народу чем все программы вместе взятые )) И за 30 лет эксплуатации всего две аварии. Ровно столько же смертельных аварий случилось у Союзов.
Союз его с хорошим запасом перебиваетЛюбите вы говорить красиво )) но увы реальность отличается о ваших фантазий. Количество пилотируемых запусков Союзов (130) и шаттлов (135) практически одинаково. Но экипаж шаттлов 5-7 человек (иногда 8), а у Союзов 2-3. Не удивительно что американцев в космосе побывало раза в три больше. Вы ребята все никак не хотите признать что вами движет банальная зависть к чужим успехам. Появись такой Маск в России вы бы его на руках носили и от гордости лопались.
А вот деятельность гражданина Маска мне не нравится категорическиНу вот наконец момент истины - деятельность Маска вам просто не нравится. Оно и не удивительно. Ведь отрицать что за всеми заявлениями Маска стоит конкретный результат вам становится все трудней. Приходится вертеться и выдумывать. Например тезисы про "патологическое вранье" и ужасный "вред космонавтике в целом" который обязательно когда-нибудь случится, а вы предупреждали ))
а с другой - пожалеть бедных хомячков, которые в него до сих пор верят?Пожалеть стоит вас. Вы можете конечно не знать, но вам отвечают три человека весьма разных политических взглядов и у всех походу фейспалм от ваших "правдивых" заявлений.
Ну вот почему я был уверен что из всех возможных возражений наша птичка выберет "мне это не нужно" - ответ самый беспомощный и глупый?...вот только он не самый беспомощный и глупый. В отличии от дурацкого "сперва добейся", он не является автоматически ложью, только если использующий его попытался, но не осилил. Что в басне тоже отражено, кстати.
А вот второго Илона Маска чего-то не видать.Так надо смотреть в правильном направлении. Он ведь первый-то только с хвоста, до него было очень много народу, которые без каких-либо заметных талантов к технике становились тем не менее знаменитыми и богатыми благодаря своему вкладу в её развитие. Впрочем, чаще всего (и у Илона тоже) сначала всё-таки случилось богатство, а потом начались шашни с техникой.
Все дело в том что стать Тони Старком наших дней не так легко как вы тут зачесываете.Это действительно нелегко, да. И у Маска, к сожалению, не получилось. Подозреваю, что это как-то связано с печальной реальностью нашего бренного мира, где недостаточно придумать какую-то фигульку, постучать в пещере топором по наковальне, и вот уже готов простой и надёжный термоядерный реактор, который можно носить в кармане. Он пытается, тут спору нет, но вечно что-то идёт не так.
Не только инженерный и коммерческий, создать такой имидж визионера и надежды нации (увы, не нашей) тоже не просто.Непросто, но заметно проще, чем ему на самом деле соответствовать. У Илона с этим проблемы - он технически безграмотен (что неудивительно, учёбу, где ему могли бы дать хоть немного знаний, он бросил практически сразу), да и в коммерции он слишком полагается на элемент везения. Вот везёт ему - с этим не подкопаться - весьма, и прямо с рождения.
А чтоб поток инвестиций не прекращался одного имиджа мало - надо демонстрировать результаты, причем быстро.Как ни странно, нет, это совершенно необязательно - собственно, сам Илон тому лучший пример. Он исправно использует хитрость, которую давно и широко применяют софтовые компании, и благодаря которой именно они сейчас обладают наибольшей капитализацией, которая, по хорошему, не обеспечена вообще ничем. Держится она на трёх китах, которых легко заметить во всей деятельности Маска. Во-первых, требуется тот самый имидж - надо выглядеть уверенным, немножко гениальным и временами с трудом доносящим свои мысли до простых смертных. Во-вторых, надо очень много обещать, даже тогда, когда очевидно, что обещания невыполнимы. Ну и в-третьих, каждый раз, когда что-нибудь получается - а что-нибудь получается всегда, чисто статистически - немедленно устраивать из этого большой празник и превозносить это как невероятное достижение, которого никто никогда не делал раньше. Умельцы доят инвесторов таким образом долгие годы, а самые толковые - умудряются нифига вообще не сделать, но при этом оставить о себе хорошее впечатление. Этот метод раньше редко применяли за пределами разработки программ, но сейчас Тесла это самый наглядный образец торговли машинами как софтом.
И вот что бы вы там не бубнили про "вранье и обман" у Маска результаты есть. Такие что каждый может пощупатьАга. Очень полезный приём - дать публике пощупать малую толику обещаного годами ранее (и со сроками, сорванными просто до неприличия), и наплести, насколько это круто и оправдывает всё ожидание. Маркетинг - главное.
В отличии от Рогозина сотоварищи который который как раз больше обещает.А вот эта компания в маркетинг совершенно не умеет, увы. По факту, у них есть всё необходимое, чтобы оставить беднягу Илона без штанов - если использовать ресурс более-менее разумно (даже не умно, а просто не по-дурацки), но вместо этого они гонят какую-то невнятную дичь. Но с другой стороны, им для комфортной жизни не надо раздувать пузыри хайпа, их и так неплохо кормят, а на космонавтику им, увы, плевать.
Доказательства будут или как всегда?Доказательства чего? Что макеты Старшипа упали все, кроме одного? Это нужно кому-то доказывать? Этому человеку точно не требуется помощь специально обученных врачей-мозговедов?
А что же такое взлетело и приземлилось без экстренной саморазборки 6 мая 2021 года?...макет? Или мне придётся ещё и объяснять, почему масштабный макет не равен полноразмерному? У "Фалькона-Хеви" 27(двадцать семь) двигателей и он летает Ну он, конечно, летает... хотя нет, вру. Он не летает. Он летал. Целых три раза, причём все три раза умудрился угробить тот самый компонент, где было больше всего двигателей. При этом я не могу не заметить, что при наличии вполне вроде бы рабочего тяжёлого носителя, всё тот же Маск утверждает, что его драгоценные старлинки может запустить только Старшип - при том, что Старшипа (работающего) всё ещё нет, хэвик - вот он, а по массе и габаритам спутники в него вполне вписываются. Так что есть к его "летает" некоторые вопросы.
Почему бы вам не помечтать о чём-нибудь менее несбыточном?А вот и начались оскорбления. Я, в общем-то, и не ожидал, что верующие в пресвятого Илона сдюжат не переходить на личности, такие уж они, тупенькие маленько. Нет, это не "несбыточное". Это то, что обязательно случится - потому всегда случается. И у твоего любимого Маска тоже. Такова наша суровая реальность, как бы тебе ни хотелось иного.
Как водится у профессиональных обличителей Илона Эрроловича ты проигнорировал неудобные для тебя вопросы, ответив вместо них чушью на придуманную тобою же ахинею.Как водится у профессиональных мускусных крыс, ты врёшь ничуть не хуже своего кумира. Не тот навык, которому стоит подражать, как по мне, но у вашего брата оно как-то очень естественно выходит.
Во-первых, с чего ты себе вообразил, что множество прототипов(кстати чего именно?) было разбито из-за рассинхронизации двигателей?...с того, что это было заявленной причиной их "слишком быстрого приземления"? То есть, это сказали как раз те самые люди, на которых ты молишься? Или я чего, должен как-то сам придумать причину, почему модельку болтает в воздухе, после чего она втыкается в бетон и весело взрывается? Ну... я могу, конечно, но мне казалось, их версия для тебя будет убедительнее. Но хорошо, учту на будущее.
Во-вторых, с какого перепою тебе пригрезилось, что "на данный момент Спейс-Х - убыточная компания"(ц).Ты будешь смеяться, но мне это сказал... сам Илон Маск. Конечно, не мне лично, но информация - от него. Свеженькая, ноябрьская. Попробуй не игнорировать те новости, которые говорят о его проблемах, узнаешь много интересного.
В-третьих, на какие именно законы физики ты тут изволил сослаться?На те самые, которые твой небожитель регулярно пытается нарушить. То у него в Старшип влезает больше народу с припасами, чем свободного внутреннего объёма, то появляются совершенно восхитительные рендеры с панорамными окнами на орбите, то горючка чуть ли не самозарождается в баках (а ещё течёт в них не так, как положено, а так, как удобно - как минимум один макет они загубили как раз из-за того, что подлый метан отказался слушаться). Но подробное перечисление, пожалуй, в формат комментария не влезет.
Я таки даже уже не буду обсуждать уровень интеллектуального "развития" человека, неспособного отличить опытный образец от макета,Ты прав, обсуждать уровень твоего интеллектуального развития бессмысленно, ввиду отсутствия объекта обсуждения.Но для справки, опытный образец - это то же самое, что итоговое изделие, разница заключается только в полезной нагрузке, которой у образца может и не быть. А то, что летало у Маска - это макеты, отличающиеся от готового изделия размерами, массой, конструкцией и компоновкой. В отличии от опытных образцов, они не могут служить в той же роли, что и готовое изделие, и применяются для проверки отдельных технических решений. И правильно делают, что применяются - как показала практика с их массовыми падениями и взрывами (даже успешно приземлившийся некоторое время горел), технические решения были не слишком удачными.
Летает и даже раз приземлился в полном составе.Ай молодца, я в тебе даже и не сомневался - из всего абзаца ты уцепился за единственное слово, и развёл из него совершенно идиотскую, но тем не менее, теорию.Повторю ещё раз. ЛЕТАЛ. Так видно? Три раза летал, да. Все три раза центральный модуль того, сломался. Это, как бы тебе это ни было неприятно, свершившийся факт. Последний раз был, опять же, как бы тебе ни было это противно, уже почти три года назад - а всё последующее либо постоянно сдвигают, либо вообще отменили или перевели на другие носители. Из чего довольно легко делается вывод, что либо с ним что-то не так (например, центральный модуль слишком дорогой, чтобы его делать каждый раз новый, а возвращать никак не получается), либо настоящей нужды в нём нет, и для экономии они маринуют заказчиков, пока они не переоформятся на обычный Фалькон (напоминаю, что это тоже уже случалось).
А вот и кончились "аргументы" и начались обижулькиКакие обижульки, что ты. На убогих обижаться грех. Тебя и так жизнь обидела, мне добавлять незачем.
Доказательства будут или как всегда?Доказать можно только человеку, который готов воспринимать информацию. То, о чём я говорю, знает любой, кто хоть немного интересовался вопросом разработки Старшипа - невзирая на отношение к Илону и личного мнения о проекте. Если ты до сих пор не в курсе, это может означать всего две вещи - либо ты сознательно фильтруешь всю неприятную тебе информацию, либо воообще никак не интересовался событиями. В первом случае мои доказательства тебя не спасут - ты их отфильтруешь, во втором - оно тебе не интересно, и я опять же до тебя не достучусь. Ну и оно мне надо, в стенку долбиться?
Ты снова соврал. Второй раз успешно приземлились все три блока....вот только центральному от этого легче не стало:"All three boosters landed successfully but the center core subsequently fell over and was lost during transport due to heavy seas."Увы и ах, успешное приземление возвращаемой ступени - это когда её ещё раз ставят на стартовый стол. Или тебя устраивает, если у них Старшип с людьми за борт ухнет, а они пожмут плечами и "ну типа волна большая, быват"?
Доказательства будут или как всегда?Почему как идиот, так непременно ещё и в гугле забаненый? Казалось бы, ну зайди ты в вики, ну почитай уже статью про этот несчастный хэвик... но нет, тебе всё я разжевать должен - хотя это вроде как ты у нас тут невменяемый фанат, и должен поимённо все заклёпки в нём помнить."Operational Geostationary transfer orbit (GTO) missions for Intelsat and Inmarsat, which were planned for late 2017, were moved to the Falcon 9 Full Thrust rocket version as it had become powerful enough to lift those heavy payloads in its expendable configuration."
Что в переводе с неполживой фени на литературный русский язык означает"задрал уже требовать доказательств, что в алфавите есть буквы" - вот так правильнее. Даже переводить не надо, я так сразу и написал. Причём, что характерно для тупых грызунов, ты даже умудрился притянуть сюда "повесточку" - которая имеет к нашему разговору отношение примерно никакого, и которую так не к месту поминают только дегенераты, у которых нет аргументов, но хочется наехать. Но осторожнее, в религиозном угаре ты попутал стороны - этим, с "повесточкой", положено старину Илона любить и в зад целовать, он же свет в конце гиперлупа и вообще надежда и совесть эпохи.
Так я почитал статью, а там явное несоответствие с ВЕЛИКОЙ ПРАВДОЙ, которую ты тут изрекаешьВот, кстати, очень хороший пример. Я тебе не просто рассказал про статью, я тебе даже цитату привёл - которая подтверждает мои слова. И что же ты сделал? А ничего, ты на меня наехал про "повесточку".
И тут написано — «Операционные миссии на геостационарной переходной орбите (GTO) для Intelsat и Inmarsat, которые были запланированы на конец 2017 года, были перенесены на версию ракеты Falcon 9 Full Thrust, поскольку она стала достаточно мощной, чтобы поднимать эти тяжелые полезные нагрузки в своей конфигурации одноразового использования».Совершенно верно! А знаешь, что в этих миссиях самое интересное? Самое в них интересное то, что изначально они планировались как раз на хэви. А больше этот самый хэви оказался нафиг никому не нужен, даже своему создателю, и поэтому уже третий год никуда не летает. О чём я тебе и сказал уже много сообщений назад, и что ты - будучи типичным туповатым и агрессивным хомячьём - объявил ложью.Ну так чего, будешь ещё что-то уныло блеять про то, что тебе "не дают доказательств", или признаешь уже, что бисер перед тобой метать - гиблое дело?
Как и положено офисному хомячкуКакое же ты скучное и неизобретательное тупое быдло.
Вот только они планировались для "Хэви" именно потому, что для тогдашних "Фальконов" они были немножечко не по силам. Как только "Фальконы" малость проапгрейдили, так эти миссии для них стали вполне возможнымиИменно так, но кроме этого они были единственной нагрузкой от клиента с деньгами, которую удалось найти на бедного хэвика. О чём я тебе сразу и сказал - а у тебя, как и положено тупому фанату, у которого "обидели" звезду, немедленно от этой правды жизни сорвало башню.
Так что ты продолжай пописивать "свою" ВЕЛИКУЮ ПРАВДУ и дальше, а у меня бисер кончилсяХрюкай дальше.
А уж слова "от бана защищен" и вовсе выдают некоторую трусоватость нашего "борца за нравственность" который и сам ведет себя как хамоватое быдло. Когда не наказывают....ну и второй выстрел был, к сожалению, даже не в сторону мишени. Нет, ничего подобного они не выдают. Напоминаю, я разговариваю с людьми на их языке. Если они говорят как вежливые, воспитанные и разумные - бояться какой-либо модерации не имеет смысла ни мне, ни им, ведь с такими я буду говорить так же. А в местах, где до разговора допускают невоздержанных на язык хамов и ничего им за это нет, мне было бы неразумно ставить себя в невыгодное положение, тщательно фильтруя речь там, где они делают что хотят. Нетрудно заметить, что боязнь наказания не фигурирует ни в том, ни в другом случае.

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии