Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
За девять лет снижение выбросов от авто спасло 28 тысяч жизней и до полутриллиона долларов в США
Человечество борется с загрязнением окружающей среды в целом и воздуха в частности несколько веков подряд — начиная с самого появления хоть чего-то похожего на промышленное производство. Хотя необходимость заботы об экологии очевидна, существует не так много оценок эффективности этого занятия. Дабы восполнить вопиющий пробел в знаниях, американские исследователи изучили результаты одного из аспектов борьбы с загрязнением воздуха — эффект от ужесточения экологических нормативов для личного транспорта.
Научная работа с результатами исследования опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Ее авторы — международный коллектив ученых из университетов Гарвард, Кембридж (США), Циньхуа (Китай) и Тулуза (Франция).
Исследователи проанализировали данные по содержанию в воздухе над городами США микрочастиц PM2.5 за период с 2008 по 2017 год. Их интересовало, как отразились на этом показателе новые экологические нормы для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания — одного из главных источников подобного загрязнения. Полученные графики сопоставили с информацией по смертности от заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Причем к последней выборке применили фильтры, позволяющие оценить, какая доля погибших однозначно «лежит на совести» микрочастиц. Ученые отмечают, что данные не могут быть точными, все подобные изыскания строятся на моделях разной степени достоверности. Однако иных способов анализа в арсенале исследователей нет и пока не предвидится. Так что в качестве первичной примерной оценки эффекта от снижения выбросов PM2.5 работа американских специалистов вполне годится.
Результаты получились весьма обнадеживающими. Во-первых, загрязнение воздуха микрочастицами действительно снижается, и снижается неплохими темпами. Во-вторых, эти меры смогли спасти жизни не менее чем 7,9 тысячи людям. А также сэкономили США порядка 270 миллиардов долларов (от 190 до 480 миллиардов, по разным подсчетам) на медицинских расходах и сопутствующих финансовых потерях для государства. Если учесть, что эффекты воздействия частиц PM2.5 на человеческий организм носят накопительный характер, то без снижения загрязнения воздуха с 2008 года к 2017-му погибло бы 48 200 людей (фактически 19 800).
Все приведенные учеными в своей статье расчетные значения — усреднения от результатов оценки по разным моделям. На деле числа варьируются в очень широких пределах, но вне зависимости от использованной методики итоговая позитивная корреляция наблюдается всегда. Это позволяет сделать вывод, что эффект от ужесточения экологических норм существует, однако его точная оценка затруднена и требует разработки более совершенных моделей.
Главный злодей в грязном воздухе
В контексте загрязнения воздуха чаще всего нынче вспоминают пресловутый углекислый газ — CO2. Но помимо того, что им «питаются» растения с фитопланктоном, а также он является одной из причин парникового эффекта, особых «злодеяний» за данным соединением не замечено (особенно учитывая, что у глобального потепления есть не только отрицательные последствия). А вот главного «преступника» — микрочастицы PM2.5,— экоактивисты и журналисты упоминают гораздо реже.
И зря: именно этот компонент выбросов транспорта и промышленности наносит больше всего вреда человечеству. По разным оценкам, микрочастицы ответственны за примерно 150 тысяч смертей ежегодно и снижение ожидаемой продолжительности жизни на 8,6 месяца (в среднем по земному шару). Так или иначе частицы PM2.5 приводят почти к 3% летальных случаев в результате заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также являются непосредственной причиной до 5% случаев рака легких.

Микрочастицы PM2.5 — это аэрозоли из твердых и жидких частиц размером от 10 нанометров до 2,5 микрометров (верхняя граница и определяет название). Когда речь заходит о жидких и твердых примесях в атмосферном воздухе (particulates, FSP, fine suspended particles, fine particles, fine particulate matter), имеются в виду именно они. Все, что меньше — уже отдельные молекулы и атомы, крупнее — задерживается большинством фильтров, в том числе дыхательной системой человека и животных. Однако габариты частиц PM2.5 позволяют им беспрепятственно проникать в кровеносную систему через альвеолы легких. И вот здесь начинаются серьезные проблемы.
Микрочастицы присутствуют в воздухе всегда. Если их количество на единицу объема не превышает определенных порогов, то организм справляется с загрязнением. Что-то выходит естественным путем, а оставшееся не успевает за время жизни животного или человека наделать бед. Но промышленность и транспорт выбрасывают в атмосферу огромные количества загрязнений, которые накапливаются в воздухе и попадают в легкие всего, что дышит. Конкретные механизмы повреждения сердечно-сосудистой и дыхательной систем частицами PM2.5 еще до конца не изучены, но общие эффекты известны.
При длительном (месяцы и годы) вдыхании воздуха с повышенным содержанием загрязнений PM2.5 в организме млекопитающих начинают происходить серьезные изменения:
- Легочные рецепторы регулярно реагируют на множественные раздражители, в результате развиваются учащение дыхания, сердечная аритмия, хронический кашель и прочие рефлекторные ответы, изнашивающие организм;
- Повреждается легочный эпителий, как механически, так и за счет вредных соединений, которые буквально налипают на микроскопические частицы сажи; это приводит к воспалительным процессам в дыхательной системе (и следовательно — к раку), а также ее хроническим заболеваниям;
- Попадая в кровь, микрочастицы вызывают воспалительный ответ, привлекая к себе макрофагов; очаги воспаления появляются по всему организму, куда только частицам PM2.5 удается добраться;
- Также в кровеносном русле микрочастицы запускают механизмы свертывания крови (при участии вышеупомянутых макрофагов), что резко повышает риск тромбоза;
- В процессе борьбы с микрочастицами организм «задевает» атеросклеротические бляшки, которые без этого продолжали бы устилать стенки некоторых сосудов безо всякого вреда; но из-за реакции иммунной системы на частицы PM2.5 в кровь попадают и фрагменты бляшек, что еще сильнее повышает риск тромбоза;
- Наконец, по не до конца понятной причине со временем стенки кровеносных сосудов, в которых долгое время циркулировали микрочастицы, утолщаются; результатом таких метаморфоз становится сужение просвета сосудов, повышение давления и снова — еще более высокий риск тромбоза.
Избежать вдыхания микрочастиц невозможно, а в городском воздухе их концентрация всегда высока. Причем четко определить безопасные пороги довольно сложно, хотя в большинстве стран и установлены некие нормативы. В общем и целом правило простое — чем меньше PM2.5 попадает в организм, тем лучше. Но современная экономика не может избавиться от двигателей внешнего и внутреннего сгорания, которые производят львиную долю микрочастиц. Так что в обозримом будущем воздух радикально чище не станет.
Сегодня проблема рационального использования ресурсов в логистике становится ключевой, а значит, в транспортных системах приходится переосмысливать саму логику перевозок. Исследование белорусских инженеров из компании UST Inc. показывает, что недостаточно простого перехода на электротягу или возобновляемые источники энергии — важно уменьшить энергозатраты транспорта на единицу выполненной работы, то есть повысить удельную энергоэффективность. Подобный подход реализуется в транспортно-инфраструктурных комплексах uST.
В Передовой инженерной школе КНИТУ-КАИ (ПИШ КАИ) действуют временные научные коллективы (ВНК), работающие над реальными инженерными задачами. Одним из наиболее ярких результатов стала работа ВНК-4, созданного для развития технологий в области легких авиационных систем. Проект реализуется под руководством Никиты Сёмина, который также возглавляет специальное образовательное пространство (СОП) ПИШ КАИ «Авиамоделирование».
Новое исследование английских ученых показало, что первую в мире печатную карту Святой земли, созданную для Библии художником Лукасом Кранахом Старшим в 1525 году, опубликовали в зеркальном отражении. Средиземное море оказалось справа, а не слева — всю географию Палестины перевернули.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Долгое время ученые полагали, что сотни гигантских статуй на острове Пасхи создали представители местной общины под руководством одного вождя. Однако авторы нового исследования поставили эту гипотезу под сомнение. Детальная трехмерная карта главного каменного карьера острова указала на более сложную картину. Вероятно, монументы были плодом творчества и соперничества небольших независимых групп.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Человеческие языки разнообразны, но это разнообразие ограничивается повторяющимися закономерностями. Пытаясь описать правила, которым подчиняются различия в грамматике, лингвисты сформулировали ряд так называемых грамматических универсалий — утверждений, предположительно верных для всех или большинства языков мира. Международная команда ученых провела статистический анализ на материале 2430 языков и обнаружила, что соответствующими действительности можно считать около трети таких утверждений.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии