• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
26.12.2021, 16:40
Александр Березин
726
440,7 тыс

Запуск «Ангары» снова отложили — и лучше бы навсегда. Что нужно России вместо нее?

❋ 5.5

Российская тяжелая ракета имеет все шансы взлететь после Starship, хотя ее начали создавать на 20 лет раньше, да и по параметрам она радикально уступает детищу Илона Маска. Попробуем разобраться, почему любая попытка создать классическую ракету в наши дни — пустая трата времени и средств. А заодно дать ответ на вопрос, какую космическую ракету на самом деле стоит создавать России.

«Ангарf-A5» на стартовом столе, видна часть ее «модулей-карандашей» / ©Министерство обороны / Автор: Caristania Fabricius

Двадцать третьего декабря с космодрома Плесецк должны были запустить тяжелую ракету «Ангару А5», но в последний момент пуск перенесли на следующие сутки (а потом еще раз). Пока — на 27-е число. Хотя часто говорят, что в 2014 и 2020 годах «Ангара А5» уже летала, на самом деле, новый пуск — совсем не просто «еще один». Во время него впервые планируют использовать разгонный блок «Персей» с увеличенной емкостью баков. За счет этого ракета сможет выводить на геостационарную орбиту (высотой 36 тысяч километров) не 2,8 тонны, а 3,6 тонны. Из одной этой цифры кажется очевидным, что речь идет о большом шаге вперед.

 К сожалению, только кажется. Фактическая картина намного хуже.

Зачем Россия начала создавать «Ангару»

Разработка этой ракеты формально была запущена указом президента России от 6 января 1995 года — а сроком первого полета был назначен 2005 год. В случае соблюдения этих сроков создание такой ракеты имело бы большой смысл: за счет унификации ее модулей можно было (при условии изготовления многих ракет в год) получить снижение цены даже относительно «Протона». 

«Ангара» задумывалась как «лего из карандашей»: универсальные ракетные модули могли составить ракету от легкого (один модуль в первой ступени) до тяжелого (семь модулей) класса. Каждый ракетный «модуль-карандаш» можно было перевозить по железной дороге по отдельности, стыкуя потом на месте. Ведь его длина — всего 25,1 метра, а диаметр — лишь 2,9 метра. В России, где ракеты традиционно возят именно по железной дороге, это важно: слишком большую ракету по «железке» не перевезти.

«Ангара» с одним универсальным ракетным модулем в первой ступени  давала легкую ракету «Ангара-1.2ПП», с тремя — «Ангару-3», с пятью — «Ангара-5». Исходно планировался даже вариант с семью такими модулями / ©Wikimedia Commons

В 1994-1995 годах абсолютно все специалисты ракетно-космической отрасли понимали, что осилить новые ракетные двигатели в рамках этого проекта будет невозможно. Отрасль была в тот момент не в том состоянии, чтобы сделать что-то новое и сложное. Поэтому в проекте предусматривалось использование только уже наработанных технологий — кислород-керосиновых двигателей, с которых в нашей стране и началась космонавтика.

Правда, ракетные двигатели на гептиле, типа «Протона», были тоже хорошо проверены на практике, и «по цифрам» их применение было бы эффективнее кислород-керосиновых движков. Однако гептил ядовит, и именно поэтому со времен Королева у нас его не планируют к использованию в пилотируемой космонавтике. Между тем в 1990-х ракеты семейства Р-7 — созданного еще Королёвым — были откровенно устаревшими, и считалось, что их надо менять. Создавать отдельную ракету для пилотируемой космонавтики было невозможно: денег не было. 

А вот кислород-керосиновая «Ангара» в перспективе могла быть использована для пилотируемых полетов — особенно после того, как полеты ее грузовых версий накопили бы достаточную статистику, чтобы показать большую надежность нового носителя. Это был разумный проект, и он стал бы большим успехом — в случае реализации в заданные сроки.

Но любой, кто хорошо помнит девяностые годы в России, понимает, что в реальности никаких «небумажных» работ по «Ангаре» тогда не могло быть в принципе, и, разумеется, их не было. Реально что-то начали делать только в конце нулевых XXI века, отчего первый полет нового носителя состоялся уже в 2014 году. И кажется, теперь уже поздно.  

Слом эпох

Перед Второй мировой множество стран строили вооруженные гигантскими пушками линкоры — и эти линкоры были технически намного сильнее, чем в Первую мировую. Однако в новой войне оказалось, что они в норме не могут топить авианосцы, поскольку у авианосцев есть возможность отправить линкор на дно еще до того, как они сблизятся с ними на расстояние пушечного выстрела. Новые ударные самолетонесущие корабли изменили ситуацию настолько, что линкорные флоты прошлого перестали решать ход и исход боя.

Похожая история случилась со всеми разработками ракет, запущенными до 2010 года. Они могут быть насколько угодно мощнее, лучше и рациональнее своих предшественников, но в длительной перспективе это уже ни на что не влияет.

Все дело в том, что 20 лет назад один взбалмошный бизнесмен африканского происхождения хотел сделать небольшую, но красивую пиар-акцию, привлекающую внимание к освоению космоса. Денег у него было мало, поэтому он приехал в Россию и хотел недорого прикупить здесь пуски конверсионных ракет (бывших баллистических). Но российские космические структуры заломили цену выше той, которую ожидал выходец из Африки. На обратном пути в США его команда пила с горя, а Маск щелкал клавишами на ноутбуке. Один из его спутников вспоминает: «Мы [в этот момент] думали: ..…й нерд. Сейчас-то он чего суетится?» В этот момент нерд произнес:

«Эй, ребята. Я думаю, мы можем построить эту ракету сами».

Эти слова 30-летнего человека перевернули историю мирового ракетостроения, и — если ему повезет — сильно изменят историю нашей планеты. Маск не просто построил ракету сам (именно он принимал и принимает ключевые решения по техническому облику систем SpaceX, часто вопреки мнению своих инженеров), но по пути внес в эту отрасль два очень крупных новшества. Он впервые для земных условий применил ракетодинамическую схему посадки первой ступени ракеты на хвост. 

То, что этот плакат не нарисован в СССР времен зари космической эры, становится вполне ясно только из-за лица слева. Сама стилистика предельно симптоматична: Штаты в ближайшие десять лет смогут начать полеты Starship к Марсу / ©Red Dress

Поскольку на такую посадку нужно было некоторое количество топлива, то, чтобы не снижать полезную нагрузку запуска, он ввел новшество № 2: заливку в ракетные баки керосина и жидкого кислорода в переохлажденном виде (заметно ниже точки кипения кислорода, например). Плотность таких переохлажденных жидкостей выше, чем у тех, что заливали в ракеты до этого. Поэтому полезную нагрузку удалось удержать в приемлемых рамках даже несмотря на допзатраты топлива на посадку первой ступени после запуска.

За время работы над всем этим Маск не просто лично корпел над учебниками ракетостроения (включая один советский) и лично придумывал описанные выше эволюционные улучшения космических носителей. Он задумался совсем над другим: ракетой, на которой можно колонизировать Марс. Мы о ней уже писали — вот ссылка, чтобы не повторяться, — поэтому перейдем сразу к влиянию Starship на космическую отрасль и российскую «Ангару».

Эффект масштаба

В космонавтике давно известно: вывод килограмма груза в космос легкой и особенно сверхлегкой ракетой обходится намного дороже, чем тяжелой ракетой, типа «Протона» или Falcon 9 от SpaceX. Причины — в простом эффекте масштаба. При условном увеличении длины, ширины и высоты ракеты вдвое площадь ее поверхности растет примерно вчетверо, а объем — примерно в восемь раз. Вес пустой ракеты складывается в основном из ее поверхностей, то есть тоже растет намного медленнее, чем ее внутренний объем. А вот полезная нагрузка ракеты увеличивается примерно пропорционально ее объему.

Диаметр российской ракеты действительно упрощает перевозку составляющих ее частей, но что от этого толку, если в итоге «Ангара» будет возит грузы на орбиту намного дороже, чем неудобный в перевозке Starship, который SpaceX готова собирать хоть на космодроме? / ©Wikimedia Commons

Именно поэтому в домасковскую эпоху развития космонавтики основной  «рабочей лошадкой» были тяжелые «Протоны» — и поэтому же тяжелая «Ангара» (из многих «модулей-карандашей») по размерам была сопоставима с ними. Ракеты делали бы и еще больше, но вот беда: для слишком больших просто не находилось рынка. Коммерческим заказчикам не нужно было выводить в космос спутники в десяток тонн и более, а заказчики правительственные не хотели лететь к Луне и далее. Ведь лунная гонка уже кончилась, а понять, зачем нужны такие полеты, если это вне гонок престижа, типичный политик не может.

Илон Маск и созданная им SpaceX подошли к этому вопросу под совсем неожиданным углом. Бывший африканец понимал, что колонизировать Марс на ракетах размерах «Протона» / Falcon 9 слишком дорого (маловаты они для таких задач), но понимал и то, что создавать носитель без коммерческой ниши он не осилит по деньгам. Поэтому решил: если рынка для сверхбольшого Starship нет, то его надо создать. 

Для этого он придумал идею облака из многих тысяч спутников на относительно низких орбитах, раздающих интернет. Все его предшественники раздавали интернет через спутники на 36 тысячах километрах (геостационарная орбита), ограничения скорости света делали задержку сигнала слишком большой для онлайн-игр, и тут действительно была ранее не занятая ниша: низкоорбитальный Starlink от SpaceX давал куда меньшую задержку. И к тому же его выводили в космос куда дешевле (потому что пуски Falcon 9 стоят меньше, чем у конкурентов), чем это могли сделать ракеты любой другой компании. Все это, впервые в истории, делало спутниковый интернет достаточно комфортным для массовой аудитории.

Как только был создан рынок под сверхбольшие носители, все носители меньших размеров автоматически получили сильнейший удар, от которого не смогут оправиться уже никогда. Чтобы понять почему, взглянем на цифры.

Высота масковского Starship — примерно 120 метров, диаметр — девять метров, масса пустого корабля, совмещенного с носителем, около 300 тонн, масса топлива — 4800 тонн. Полезная нагрузка — не ниже 100 тонн для первого варианта, дальше ее планируется нарастить до 150 тонн.

«Ангара А5», составленная из «карандашей» длиной 25,1 и диаметром 2,9 метра, весит 773 тонны, полезная нагрузка — 24,5 тонны, и ни одна из ступеней не является возвращаемой.

Части «Ангары» в цеху производственного объединения «Полет», 2015 год / ©Wikimedia Commons

Если ракета №1 имеет массу 5 тысяч тонн и выводит 100 тонн на орбиту, а ракета №2 весит 773 тонны, и выводит на орбиту вчетверо меньше, то кажется, что вторая ракета будет эффективнее. Но это только кажется. Ложное ощущение возникает от того, что ~300 тонн сухой массы обеих ступеней Starship при каждом полете будут возвращаться на Землю, тратя часть топлива. По данным на 2018 год стоимость «Ангары А5» сегодня можно оценить в ~100 миллионов долларов. Значит, каждый килограмм выводимого ею на орбиту груза пока стоит четыре тысячи долларов. Если бы ее выпускали крупной серией, как все еще намеревается делать «Роскосмос», цена эта могла бы упасть в полтора раза. Килограмм груза все равно обходился бы в ~2,5 тысячи долларов.

А вот у Starship стоимость запуска, по самым пессимистичным оценкам, составит 10 миллионов долларов, что дает 100 долларов за килограмм. Сам Маск ожидает в будущем два миллиона долларов за рейс, или 20 долларов за килограмм. Потому что 4800 тонн жидкого кислорода и метана стоят очень и очень немного (900 тысяч долларов с услугами заправки), а очень недешевая первая и вторая ступени при пуске не расходуются. Ожидаемое число циклов их использования крайне велико: метан при горении не оставляет сажи, что отличает его от керосина. Поэтому метановые двигатели Starship без переборок можно будет использовать и для сотни полетов без замены. А вот керосиновые двигатели — как на том же Falcon 9 — позволяют использовать первую ступень без серьезного ремонта не больше десятка раз.

Может ли «Ангара» покрыть разрыв между 2,5 тысячи долларов за килограмм у нее и сотней долларов за килограмм у Starship? Нет. Для этого ее нужно сделать полностью многоразовой, с сотней циклов использования, что технически невозможно. И не только потому, что она — керосиновая ракета, а керосин оставляет (на компонентах ракетного двигателя) сажу при сжигании, затрудняя пуски от десятого и дальше. 

Первая ступень Starship на колесном транспортере, 21 декабря 2021 года. SpaceX планирует первый космический полет новой системы уже в начале 2022 года. Даже если новая модификация «Ангары» и сможет незначительно опередить конкурента, морально она уже устарела / ©Wikimedia Commons

Еще важнее то, что в одном «модуле-карандаше» «Ангары» всего один крупный двигатель. Пустая ступень весит очень немного, поэтому, чтобы спуститься на работающем двигателе на Землю (а не начать вместо этого снова подниматься), этой ступени нужна очень малая тяга. А существующие ракетные двигатели нельзя заставить устойчиво работать на одном проценте мощности — и вообще, слабее нескольких десятков процентов от номинала такое для них очень проблематично. Falcon 9 и Starship умеют садиться потому, что у них много двигателей в каждой из ступеней, то есть можно при посадке использовать не все, а только часть из них, при этом не на самой большой мощности. 

Для «Ангары» добиться ракетодинамической посадки ступеней на хвост невозможно: для этого нужно изменить всю конструкцию, отказаться от «модулей-карандашей», дать ей двигательную компоновку совсем другого типа. Но даже если бы всю ракету так и переделали, оставив от «Ангары» одно название, это не помогло бы. Эффект масштаба играет за Starship и против всех ракет меньших возможностей.

Даже SpaceX признает, что после начала регулярных полетов своего нового носителя будет вынуждено отказаться от Falcon 9, поскольку те перестанут быть конкурентоспособными с их же собственной новинкой. У «Ангары», в отличие от Falcon 9, нет и, как мы показали выше, не может быть многоразовости даже для первой ступени. Она обречена выводить грузы в десятки раз дороже западного конкурента.

А может, космос просто не для России?

Однажды руководитель «Роскосмоса» произнес такие слова:

«Если в Америке сказали, что можно производить жвачку на Луне, то это вовсе не означает, что к этому надо относиться с серьезной миной и делать то же самое. Не надо делать то же самое, что и они, у нас должен быть свой, очень прагматичный выбор, у нас денег намного меньше, ресурсов меньше, надо тратить их с большим умом».

Слова эти относятся, конечно, совсем не к жвачке, но, напротив, к выбору магистрального пути развития космонавтики. SpaceX нацеливается на сверхбольшие ракеты с предельно низкой ценой доставки груза в космос. «Роскосмос» пока не нацелен на это, потому что такие низкие цены на вывод грузов в космос возможны, только если у вас есть для этого космоса очень большие грузы. 

Полная группировка Starlink потребует как минимум тысячи спутников — а то и более десятка тысяч / ©Wikimedia Commons

Россия пока не планирует никакого Starlink: это очень крупный проект, многие тысячи спутников нельзя запустить без громадных инвестиций. Малым такой проект делать коммерчески невыгодно: если спутников в нем будут всего сотни, постоянное покрытие сможет охватить лишь небольшие площади планеты. А там, как ни крути, много клиентов не набрать.

Позиция «у нас нет денег на космос» кажется логичной. Конечно, можно возразить, что мы пишем это про страну, которая в период пандемического кризиса 2020–2021 годов увеличила свои валютные резервы на 80 миллиардов долларов. SpaceX за всю свою уже почти двадцатилетнюю историю таких денег и близко не видела.

Но руководство «Роскосмоса» могло бы — в кулуарном, конечно, порядке — справедливо указать на то, что руководство страны не дает на космос в год и десятка миллиардов долларов, поэтому не все ли равно, что у государства образуются огромные излишки денег ежегодно? И это возражение будет верным.

Даже испытательные полеты одной только первой ступени Starship дают представление о его огромности / ©SpaceX

Но лишь отчасти. Потому что ограниченные деньги на космос в нашей стране выделяют не потому, что денег у нее нет, а потому, что наша космическая отрасль не может внятно объяснить руководству страны, зачем, собственно, нам нужно летать в космос в больших масштабах, по-взрослому.

И зачем нам сверхбольшая ракета?

Starship — это «Фау-2» нашего времени, ракета, чье влияние полностью меняет стратегический баланс в мире. Из потомков «Фау-2» в конечном счете получились межконтинентальные баллистические ракеты с ядерными боеголовками — сломавшие существовавший до них военный баланс. Starship может дать космический транспорт, позволяющий сравнительно недорого развернуть в космосе не запрещенные никаким договором лазерные системы мегаваттной мощности. 

Как мы уже писали, формально их можно называть противоастероидными, но реально они вполне могут сбивать межконтинентальные баллистические ракеты (МБР). Причем не устаревшие, как действующая сейчас система американской противоракетной обороны, а любой степени современности. От лазерного луча в открытом космосе не убежит никакая ракета, и противоспутниковые ракеты просто не смогут сбить орбитальную лазерную платформу до того, как ее лучи нейтрализуют их самих.

И рано или поздно США обратятся к этой возможности. У них просто нет другого выхода: пока их ракетное вооружение сильно отстает от российского. «Калибры» лучше «Томагавков», а аналогов уже серийных гиперзвуковых «Цирконов» и «Кинжалов» у Штатов пока нет в принципе, и испытания их американских прототипов идут неудачно. Новые боевые части для МБР (типа уже испытанного российского «Авангарда») американские конструкторы пока не начали даже рисовать, не то что строить. Это очень большое отставание, которое можно преодолеть лишь за много лет.

Штыри для крепления теплоизоляционной плитки на поверхность Starship / ©Wikimedia Commons

На этом фоне давно предлагаемая в Штатах идея лазерных платформ на орбите, работающих по принципу фазированной антенной решетки — неизбежность. Вопрос не в том, создадут ли ее там, вопрос только в том, когда в Пентагоне захотят это сделать.

Разумеется, мы могли бы дополнить цели сверхбольшой ракеты для России еще и тем, что без нее нельзя будет участвовать в освоении Марса, которое может начаться в ближайшие десятки лет (подробнее — тут). И что тот, кто в нем участвовать не сможет, окажется в крайне невыгодном положении. Но это цель дальняя и пока еще не для всех понятная.

Оптимальной траекторией развития отечественной космонавтики был бы отказ от доведения «до ума» всех ракет, не имеющих значительного опыта серийного производства. Строить одновременно и морально устаревшие «линкоры» из прошлого, и реально эффективные сегодня «авианосцы» могут себе позволить разве что США. Поэтому там делают одновременно и ненужную ракету SLS, и Starship. А вот для России было бы довольно накладно потянуть сразу и нужный «неоСтаршип», и ненужную «Ангару». Лучше сразу сосредоточиться на более осмысленном варианте.

А летать к МКС с Байконура и выводить спутники для военных с Плесецка в ближайшие десять лет можно и с имеющимися ракетными семействами, пусть их история и уходит во времена Королева. За эти же ближайшие десять лет России предстоит создать аналог Starship — и, как ни странно, у нее в этой области местами есть существенные козыри, которых нет у Илона Маска.

Реальные внутренности Starship для полета к Марсу почти наверняка будут выглядеть иначе, чем на этом концепте. Но и он дает представление о том, насколько велика обитаемая часть этой системы / ©Wikimedia Commons

Скажем, его сравнительно небольшая компания не может построить для своих ракет завод, где их внутренние части сваривали бы из титановых деталей. Для такой сварки крупных конструкций нужны огромные цеха с чистой аргоновой атмосферой, по которым бродят сварщики, одетые во что-то вроде космических скафандров. Такие цеха были у СССР (для производства гигантских подлодок), и они вполне по силам России — но не SpaceX, находящейся в стране, где ничего подобного вообще никогда не делали. И для «сторазовых и более» космических платформ титан во внутренней части конструкции может быть вполне оправдан экономически. Ведь он заметно легче равнопрочных стальных конструкций, а значит, позволит увеличить полезную нагрузку при той же массе, что у Starship.

Это просто один из примеров. У того, кто идет по пятам первопроходца (которым Маск, бесспорно, является), часто есть возможность сэкономить силы и средства, избегая уже выявленных его предшественником тупиков. Вопрос только в том, когда руководство России вполне осознает, что идти этим путем все равно придется.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
17 июля, 15:20
ФизТех

Большой коллектив ученых из Специальной астрофизической обсерватории РАН (п. Нижний Архыз), Астрокосмического центра ФИАН, Крымской астрофизической обсерватории РАН, Санкт-Петербургского государственного университета и МФТИ с коллегами впервые провел комплексный многоволновой анализ переменности блазара Тон 599 за период с 1983 по 2025 год и обнаружил в этих данных скрытый ритм, указывающий на работу двух взаимосвязанных механизмов.

18 июля, 11:02
Игорь Байдов

Авторы нового исследования повторно изучили останки шести представителей египетской царской семьи, которые жили примерно четыре тысячи лет назад, и благодаря современным методам анализа получили сведения об этих людях, недоступные ученым прошлого.

17 июля, 11:16
Игорь Байдов

До сих пор астрономы открывали атмосферы преимущественно у крупных экзопланет — горячих юпитеров, субнептунов и мини-нептунов. У потенциально пригодных для жизни миров, находящихся в зоне обитаемости, наличие газовой оболочки подтвердить не получалось. Теперь это удалось сделать команде американских ученых. Они получили первые убедительные свидетельства существования атмосферы у суперземли LHS 1140 b, расположенной приблизительно в 48 световых годах от Солнца. Открытие показало, что относительно небольшие экзопланеты возле красных карликов способны долгое время сохранять газовые оболочки, несмотря на активность своих звезд.

17 июля, 15:20
ФизТех

Большой коллектив ученых из Специальной астрофизической обсерватории РАН (п. Нижний Архыз), Астрокосмического центра ФИАН, Крымской астрофизической обсерватории РАН, Санкт-Петербургского государственного университета и МФТИ с коллегами впервые провел комплексный многоволновой анализ переменности блазара Тон 599 за период с 1983 по 2025 год и обнаружил в этих данных скрытый ритм, указывающий на работу двух взаимосвязанных механизмов.

13 июля, 11:22
Илья Гриднев

Израильские биологи научили родственника табака самостоятельно вырабатывать пять психоделических веществ, которые в природе происходят из трех царств: растений, грибов и животных. Для этого ученые впервые расшифровали природный путь выработки ДМТ, а затем перенесли нужные гены в один организм.

14 июля, 14:51
Редакция Naked Science

Власти штата Нью-Йорк ввели на год мораторий на строительство крупных дата-центров. Таким образом, Нью-Йорк стал первым штатом, где действует такое ограничение.

25 июня, 16:20
Любовь С.

Вселенная может оказаться «замкнутой» глобальной структурой, где свет от далеких галактик способен возвращаться к наблюдателю с разных направлений. Именно такой сценарий не удалось исключить авторам нового масштабного обзора. Проверить его предсказания астрономы смогут уже в ближайшие годы.

25 июня, 15:09
Марк Чернов

Ученые впервые на молекулярном уровне доказали, что обычная вода одновременно состоит из двух разных жидких состояний — более плотного и менее плотного, которые непрерывно сменяют друг друга. Раз молекулярная «двойственность» действительно существует, это подтверждает спорную 30-летнюю гипотезу. Новое открытие поможет, наконец, объяснить десятки «странных» физических аномалий воды, включая ее расширение при замерзании и парадоксальное изменение вязкости под давлением.

9 июля, 13:06
Редакция Naked Science

Видеосервисы стали неотъемлемой частью жизни россиян. В 2026 году охваты большинства платформ продолжают расти, в том числе YouTube.

[miniorange_social_login]

Комментарии

726 Комментариев
Ааа, вот, что это за сайт! маск даже прочёл одну русскую книгу... Понятно! Убогая пропаганда, через ложь. Ну гореть вам всем в аду. А мы подумаем что с этим скамом делать
Sergey User
17.08.2025
Ангара-А5 тупикова не из-за Сокола-9, а из-за пакетов, отсутствия перелива топлива и выдвижных сопловых насадков, но да пятая колонна и либерасня конечно же ни как не может не приплести Сокол-9, у которого кстати многоразовый пуск дороже чем одноразовый, что схлопывает весь этот мыльный пузырь. Так же конечно давайте не будем учитывать то что запуск с Канаверал гораздо выгоднее особенно на ГПО. И конечно же оправдать закрытие Протона, не экологичность которого сильно преувеличена. По сути очередная статья с рекламой того как там все хорошо, у тех кто спер наши концепции Зенита и открытых движков от Союза. Методичка либералов: 1. Шаг первый. Поддержать закрытие Протона-М как неэкологичного, а реально как сверхконкурентной ракеты, что бы не мозолила глаза западу. 2. Шаг второй. Поддержать создание сверхнеэффективной и сверхдорогой ракеты, ради экологии конечно. 3. Слить технологии на запад. 4. Скрывая разницу в географическом положении космодромов, а так же убыточность ракетной посадки и то что Сокол-9 ровным счетом ничего выдающегося не представляет в техническом плане, сравнивая коррупционную Ангару-А5 и Сокол-9 накатать рекламную статью про Спейс-Х и ее якобы прорывные разработки и про величие запада.
Специалист по освещению аж шести отраслей научного знания и производства...... Мдяяяяяч
Штампы, тавтология, стилистические ошибки. Плюс плохое понимание предмета. Непрофессиональненько.
Юрий
18.04.2024
И да, Ангара летает, а труба с крыльями пока что только взрывается...
    Юрий, вас не беспокоит, что вы сравниваете ракету, первой полет которой был в 2014 году, с ракетой, первый полет в космос которой был в 2024 году? Точка начала проектирования которых разнесена во времени на десятки лет? Впрочем, судя по вашим остальным комментариям, мелочи из реального мира вас вообще не беспокоят. Продолжайте жить в мире, где Роскосмос обгоняет SpaceX и дальше. Реальный мир не для вас.
    +
      Еще 2 ответа
      Юрий
      29.04.2024
      Александр, меня вообще ничего не беспокоит, я смотрю на результаты, в не зависимости от начала производства, проектирования, открытия и т.д. Что было - проехали, время ушло. Что будет, и будет ли вообще - тем более никто не знает, кроме Бога. Поэтому, повторю - "Ангара" летает, а ведро с крыльями взрывается. Всё.
        Юрий, повторюсь: "Ангара" все еще не выводит на орбиту полезную нагрузку (один микроспутник на 10 лет полетов), хотя ее начали делать на десятки лет раньше Старшипа. Вот на этом -- действительно все.
Юрий
18.04.2024
..."Россия пока не планирует никакого Starlink"..- правильно, не планирует, а создаёт гораздо более эффективный именно для самой России проект "Сфера". А что лучше запускать или не запускать, то да, вам там из-за Днепра виднее)))). Автор, завязывай писать бредятину, ну не твоё это, пойми уже..
Просто абсурд, сравнивается два разных подхода... За чем писать такую хрень, не основываясь на технические аспекты, просто морочить голову людям. Идеи Маска инновации это факт. российская ракета это совсем другое. На Р7 до сих пор летают на МКС!
День добрый. К сожалению, статья пронизана духом коммунизма - Догоним и перегоним Америку! Ура, Товарищи! Но мы были в этом болоте, НАХрен туда возвращаться?
Alex
10.12.2023
Комментарий удален пользователем или модератором...
    Alex, " после начала войны ему точно не до космоса. " "А после начала войны ему точно не до космоса." Напротив -- см. динамику пусков. Вообще, война как таковая стимулирует космическую сферу, по той простой причине, что для обеспечения боевых действий космос в наши дни необходим. " Более того, космос, как и любая другая высокотехнологическая отрасль делается в кооперации между технологическими странами" Разумеется нет. СССР Королева или SpaceX Маска не имеют кооперации с другими странами, впрочем, понятия "технологические страны" в принципе не существует. Исторически переход к международной кооперации всегда означал замедление темпов развития космоса -- см. переход от раздельных программ в США и СССР к сотрудничеству. "Благодаря политики Путина - Россия, на десятки лет вылетела в аутсайдеры, и возвращение будет очень нескорым(" А вы точно уверены, что она в аутсайдерах? Просто цифры на данный момент эту идею никак не поддерживают. Или для вас аутсайдер -- это любой, кто не находится на 1-2-м местах?
shod69
23.09.2023
"Starship может дать космический транспорт, позволяющий сравнительно недорого развернуть в космосе не запрещенные никаким договором лазерные системы мегаваттной мощности." Для "мегаваттной мощности" сами "лазерные системы" (без питающих станций) не самая громоздкая часть, а "ядерные буксиры" Роскосмоса, способные запитать подобные "лазерные системы", планируется доставлять на орбиту собственными, существующими носителями, без необходимости создавать аналоги Старшипа. Советский проект лазерной орбитальной платформы "Скиф" вполне мог быть доработан, на том уровне технологий, что есть сейчас, с другой уже ТЭУ. Вот только это оружие в космосе не столь эффективно, как может показаться. И , например, "ослеплять" спутниковые системы разведки вероятного противника на орбитах до 1500 километров , выводя их из строя во время пролета, могут у нас и сейчас. Другой вопрос почему это не делают, находясь в условиях почти прямого военного противостояния. Сбить ракеты требует слишком больших затрат, даже с теми мощностями, что есть на земле. Американские системы, установленные на самолетах, показали не самую лучшую эффективность лазерных систем, хотя ракеты ими и сбивали. В космосе же, для того, чтобы сблизиться с целью, требуется маневрирование очень тяжелого аппарата, а значит, нужны большие массы топлива. Так что без оправданной экономически значительной полезной нагрузки, которую следует выводить Роскосмосу на орбиту, смысла в создании своего аналога Старшипа не будет еще очень долго. Подобные аналоги скорее появятся у Китая, с которым у Роскосмоса вполне могут быть общие проекты.
    То есть Роскосмос будет платить Китаю за вывод своих коммерческих и военных спутников?
    +
      Еще 5 ответов
      shod69
      26.09.2023
      Своих коммерческих и военных спутников у Роскосмоса не так много, чтобы воспользоваться помощью других компаний). Для военных спутников, или спутников двойного назначения, как у компании Маска, которые бы нам совсем не помешали при проведении СВО, у нас есть и останутся свои носители. Но, нужно быть реалистами, не мы, а Китай может быть реально конкурентом в финансировании аналогичной глобальной системы спутников, двойного назначения. Нам бы хотя бы над своей территорией иметь достаточную группировку...
        До недавнего времени Россия успешно конкурировала на рынке космических пусков и если и отставала от США то незначительно. С появлением многоразовых носителей началось "нам бы хотя бы" 😑 Я бы не стал радоваться зависимости в этом вопросе от Китая.
          shod69
          26.09.2023
          Давайте все же понимать очень простую вещь, под любые проекты многоразовых носителей должна быть своя полезная нагрузка. При этом, так уж получилось, но глобальную спутниковую сеть может пока построить только одна частная компания, со скрытым военным гос финансированием и огромными бюджетами под это. Соответственно она же, имея в основании финансирование под СВОЮ полезную нагрузку на годы вперед, может доминировать на рынке, где присутствуют гос компании более богатых стран, чем РФ. Я бы тоже не стал радоваться зависимости от Китая, если он вложится в аналогичную схему, многоразовых ракет и свою глобальную сеть спутников двойного назначения. Просто такова реальность, мы здесь не конкуренты, именно как экономика. Даже если Роскосмос реализует один из своих проектов, например, тот же "Байкал" (технологически более сложный и дорогой), как многоразовый носитель, или "Амур-СПГ", как более перспективный, то и тогда мало что изменится. Не будет главного, СВОЕЙ полезной нагрузки...Скажем так, на этом поле битвы мы уже проиграли, даже со своей многоразовой ракетой, как и все остальные, если это кого-то утешит))
          shod69
          26.09.2023
          "Первый пуск перспективной ракеты-носителя Амур-СПГ на сжиженном природном газе (СПГ) с возвращаемой 1й ступенью может состояться в 2028-2030 гг. Об этом на полях саммита Россия - Африка сообщил заместитель гендиректора Ракетно-космического центра (РКЦ) Прогресс (входит в Роскосмос) по развитию Д. Субботин, пишет ТАСС."https://neftegaz.ru/news/aviatehnika/788382-pervyy-pusk-rakety-nositelya-amur-spg-planiruetsya-v-2028-2030-gg/
        shod69
        26.09.2023
        Китай, к тому же, вполне успешно реализует пуски со своих платформ "морского старта".У нас есть свой, но...проблема с новыми носителями под коммерческие задачи остаются прежними...не до коммерческих запусков нам будет в ближайшие годы...
BaLaMuTt89
22.08.2023
Спустя почти 2 года статья читается как бред сумасшедшего. Старшип так пока и не полетел. Ангара хоть и редко, но летает. При этом проект российского супертяжа поставлен на паузу очевидно как раз в ожидании того что получится у Маска с его концепцией старшипа. Да и не до космоса как-то пока в мире живущем в шаге от ядерной войны.
    Простите, но вы комментируете статью, которую не смогли понять. Именно поэтому она и кажется вам бредом. "Старшип так пока и не полетел. Ангара хоть и редко, но летает." А вот если бы вы прочли статью, то заметили бы: она не предлагает заменять "Ангару" "Старшипом". Она лишь отмечает нерациональность разработки "Ангары", с учетом того, что на 2021 год ракеты, способные выводить ту же ПН, что и "Ангара" с доступных России космодромов, уже была. Смысл в разработке новой ракеты типа "Ангара" со стоимостью вывода заведомо больше, чем у "Старшипа" в этой ситуации действительно ограниченный. " При этом проект российского супертяжа поставлен на паузу очевидно как раз в ожидании того что получится у Маска с его концепцией старшипа" При этом даже ребенку очевидно,ч то заниматься сверхтяжем озвученных у нас конструкций бесполезно -- т.к. он не заимствует ключевые черта Старшипа. А также даже ребенку очевидно, что делать копию Старшипа тогда, когда Маск ее уже научится выводить на орбиту -- значит очень и очень надолго отстать. "Да и не до космоса как-то пока в мире живущем в шаге от ядерной войны." Да и до космоса как-то пока в мире -- см. Старлинк и то, что американские военные не просто так проявляют интерес к Старшипу.
nemoXX
25.07.2023
Правде нужно смотреть прямо в ее бесстыжие глаза: освоение космоса в обозримом будущем будет происходить практически без России. Разумеется, будут запускать военные спутники и что-то типа Луны-25, повторяющей возможностями "луны" 70-х гг и призванные доказать, что Россия еще - космическая держава. Но что-либо реально освоить - кроме бюджетных средств - Россия не сможет. Свое "светлое" будущее она проиграла еще в 20-м веке.
Примерно 13 400 $ за кг при нагрузке 150 тонн. При стоимости ракеты в 2 миллиарда долларов. Ряд экологических организаций штата Техас ополчились на Федеральное авиационное управление США (FAA) из-за выдачи разрешения на испытания ракеты и космического корабля Starship. Они подали на FAA в суд, чтобы запретить будущие испытания космического корабля, которые, по их мнению, наносят ущерб окружающей среде. Согласно судебным документам и выступлению исполнительного директора компании во время заседания суда до конца 2023 г. SpaceX потратит еще два миллиарда долларов или чуть более на свой корабль Starship. С 2014 года компания инвестировала уже более трех миллиардов долларов в Starship. Хотелось бы увидеть расчёты на 20 $ за кг полезной нагрузки. И в конце о 80 миллиардов долларов увеличения валютных резервов РОССИИ на всю страну, против более 350 миллиарда долларов состояния одного Илона Маска. Насчёт боевых лазерных платформ и всей этой фантастики в космосе, есть "дешёвый" асеметричный ответ - контейнер с металлическими шариками или болтами, не важно - главное много дешёвого металлического мусора и на арбите ничего не останется. Пример повреждение "Союза МС - 22" метеороидом неизвестного происхождения (искусственный или природный) выведший его из строя.
    "Примерно 13 400 $ за кг при нагрузке 150 тонн. При стоимости ракеты в 2 миллиарда долларов." Вы считаете стоимость доставки исходя из предположения об одноразовости многоразовой РН, я правильно прочитал? "Насчёт боевых лазерных платформ и всей этой фантастики в космосе, есть "дешёвый" асеметричный ответ - контейнер с металлическими шариками или болтами, не важно - главное много дешёвого металлического мусора и на арбите ничего не останется. " Нет. Так пишут только люди, которые сами не пробовали считать "место на орбите". " Пример повреждение "Союза МС - 22" метеороидом неизвестного происхождения (искусственный или природный) выведший его из строя." Пример единичного повреждения -- это не пример "нет места на орбите".
    +
      Еще 3 ответа
      shod69
      23.09.2023
      Пример со сбитым китайцами спутником явно лучше, его последствия будут более ощутимы и со временем...
        Его последствия уже неощутимы, потому что все потенциально опасное от него уже сгорело в атмосфере.
          shod69
          26.09.2023
          Специалисты говорят и другое, есть также свои расчеты по разлету обломков уже российского сбитого спутника, обломки которого будут угрозой МКС до 2024 года...Обломки китайского спутника не угрожают сейчас МКС, но они никуда не исчезли, лишь пополнили опасный космический мусор, который остается угрозой для других спутников, на своих высотах, которые не исполняют маневров уклонения...И это только от пары сбитых спутников, без поражающих элементов запущенных специально. Поле из множества сбитых спутников будет расти уже в прогрессии...
Я конечно не ракетостроитель, но "грузовики" нужны будут в ближайшем будущем... и на орбите собирать корпуса больших ракет. Но вроде бы при союзе была ракета Энергия... почему бы её использовать...
    Собирать на орбите ракету нереально потому, что это резко повысит цену на нее в сравнении с выводом в готовом виде с Земли. "Энергию" применить нельзя потому же, почему и американский "Сатурн-5" нельзя было применить: производство ракеты закрыто, возобновлять его с нуля будет стоить столько же, сколько создать новую.
И все таки есть выход, один большой двигатель на карандаше, в идеале это большая надежность. Теперь то я понял почему карандаш — хотят сажать на крыле! Ну дальше первая ступень из огромных 6 двигателей и здесь мы переплюнем Маска, а потом перейдем на метан по схеме Союз 5, или найдем,что то лучшее. А вдальнем космосе хороши ядерные разгонщики.
Rusty Uzdenov
04.12.2022
Как интересно читать это в свете новых событий... А если бы не было СВО в Украине? Российские звр за рубежом не арестовали? м Эхх, можно было развернуть такую космическую программу.... Но теперь это все так далеко.
Boris Poff
08.01.2022
Рубеж 400 000 пройден. Поздравляем
Нет, конечно, Калибры, Цирконы, всё это радует. Как раз в контексте борьбы. За космос. Вспоминается фраза из анекдота: "А я,.. а мне,.. а у меня,.. а я вам всем звезды дам!!!" (Вот тут "вам всем" пишется, действительно, с маленькой.)Ну и, разумеется, стремновато развивать. А вдруг Путин при первом ЧП бросит экипаж марсианской станции, как бросил экипаж "Курска", создаваемого в аргоновой ангаре? Там же бок-о-бок придётся быть с идеологическими врагами-американцами, там же ни малейших уступок, ни малейшей слабости... Как с "Курском".
Ну вот она успешно запущена,как говорится собака лает ракета летит
    Раньше такие пуски назывались "частично успешными" потому что ПН на расчетную орбиту не выведена и разгонный блок, работу которого и проверяли, со своей функцией не справился.
    Если вы читали текст выше, то должны были заметить: там никто не сомневается, что Ангара полетит. Там просто показано, что проект в текущих условиях скорее вреден, нежели полезен.
Кто этот бред вообще пишет? Детсад какой-то. На школоту видать рассчитанно.))
    Этот текст написал человек, которому вы не смогли предъявить ни одного конкретного контраргумента.
    +
      Еще 66 ответов
      А вы комментарии вообще читаете? Вам уже столько аргументов накидали и конкретных, и не конкретных.
        Я не только читаю комментарии -- я на все эти аргументы уже ответил, показав, почему на деле они аргументами не являются.
          А ну да, это как есть моё мнение и неправильное мнение, оригинально.
          "я на все эти аргументы уже ответил, показав, почему на деле они аргументами не являются" Не совсем так. Необходимость разработки российского аналога старшипа Вы обосновываете Вами же выбранными вариантами полезной нагрузки. В идеальной вселенной, возможно, Вы правы. Но есть еще экономические и политические реалии, много разных факторов, которые нам с Вами неизвестны. Поменьше безапелляционности, Александр! Полагаю, из кабинетов Путина и Рогозина приоритеты выглядят иначе. Иначе Вас бы уже везли в Кремль на совещание по развитию космической отрасли.
            "Вы обосновываете Вами же выбранными вариантами полезной нагрузки" Я же не сам их придумываю. И DESTAR, и полеты на Марс придумали даже не 10 лет назад. "Но есть еще экономические и политические реалии, много разных факторов, которые нам с Вами неизвестны" Какие именно политические или экономические реалии нам неизвестны? Размеры государственных и космических бюджетов России и США, например, нам известны вполне. Военно-политическая расстановка сил -- тоже. "Полагаю, из кабинетов Путина и Рогозина приоритеты выглядят иначе. Иначе Вас бы уже везли в Кремль на совещание по развитию космической отрасли." 17 июня 1941 года в кабинете Кремля приоритеты выглядели совсем не так, как для Фитина. Но прав был Фитин, а вовсе не хозяин Кремля: https://naked-science.ru/article/history/tragediya-22-iyunya
              С Новым годом, Александр! "Я же не сам их придумываю" Вы придумываете безальтернативность этих видов полезной нагрузки. Хотя политика "осажденной крепости" и убогое состояние российской науки сильно сужают выбор. "Джеймсов Уэббов" мы делать не можем, в отличие от массогабаритных макетов. Но ведь договорились запулить OneWebы в пику тому же Маску. "Какие именно политические или экономические реалии нам неизвестны?" Не смешите меня. Да такие же, которые были известны тому же Фитину в 41-м, но неизвестны нашим с Вами родственникам в то время. Или Вам разведка все копии донесений домой доставляет? Вместе со всей прочей информацией, которая ложится на стол Путину и Рогозину? Вы знаете их детальные планы насчет космоса, кроме озвученных в телевизоре? Вот и я не знаю. Представьте на миг, что полеты на Марс и лазерное оружие не входят в число их приоритетов. Ну, не читали они Березина, например. Старшип, темная лошадка с неясным будущим, пока только выглядит перспективной. Так же, как шаттл в свое время. Как линкоры до первой мировой. Не все готовы сделать ставку на эту лошадку, и это разумно. Пусть первые шишки достанутся Маску, а не нашим налогоплательщикам - примерно так могут рассуждать в верхних кабинетах. В конце концов, кто знает, что чертят инженеры в наших КБ прямо сейчас секретным образом? Может, как раз наш росийский старшип, и еще десяток разных вариантов, о которых мы с Вами никогда не узнаем. Вы правы в том, что идеи до людей, принимающих решения, надо доносить любым доступным образом. Например, через этот сайт. Что Вы и делаете весьма талантливо.
          Учитывая сколько вас закидывают критикой, и представляя как вам всё это тяжело читать и отвечать, напишу в поддержку, что полностью с вами согласен. Статья хорошая и правильная. Роскосмосу нужно сосредоточиться на новом конкурентноспособном проекте, а не доделывать условную карету, когда вокруг автомобили. И вообще РК стоит посмотреть на идеи если не колонизации, то хотя бы размещения научных баз на поверхности Луны и Марса не как на фантазии фантазёров, а как на реальные проекты, как МКС, только лучше. И для этих целей и строить аналог старшипа. Тем более, что по нему большинство деталей есть в открытом доступе. Достаточно просто скопировать и модифицировать, и тогда отставания не будет. Но проблема в гордыне. Не хочется РК признавать отставание и неправоту, даже когда она уже очевидна. Ибо гордость заденет.
          Представляешь, Ангара полетела, что делать будешь, умозаключения свои корректировать, а ? Или чукча не читатель, чукча писатель...
            Boris Poff
            28.12.2021
            Почитай статью, клоун. Автор пишет, что Ангару допилят, но это бессмысленно. Как допилили Энергию-Буран и выбросили. Что делать теперь будешь, умозаключения свои корректировать, а? Или чукча не читатель?
              Ну тебе наверное виднее. Буран был запущен на сломе эпохи, так что опу с пальцем не сравнивай, где кстати Амерский шатл, тоже наверное допилили и выбросили.
                Boris Poff
                29.12.2021
                Для незнающих историю - Буран не полетел с полезной нагрузкой ни разу. Шаттл слетал более 100.
                  Alkarasu
                  01.01.2022
                  ...а должен был летать по 100 в год. Неудачность проекта и его огромный вред американской космонавтике признают даже те, кто его собственно делал. А теперь старина Илон хочет взбежать на те же грабли ещё разок - только привязать своим астронавтам под зад бомбу в три раза больше, а вот систему аварийного спасения - даже не пытается проектировать. Надежда только на то, что оно рванёт до того, как в него засунут людей (а оно рванёт - все ракеты время от времени взрываются, особенно новые).
                    Boris Poff
                    02.01.2022
                    Ну цифру в 100 раз в год это ты сам придумал. Факт остаётся фактом - шаттл летал в реальные экспедиции, Буран закрыли сразу после испытаний. Что будет с Маском и его Старшипом никому неизвестно. Достаточно вспомнить визг и сопли по поводу Фалкона, батута, запусков на МКС. Теперь российские космонавты на них полетят. Прошли путь от «это невозможно» до обыденной эксплуатации.
                      Alkarasu
                      02.01.2022
                      Нет, это я не сам придумал, это изначальный прицел программы Space Shuttle - до того, как они сообразили, что после каждого полёта им придётся год обнюхивать каждую плитку на предмет трещин (и, как показала Колумбия, даже это не гарантия от Плохого Дня). Но да, он летал в реальные экспедиции - и убил больше народу, чем все другие пилотируемые программы вместе взятые. Про Старшип, в общем-то, всё достаточно очевидно (если, конечно, не страдать от комплекса "Илон - бог", как автор статьи). Если сильно повезёт, то его просто не дадут запустить (у Маска нет разрешения на запуски таких ракет с его космодрома, и на данный момент давать его никто не собирается - местное население на фальконы-то смотрело косо, а этот динозавр им все окрестные заповедники сдует и стёкла в домах заодно). Если повезёт чуть меньше, и он либо получит разрешение, либо забъёт на него и запустит без, что он уже делал не раз, с очень хорошей вероятностью его агрегат повторит судьбу предыдущего сверхтяжёлого носителя, сделанного в подобной спешке (Н-1), только громче. В этом случае дружище Илон уедет греть нары и продвигать новации в космонавтику будет кто-нибудь другой, возможно даже вменяемый.
                        и убил больше народу, чем все другие пилотируемые программы вместе взятые.
                        Так шаттл и возил больше народу чем все программы вместе взятые )) И за 30 лет эксплуатации всего две аварии. Ровно столько же смертельных аварий случилось у Союзов.
                          Alkarasu
                          02.01.2022
                          Чем больше народу - тем больше ответственность в каждом запуске (ещё одна пробема Старшипа, кстати, если в него пихать предложенную сотню пассажиров, он за одну аварию с запасом переплюнет всех предшественников, опять же - вместе взятых). И нет, он не отвёз больше народу, чем другие, Союз его с хорошим запасом перебивает - да, в нём три человека вместо семи, но самих запусков значительно больше.
                            Союз его с хорошим запасом перебивает
                            Любите вы говорить красиво )) но увы реальность отличается о ваших фантазий. Количество пилотируемых запусков Союзов (130) и шаттлов (135) практически одинаково. Но экипаж шаттлов 5-7 человек (иногда 8), а у Союзов 2-3. Не удивительно что американцев в космосе побывало раза в три больше. Вы ребята все никак не хотите признать что вами движет банальная зависть к чужим успехам. Появись такой Маск в России вы бы его на руках носили и от гордости лопались.
                              Alkarasu
                              02.01.2022
                              Средний экипаж шаттла, если взять все их 135 миссий, почти дотягивает до 5 человек (в ранних и после аварий они очень любили запускать по 2-4, нагло портя статистику). Союз всё ещё летает и, насколько я знаю, в отставку пока что не собирается - уж очень космические люди любят его скучные запуски, во время которых ничего интересного давно уже не происходит. И нет, мной не движет зависть ни к чьим успехам, мне глубоко и честно наплевать, кто именно запустил в космос больше народу и на какой ракете они это провернули. Если завтра где-нибудь в Уганде изобретут антиграв, позволяющий кататься на орбиту как в магазин, я искренне порадуюсь за успехи африканской космонавтики. А вот деятельность гражданина Маска мне не нравится категорически - в первую очередь потому, что его патологическая потребность врать как минимум раз в минуту (или один раз за речь, если его речь была меньше минуты) рано или поздно - причём на этом этапе уже скорее рано, чем поздно, навредит космонавтике в целом, и пилотируемой в частности, куда больше, чем все неэффективные и тормозящие прогресс шаттлы и им подобные. И Старшип - очень хорошая заявка именно на это.
                                А вот деятельность гражданина Маска мне не нравится категорически
                                Ну вот наконец момент истины - деятельность Маска вам просто не нравится. Оно и не удивительно. Ведь отрицать что за всеми заявлениями Маска стоит конкретный результат вам становится все трудней. Приходится вертеться и выдумывать. Например тезисы про "патологическое вранье" и ужасный "вред космонавтике в целом" который обязательно когда-нибудь случится, а вы предупреждали ))
                                  Alkarasu
                                  02.01.2022
                                  Ну почему, чем дальше - тем проще. Ведь он человек разговорчивый, а врёт как дышит. Или мне напомнить про то, что он, вообще-то, на полном серьёзе обещал высадку на Марс (пилотируемую) в ПРОШЛОМ году? Или что даже простой пилотируемый полёт к МКС он умудрился просрочить на пять лет (при этом не забыв выделенные на него деньги спустить на затыкание дыры в другом месте, где ему тоже пришлось врать, за что его прямо сейчас судят)? Напоминаю, мы говорим о человеке, который задним числом основал Пейпал, Теслу, теперь вот трудится основывая Нейролинк. Том самом, который обещал вакуумную трубу вдоль всей Калифорнии, сеть тонеллей под каждой улицей в больших городах, автопилот в грузовой Тесле три года назад, путешествия на том же самом Старшипе в любую точку земли - тоже ещё два года назад? Зачем мне хоть что-то выдумывать, если он сам с этим настолько великолепно справляется, что с одной стороны хочется похлопать, а с другой - пожалеть бедных хомячков, которые в него до сих пор верят?
                                    А слабо ссылочки приложить в подтверждение своих слов? )) А то может тут кто-то другой врет как дышит. Лень по каждому пункту разбирать давай приложи пруф хотя бы на "прямо сейчас судят"
                                      Alkarasu
                                      02.01.2022
                                      Да легко. https://www.pv-tech.org/delaware-judge-dismisses-direct-claims-against-elon-musk-in-solarcity-lawsuit/ То, что по каждому пункту разбирать "лень", я ни капельки не сомневаюсь - ведь по каждому заявления старины Илона прекрасно гуглятся, он же не стеснялся никого. Мне особенно нравится презентация грузовичков, где он распинается, что подобные грузовички на автопилоте он может выпускать на дорогу хоть вотпрямщас из студии (грузовики до сих пор не существуют в природе, на сцене за его спиной стояли массогабаритные макеты, автопилот Теслы непригоден для работы в отрыве от водителя).
                                        Ну если это такие же "доказательства", то не трудитесь. Вместо "прямо сейчас судят за финансовые нарушения" оказалось, что суд отклонил иск посчитав, что Илон Маск не несет личной ответственности, за сделку совершенную 5 лет назад и претензии могут быть предъявлены только совету директоров. Для разнообразия погуглите сколько уголовных дел было заведено на "Восточном" и как много из них завершились реальными сроками.
                                        Alkarasu
                                        02.01.2022
                                        Трудиться-то я и так не буду - мне чаще всего лень помогать людям, которых забанили в гугле (мало ли, за что). Но тут мне всё-таки придётся отметить, что с формальной точки зрения судья не отклонил иск полностью, а указал, что технически у компании есть целый ворох начальства и коллективная ответственность этого начальства. С чисто человеческой точки зрения это не совсем правильно - все прекрасно знают, что поперёк Илона в Тесле говорить не рискует никто, но с точки зрения закона у них было право голоса и они могли не голосовать за. Но сам иск никуда не делся и они до сих пор по нему бодро судятся, потому что сам факт того, что Илон пропихнул покупку компании, которой рулил его брательник, и в которой у него была своя доля, и которая была в тот момент настоящей финансовой катастрофой (готовящейся похоронить уже Спейс-Х, деньгами которого он спасал их в прошлый раз), никуда не делся. И его "презентация" солнечной черепицы тоже (а вот сама черепица, увы, оказалась брехнёй). И то, что на данный момент останки этого самого соларсити окончательно утратили какую-либо ценность, тоже.
                                        Довольно скучно опровергать ваши личные мнения да еще и по темам далеким от космоса. Все эти соларсити гиперлупа акционеры недовольны... Речь-то про ракеты, а не про идиосинкразию по Илону Маску.
                                        Alkarasu
                                        02.01.2022
                                        Личные мнения? Проблема в том, что эти "личные мнения" - чистые факты. И речь действительно про ракеты - я же не зря упомянул про "похоронить SpaceX". Если бы акционеры Теслы не согласились вложиться, вопрос Старшипа был бы закрыт уже тогда - а им, по всей логике, было крайне невыгодно вкладываться.
                                        Строительство космодрома Восточный в Амурской области ведется с 2012 года. По данным Генпрокуратуры РФ, в 2014-2018 годах было выявлено 17 тыс. различных нарушений (хищения бюджетных средств, затягивание сроков строительства, невыплата зарплат и др.) при его возведении, более 1 тыс. человек, в том числе должностные лица, привлечены к ответственности. По фактам нарушений следствием возбуждено 140 уголовных дел, ущерб от преступлений оценивается в 11 млрд рублей, из которых возвращено было 3,5 млрд рублей. Всего по различным статьям Уголовного кодекса РФ осуждены 50 человек, в 2018 году приговоры вынесены в отношении 27 человек. https://tass.ru/info/7101906 https://www.kommersant.ru/doc/4839112
                                    а с другой - пожалеть бедных хомячков, которые в него до сих пор верят?
                                    Пожалеть стоит вас. Вы можете конечно не знать, но вам отвечают три человека весьма разных политических взглядов и у всех походу фейспалм от ваших "правдивых" заявлений.
                                      Alkarasu
                                      02.01.2022
                                      Само упоминание политических взглядов в контексте этого разговора - неплохая заявка на то, что заявляющий вообще не понимает, о чём говорит. То, что Маск врёт - это не политика. Просто вот такой он человек нехороший. Любит наобещать всякого, а потом не сделать - а бедным грызунам, которые его поверили, либо признать, что надо было сразу физику учить, либо пытаться придумать, почему "это другое" и на самом деле всё как обещал, только его не поняли правильно. Хуже всего тем, которые при должностях и как-то в его бредни вложились - они до сих пор пытаются финансировать гиперлупы и надувать щёки про "безумно дешёвые и быстрые тоннели".
                                        Распространенное заблуждение. Компания которая делает гиперлуп принадлежит Брэнсону. The Boring company строит совсем другой проект - скоростные автомобильные туннели.
                                        Alkarasu
                                        02.01.2022
                                        Так я про то и говорю - сам Маск с идеи гиперлупа уже спрыгнул, он типа ни при чём и в домике, а те, кто ему поверил и вложился, уже спрыгнуть не могут - их сожрут инвесторы, и сделать тоже не могут - физика против. Бесплатный цирк в итоге, жалко только бесплатно пашущих в интернетах хомячков, пытающихся объяснить, почему идея не идиотская. И я не утверждал, что это одно и то же, это два номера в одном цирке (причём заблуждение создал опять же сам Маск, когда назвал свои норы лупом). Норы тоже смешные - вместо громадной, дешёвой сети скоростных тоннелей для специально обученных автоматических капсул, у них на счету сейчас двухкилометровый отнорок с мееееееееееедленно едущими таксистами в Теслах (упаси Селестия если у таксиста рука дрогнет и он въедет в стенку, бежать из этой душегубки там некуда). Причём, вопреки обещаниям, чудовищно дорогой и невероятно медленно копавшийся. И теперь уже другим несчастным приходится под камеру изображать, какая классная инновация этот цирк с конями.
                                  Не перекладывай с больной головы на здоровую. Маск красавчик, молодец, но только концепцию он черпает откуда? Правильно, от Королёва и добавляет свои инновации с учётом современных технологий. Вот и весь гений Маска. Ну а вы продолжайте и дальше на него шаманить, а не развивать собственную страну ...
                                Ключевое слово "почти"?
                              Абсолютно верно.! Чужие успехи застилают собственные глаза)
                            Boris Poff
                            02.01.2022
                            Так сколько народа отвёз Союз с 1967 года по 2021 и сколько Спейс Шаттл с 1981 по 2011? Давай, не стесняйся, цифры в студию.
                        Комментарий удален пользователем или модератором...
                          Alkarasu
                          02.01.2022
                          Не составляет проблемы? Хм, и почему же они раздолбали столько прототипов именно через рассинхронизацию двигателей? И даже двигателей было не три десятка, а всего три, а всё равно. И ведь это только сам Старшип, который на орбиту, увы, сам не умеет. На орбиту его должен тащить бустер, который не летал вообще ни разу, и в котором движков не три, как у прототипов, не шесть, как у Старшипа (который тоже ни разу от земли не отрывался, если что), а тридцать три, даже больше, чем было у Н-1. При этом в бустере 3.5 килотонн топлива и окислителя - в полтора раза больше, чем было в Н-1. И даже при том, что обходится он действительно несколько дешевле, не надо забывать, что на данный момент Спейс-Х - убыточная компания, которая либо сможет запустить Старшип именно в том виде, в котором обещает (что невозможно ввиду некоторых возражений со стороны законов физики), либо вылетит в трубу. Если на это наложится ещё и стоимость закапывания кратера от самого большого в истории неядерного взрыва и восстановления пускового комплекса, на этом они и закончатся - даже если не брать в расчёт все счета, которые им предъявят за пострадавшие населённые пункты (их в пределах зоны поражения несколько) и уничтоженный заповедник (он вообще начинается за забором пускового комплекса, где это чудовище сейчас собирают).
                            А не подскажешь откуда у Маска столько денег ведь если верить таким вот интернет-говорунам у него все компании убыточные и вдруг бац и богатейший человек планеты. Что самое смешное вот это твое "не полетит убыточный" повторяется со дня основания компании. А вот полетели Фальконы что делать? Фигня-война будем тоже самое бубнить про Старшипы. Ну а если и старшипы полетят еще чего-нибудь придумаем. Главное "доказать" что Маск какашка, потому что у нас его нет и вряд ли появится. Климат не тот, в том числе инвестиционный.
                              Alkarasu
                              02.01.2022
                              Откуда у него деньги это совершенно не секрет. Начальный капитал он получил когда продал свои акции в будущем пейпале - причём сами акции ему фактически не стоили ни гроша, он их получил за свою мертворожденную компанию, которую скупали как конкурента, и продать их его вынудили, когда сообразили, какое "сокровище" получили в комплекте. Ему очень повезло, что в промежутке между его отстранением от дел и моментом, когда он должен был продать акции, оставшиеся у руля смогли раскрутить компанию и продавалась она уже задорого - именно с этого у него появилось много денег. При этом надо бы помнить, что "богатейший человек планеты" он не потому, что у него, как у Скруджа МакДака, стоит где-то деньгохранилище с заныканным годовым бюджетом ЕС, а потому, что акции его компаний (всё ещё убыточных, либо со скрипом и при активной поддержке федерального бюджета вылезающих в ноль) торгуются за хорошие деньги на биржах, а у него этих акций есть некоторый запас. Это обычное дело для "богатейших людей" - быть богатыми в теории, но весьма ограниченными в наличности, потому что акции сами по себе денег не приносят. Как получилось, что компании убыточные, а акции дорогие? Тоже совсем не что-то невероятное в наше просвещённое время. Сейчас кругом полно компаний, живущих в глубокий минус, и прекрасно себя при этом чувствующих - главное найти достаточно желающих непрерывно вкладываться в стартап, либо в надежде на будущие прибыли, либо по какой-то иной причине. Спейс-икс, например, держит на плаву НАСА, которым позарез нужны автобусы на орбиту (через это вся легендарная дешевизна фальконов спонсируется непосредственно из казны США). Ну а что до "бубнить" - Фалькон, при всей спорности, всё-таки довольно-таки классическая дубовая схема, применявшаяся с самой зари космонавтики. Ничего революционного в нём, по сути, нет. Вопросов с тем, что он не полетит, не было - подобные ракеты летают дольше, чем Маску лет. Вопрос был только насколько оправдан подобный метод посадки (и некоторые вопросы к этому всё ещё остались). А вот Старшип это совсем-совсем другой разговор. Но - не буду мешать. Желаете в него веровать - веруйте.
                                Раз это все так просто и давно известно, то что вам помешало основать убыточную компанию и продать ее акции задорого, построить многоразовые ракеты (а не болтать о них) раздать интернет по всему миру, или захватить рынок электромобилей? Ну или вот сделаться богатейшим человеком хотя бы на бумаге ))
                                  Alkarasu
                                  02.01.2022
                                  Это наиболее дурацкий аргумент из возможных в данном случае. Поздравляю, вы его нашли (но зачем???). Почему я должен стараться повторить путь совершенно другого (и глубоко мне отвратительного к тому же) человека, добиваясь чего-то, что мне нафиг не нужно методами, которые мне откровенно не нравятся? Или чтобы осуждать копрофагию надо непременно сожрать 100500 какашек?
                                    Бинго. Ну вот почему я был уверен что из всех возможных возражений наша птичка выберет "мне это не нужно" - ответ самый беспомощный и глупый? Плохо же вам преподавали литературу в школе если не помните этой знаменитой басни. Ведь тысячи лет назад Эзоп высмеял подобный тип людей. Ну да бог с вами допустим что вы не стали богатым и знаменитым по идейным соображениям. Но в мире полно людей не столь щепетильных. А вот второго Илона Маска чего-то не видать. Все дело в том что стать Тони Старком наших дней не так легко как вы тут зачесываете. Талант нужен. Не только инженерный и коммерческий, создать такой имидж визионера и надежды нации (увы, не нашей) тоже не просто. А чтоб поток инвестиций не прекращался одного имиджа мало - надо демонстрировать результаты, причем быстро. И вот что бы вы там не бубнили про "вранье и обман" у Маска результаты есть. Такие что каждый может пощупать. В отличии от Рогозина сотоварищи который который как раз больше обещает.
                                      Alkarasu
                                      03.01.2022
                                      Ну вот почему я был уверен что из всех возможных возражений наша птичка выберет "мне это не нужно" - ответ самый беспомощный и глупый?
                                      ...вот только он не самый беспомощный и глупый. В отличии от дурацкого "сперва добейся", он не является автоматически ложью, только если использующий его попытался, но не осилил. Что в басне тоже отражено, кстати.
                                      А вот второго Илона Маска чего-то не видать.
                                      Так надо смотреть в правильном направлении. Он ведь первый-то только с хвоста, до него было очень много народу, которые без каких-либо заметных талантов к технике становились тем не менее знаменитыми и богатыми благодаря своему вкладу в её развитие. Впрочем, чаще всего (и у Илона тоже) сначала всё-таки случилось богатство, а потом начались шашни с техникой.
                                      Все дело в том что стать Тони Старком наших дней не так легко как вы тут зачесываете.
                                      Это действительно нелегко, да. И у Маска, к сожалению, не получилось. Подозреваю, что это как-то связано с печальной реальностью нашего бренного мира, где недостаточно придумать какую-то фигульку, постучать в пещере топором по наковальне, и вот уже готов простой и надёжный термоядерный реактор, который можно носить в кармане. Он пытается, тут спору нет, но вечно что-то идёт не так.
                                      Не только инженерный и коммерческий, создать такой имидж визионера и надежды нации (увы, не нашей) тоже не просто.
                                      Непросто, но заметно проще, чем ему на самом деле соответствовать. У Илона с этим проблемы - он технически безграмотен (что неудивительно, учёбу, где ему могли бы дать хоть немного знаний, он бросил практически сразу), да и в коммерции он слишком полагается на элемент везения. Вот везёт ему - с этим не подкопаться - весьма, и прямо с рождения.
                                      А чтоб поток инвестиций не прекращался одного имиджа мало - надо демонстрировать результаты, причем быстро.
                                      Как ни странно, нет, это совершенно необязательно - собственно, сам Илон тому лучший пример. Он исправно использует хитрость, которую давно и широко применяют софтовые компании, и благодаря которой именно они сейчас обладают наибольшей капитализацией, которая, по хорошему, не обеспечена вообще ничем. Держится она на трёх китах, которых легко заметить во всей деятельности Маска. Во-первых, требуется тот самый имидж - надо выглядеть уверенным, немножко гениальным и временами с трудом доносящим свои мысли до простых смертных. Во-вторых, надо очень много обещать, даже тогда, когда очевидно, что обещания невыполнимы. Ну и в-третьих, каждый раз, когда что-нибудь получается - а что-нибудь получается всегда, чисто статистически - немедленно устраивать из этого большой празник и превозносить это как невероятное достижение, которого никто никогда не делал раньше. Умельцы доят инвесторов таким образом долгие годы, а самые толковые - умудряются нифига вообще не сделать, но при этом оставить о себе хорошее впечатление. Этот метод раньше редко применяли за пределами разработки программ, но сейчас Тесла это самый наглядный образец торговли машинами как софтом.
                                      И вот что бы вы там не бубнили про "вранье и обман" у Маска результаты есть. Такие что каждый может пощупать
                                      Ага. Очень полезный приём - дать публике пощупать малую толику обещаного годами ранее (и со сроками, сорванными просто до неприличия), и наплести, насколько это круто и оправдывает всё ожидание. Маркетинг - главное.
                                      В отличии от Рогозина сотоварищи который который как раз больше обещает.
                                      А вот эта компания в маркетинг совершенно не умеет, увы. По факту, у них есть всё необходимое, чтобы оставить беднягу Илона без штанов - если использовать ресурс более-менее разумно (даже не умно, а просто не по-дурацки), но вместо этого они гонят какую-то невнятную дичь. Но с другой стороны, им для комфортной жизни не надо раздувать пузыри хайпа, их и так неплохо кормят, а на космонавтику им, увы, плевать.
                            Комментарий удален пользователем или модератором...
                              Alkarasu
                              02.01.2022
                              Доказательства будут или как всегда?
                              Доказательства чего? Что макеты Старшипа упали все, кроме одного? Это нужно кому-то доказывать? Этому человеку точно не требуется помощь специально обученных врачей-мозговедов?
                              А что же такое взлетело и приземлилось без экстренной саморазборки 6 мая 2021 года?
                              ...макет? Или мне придётся ещё и объяснять, почему масштабный макет не равен полноразмерному? У "Фалькона-Хеви" 27(двадцать семь) двигателей и он летает Ну он, конечно, летает... хотя нет, вру. Он не летает. Он летал. Целых три раза, причём все три раза умудрился угробить тот самый компонент, где было больше всего двигателей. При этом я не могу не заметить, что при наличии вполне вроде бы рабочего тяжёлого носителя, всё тот же Маск утверждает, что его драгоценные старлинки может запустить только Старшип - при том, что Старшипа (работающего) всё ещё нет, хэвик - вот он, а по массе и габаритам спутники в него вполне вписываются. Так что есть к его "летает" некоторые вопросы.
                              Почему бы вам не помечтать о чём-нибудь менее несбыточном?
                              А вот и начались оскорбления. Я, в общем-то, и не ожидал, что верующие в пресвятого Илона сдюжат не переходить на личности, такие уж они, тупенькие маленько. Нет, это не "несбыточное". Это то, что обязательно случится - потому всегда случается. И у твоего любимого Маска тоже. Такова наша суровая реальность, как бы тебе ни хотелось иного.
                                Комментарий удален пользователем или модератором...
                                  Alkarasu
                                  02.01.2022
                                  Как водится у профессиональных обличителей Илона Эрроловича ты проигнорировал неудобные для тебя вопросы, ответив вместо них чушью на придуманную тобою же ахинею.
                                  Как водится у профессиональных мускусных крыс, ты врёшь ничуть не хуже своего кумира. Не тот навык, которому стоит подражать, как по мне, но у вашего брата оно как-то очень естественно выходит.
                                  Во-первых, с чего ты себе вообразил, что множество прототипов(кстати чего именно?) было разбито из-за рассинхронизации двигателей?
                                  ...с того, что это было заявленной причиной их "слишком быстрого приземления"? То есть, это сказали как раз те самые люди, на которых ты молишься? Или я чего, должен как-то сам придумать причину, почему модельку болтает в воздухе, после чего она втыкается в бетон и весело взрывается? Ну... я могу, конечно, но мне казалось, их версия для тебя будет убедительнее. Но хорошо, учту на будущее.
                                  Во-вторых, с какого перепою тебе пригрезилось, что "на данный момент Спейс-Х - убыточная компания"(ц).
                                  Ты будешь смеяться, но мне это сказал... сам Илон Маск. Конечно, не мне лично, но информация - от него. Свеженькая, ноябрьская. Попробуй не игнорировать те новости, которые говорят о его проблемах, узнаешь много интересного.
                                  В-третьих, на какие именно законы физики ты тут изволил сослаться?
                                  На те самые, которые твой небожитель регулярно пытается нарушить. То у него в Старшип влезает больше народу с припасами, чем свободного внутреннего объёма, то появляются совершенно восхитительные рендеры с панорамными окнами на орбите, то горючка чуть ли не самозарождается в баках (а ещё течёт в них не так, как положено, а так, как удобно - как минимум один макет они загубили как раз из-за того, что подлый метан отказался слушаться). Но подробное перечисление, пожалуй, в формат комментария не влезет.
                                  Я таки даже уже не буду обсуждать уровень интеллектуального "развития" человека, неспособного отличить опытный образец от макета,
                                  Ты прав, обсуждать уровень твоего интеллектуального развития бессмысленно, ввиду отсутствия объекта обсуждения.Но для справки, опытный образец - это то же самое, что итоговое изделие, разница заключается только в полезной нагрузке, которой у образца может и не быть. А то, что летало у Маска - это макеты, отличающиеся от готового изделия размерами, массой, конструкцией и компоновкой. В отличии от опытных образцов, они не могут служить в той же роли, что и готовое изделие, и применяются для проверки отдельных технических решений. И правильно делают, что применяются - как показала практика с их массовыми падениями и взрывами (даже успешно приземлившийся некоторое время горел), технические решения были не слишком удачными.
                                  Летает и даже раз приземлился в полном составе.
                                  Ай молодца, я в тебе даже и не сомневался - из всего абзаца ты уцепился за единственное слово, и развёл из него совершенно идиотскую, но тем не менее, теорию.Повторю ещё раз. ЛЕТАЛ. Так видно? Три раза летал, да. Все три раза центральный модуль того, сломался. Это, как бы тебе это ни было неприятно, свершившийся факт. Последний раз был, опять же, как бы тебе ни было это противно, уже почти три года назад - а всё последующее либо постоянно сдвигают, либо вообще отменили или перевели на другие носители. Из чего довольно легко делается вывод, что либо с ним что-то не так (например, центральный модуль слишком дорогой, чтобы его делать каждый раз новый, а возвращать никак не получается), либо настоящей нужды в нём нет, и для экономии они маринуют заказчиков, пока они не переоформятся на обычный Фалькон (напоминаю, что это тоже уже случалось).
                                  А вот и кончились "аргументы" и начались обижульки
                                  Какие обижульки, что ты. На убогих обижаться грех. Тебя и так жизнь обидела, мне добавлять незачем.
                                    Комментарий удален пользователем или модератором...
                                      Alkarasu
                                      02.01.2022
                                      Доказательства будут или как всегда?
                                      Доказать можно только человеку, который готов воспринимать информацию. То, о чём я говорю, знает любой, кто хоть немного интересовался вопросом разработки Старшипа - невзирая на отношение к Илону и личного мнения о проекте. Если ты до сих пор не в курсе, это может означать всего две вещи - либо ты сознательно фильтруешь всю неприятную тебе информацию, либо воообще никак не интересовался событиями. В первом случае мои доказательства тебя не спасут - ты их отфильтруешь, во втором - оно тебе не интересно, и я опять же до тебя не достучусь. Ну и оно мне надо, в стенку долбиться?
                                      Ты снова соврал. Второй раз успешно приземлились все три блока.
                                      ...вот только центральному от этого легче не стало:"All three boosters landed successfully but the center core subsequently fell over and was lost during transport due to heavy seas."Увы и ах, успешное приземление возвращаемой ступени - это когда её ещё раз ставят на стартовый стол. Или тебя устраивает, если у них Старшип с людьми за борт ухнет, а они пожмут плечами и "ну типа волна большая, быват"?
                                      Доказательства будут или как всегда?
                                      Почему как идиот, так непременно ещё и в гугле забаненый? Казалось бы, ну зайди ты в вики, ну почитай уже статью про этот несчастный хэвик... но нет, тебе всё я разжевать должен - хотя это вроде как ты у нас тут невменяемый фанат, и должен поимённо все заклёпки в нём помнить."Operational Geostationary transfer orbit (GTO) missions for Intelsat and Inmarsat, which were planned for late 2017, were moved to the Falcon 9 Full Thrust rocket version as it had become powerful enough to lift those heavy payloads in its expendable configuration."
                                        Комментарий удален пользователем или модератором...
                                        Alkarasu
                                        02.01.2022
                                        Что в переводе с неполживой фени на литературный русский язык означает
                                        "задрал уже требовать доказательств, что в алфавите есть буквы" - вот так правильнее. Даже переводить не надо, я так сразу и написал. Причём, что характерно для тупых грызунов, ты даже умудрился притянуть сюда "повесточку" - которая имеет к нашему разговору отношение примерно никакого, и которую так не к месту поминают только дегенераты, у которых нет аргументов, но хочется наехать. Но осторожнее, в религиозном угаре ты попутал стороны - этим, с "повесточкой", положено старину Илона любить и в зад целовать, он же свет в конце гиперлупа и вообще надежда и совесть эпохи.
                                        Так я почитал статью, а там явное несоответствие с ВЕЛИКОЙ ПРАВДОЙ, которую ты тут изрекаешь
                                        Вот, кстати, очень хороший пример. Я тебе не просто рассказал про статью, я тебе даже цитату привёл - которая подтверждает мои слова. И что же ты сделал? А ничего, ты на меня наехал про "повесточку".
                                        И тут написано — «Операционные миссии на геостационарной переходной орбите (GTO) для Intelsat и Inmarsat, которые были запланированы на конец 2017 года, были перенесены на версию ракеты Falcon 9 Full Thrust, поскольку она стала достаточно мощной, чтобы поднимать эти тяжелые полезные нагрузки в своей конфигурации одноразового использования».
                                        Совершенно верно! А знаешь, что в этих миссиях самое интересное? Самое в них интересное то, что изначально они планировались как раз на хэви. А больше этот самый хэви оказался нафиг никому не нужен, даже своему создателю, и поэтому уже третий год никуда не летает. О чём я тебе и сказал уже много сообщений назад, и что ты - будучи типичным туповатым и агрессивным хомячьём - объявил ложью.Ну так чего, будешь ещё что-то уныло блеять про то, что тебе "не дают доказательств", или признаешь уже, что бисер перед тобой метать - гиблое дело?
                                        Комментарий удален пользователем или модератором...
                                        Alkarasu
                                        03.01.2022
                                        Как и положено офисному хомячку
                                        Какое же ты скучное и неизобретательное тупое быдло.
                                        Вот только они планировались для "Хэви" именно потому, что для тогдашних "Фальконов" они были немножечко не по силам. Как только "Фальконы" малость проапгрейдили, так эти миссии для них стали вполне возможными
                                        Именно так, но кроме этого они были единственной нагрузкой от клиента с деньгами, которую удалось найти на бедного хэвика. О чём я тебе сразу и сказал - а у тебя, как и положено тупому фанату, у которого "обидели" звезду, немедленно от этой правды жизни сорвало башню.
                                        Так что ты продолжай пописивать "свою" ВЕЛИКУЮ ПРАВДУ и дальше, а у меня бисер кончился
                                        Хрюкай дальше.
                                        Хамишь парниша. А как визжал-то что не любит Маска по моральным соображениям )) весь такой типа правильный. А у самого через слово "хомячки", "грызуны", "быдло", "хрюкай". Будь на сайте нормальная модерация давно бы в бан улетел. Впрочем так даже лучше. Чуть пригорело у нашего моралофага и сразу истинное нутро полезло наружу.
                                        Alkarasu
                                        03.01.2022
                                        Я общаюсь с каждым на понятном ему языке. Если кто-то считает, что наезжать на собеседника через слово это норма - я без проблем перейду на доступный ему лексикон. Поэтому на сайтах с нормальной модерацией я от бана надёжно защищён тем, что подобные ошибки эволюции там давно тихонько парятся в бане и не требуют от меня к себе особого отношения. Вообще, конечно, очень, очень смешно читать подобные морали от оппонента, который наглухо игнорирует все наезды в мою сторону, но стоит мне хоть немного поменять тон на тот, который я получаю на этот момент уже некоторое время, как всё - я хам и грубиян, а несчастное быдло, которое испражнялось до этого несколько дней - безвинный незапятнанный ангелочек. У вас, батенька, двойные стандарты в запущеной форме, вы их лечите что ли.
                                        А со стороны очень похоже на лицемерие. Когда человек с легкостью находит недостатки у других, в том числе у людей несравнимо большего масштаба, а себе любимому готов простить все что угодно. Вот даже сейчас ты не смог удержаться от оскорблений называя собеседников "ошибками эволюции". А уж слова "от бана защищен" и вовсе выдают некоторую трусоватость нашего "борца за нравственность" который и сам ведет себя как хамоватое быдло. Когда не наказывают.
                                        Alkarasu
                                        03.01.2022
                                        Когда чего-то очень хочется, наблюдаемая реальность начинает напоминать желаемое. Например, когда нестерпимо тянет найти у оппонента какой-нибудь недостаток, который "морально оправдает" отказ спорить с аргументами, вместо этого перейдя на куда более занимательное обсуждение личных качеств собеседника. Не очень конструктивно, но вполне в духе природы среднестатистического сапиенса. Причём ради достижения этой цели применяются любые методы - например, ложное противопоставление "себе любимому простить, другим не прощать". Само слово "простить" подразумевает какие-то пригрешения - причём в таком контексте, свои - сходные с тем, что не прощается другим. Но это противопоставление неприменимо, когда либо это совершенно разные вещи (я не простил бы себе, брякни я что-то подобное презентации тесла-грузовичка, но я ничего подобного никогда не говорил), либо вопрос прощения не стоит в принципе - я не осуждаю людей, которые хотят говорить как быдло, это их право, я не осуждаю себя, когда говорю с ними на понятном им языке - это уже моё право, так что и прощать тут совершенно нечего. Никакого противопоставления - но ты его придумал и сделал из него далеко идущие выводы.
                                        А уж слова "от бана защищен" и вовсе выдают некоторую трусоватость нашего "борца за нравственность" который и сам ведет себя как хамоватое быдло. Когда не наказывают.
                                        ...ну и второй выстрел был, к сожалению, даже не в сторону мишени. Нет, ничего подобного они не выдают. Напоминаю, я разговариваю с людьми на их языке. Если они говорят как вежливые, воспитанные и разумные - бояться какой-либо модерации не имеет смысла ни мне, ни им, ведь с такими я буду говорить так же. А в местах, где до разговора допускают невоздержанных на язык хамов и ничего им за это нет, мне было бы неразумно ставить себя в невыгодное положение, тщательно фильтруя речь там, где они делают что хотят. Нетрудно заметить, что боязнь наказания не фигурирует ни в том, ни в другом случае.
                        Boris Poff
                        02.01.2022
                        Да нет, придумал ты про 100. На Википедии есть данные о планах НАСА на число полётов шаттла. Планы не оправдались, это правда, но превысили планы на Энергию-Буран примерно в бесконечность 🤣
                          Alkarasu
                          02.01.2022
                          На википедии есть "консервативные" данные. Если почитать историю более подробно, можно узнать, что первоначальные планы были чтобы в "плохой год" он летал всего раз в неделю - потому что только на такой частоте (понятно, что при условии, что за запуски платит кто-то кроме штатовского бюджета) программа должна была выйти в обещаную самоокупаемость. Именно под этим соусом программу "продали" конгрессу, а потом, уже когда разработка шла полным ходом, урезали сначала до трёх десятков запусков в год, а потом и вообще сделали вид, что никто ничего такого не обещал, три запуска в год это зашибись много, а что безумно дорого - ну так зато вона какой самолётик красивый.
              А ну да, совсем забыл, теперь лучше "освоить" новый мегапроект, а Ангару засунуть под журнальный столик. Да вы гений, только вот китайцы не догадываются со своей сверх тяжёлой, наверное они Березина не читали.
        biplanemaniac
        27.12.2021
        у господина самомнение, есть только "мое" и "неправильное". ну да ниже вы уже все прочитали и поняли сами :)
      Hui Valui
      27.12.2021
      У нас давно есть своя программа орбитальных лазеров и противоспутников, например крупнокалиберные пули тоже он собьёт?) а луч МАЗЕРа или нашего же лазера? Вообще, прежде чем рассуждать на эти темы, надо хотя бы быть военным из штаба и планировать будущую космическую войну, а то неубедительно у тебя звучит. Прям вот лазером пшик пшик (отсылка на старую рекламу про лазерную пересадку волос из 90-х), и боеголовки собьёт с высоким кожффициентом отражения, ибо мазеров у пиндосни нет, это я знаю точно, и кинетические снаряды с противоспутников российских, и даже луч мазера видимо как то отразит оттуда же! Прямо сказка. Как про супермена прочёл)) https://topwar.ru/171444-lazernoe-oruzhie-v-kosmose-osobennosti-jekspluatacii-i-tehnicheskie-problemy.html
      Этот текст написал дебил, судя по вашим остальным опусам, полный дебил.
      Andrey Kolkov
      28.12.2021
      Это тебе мама так сказала?