Теломераза может защищать раковые клетки — Naked Science
София Жаботинская

Теломераза может защищать раковые клетки

У «фермента бессмертия» раковых клеток обнаружили новую функцию — их защиту. Ее подавление поможет создать лекарство от рака.

5d95ab542ed7c

Новые данные о том, как фермент теломераза защищает ДНК раковых клеток, должны помочь в разработке более эффективных методов лечения рака. Статья об этом опубликована в журнале Science Advances.

Соматические клетки человеческого организма естественным образом перестают делиться после определенного числа циклов — так называемого предела Хейфлика. При каждом делении в ДНК клетки происходит сокращение концевых участков-теломер, что в определенный момент делает невозможной репликацию генетического материала.

Раковые же клетки могут делиться практически бесконечно — это обеспечивают теломеразы, ферменты, которые достраивают теломеры. Подавление теломеразной активности в клетках опухоли считается одним из перспективных направлений в лечении рака. У подобного метода есть свои недостатки: после окончательного подавления теломеразной активности раковые клетки пройдут еще много циклов деления, прежде чем достигнут предела Хейфлика.

Однако достраивание теломер — не единственный способ, которым теломераза сохраняет жизнь раковым клеткам. Австралийские ученые обнаружили, что один из ее компонентов, hTERT, индуцирует запуск механизмов, сохраняющих стабильность самой теломеразы и ДНК клетки.

Основная функция hTERT — обратная транскрипция. Этот фермент способен синтезировать цепочку ДНК на основе матрицы РНК. Удаление hTERT из раковых клеток приводило к задержке G1-фазы клеточного цикла — в ней клетки синтезируют матричную РНК и белки, необходимые для деления. Кроме того, удаление hTERT из клетки приводило к снижению экспрессии белка Apollo и белков теплового шока, которые играют важную роль в стабильности ДНК в целом.

Исследователи пришли к выводу, что hTERT имеет ранее неустановленную важную роль в функционировании раковых клеток. Этот фермент способствует образованию теломерного защитного комплекса, содержащего белки теплового шока Hsp70-1 и белок Apollo и необходимого для устойчивой пролиферации теломераз-позитивных клеток.

Ученые уверены, что одновременное снижение каталитической способности теломеразы и подавление защитных свойств hTERT ускорит гибель раковых клеток. Это должно способствовать прорыву в создании лекарств против рака.

Ранее ученые определили мутации, которые вызывают рак легких у некурящих, а рак простаты вылечили тестостероном.

Помимо этого, удалось выяснить, как это извержение происходило и какую роль сыграло в развитии майяской цивилизации.

По заказу Лувра «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» оцифровали с помощью мультиспектральной камеры высокого разрешения. В итоге ученым удалось предположить, что помогало Леонардо да Винчи при создании этой картины.

По словам авторов эксперимента, им удалось выявить у черных ворон важный маркер сознания — способности субъективно переживать события внешнего мира и собственной жизни.

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства. По их мнению, ни о какой борьбе Москвы с Золотой Ордой в этом сражении просто не могла идти речь: места на поле боя недостаточно. Получается, события, описанные в летописях, были почти полной выдумкой. Однако теперь ситуация вдруг развернулась на 180 градусов: оказалось, место сражения действительно лежит в Тульской области… но совсем на другом поле. И это заметно меняет всю историю Руси того времени. Попробуем разобраться почему.

Недавно запущенный китайский потенциально многоразовый космический аппарат вернулся домой. Как стало известно, перед этим от него отсоединился некий объект, предназначение которого неизвестно.