05.09.2023
Юлия Трепалина
3 741

Палеонтологи рассказали, как плезиозавры удлинили шею

4.5

Известно, что жившие в раннем юрском периоде плезиозавры отличались длинной и тонкой шеей. По окаменелым скелетам предков этой древней рептилии палеонтологи узнали, что шея у них была намного короче, но за довольно непродолжительное время она удлинилась примерно наполовину.

Эволюция шеи у древних рептилий / © University of Bristol / Автор: Caristania Fabricius

В исследовании, опубликованном в журнале BMC Ecology and Evolution, ученые из Китая и Великобритании описали новый вид короткошеего предшественника плезиозавра, которого обнаружили во время раскопок в провинции Хубэй (КНР). Рептилия, названная палеонтологами «чузавр сянъянский» (Chusaurus xiangensis), принадлежит к подотряду пахиплеврозавров, состоящих в близком родстве с плезиозаврами.

«Нам повезло найти два полных скелета этого нового животного. Небольшой, менее полуметра в длину, он близок к предкам важной группы морских рептилий под названием завроптеригии (Sauropterygia)», — рассказал руководитель проекта из Китайского университета наук о Земле в Ухане Ци-Лин Лю (Qi-Ling Liu).

Пахиплеврозавры, к которым отнесли чузавров, были мелкими морскими хищниками. Они играли важную роль в триасовом периоде (201-252 миллиона лет назад), который предшествовал юрскому (начался 201,4 ± 0,2 миллиона лет назад, закончился примерно 145 миллионов лет назад). По словам ученого, поскольку шея новой рептилии показалась слишком короткой, он поначалу сомневался, пахиплеврозавр ли это.

Соавтор работы профессор Ченг Лун (Cheng Long) из Уханьского центра геологической службы Китая пояснил, что шеи у пахиплеврозавров вытянулись в основном за счет добавления новых позвонков.

Найденные учеными скелеты чузавра сянъянского (Chusaurus xiangensis) / Qi-Ling Liu et al.

«Обычно позвоночные, такие как рептилии и млекопитающие (в том числе люди), имеют семь шейных позвонков. У чузавров их было 17, а у более поздних пахиплеврозавров — уже 25. У некоторых позднемеловых плезиозавров, таких как эласмозавр, насчитывалось аж 72 шейных позвонка, а его шея в пять раз превосходила по длине туловище», — рассказал ученый.

По мнению исследователей, длинные змееподобные шеи развились у морских рептилий в результате охоты за рыбой, когда им нужно было очень быстро крутить шеей, чтобы схватить в воде проворную добычу, но при этом сохранить устойчивое положение тела.

Примечательно, что трансформация произошла довольно быстро по эволюционным меркам: шеи удлинились примерно за пять миллионов лет. Исследователи связали это с тем, что чузавры появились в раннем триасе, через четыре миллиона лет после массового пермского вымирания, когда неизвестная природная катастрофа уничтожила около 90 процентов населявших Землю видов.

Массовое вымирание в конце пермского периода было крупнейшим в истории последнего полумиллиарда лет: тогда выжить удалось лишь пяти процентам всех видов. Ранний триас стал временем восстановления. Из-за пустоты почти во всех экологических нишах быстро развивались морские рептилии, большинство из которых охотилось на креветок, рыб и других обитателей морей.

Чузавры, по данным ученых, возникли сразу после вымирания. Значит, они были одними из тех, кто эволюционировал быстрее всего, подстраиваясь под реалии нового мира. Позднее удлинение шеи у пахиплеврозавров серьезно замедлилось — уже в юрском периоде многие виды достигли оптимальной для своего образа жизни длины.