19.06.2023
Анна Новиковская
8 098

Ученые впервые нашли свидетельства уязвимости экстремально длинных шей древних рептилий

5.9

У многих видов доисторических рептилий — от морских плезиозавров до сухопутных диплодоков — были необычно длинные шеи. Однако только недавно исследователи достоверно выяснили, что наряду с преимуществами такая шея приносила недостатки.

Нападение хищника на длинношеего танистрофея / © Roc Olivé / Автор: Павел Сорокин

Длинные шеи встречаются у самых разных таксонов вымерших рептилий, и ранее исследователи в основном оценивали, какую выгоду такая шея приносила своему обладателю. К примеру, морским плезиозаврам, охотившимся в основном за мелкой рыбой, она служила «удочкой», позволяя резкими движениями головы выхватывать добычу из косяков, а сухопутным зауроподам наподобие диплодоков, — собирать пищу с обширной территории, не тратя время и силы на перемещение многотонного туловища.

Однако, согласно результатам исследования, опубликованного в журнале Current Biology, длинная шея могла не только помогать в сборе пище, но и служить привлекательной мишенью для хищников. Хотя этот вывод кажется очевидным, на самом деле он не таков. Например, сегодня длиннейшая сухопутная шея на Земле принадлежит жирафу. Но те ее части, что в норме доступны хищникам, практически неуязвимы: при попытке прокусить нижние части жирафьей шеи пасуют даже группы львов.

А подобраться к верхним ее отделам, где можно передавить дыхательные пути, у хищников не выходит: не хватает роста. Поскольку ученые не знают, как именно были организованы мягкие ткани рептилий прошлого, трудно исключать, что они могут быть и как в нижних частях шеи жирафа. На деле за 200 с лишним лет изучения доисторических рептилий ученые еще ни разу не находили ископаемых свидетельств того, что длинная шея была уязвимее перед хищниками, чем любая другая часть тела.

Изучив кости двух видов триасового танистрофея — одного из самых длинношеих животных в земной истории (больше половины общей длины его тела приходилось на шею), — палеонтологи обнаружили у обоих экземпляров следы укусов на шейных позвонках. Судя по расположению укусов у одного экземпляра, именно они некогда сломали животному шею. Поскольку большая часть туловища у ископаемого скелета отсутствует, можно прийти к выводу, что причиной смерти ящера было обезглавливание. Вероятно, неизвестный хищник перекусил танистрофея в области шеи и пообедал туловищем, бросив малоаппетитную голову на илистое дно.

Помимо зловещих подробностей смерти, изучение этих скелетов позволило уточнить образ жизни танистрофея, о котором палеонтологи до сих пор ведут споры, не в силах решить, было это полуводное животное, «удившее» добычу с берега, или полностью водное. Судя по результатам анализа костей, танистрофей большую часть жизни проводил в море, питаясь самой разнообразной добычей — от мелких креветок до рыбы и кальмаров.

Хотя очень тощая и жесткая шея танистрофея не слишком похожа на мускулистые шеи сухопутных динозавров, не исключено, что и в их случае хищники постоянно норовили вцепиться жертве в длинное горло. Так что лишь преимущества при сборе пищи должны были компенсировать этот серьезный недостаток. Причем похоже, что игра стоила свеч, ведь палеонтологам известны сотни видов ископаемых длинношеих рептилий, обитавших в воде, на суше и в воздухе.