• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
02.06.2020
Александр Березин
32
27 799

Армения: в шаге от Бергамо

7.1

Четвертого мая 2020 года в Армении сняли карантинные меры. Как мы тогда писали, это неизбежно привело к усилению эпидемической вспышки в этой стране. Армения вырвалась в мировые лидеры по числу заболевших на душу населения, что может означать печальные рекорды и по смертям. Кто виноват в случившемся? Могло ли быть иначе? Пойдет ли Россия по армянскому пути после частичного снятия ограничений 11 мая? Попробуем разобраться.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян / ©gov.am / Автор: Сергей Данилов

Третьего мая 2020 года в трехмиллионной Армении было 2386 заболевших — примерно 800 на миллион. Четыре недели спустя их стало 9492 — порядка 3160 на миллион. Число выявленных заболевших выросло в 3,98 раза — практически вчетверо за четыре недели. По числу выявленных больных на миллион населения Армения обошла Иран и Францию, попав в список мировых лидеров. Еще четыре недели такого темпа развития эпидемии могут привести к катастрофе.

Ведь дело не только в числе выявленных больных на душу населения— по ним Армения опережает Россию всего на 11%. Важно и то, что в России провели 11 миллионов тестов, чтобы выявить 0,4 миллиона больных (более 27 тестов на одного выявленного), а в Армении — менее 60 тысяч тестов (примерно шесть тестов на одного выявленного).

Это означает, что в закавказском государстве намного больше доля больных невыявленных — и их общее число в разы выше, чем выявленных. Чем больше таких людей, тем энергичнее распространяется инфекция: часто они не знают о своем состоянии (оно может быть бессимптомным) и продолжают ходить на работу и по улицам.

Более тревожный признак — резкое снижение числа заболевших в период выходных. Такое уже наблюдалось в Швеции, и это означает, что система здравоохранения по выходным работает не в полную силу, что во время эпидемии неразумно.

Происходящее в Армении все сильнее напоминает вспышку в итальянской провинции Бергамо, где смертность от коронавируса была рекордно высокой: до одного умершего на каждые 200 жителей.

Возникает естественный вопрос: как так вышло?

Первое: невнимание к чужому опыту, особенно — дальневосточному

Первый случай коронавируса в Армении зарегистрировали 1 марта. К этому времени эпидемия в Китае уже давно шла, а карантин там ввели более чем пятью неделями ранее. Чтобы не возникало путаницы, поясним. «Карантин», который иногда упоминают политики стран вне Восточной Азии, и карантин, который вводил ряд восточноазиатских стран, — вещи принципиально разные.

Площадь Азнавура в Ереване, в норме многолюдная, практически опустела / ©dw.com

Китайский тип карантина подразумевал полное закрытие предприятий практически всех типов, кроме тех, что отвечают за отдельные виды деятельности: больницы, аптеки, электроснабжение, ограниченное число продовольственных магазинов.

Люди, оказавшиеся в своих домах во время такого настоящего карантина, выпускались оттуда только раз в два дня и не больше одного человека на квартиру. Даже наличие или отсутствие собаки не могло дать местному жителю однозначное право покидать дом раз в сутки. Для выгула отдельные граждане были вынуждены спускать собак вниз на веревках, а затем поднимать их обратно.

Более строгие меры касались лиц с подозрением на коронавирус. На смартфон жителей китайских городов ставили приложение-«светофор», и если человек был под подозрением, у него «горел» красный свет — тогда он никуда не мог выходить. Ему могли доставлять еду (иногда поднимая через балкон, иногда — ставя под дверь), но сам он и члены его семьи из дома не выходили вплоть до снятия подозрений.

Ничего этого в Армении (впрочем, как и в России или США) не было. Количество выходов из одной квартиры или дома в сутки никто не ограничивал. Поэтому, например, там были возможны такие сообщения: «Сотрудники полиции дежурят у зданий банков, супермаркетов и других заведений, где возможно скопление людей, призывая их сохранять безопасную дистанцию». В Китае вопрос о возможных скоплениях людей у зданий банков не стоял: они просто не работали. Да и прохожих на улицах не было.

Но не учтен был не только китайский опыт. Вокруг КНР целый ряд стран еще в феврале приняли казалось бы очевидное решение: дешевле не пустить к себе вирус, чем карантинить потом всю экономику. Поэтому абсолютно все въезжающие в КНДР и Вьетнам помещались на двухнедельный карантин, где были строго изолированы и не могли никуда выходить в принципе (продукты им доставляли).

Такие меры звучат просто только на словах: и КНДР, и Вьетнам имеют огромное число граждан, работающих за рубежом. Поэтому принятые меры коснулись сотен тысяч человек. В немногочисленных случаях нарушений общество реагировало на такие события крайне агрессивно, массово звучали публичные призывы сажать нарушителей в тюрьмы.

Именно полный двухнедельный карантин въезжающих был главным средством блокирования распространения вируса в этих странах. Когда во Вьетнам из Южной Кореи прилетели люди и часть из них не захотела сидеть в карантине, Ханой оплатил им билеты обратно, но на улицы корейцы так и не вышли. Когда корейские СМИ показали репортажи, в которых эти действия были поданы негативно, массы вьетнамцев с гневными комментариями атаковали ютьб-канал соответствующего СМИ и заставили его извиниться и снять репортаж.

Вьетнам — бедное государство, но за счет жесткой и своевременной реакции оно ограничило число завозных случаев, поэтому последующий внутристрановой карантин быстро задавил эпидемию. Сделав 261 тысячу тестов, там нашли 328 больных (один из 796 протестированных). Умерших не было ни одного.

Уже в марте месяце Вьетнам успел не только принять меры, позволившие ему избежать заметных жертв от новой эпидемии, но и даже выпустить марки, отражающие борьбу местного общества против Covid-19 / ©Viet Nam Diplomacy

К 1 марта подход Вьетнама к решению проблемы был известен, малое число случаев там — тоже. Почему официальный Ереван не скопировал этот подход? С одной стороны — перед нами явная ошибка. С другой — этого не сделали власти не только Армении, но и практически всех невосточноазиатских стран. Возьмем Россию. Так, 29 февраля глава Роспотребнадзора Анна Попова заявила прессе:

«Сегодня мы совершенно обоснованно не вводим обязательного карантина для всех, кто возвращается из Италии. Страна большая, и таких мер еще не вводит никто в мире, к этому нет эпидемиологических оснований».

Это было точно таким же игнорированием опыта Вьетнама, что и в Армении. Сейчас, когда известно, что коронавирус в Россию пришел через Италию, достаточно очевидно, что полный обязательный карантин для всех въезжавших из этой страны и позднее всего ЕС был бы обоснован. Он мог спасти ситуацию и жизни тысяч жителей России, погибших во время эпидемии, — и тех тысяч, которые еще погибнут.

Неверно не только утверждение главы Роспотребнадзора о том, что такие шаги необоснованны. Неверна и следующая фраза: «Страна большая, и таких мер еще не вводит никто в мире». Вьетнам по населению куда больше Италии. Тем не менее он предпринял такие меры к въезжающим и из КНР, и других стран за много дней до слов Поповой «таких мер еще не вводит никто в мире». Очевидно, она, как и армянские власти, просто не придала значения происходящему во Вьетнаме и других странах региона.

Почему — достоверно сказать трудно. Наиболее напрашивающийся ответ на вопрос игнорирования дальневосточного опыта в том, что сознание политиков стран бывшего СССР в основном западноцентрично. То есть они расценивают как достойный образец для подражания западный, а не восточный опыт — и такое положение вещей не изменится ни в каком обозримом будущем.

Вьетнамский пропагандистский плакат, призывающий носить маски. Похожие были и в других странах, но, в отличие от них, Ханой не ограничился призывами: за любые нарушения противоэпидемических мер люди попадали под серьезные меры воздействия государства / ©Viet Nam Diplomacy

Совершенно неважно, что Китай или Вьетнам справились с эпидемией намного лучше западных стран: ни в России, ни в Армении невозможно было услышать ни одного политика (или СМИ), призывающего повторить китайский или вьетнамский опыт борьбы с коронавирусом.

Зато в прессе регулярно встречались отсылки к «германскому чуду» с его якобы особо низкой (на самом деле, нет) смертностью от коронавируса. Это резко контрастирует со способностью самих восточноазиатских народов к копированию разумного опыта: как мы уже отмечали, в Китае внедрение карантина шло под лозунгом «Списать домашку у Хэнаня» — провинции, которая первой внедрила карантинные ограничения.

Итоги подобной неспособности усвоения чужого опыта Армения и пожинает сейчас.

Второе: нерешенная проблема тестов

Если кто-то не смог удержать болезнь на ранних подступах, как не самый высокотехнологичный Вьетнам, ему надо суметь ограничить распространение эпидемии у себя дома. Ключевой элемент здесь — ПЦР-тесты. Чем больше их в стране, тем больше прибывающих в нее заболевших можно отследить и изолировать от общества на две недели, не давая им заразить остальных.

Причем важнее всего обеспечить много тестов на раннем этапе эпидемии, как Южная Корея, сумевшая с их помощью выявить почти всех заразившихся коронавирусом и посадить их на карантин. Нарушителей отслеживали по мобильным телефонам и принимали по отношению к ним жесткие меры.

Полицейский на улицах Еревана / ©Sputnik, Асатур Есаянц

В Армении отслеживание граждан по мобильному телефону ввести предлагали, но ничего из этого не вышло. Приложение для этого призывали устанавливать на свои телефоны, но население просто взяло и не стало устанавливать, мотивируя это то тем, что у них кнопочный телефон, то чем-либо еще.

Свое производство тестов также не было налажено: первые образцы тестов только начали пытаться выпускать в самом конце мая, когда эпидемия давно перешла в тяжелую фазу. Почему? «Арсен Аракелян, директор Института молекулярной биологии, сожалеет, что в Армении нет научно-исследовательской инфраструктуры биобезопасности», — комментирует ситуацию местная пресса.

До этого заметную помощь оказывала Россия, передав 20 тысяч тест-систем и 33,5 тысячи комплектов реагентов (из которых можно создать систему). Но 53,5 тысячи — явно недостаточно для действительно массового тестирования. Оно и понятно: в России идет своя эпидемия, где погибших уже примерно столько же, сколько во Второй чеченской войне. Очевидно, она не могла выделить Еревану достаточную помощь.

Получается, власти не предприняли вовремя массового развертывания производства тест-систем, понадеявшись, что все обойдется внешней помощью. Такие ожидания были излишним оптимизмом.

Третье: решение снять ограничения во имя экономики

Одним из самых жестко дебатируемых решений в борьбе Еревана с коронавирусом было снятие ограничений 4 мая 2020 года, несмотря на то, что эпидемия в этот момент находилась на подъеме. Naked Science описывал эту ситуацию с немалым удивлением: было трудно поверить, что можно завершить тушение пожара по экономическим причинам.

Никол Пашинян, премьер-министр Армении, оказался в сложной ситуации: ни он сам, ни его окружение опыта борьбы с эпидемией не имели, а изучить и понять опыт других стран вовремя не смогли / ©РИА Новости, Алексей Даничев

Армянские наблюдатели объясняли решение тем, что борьбу с коронавирусом часто поручали людям без соответствующего опыта. Например, они писали: комендант и вице-премьер Тигран Авинян, «молодой финансист, владелец малого бизнеса и депутат горсовета, ныне вице-премьер правительства, просто не видел весь круг задач, стоявших перед ним. <…> Вместо того, чтобы заниматься вопросами соблюдения паспортного режима, чрезвычайного положения и безопасности в широком смысле, он беспокоится о финансах и убеждает премьера открыть экономику тогда, когда карантин уже начал де-факто разваливаться. Это решение уже стоило десятков жизней и будет стоить еще сотен».

Из опыта других стран хорошо известно, что снятие (или отказ от) карантинных ограничений ради экономики себя не оправдывает. Например, экономический спад в Швеции, где формально ничего строго не вводилось, не слабее, а иногда и сильнее, чем в соседних Финляндии, Норвегии и Дании, где карантинные меры вводились.

Однако недостаточно ясно, насколько долго могла Армения не идти по этому пути. Все дело в специфике ее экономики: собственная промышленность развита умеренно, высока роль туризма. Объем денежных переводов из-за рубежа (в основном от армян, работающих в России), по оценке ЦРУ, может достигать 12-14% ВВП, и именно за счет переводов из-за рубежа оплачивается значительная часть импорта (который заметно превышает экспорт).

Значит, после начала кризисных явлений в России (в период самоизоляции доходы занятых в ее сфере услуг упали) приток денег в Армению также просел. Туризм испытал коллапс. Чтобы страна могла платить по своим счетам, ей нужна экономическая активность. Обычно при кризисах импорт падает за счет девальвации национальной валюты, но ЦБ Армении решил помешать этому валютными резервами, что создало объективно сложную ситуацию.

В то же время местные наблюдатели отмечают: на поддержку населения в период карантина выделили значительные средства, но большая их часть не была потрачена. Побоявшись трат, власти просто сняли карантин. А это значит, что они могли поддерживать его еще какое-то время. Вероятно, это снизило бы накал майско-июньской вспышки. Но маловероятно, что этого бы хватило для подавления эпидемии вообще.

Четвертое: население долго не считало коронавирус достаточно серьезной угрозой — и причина в СМИ

В пунктах выше почти вся вина выглядит ложащейся на правительство этой страны. Тем не менее следует учитывать ряд обстоятельств: во-первых, решения политики принимают не сами, а консультируясь с окружением, которое, в свою очередь, в идеале должно консультироваться с экспертами.

Не имея доступа на местную внутриполитическую кухню, трудно понять, на каком этапе принимались неадекватные решения по «мягкому карантину» или почему так поздно задумались о производстве своих тестов. Очень может быть, что руководство государства, никогда не сталкивавшееся с эпидемиологическими проблемами, просто пошло по пути доверия окружению и специалистам из собственного Минздрава.

Машина скорой помощи у медицинского центра в Ереване, Армения. По ряду сложно проверяемых свидетельств, в ходе текущей эпидемии коронавируса вызовы в выходные иногда отклонялись, с предложением позвонить после их окончания /© Sputnik/Асатур Есаянц

Но не менее важно и другое. Вспомним реакцию населения того же Вьетнама: оно последовательно поддерживало строгие меры своих властей. Об этом наглядно говорит тот же инцидент с южнокорейцами. А как реагировало население в Армении?

Увы, десятки процентов местного населения вообще считают, что никакого вируса нет или что он не страшен — и ведут себя соответственно. Многие вернувшиеся из-за рубежа вместо того, чтобы отсидеть положенные две недели карантина дома, свободно ходят за его пределами. Массовой системы отслеживания их движения по мобильникам у местных властей нет. Когда же производятся точечные проверки — выявляются многочисленные нарушения такого карантина «после приезда».

Несмотря на многократные заявления властей о нежелательности массовых мероприятий, население продолжает их посещать. 28 мая стало известно, например, о таком случае: две сестры заразились коронавирусом на похоронах своей матери — и обе умерли. По сути, такой сценарий близок к тому, что неоднократно наблюдался в северокавказских республиках России.

Но даже среди тех, кто хотя бы верит в существование коронавируса, велика доля тех, кто считает: достаточно носить маски — и можно безопасно посещать общественные места, несмотря на эпидемию. Как мы уже писали, реальная ситуация от этого страшно далека. Хотя маски и снижают заражение окружающих своего носителя людей, они далеко не панацея. Их способность снизить собственные шансы заразиться так низка, что достоверно выявить ее для вирусных заболеваний пока не удалось.

Это не значит, что ее нет: логика говорит нам, что какая-то часть вирусов все же должна удерживаться барьером. Но, как и перчатки, барьер этот защищает далеко не всегда. Куда эффективнее снижение ненужных выходов в город в принципе — но вот на него идет лишь умеренная часть населения.

Их логика, опять же, чем-то напоминает северокавказскую ситуацию в России: вероятность заболеть вирусом не стопроцентная. Значит, какая-то неконкретная, слишком абстрактная. А вот риск снизить свои доходы или социальную значимость без пребывания снаружи — стопроцентная, она вполне конкретна и поэтому неприемлема.

Осознать ошибки такой логики несложно, но, несмотря на это, она продолжает оставаться весьма распространенной. Сейчас сторонников такой точки зрения все меньше, но дается это дорогой ценой. Часто ее меняют, лишь лично столкнувшись с болезнью или гибелью от новой болезни знакомых, а то и родственников.

Сам собой появляется вопрос: отчего население Армении так воспринимает эпидемию? Откуда все эти дикие мысли о том, что за коронавирусной историей стоит Билл Гейтс, «заинтересованные в ней люди», что кто-то рисует цифры заболевших, чтобы всех запугать? Откуда идеи, что эпидемия нужна, «чтобы получить компенсацию от Всемирного банка»?

Наиболее вероятная причина лежит в проблемах медиасферы Армении. Научно-популярных сайтов там нет, а онлайн-СМИ «про политику» не всегда вызывают доверие у читателей. Да и те, кто их наполняет, не всегда могут сразу разобраться в довольно непривычной им сфере инфекционных болезней, которая до 2020 года вообще проходила мимо местной политической повестки дня.

Что будет, если десять лет читать о том, что очередной шаг политика вызван той или иной группой интересов — но при этом не сталкиваться с новостями, разбирающими сложную, с научной точки зрения, проблему? Вы неизбежно привыкнете искать «кому выгодно» даже там, где — как с текущей эпидемией — не выгодно вообще никому. Зато узнать, каков механизм разноса вирусов, почему маски от них помогают, но весьма слабо, какие бывают виды карантина и почему жесткий карантин работает, а мягкий — нет, вам будет просто неоткуда.

Нелишне помнить, что власть в итоге состоит из все того же населения страны и часто разделяет с ним те же ошибки и заблуждения. Призывая граждан не собираться и дистанцироваться, руководство страны в 20-х числах мая само провело банкет на свежем воздухе — без масок и социального дистанцирования. Как всегда и бывает, население не может серьезно относиться к ограничительным мерам, которые представители власти предлагают соблюдать людям, но не соблюдают сами.

Наверное, сейчас, когда премьер-министр Армении, участвовавший в том банкете, заразился коронавирусом, он должен был бы поменять свою позицию и серьезнее относиться к сдерживанию этой болезни. В том числе подавая гражданам личный пример. Увы, вместо этого он появился на публике, вел выступление, находясь близко к другим людям. Хотя, как мы уже писали, даже маска, надетая на зараженного, ни в коем случае не может считаться надежной защитой и не дает ему права общаться со здоровыми людьми.

Армянский урок для России

3 мая 2020 года мы писали: «Армения… — небольшое государство, в котором инфекция может распространяться быстро. Кроме того, она собирается снимать ограничения не как Израиль, постепенно и после выхода на плато, а почти сразу и находясь еще в фазе активного роста числа заболевших. В этом ценность Армении как страны-лаборатории. Если местные власти в самом деле снимут карантин 4 мая этого года, армяне невольно станут участниками крупного, хотя и бесчеловечного эксперимента «Что будет, если в разгар сильной вспышки взять и просто забить»».

Теперь итоги этого эксперимента очевидны. По официальным данным, погибли пара сотен человек, но насколько эти данные успевают учесть реальную ситуацию — понять сложно. Несколько дней назад, до выходных, в Армении зарегистрировали 450 заболевших в день, а в выходные эта цифра просела до 210. Причем поначалу местные статистики написали «120» — и лишь затем поправились, поменяв порядок цифр.

В мире уже есть пример страны, где цифры регистрации новых больных зависят от выходных — и это плохой пример, — Швеция. Там уже несколько тысяч умерших при населении меньше московского. Такая работа системы здравоохранения означает, что учет больных ведется без особого напряжения, отчего может быть не всегда точным.

Наконец, при десятке тысяч выявленных заболевших и явно большом числе невыявленных финальное количество смертей должно быть не ниже нескольких сот. Если число заболевших и дальше будет расти вчетверо за четыре недели — счет пойдет на тысячи.

В такой обстановке для Армении единственно разумной политикой было бы как можно более длительное удержание карантина. Только не того, что был в апреле, когда за его соблюдением никто не следил, а фактического — как в Китае. Это вместе с ростом температуры и влажности могло бы заметно уменьшить число жертв.

Тем не менее даже сейчас, когда заболел и премьер-министр этой страны, шансов на реализацию подобного сценария мало. Экономический спад до 17% в апреле слишком силен, чтобы власти набрались храбрости его повторить. К тому же новый карантин требует изменения политики расходования валютных резервов — от стабилизации курса валюты к поддержке граждан, — что всегда сложно. Экономисты будут против, а непрофессионал редко решается спорить с ними.

Поэтому наиболее вероятный сценарий для Армении — Бергамо. То есть полное «выгорание» эпидемии за счет охвата ею большого числа местных жителей. Это означает риск гибели тысяч человек, что для небольшой республики много.

Определенно, армянская ситуация пока выглядит далекой от российской: небольшая страна, поэтому процесс заражения идет относительно быстро, и кажется, что у нас так быть не может. Но, несмотря на меньший размер Армении, во многом местная ситуация похожа на российскую.

Так же, как и там, — и в отличие от Вьетнама — у нас не помещали людей на двухнедельный строгий карантин после их возвращения из-за рубежа. Соблюдение двухнедельного «самокарантина» после приезда возлагалось на заболевшего: это закономерно приводило к тому, что люди стабильно выходили из дома. Никого ни в какие запертые комнаты, как во Вьетнаме, не помещали.

Динамика новых случаев заражения Covid-19 в России. Если в Москве эпидемия пошла на спад, то про страну в целом это пока сказать сложнее / ©стопкоронавирус.рф

Да, в России проводили больше тестов, что упростило сдерживание эпидемии на ранних стадиях. Но, несмотря на это, отсутствие жесткого карантина не дало ей и подавить эпидемию. Да, российские девять тысяч заболевших в сутки на душу населения меньше, чем 210 армянских (данные на 31 мая).

И все равно это много больше, чем число выздоравливающих, то есть, по сути, Covid-19 в России продолжает активное распространение. Причем процесс тут может длиться еще очень долго.

Upd.: За сутки 1 июня в Армении выявлено 517 заболевших, из-за чего их общее количество превысило десять тысяч человек.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 07:36
Полина Меньшова

Слонам свойственны развитая мимика, умение сотрудничать и помогать друг другу, а также хорошая память. Ученые из Германии и Франции обнаружили, что эти животные способны узнать сотрудников зоопарка, которые работали с ними больше 10 лет назад.

Вчера, 13:02
Елизавета Александрова

Ранее семь разных компаний заявили, что смогут забрать с Красной планеты капсулы с образцами, собранными марсоходом Perseverance. Теперь в этом соревновании неожиданно появился новый сильный игрок.

Позавчера, 17:11
Елизавета Александрова

Одна из самых первых галактик во Вселенной оказалась совсем не тем, что ученые ожидали увидеть всего через несколько сотен миллионов лет после Большого взрыва.

5 октября
Любовь

Международная исследовательская группа совместно с биологами из Университета Мэриленда (США) обнаружила у геккона токи (Gekko gecko) способность воспринимать низкочастотные вибрации с помощью саккула — органа во внутреннем ухе, который, как считалось ранее, отвечает исключительно за равновесие и ориентацию в пространстве.

8 октября
Полина Меньшова

Внимание тесно связано с воспоминаниями: мы фокусируемся на том, что как-то связано с информацией из долговременной памяти. Однако, как выяснили ученые из Канады и США, эта связь сложнее, чем принято было считать, и иногда не помогает, а мешает сконцентрироваться.

Позавчера, 17:11
Елизавета Александрова

Одна из самых первых галактик во Вселенной оказалась совсем не тем, что ученые ожидали увидеть всего через несколько сотен миллионов лет после Большого взрыва.

25 сентября
Татьяна

Марс не всегда был холодным и сухим, как сейчас. Все больше фактов говорит о том, что миллиарды лет назад там текли водные потоки. А значит, была плотная атмосфера, создающая парниковый эффект и поддерживающая воду в жидком состоянии. Примерно 3,5 миллиарда лет назад вода исчезла, газовая оболочка существенно поредела. Почему? Ответ буквально лежит на поверхности, выяснили американские геологи.

17 сентября
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры из Белоруссии разработали альтернативный маршрут для более быстрой, безопасной и доступной перевозки грузов по сравнению с использованием Северного морского пути (СМП). Проект предусматривает организацию высокоскоростных грузопассажирских перевозок, в том числе транзитных, что станет альтернативой другим видам транспорта, в первую очередь авиации, за счет высокой скорости передвижения и уровня комфорта.

12 сентября
Полина Меньшова

Ученые из Китая и Великобритании обнаружили, что мозг собаки синхронизируется с человеческим во время общения. При этом на зрительный контакт и поглаживание животные реагируют по-разному, а нетипичная мозговая активность может сигнализировать о психических заболеваниях.

[miniorange_social_login]

Комментарии

32 Комментариев
DELETED
26.10.2021
-
0
+
Не понимаю, что движет людьми которые откровенно хернёй маются? Ну вот Арменя выпендрилась, типа "мы первые снимем меры..".. ну сняли..и что? вспышка заражения! При этом Армения не создаёт вакцины, нет подушки безопасности.. просто тупое понтовое поведение в стиле всех армян. Зачем? Кому надо? Смысл какой? Похеру, вот мы такие перцы выпендриваемся, а сейчас сидят на жопе и трупы считают.
Arto M
10.06.2020
-
0
+
Не имея хоть мало-мальски вменяемой статистики о кол-ве заболевших и соответственно проценте смертности от этого вируса, автор данного памфлета рисует апокалиптическую картину для Армении. Исходя из разоблачающих статьей со всего мира, об искусственном увеличении количество смертей от коронавируса, основная масса населения во всех странах, где существует хоть какая-то свобода слова, смогли путем простой арифметики заметить несоответствие в официальной статистике. В Армении, по статистике, в первой половине 2020г. от болезней умерло меньше людей, чем за тот же период 2019г.. И не надо быть учёным, чтоб заподозрить неладное, в афишируемой вами, чуть ли не апокалиптической ситуации в мире и в Армении в частности. От вашей статьи пахнет политическим заказом, но вот от кого он - надо еще покопаться. П.С. Кстати, премьер Армении со всей семьёй чудесным образом выздоровел, когда пришла необходимость лететь в Россию на празднование парада победы. Чудеса да и только )))
    "Не имея хоть мало-мальски вменяемой статистики о кол-ве заболевших и соответственно проценте смертности от этого вируса, автор данного памфлета рисует апокалиптическую картину для Армении" А откуда вы взяли, что автор их не имел? Из головы? "Исходя из разоблачающих статьей со всего мира, об искусственном увеличении количество смертей от коронавируса, основная масса " Тут не очень по-русски написано. Вы не могли бы пояснить свою мысль? Если она в том, что смертность от коронавируса завышается, то нет, напротив, она чаще скорее занижается: " В Армении, по статистике, в первой половине 2020г. от болезней умерло меньше людей, чем за тот же период 2019г.." А в России за первый квартал этого года умерло больше, чем за первый квартал прошлого. Однако измерять надо не в полугодиях (потому что в первом квартале эпидемия и в России, и в Армении только появлялась), а за период активной фазы эпидемии. Например, за апрель-июнь. И вот тогда цифра будет совсем другой. Ну а о том, ошибался ли я в отношении Армении или нет вы легко узнаете по цифра общей смертности в этой стране уже через несколько месяцев. Она взлетит в сравнении с прошлым годом, на чем роль коронавируса станет очевидной и для вас.
    +
      ещё комментарии
      -
      0
      +
      Если человек верит в "отсутствие эпидемии" то он должен верить в завышение данных по всему миру. Здесь похоже тот самый случай: "Короны нет это все рептилоиды придумали чтобы нас загнать в цифровой концлагерь" Так что вот он подлинный заказчик статьи!
        Arto M
        10.06.2020
        -
        0
        +
        Как насчет заведомой лжи в коментарии "автора" выше, об увеличении общей смертности в России за 1 квартал этого года? Число умерших в расчете на тысячу человек населения в России за первые три месяца 2020 года снизилось на 3,8% по сравнению с первым кварталом 2019-го. Об этом пишет ТАСС со ссылкой на пресс-службу Министерства здравоохранения. Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5eb823d09a79470ad94e16ed Вы адепт "короновируса"?
      Arto M
      10.06.2020
      -
      0
      +
      "А откуда вы взяли, что автор их не имел? Из головы?" Нет, просто такой статистики не существует )) Т.е. вы утверждаете, что владеете информацией о количестве зараженных в какой-либо отдельно взятой стране? И это при 60%-ой точности самих тестов ))) Не имея данных о кол-ве зараженных, любая статистика сводится к манипуляции цифрами, как в самой Армении, так и во всем мире. "Исходя из разоблачающих статьей со всего мира, об искусственном увеличении количество смертей от коронавируса, основная масса " В инфо пространстве очень много свидетельств об искусственном увеличении количества смертей от COVID-19 путем приписок и искажении причин смертей. Взять хотя бы тот же, цитируемый вами, Вьетнам. Там смертность очень мала или вовсе отсутствует не из-за карантина или драконовских мер, а просто метод диагностики не соответствует инструкциям ВОЗ, т.е. умершего больного от рака не вписывали в статистику жертв от "COVID-19". "А в России за первый квартал этого года умерло больше, чем за первый квартал прошлого. Однако измерять надо не в полугодиях (потому что в первом квартале эпидемия и в России, и в Армении только появлялась), а за период активной фазы эпидемии. Например, за апрель-июнь. И вот тогда цифра будет совсем другой." Вы распространяете заведомо ложную дезинформацию. "Число умерших в расчете на тысячу человек населения в России за первые три месяца 2020 года снизилось на 3,8% по сравнению с первым кварталом 2019-го. Об этом пишет ТАСС со ссылкой на пресс-службу Министерства здравоохранения." Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5eb823d09a79470ad94e16ed И та же самая тенденция наблюдается в Армении. Учитывая, что (по данным того же ВОЗ) начало эпидемии короновируса приходится на октябрь-ноябрь 2019г, агрессивность и скорость распространения данного вируса и запоздалую реакцию государств на "эпидемию" - пик "пандемии должен был быть пройден уже в марте-апреле 2020 и статистика за полугодие более всеобъемлющая. Но, тут вопрос в другом - зачем вы врете???
        "Нет, просто такой статистики не существует ))" Если ее нет, то и ваше обвинение в адрес автора смысла не имеет. "Т.е. вы утверждаете, что владеете информацией о количестве зараженных в какой-либо отдельно взятой стране?" Это вы откуда взяли? Нет, я этого не утверждаю. Но для точности текста это и значения не имеет. Оценить размах эпидемии можно и по количеству выявленных зараженных. Что, собственно, и позволило Китаю или Корее задавить эпидемию. "И это при 60%-ой точности самих тестов )))" Вас кто-то обманул. Количество ошибок у используемых ПЦР тестов не выше 30%. "В инфо пространстве очень много свидетельств об искусственном увеличении количества смертей от COVID-19 путем приписок и искажении причин смертей" И все эти свидетельства не выдержали последующей проверки. Зато свидетельства того, что количество смертей от ковид неодооценивается проверку вполне выдержали: общая смертность лиц с коронавирусом намного выше официальных цифр смертности от него. Что уже заставило CDC США и Мосгорздрав изменить официальные цифры. "Взять хотя бы тот же, цитируемый вами, Вьетнам. Там смертность очень мала или вовсе отсутствует не из-за карантина или драконовских мер, а просто метод диагностики не соответствует инструкциям ВОЗ, т.е. умершего больного от рака не вписывали в статистику жертв от "COVID-19". " Нет, это неправда. Во Вьетнаме было всего 658 заболевших, что очень мало. Если бы не карантин и "драконовские" меры к въезжающим их было бы куда больше (в России только выявленных 0,5 млн, а ее население лишь в 1,45 раза выше вьетнамского). То есть главная причина малой смертности -- это именно то, что эпидемию задавили. Да, во Вьетнаме могли не писать часто умершему коронавирусному коронавирус в причины смерти. Но не потому, что он использовал "метод диагностики не соответствует инструкциям ВОЗ", а как раз наоборот, потому что строго им следовал. Рекомендации ВОЗ прямым текстом говорят: «Лица с коронавирусной инфекцией могут умереть от других заболеваний или несчастных случаев; такие случаи не считаются смертями от Covid-19 и не должны быть учтены как таковые». (https://www.who.int/classifications/icd/Guidelines_Cause_of_Death_COVID-19-20200420-RU.pdf) Причина, по которой этой рекомендации мог следовать Вьетнам и не могли США или Италия в том, что во Вьетнаме задавили эпидемию на ничтожном числе зараженных (выявлено 658). Поэтому Вьетнам мог скрывать. В Италии же погибли десятки тысяч, в США -- больше сотни. Медицина там не выдержала, у нее нет возможностей для вскрытия такого количества трупов в столь короткое время. ""А в России за первый квартал этого года умерло больше, чем за первый квартал прошлого. Однако измерять надо не в полугодиях (потому что в первом квартале эпидемия и в России, и в Армении только появлялась), а за период активной фазы эпидемии. Например, за апрель-июнь. И вот тогда цифра будет совсем другой." Вы распространяете заведомо ложную дезинформацию. "Число умерших в расчете на тысячу человек населения в России за первые три месяца 2020 года снизилось на 3,8% по сравнению с первым кварталом 2019-го. Об этом пишет ТАСС со ссылкой на пресс-службу Министерства здравоохранения."" Я прошу прощения, это была описка. В первом квартале смертность в России была ниже, чем в прошлый. Однако смысл комментария верен -- измерять надо не в полугодиях, а в пиковых месяцах -- потому что в первом квартале эпидемия и в России, и в Армении только появлялась. "И та же самая тенденция наблюдается в Армении. " Нет. Для пиковых месяцев эпидемии в Армении не будет смертности ниже. чем в прошлом году. Пиковые месяцы эпидемии для Армении -- май и июнь.. Вот когда выйдет по ним статистика общей смертности -- и вам станет все ясно. Таких как вы конспирологов "вирус безопасен" было полно в Италии, до конца марта, или в США, до апреля. Но коронавирус вас всех вылечит, и вполне надежно. Цифры общей смертности оспорить не сможет никто. "Учитывая, что (по данным того же ВОЗ) начало эпидемии короновируса приходится на октябрь-ноябрь 2019г, агрессивность и скорость распространения данного вируса и запоздалую реакцию государств на "эпидемию" - пик "пандемии должен был быть пройден уже в марте-апреле 2020 и статистика за полугодие более всеобъемлющая" Нет. Вы не правы, потому что вплоть до января 2020 года скорость распространения эпидемии была низкой. и массировано за пределы Китая она не выходила. Кроме того, карантинные меры серьезно тормозят его распространение. Поэтому фактический пик эпидемии относится к пику общей смертности в той или иной стране -- для Италии март-апрель, для США -- апрель-май. Для Армении пик -- июнь. "Но, тут вопрос в другом - зачем вы врете??? " Ответ на него очень простой: я не вру.
          Arto M
          12.06.2020
          -
          0
          +
          Я: "Не имея хоть мало-мальски вменяемой статистики о кол-ве заболевших и соответственно проценте смертности от этого вируса, автор данного памфлета рисует апокалиптическую картину для Армении" Автор: А откуда вы взяли, что автор их не имел? Из головы? Здесь Вы пытаетесь убедить аудиторию, что вы владеете статистикой и далее вы проявляете чудеса изворотливости ))) Автор: Если ее нет, то и ваше обвинение в адрес автора смысла не имеет. Нет, это неправда. Во Вьетнаме было всего 658 заболевших, что очень мало... Еще одно безаппеляционное утверждение. Никакой информации о тотальном тестировании граждан Вьетнама я не нашел и исходя из этого мы можем сделать вывод - тестировались лишь больные с явно выраженными признаками болезни и, учитывая заявления уважаемых вами CDC и WHO о бессимптомных носителях вируса, ваши утверждения являются лишь догадками, а не фактами, коими вы стараетесь их представить. Ваши дальнейшие суждения о будущем (как и мои), являются лишь догадками, но в отличии от меня, вы почему-то очень категоричны. Отсюда и подозрение в вашей ангажированности.
Avet Vardanyan
02.06.2020
-
0
+
Я сам из Армении и могу сказать, что рост числа заболевших из за не соблюдения таких мер как соблюдение дистанции, ношение масок. Маски у нас сейчас можно не надеть если ты на открытом пространстве, но она должна у тебя быть. И здесь самая большая проблема когда еще было мало заболевших министр здравоохранения Армении А. Торосян заявил что, обычные маски не защищают нас от вируса, что является правдой, но так же заявил, что это маски должны носить только больные, чтобы не распространять вирус насколько это возможно. Не долго после этого заявления уже ввели карантин, без масок нельзя было выходить на улицу еще и без пропуска. Но когда ужесточения сняли уже можно было выходить но обязательно иметь при себе маску, как уже говорил ранее. Когда эти меры были предприняты правительством люди говорили уже, что не будут носить маски, что это все чушь и отрывисто вспоминали ранее сказанное А. Торосяном. Но здесь главное, что есть конкретные люди занимающимся антипропагандой нынешнего правительства, в глубине всего этого политика и очень много людей которые помешаны на конспирологии и этими людьми очень просто управлять.
-
0
+
Открыл новости и офигел. Мало того, что парад мутят, так еще и "пригласили на него военных из 19 стран" Совсем с дуба рухнули? Ну проживет год страна без парада Победы, да и без поправок в Конституцию тоже. Зачем это сейчас? Ой прав Alex насчет "диктаторов" у которых свербит в одном месте. Просидел пару месяцев в бункере - не слышно было, один Собянин отдувался, теперь вдруг развил кипучую деятельность. https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5ed627269a7947d970c3d421
Андрей Н.
02.06.2020
-
0
+
>И все равно это много больше, чем число выздоравливающих, то есть, по сути, коронавирус в России продолжает активное распространение. За последние сутки в России выявлено 8863 новых заболевших, а выздоровело 11 108.
    У нас периодически выписывают "волнами", но средненедельные цифры заражений против выписки не такие оптимистичные, как в указанной вами волне. https://coronavirus-monitor.ru/coronavirus-v-rossii/ Например, сутками ранее было 9 035 новых случаев коронавируса, а полностью выздоровело 3 994 человека.
    +
      ещё комментарии
      Андрей Н.
      02.06.2020
      -
      0
      +
      Если верить графику динамики количества заражённых в данный момент времени (который видимо должен показывать дельту между "всего больных" и "всего выздоровевших"), то больше похоже на выход на плато, чем на активное распространение. По Москве пик при этом пройден.
        Я был бы очень рад, если бы так и случилось. Но мне несколько мешает в это поверить то, что если посмотреть на данные без Москвы, то пик еще может быть впереди. В идеале очень хочется, чтобы эпидемия закончилась завтра -- и так погибших больше пяти тысяч. Но я немного не вижу предпосылок. Экономика открывается, очень большая часть населения не верят, что вирус вообще существует - я лично слышу разговоры людей вокруг в магазинах, например, и такие темы там часты. В таких условиях остановка распространения вируса в ближайшие недели .маловероятна. Разве что вдруг надолго установится жара в плюс 30. Но это крайне маловероятно: в России живем все же. Пару недель назад я написал, в одной из предшествующих статей, что общее число жертв коронавируса в России превысит десять тысяч - и хорошо бы, чтобы ошибся. Но пока, увы, все идет именно к этой, чрезмерно большой цифре.
          Kostik Kit
          02.06.2020
          -
          0
          +
          Начало июня всегда холодное и дождливое в европейской части страны, зато потом теплеет. Вирусная нагрузка всё равно снижается.
          Александр, я бы сказала, что ваши 10 000 - это очень оптимистичный сценарий. ) Я думаю, что всё будет гораздо хуже, а 10 000 уже сейчас есть. Очень правильный пример Армении, как не надо делать, но Россия идёт тем же путём. На сегодня 05.06.20 в Армении + 697 новых заболевших, то есть эпидемия пошла в гору, что и следовало ожидать. Если нет карантина (хоть какого), то иначе быть и не может.
            "Я думаю, что всё будет гораздо хуже, а 10 000 уже сейчас есть" На сегодня порядка 7-8 тысяч жертв, исходя из данных по Москве. Десять тысяч будет ближе к концу июня.. Гораздо хуже, бесспорно может быть. Особенно если не будет вакцины к осени. "Если нет карантина (хоть какого), то иначе быть и не может. " В принципе -- может. Например, во многих странах Африки карантина нет, но и с эпидемией сложности. Вопрос в том, что у нас климат неафриканский.
              В Африку прилетело позже. Вы же сами понимаете, что сравнивать надо сходные параметры. Если ориентироваться по Москве, то 7-8 тысяч, а если не по Москве, то гораздо больше. Например, если рассматривать ситуацию в Дагестане, в Питере, и вот уже в Тольятти "Все больницы переполнены, и мы вынуждены по приказу министерства здравоохранения открыть еще госпиталь на 550 коек», — сказал главный врач тольяттинской горбольницы № 5. Посмотрите, что происходит, если ещё не видели эту информацию. Там ссылка есть в тексте статьи на видео от главного врача https://news.mail.ru/incident/42067229/?frommail=1&fbclid=IwAR2ye70wBy3DAqkaBPcuRU0j7MpNKGVf98GHuap7NzDjQyxcksLS_6EwnOs
                "В Африку прилетело позже" В Россию тоже прилетело достаточно поздно, однако итоги заметны. Массовая вспышка за прошедшие месяцы уже случилась бы и в Африке. Наиболее вероятная причина, по которой этого нет -- высокая абсолютная влажность воздуха (при ней вирусы плохо передаются по воздуху, см. ссылку на работу в тексте) и сравнительно молодое население (слабее заражается). "Если ориентироваться по Москве, то 7-8 тысяч, а если не по Москве, то гораздо больше." В Москве население старше, чем где-либо еще в стране за исключением Северного Кавказа, поэтому я не уверен, что там смертность будет ниже, чем в условной Вологде. "Например, если рассматривать ситуацию в Дагестане, в Питере, и вот уже в Тольятти " Пока количество смертей в Питере (где-то между 1 и 1,5 тысячами за май) на душу населения ниже чем в Москве (за тот же май не ниже 2,3 тысяч погибших, это оптимистичная оценка). Число лиц с антителами и в Питере и в Москве сравнимое, хотя, конечно, по первому выборка меньше. Дело в том, что выживаемость людей при коронавирусе не так сильно зависит от качества больниц, как от возраста. Судя по статистике, люди дошедшие до ИВЛ погибают более чем в 80% случаев, вне зависимости от страны. Взгляните на данные смертности по той же Германии.
                Да, в Африке население молодое, но эпидемия там только начинается и там есть проблемы со статистикой. К тому же, в южном полушарии начинается сезон гриппа, вы не учли этот фактор. Если же судить по ЮАР, где со статистикой лучше всего, то ничего хорошего Африку не ждёт. Посмотрите на Волдметер ситуцию в ЮАР. А это статья недавняя об Африке https://ria.ru/20200526/1572001277.html
                Что касается влажности, то в Африке достаточно территорий с сухим тропическим климатом и засушливым субэкваториальным. К тому же возникает вопрос, почему влажность не мешает распространяться коронавирусу в Бразилии? Учтите, в фавелах кондиционеров нет и в магазины с кондиционерами они не очень то ходят, всё съестное на рынках покупают и на улицах. При этом в Японии высокая влажность и сплошные кондиционеры не мешают сдерживать эпидемию.
                -
                0
                +
                Бедный врач, столкнулся с идиотами словно первый раз в жизни. Антимасочники, маловеры, коронозаговорщики и прочее не стадо. Да главрач для них ведь тоже не авторитет. Этим людям даже экскурсия по больнице не поможет. Только полное погружение - когда сами заболеют. Так-то бы и плевать пусть люди делают со своей жизнью что хотят. Но они ведь подают пример, ведут пропаганду, а в случае заражения сами станут источником опасности. И койко-место занимают. Лечить-то ведь будут всех одинаково и тех кто соблюдал меры предосторожности и тех кто игнорировал.
          -
          0
          +
          Ну я бы не сказал что 10 000 это такая уж большая цифра на 146 000 000. Но если смертность останется на том же уровне (~150) то через месяц конечно будет и десять тысяч. 5528 уже есть, плюс 150*30=4500 Максимальная цифра до конца года тоже вполне поддается оценке. Это будет примерно 30 000 если все пойдет как сейчас.
            "Ну я бы не сказал что 10 000 это такая уж большая цифра на 146 000 000. " Люди -- это люди, и нет особо разницы от чего они умерли. Представьте гибель 10 тысяч в войне -- за несколько месяцев. Или в серии терактов. Мне кажется, это довольно много. Суточная смертность теоретически должна упасть к июлю -- о насколько именно я сейчас не скажу. И главное -- теоретически. Если в регионах много где начнут дагестанить -- вряд ли снизится.
      -
      0
      +
      Тут наглядней. Видно что числа новых выздоровлений и заражений достаточно близки. Хоть выздоровления-выписки идут волнами, да. И это при повсеместном снятии ограничений (резкого роста не случилось). То есть картина не такая апокалиптическая как нарисована автором. Хотя я вполне солидарен с ним - ограничения (даже такие слабые) снимаются рано. И все это может закончится рецидивом. Той самой "второй волной" о которой заговорили политики. Дай бог к осени успеют протестировать вакцину. И сделать побольше "российских" лекарств. Иначе будет "весело"
        Для России она пока не апокалиптическая -- в плане того, что армянские темпы сильно выше. Но я лично считаю огромное проблемой для нас уже то, что Вьетнам, при населении всего в 1,5 раза меньше, и при этом много более скученном. имеет ноль подтвержденных смертей от коронавируса -- а мы пять тысяч (на самом деле это цифра без U07.2, то есть фактически в России умерших уже больше шести тысяч). Более того, все идет к тому, что и 10 тысяч погибших будет. Это плохой результат. В Афганистане потери были в среднем ниже тысячи в год, а тут десять тысяч в несколько месяцев очень вероятны.
          -
          0
          +
          Вьетнамский путь у нас невозможен в принципе. Равно как и китайский. Режим не такой "кровавый", государство недостаточно "полицейское", а народ вовсе не такой послушный как о нем пишут. Плюс меры поддержки этого народа сильно отстают от западных. Кнут вялый и пряник тощий. Да и у властей нет твердой политики по поводу необходимых мер. Нет развернутой компании в СМИ, точнее инфа противоречива и вызывает пофигизм - можно выбрать ту точку зрения которая больше нравится.
          Kostik Kit
          02.06.2020
          -
          0
          +
          К сожалению все эти полукарантинные меры по самоизоляции мало влияют на статистику по заболеваемости, так что снятие этих ограничительных мер ни в Армении ни в России особо не повлияло на динамику прироста.
            Kostik Kit
            02.06.2020
            -
            0
            +
            Надо было изначально делать нормальный карантин как в Корее или Вьетнаме.
            Влияние все же есть: без таких мер количество больных удваивается за 6-7 дней (и растет в 16 раз за четыре недели). Очевидно, что раз в Армении за четыре недели число больных выросло в четыре раза, значит, даже такой "полукарантин" снижает темпы распространения болезни вдвое. В России за последние 4 недели число заболевших выросло в 3,15 раза, -- то есть здесь торможение даже серьезнее. Без карантинных мер вообще был бы рост в 16 раз - что явно сильнее. Но да, трудно не согласиться с тем, что куда проще было бы начинать нормально бороться в марте.