17.01.2023
Михаил Орлов
9 723

Биологи узнали, почему чукотские киты провоняли больницей

4.7

Серые киты по-прежнему остаются важным объектом промысла некоторых народов, в том числе жителей Чукотки. Однако многие из добытых туш настолько неприятно пахнут, что их невозможно или даже опасно есть. Новая статья российских ученых установила причину этого феномена «‎зловонного кита».

Серый кит Eschrichtius robustus
Серый кит Eschrichtius robustus / © Alec Hamilton / Автор: Sycophanta Duccius

Серые киты (Eschrichtius robustus) — крупные морские млекопитающие, достигающие в длину 11-15 метров, массой до 30 тонн. Животные распространены довольно широко — встречаются вдоль побережья Тихого океана как Старого, так и Нового Света. В отличие от некоторых других китообразных, серый кит (или калифорнийский кит) не относится к угрожаемым видам и не нуждается в особой охране.

Более того, этот вид по-прежнему остается объектом китобойного промысла. Для ряда народов, сохранивших традиционный уклад жизни, забой китов — важный способ добывать пропитание. Несмотря на прекращение прежнего массового убийства китов по всему миру, чукчи, то есть коренные жители Чукотки, ежегодно получают сотни лицензий на вылов этих зверей с жирным мясом.

После распада СССР население Чукотки было вынуждено добывать китов неподалеку от берега и используя небольшие лодки. При этом люди столкнулись с необычной проблемой: некоторые из китов обладали резким неприятным запахом, напоминающим не то больницу, не то химические отходы. Есть их оказывалось невозможно. В то же время многие другие туши пахли так, как положено результату удачной охоты.

Для объяснения этого странного и малоприятного явления предложили ряд гипотез: от разливов нефти до саботажа экоактивистов, намеренно портящих товарные качества китового мяса. Теперь авторы новой публикации в журнале Chemosphere, наконец, разгадали секрет дурнопахнущих китов.

Для этого им пришлось исследовать множество туш серых китов (как нормальных, так и пахучих), выловленных близ Чукотки в 2020-2021 годах. Твердые компоненты из них экстрагировали и анализировали с помощью газовой хроматографии и масс-спектрометрии.

Ученым удалось обнаружить в животном сырье свыше 500 различных соединений, в том числе десятки органических веществ с резким запахом. Самыми примечательными из них оказались бромфенолы, в том числе 2,6-дибромфенол. Это галогенорганическое вещество с сильным и узнаваемым запахом, который напоминает запах йода.

Однако откуда в китах взялась эта необычная органика, да еще в огромных количествах? Оказалось, всему виной их диета. Те киты, которые живут ближе к береговой линии и чаще попадают в лодки рыбаков, питаются почти исключительно рачками-амфиподами и многощетинковыми червями — полихетами. Вторые как раз способны синтезировать пахучие бромфенолы, с помощью которых защищаются от бактерий. Выходит, в мясо китов органические вещества попадают по пищевой цепи.

В то же время те животные, в рационе которых намного меньше пахучих полихет, оставались вполне пригодными в пищу и не приобретали их въедливый запах.