26.04.2022
Михаил Орлов
1 593

Устойчивые к антибиотикам клостридии способны перейти от свиней к человеку и наоборот

6.4

Клостридии и их родственники — группа бактерий, среди которых есть опасные для человека патогены. Согласно новым данным, одна из таких бактерий, Clostridiodes difficile, которая также заражает домашних свиней и имеет множество генов устойчивости к антибиотикам, в принципе способна переходить и от этих животных к человеку, и наоборот.

Патогенная бактерия Clostridiodes difficile
Патогенная бактерия Clostridiodes difficile / © Paul Gunning / Автор: Ирина Мельникова

Среди опасных для человека патогенов выделяются бактерии из группы клостридий. Это микробы, способные расти исключительно в анаэробных (бескислородных) условиях и образующие очень устойчивые споры. Хотя многие из клостридий относятся к нормальной микрофлоре и находятся в кишечнике здорового человека, на его коже и так далее, среди них есть ряд возбудителей серьезных или даже опасных инфекций (например, ботулизма).

Это касается и Clostridiodes difficile — бактерии, которую раньше называли Clostridium difficile, но недавно перенесли в другой род. C. difficile вызывает воспаление кишечника, которое нередко развивается после курса терапии антибиотиками. Дело в том, что эти препараты среди прочих побочных эффектов вызывают гибель здоровой микрофлоры — сообщества бактерий и прочих микробов, необходимых человеку для нормального пищеварения и иммунитета. В то же время C. difficile нечувствительна к ряду современных противомикробных препаратов.

Согласно новому исследованию, дополнительным поводом для беспокойства может стать заражение человека C. difficile от домашних свиней. Ученые изучили животных, которые содержатся на 14 различных фермах в Дании, и смогли выяснить, что живущие в них C. difficile имеют целое множество генов устойчивости к антибиотикам. Причем те же гены есть у бактерий, обнаруженных у людей.

Выходит, заразивший свинью Clostridiodes difficile в принципе способен инфицировать человека. Иными словами, обнаружен новый потенциальный источник зооноза.

«Наши данные о наличии множества общих генов резистентности к антибиотикам говорят о том, что C. difficile следует считать резервуаром генов устойчивости к противомикробным средствам, которые при этом способны переноситься между животными и людьми, — отметила доктор Семе Бежауи (Semeh Bejaoui), один из авторов новой публикации из Университета Копенгагена (Дания). — Из этого тревожного открытия следует, что антибиотикорезистентность может быть распространена шире, чем считалось ранее <…>».

Среди отобранных у 514 свиней образцов в 38 выявили как минимум один ген устойчивости к антибиотикам. Из проведенного анализа следует, что C. difficile из этих образцов резистентны к антибиотикам семи разных классов, чаще всего — к макролидам, бета-лактамам, аминогликозидам и ванкомицину. Все они активно используются для лечения тяжелых бактериальных инфекций.

«Слишком активное применение антибиотиков у людей в медицинской практике и для получения дешевой продукции на фермах сводят на нет наши возможности лечить бактериальные инфекции, — продолжает доктор Бежауи. — Особенно тревожит большой пул генов, придающих бактериям устойчивость к аминогликозидам, то есть классу антибиотиков, к которым C. difficile и так невосприимчива».

Дело в том, что в этом случае патоген служит своеобразным передатчиком ненужной ему, но выгодной для других опасных микробов способности. Для пациентов это не означает ничего хорошего. Именно поэтому ученые убеждены, что необходим пересмотр имеющихся протоколов лечения таких бактериальных инфекций.

Несмотря на попытки, исследователи не смогли детально проследить пути передачи генов антибиотикорезистентности среди патогенов человека и свиней. Они даже предполагают, что обмен генов, а значит, и самих C. difficile, может происходить и от свиней к человеку, и наоборот.