07.02.2023
Мария А.
18 274

Ученые разобрались, какие породы собак отвечают на волчий вой

3.7

Авторы нового исследования провели эксперимент почти с 70 собаками разных пород, чтобы узнать, как они реагируют на вой одного волка и целой стаи.

Хаски
© Freepik / Автор: Артем Фомин

Этологи из Университета имени Лоранда Этвёша в Будапеште (Венгрия) вместе с коллегами из Италии, Великобритании, США, Испании и Швейцарии выяснили, как собаки реагируют на волчий вой. Если питомцы конкретной породы более склонны отвечать диким родственникам, означает ли это, что они генетически ближе друг к другу? Ответам на эти вопросы посвящено новое исследование, опубликованное в журнале Communications Biology.

Вой — вокальная форма коммуникации у животных, наблюдаемая у большинства псовых (Canidae), особенно у волков, койотов, лис и собак, хотя встречается и у кошек, и у некоторых видов обезьян. Но лучше всего этот способ общения «на расстоянии» изучен именно у волков.

У воя есть две функции: во-первых, он помогает в обнаружении и сплочении членов стаи, во-вторых, позволяет животным охранять территорию и избегать контактов с незнакомыми особями. Вой одного волка — «соло» — бывает разной продолжительности, от 0,5 до 11 секунд, с частотой от 150 до 780 герц. «Хоровой» вой сложнее, длится в среднем по минуте, зачастую начинается с удлиненного вопля одного животного из стаи, а затем усложняется за счет присоединения других особей к «хору» и усиливающейся вариативности отдельных криков.

Хотя реакция волка на вой необходима, чтобы определять местоположение других членов стаи и предотвращать физический контакт с чужаками, она может зависеть от нескольких факторов: например, времени года, иерархии в группе и ее размера, возраста животного, наличия щенков или добычи, местности и так далее. Помимо аналогичного ответа голосом, волки порой откликаются на вой агрессивным или покорным поведением, приветствием, царапанием, мочеиспусканием с поднятой ногой, лаем, рычанием и так далее.

У людей вой прочно ассоциируется с волками, в то время как о вое у братьев наших меньших мы знаем довольно мало. Авторы новой работы решили проверить предположение о том, что генетически более близкие к общему предку — волку — собаки будут активнее реагировать на вой по сравнению с более отдаленными, так называемыми современными породами.

Ученые протестировали 68 собак 28 пород, причем 17 особей принадлежали к древним породам (сиба-ину, сибирский хаски, аляскинский маламут, акита-ину, ши-тцу, пекинес). Выборка включала взрослых животных (средний возраст — 4,57 года, от одного до 12 лет) обоих полов без проблем со слухом, 37 были кастрированы или стерилизованы. Перед экспериментом все владельцы заполнили анкеты о том, воет ли их собака и в каких ситуациях. Ни один из испытуемых ранее не слышал воя живого волка.

Исследование проводили в лабораторной комнате, разделенной деревянной перегородкой с дверью на две секции. Каждая собака оставалась вместе с хозяином в большом отсеке, а в другом был спрятан динамик, из которого по очереди в течение трех минут раздавались одиночный и хоровой вой волков.

Так проходил эксперимент / © Университет имени Лоранда Этвёша

Поведение животных фиксировали пять видеокамер, расположенные в разных точках. Владелец сидел на стуле, слушал музыку в наушниках и читал книгу, реагировать на питомца ему запретили. Собака могла свободно перемещаться по комнате. На ознакомление в тишине предоставлялась минута, затем экспериментаторы включали аудиозапись с воем.

Согласно результатам, из всех участвовавших в исследовании собак 57,3% (39 из 68 особей) реагировали вокализацией на волчий вой. «Генетическое расстояние от породы собаки до их последнего общего предка с волками наряду с возрастом стало надежным предиктором реакции на воспроизведение волчьего воя. В частности, пожилые особи старше 5,2 года (вероятно, они в целом более пугливы. — Прим. ред.) “древних” пород отвечали воем и стонами, в то время как молодые животные, независимо от их генетической удаленности от общего предка, проявляли умеренные реакции. Собаки, отвечающие воем, чаще демонстрировали стрессовое поведение», — рассказали ученые.

Видео с результатами эксперимента / © Университет имени Лоранда Этвёша

Вероятно, «древние» породы активнее выли в ответ из-за своей исходной роли и «сотрудничества» с человеком: так, сибирских хаски, аляскинских маламутов, чау-чау изначально использовали как транспорт; афганские борзые, сиба-ину и акита-ину нужны были для охоты, а шарпеи и акита-ину — для охраны. То есть все они в основном «работали» группами и могли свободно контактировать с людьми, поэтому чаще выли. Для современных пород универсальным типом вокализации остается лай, проявляющийся в различных контекстах. Вой в их «репертуаре» тоже присутствует, но он утратил свою функциональность из-за изменившейся социальной среды.

«Кроме того, “древние” породы чаще демонстрировали стрессовое поведение, нежели современные, и, соответственно, больше скулили. Это также может подтвердить нашу гипотезу о том, что более “древние” породы из-за генетического родства лучше обрабатывают информацию, закодированную в волчьем вое. <…> Собаки “древних” пород, изученных в нашем исследовании, могли испытывать стресс, думая, что они вторгаются на территорию волчьей стаи, и прибегали к вою, чтобы обозначить свое присутствие. <…> Другое возможное объяснение — представители “древних” пород сильнее реагируют на новые ситуации и шумы, поэтому демонстрировали более высокий уровень стресса даже на стадии ознакомления с комнатой», — добавили авторы работы.

Пол и репродуктивный статус тоже влияли на реакцию собак: кастрированные самцы дольше отвечали воем, чем интактные кобели, но между двумя группами самок различий не наблюдали. Это, по словам исследователей, противоречит гипотезе о том, что самцы, не подвергшиеся кастрации, более отзывчивы.