22.05.2023
3 151

Ученые выяснили, как неблагополучное детство влияет на поведение собак

4.6

Авторы нового исследования проверили, как собаки, выросшие в неблагоприятных условиях, реагируют на незнакомцев и как у них меняются уровни кортизола.

Собаки в вольере приюта
Собаки в вольере приюта для бездомных животных / © РИА Новости, Евгений Биятов

Психологи из Университета Небраски в Омахе (США) изучили, насколько сильна связь между собакой, спасенной из неблагоприятных условий, и ее новым хозяином, оценив поведенческие и физиологические реакции в условиях стресса. Результаты исследования опубликованы в издании Journal of the Experimental Analysis of Behavior.

«Привязанность существует внутри видов и между ними, примером чего служит связь между человеком и собакой. По прошествии более чем 30 тысяч лет с начала одомашнивания собаки научились распознавать состояние людей и участвовать в сложных социальных взаимодействиях. В основе способности этих животных понимать поведение людей лежит их привязанность, которая аналогична связи матери с младенцем. <…> Собака сохраняет близость к владельцу, когда тот находятся рядом, используя человека в качестве надежной базы для изучения новой среды, и проявляют стрессовое поведение при разлуке», — рассказали ученые.

По их словам, хотя владелец может выступать буфером, предотвращающим стресс у питомца, до сих пор было неизвестно, будут ли собаки, которые имеют негативный опыт общения с людьми в прошлом, реагировать аналогичным образом. Чтобы восполнить этот пробел, авторы работы протестировали 45 собак (средний возраст — примерно шесть-семь лет), принадлежащих шести мужчинам и 39 женщинам. Двадцать три животных в детстве спасли из крупных коммерческих питомников, где они жили в плохих условиях, либо зоомагазинов. В любящие семьи собаки впоследствии попали через волонтерские организации или приюты.

Контрольной группой стали 22 собаки того же возраста, пола и размера. Они не подвергались экстремальным или травмирующим условиям содержания в прошлом, хотя тоже росли у заводчиков, или в приютах, или у волонтеров. Все, кроме одного животного, были стерилизованы.

Собак и их владельцев сначала приводили в небольшое помещение, где было несколько столов, стульев, шкафов, книжных полок, а также миски с водой и коврик. Там питомцы находились по 20 минут, чтобы «акклиматизироваться», изучить обстановку и встретиться с исследователем.

Само «испытание» проходило в соседней комнате — туда испытуемых отводили после «акклиматизации». На полу лежало одеяло, а в центре стоял низкий табурет, на котором мог сидеть хозяин животного. Все происходящее записывали на камеру.

«Стрессовая» фаза длилась примерно 10 минут: в одном случае владелец заходил во второе помещение, где находился еще один экспериментатор, вместе с питомцем, в другом — оставался в первой комнате и заполнял анкеты. Хозяин или первый ведущий держал животное на поводке, пока сам сидел на табуретке. По прошествии четырехминутного периода изучения «угрожающий незнакомец» (второй ведущий) должен был пройти мимо собаки в дальний конец помещения, шаркнуть ногой по полу, затем посмотреть питомцу в глаза и медленно, в течение 30 секунд, подходить к нему, заложив руки за спину и слегка согнувшись.

Когда подопытный обращал внимание на «незнакомца» и демонстрировал какую-либо реакцию (например, лаял, рычал, хотел убежать либо спрятаться, опускал голову и так далее), исследователь дружелюбно подходил к собаке, садился на корточки, говорил с ней, протягивал руку и гладил. После этого теста люди и питомец возвращались в первую комнату, где у животного брали несколько образцов слюны — по ним ученые определяли уровни кортизола, «гормона стресса».

«Хотя уровни кортизола у собак оставались в основном стабильными во время тестов, у собак с неблагоприятным прошлым наблюдалось большее снижение уровня этого гормона, что свидетельствует об эффекте буферизации стресса: он обычно наблюдается не у всех собак, а у определенных подгрупп. Так, собаки с сильной привязанностью к хозяину демонстрировали более сильную реакцию кортизола на «угрожающего незнакомца», — отметили авторы исследования.

К тому же животные, выросшие в неблагополучных условиях, с большей вероятностью боялись подходящего к ним чужака и чаще смотрели на хозяина. Согласно опросу владельцев, такие питомцы в целом имели проблемы с обучаемостью и больше тосковали в одиночестве. Напротив, животные из контрольной группы были дружелюбнее к экспериментатору, они сосредотачивались на «незнакомце», но меньше полагались на «своего» человека.

«Собаки, живущие в неблагоприятных условиях, подвергаются хроническому стрессу, который вызывает пролонгированную реакцию на стресс. В итоге это приводит к избыточному высвобождению глюкокортикоидов и вызванному стрессом нарушению регуляции оси гипоталамус — гипофиз — надпочечники (HPA). Продолжительный стресс во время развития, в том числе внутриутробного, провоцирует изменения в проводящих путях, участвующих в реакции на стресс, в том числе в миндалевидном теле (то есть в лимбической области, отвечающей за реакцию на страх)», — объяснили ученые.

Выводы нового исследования, по словам его авторов, позволяют лучше понять, как детство собак влияет на биологические системы и последующее поведение. Кроме того, эти результаты могут предоставить информацию об уходе и реабилитации животных, спасенных из неблагоприятных условий, и привлечь к ним внимание. Чтобы избежать нарушений в поведении, следует не помещать собак (да и кошек — тоже) в перенаселенные приюты, отлучать от матери постепенно и в надлежащем возрасте, правильно их социализировать и кормить, а также предоставлять качественную медицинскую помощь.