16.10.2020
3 089

Биологи доказали наличие синдрома одомашнивания у обыкновенных игрунок

5.2

Ученые из Принстона провели первое в своем роде исследование, наглядно продемонстрировавшее взаимосвязь между аффилиативным поведением и степенью выраженности фенотипа одомашнивания.

Обыкновенная игрунка
Обыкновенная игрунка, или уистити (лат. Callithrix jacchus) / © Ребекка Терретт и Лорен Келли, Принстонский университет

Синдром одомашнивания предполагает набор черт, которые стали «побочными продуктами» искусственного отбора и приручения. Одомашненные млекопитающие обладают общим «комплектом» характеристик, которые редко наблюдаются одновременно у их диких собратьев. Среди таких черт — уменьшение размеров мозга и зубов, послушный характер, депигментация, измененная форма ушей и хвоста, более частые и несезонные эстральные циклы, снижение полового диморфизма и так далее.

Процесс доместикации зачастую связывают с группой стволовых клеток эмбриона — так называемым нервным гребнем. Впоследствии они могут мигрировать в разные части организма и превращаться в элементы нервной системы. Так, если эти плюрипотентные клетки переходят в надпочечники, выделяющие адреналин и норадреналин, то таким образом они влияют на реакцию «бей или беги» (состояние, при котором организм мобилизуется для устранения опасности) и поведение животного.

Существует гипотеза, что некоторые виды, в том числе люди и бонобо, «самостоятельно одомашнились» и проходили через процесс отбора по одному набору фенотипов. Изменения в нишах и социальной организации могут привести к тому, что животные станут более терпимыми по отношению к сородичам или другим видам, с которыми они соседствуют. Например, по сравнению с шимпанзе бонобо проявляют сниженную межгрупповую и внутригрупповую агрессию, демонстрируют ювенильные модели познания, более «молодое» строение черепа, а также имеют депигментированные губы.

«Доказательства того, что некоторые дикие виды подвергались отбору по фенотипам одомашнивания, были предварительны. Не было данных, связывающих степень аффилиативного (направленного на установление, поддержание и развитие межличностных отношений. — Прим. ред.) или толерантного поведения с наличием или выраженностью других черт синдрома одомашнивания. Более того, отсутствуют доказательства связи поведенческих фенотипов с морфологическими фенотипами во время развития, хотя определенные механизмы развития считаются центральными для подтверждения этой гипотезы», — пишут авторы нового исследования — ученые из Принстонского университета.

В работе, которая была опубликована в журнале Current Biology, они предоставили доказательства взаимосвязи между выраженностью аффилиативного поведения, проявляющегося в процессе межличностного взаимодействия, и морфологическим фенотипом одомашнивания у обыкновенных игрунок (Callithrix jacchus) — маленьких обезьян, обитающих в лесах Бразилии.

«Игрунки показывают высокую степень просоциального поведения. Как и люди, матери заботятся о детенышах, они делят пищу с другими членами группы. Эти приматы демонстрируют случайные и повторяющиеся обмены вокализациями между двумя особями в течение длительного периода времени. Среди других их черт синдрома одомашнивания — явная депигментация (большое белое пятно на лбу), несезонное размножение, отсутствие полового диморфизма и расширенное временное окно развития (по сравнению с другими нечеловеческими приматами), в течение которого они обучают детенышей вокализации», — рассказали ученые.

Ученые показали, что белое пятно над глазами и носом связано со степенью аффилиативной реакции голосом. Как оказалось, у детенышей игрунок скорость увеличения этого пятна будет зависеть от того, как много и как часто с ними «общаются» родители. Чтобы выявить эту причинную связь, биологи протестировали три пары новорожденных игрунок-близнецов. Эксперименты длились по 40 минут раз в два дня, на протяжении большей части первых двух месяцев жизни обезьян.

Общение с родителями при помощи вокализации влияет на скорость увеличения белого пятна у детенышей игрунок / © Ребекка Терретт и Лорен Келли, Принстонский университет

Так, с одним из приматов во время сеансов долго «общался» компьютер, который имитировал голос его родителя. Между тем другое животное получало обратную связь от «родителя» только в 10% случаев. Остальные 23 с лишним часа детеныши находились с сородичами.

«Выяснилось, что если изменить скорость развития игрунок по части вокализации, то меняется скорость окраски их меха на лбу. Это одновременно захватывающий и странный набор результатов!» — отметил Асиф Газанфар, глава исследования. Ранее эта же группа биологов выяснила, что новорожденные игрунки, получавшие надежную обратную связь с родителями, быстрее развивали способности к вокализации, нежели их братья и сестры.

Белое пятно, фенотип одомашнивания, содержит небольшое количество меланоцитов по сравнению с темным мехом. Это подтверждает гипотезу о том, что в синдроме одомашнивания задействованы клетки нервного гребня. Зеленый цвет указывает на присутствие меланоцитов. Показаны образцы двух разных приматов, по одному в ряду / © Ребекка Терретт и Лорен Келли, Принстонский университет

Помимо этого, по словам ученых, хотя выборка для их исследования была небольшой, результаты надежно показали связь «синдрома одомашнивания» с нервным гребнем: размер белого пятна на лбу игрунок коррелировал с аффилиативной вокализацией, а мех в этой области содержал небольшое количество меланоцитов (вырабатывают пигмент меланин и происходят из клеток нервного гребня).

«Белое пятно у игрунок увеличивается из-за снижения количества меланоцитов. Мы проверили, сокращалось ли их количество или же меланоциты вовсе отсутствовали у изученных игрунок. Мы вырезали у двух взрослых приматов кусочек белого меха вместе с небольшим количеством черного окружающего меха. Образцы окрасили в зеленый и синий цвет. Как оказалось, у обоих животных волосяные фолликулы белых пятен содержали гораздо меньше меланоцитов, чем фолликулы более темной шерсти», — подытожили авторы работы.