Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать
4 января
3 160

Аквариумная рыбка помогла генетикам уточнить происхождение домашних животных

5.5

Ученые до сих пор пытаются решить загадку, какие генетические черты позволили предкам домашних животных стать спутниками человека. И на этот раз один из ответов они получили с помощью генетически модифицированной рыбки.

Данио пользуется популярностью не только у любителей аквариумистики / © shutterstock.com

Домашние животные, такие как собаки и коровы, отличаются от своих диких родственников целым комплексом признаков, который ученые называют синдромом одомашнивания: они включают, к примеру, меньшие размеры черепа (и, соответственно, мозга), сниженную агрессивность и выраженные «детские» черты поведения.

Ученые ищут истоки одомашнивания в генетических изменениях, различающих домашних и диких животных, одно из которых — вариации по гену BAZ1B, регулирующему упаковку ДНК и работу других генов. В числе прочего этот ген у лягушек влияет на миграцию особого типа стволовых клеток, называемых клетками нервного гребня, а те, в свою очередь, сыграли немалую роль в самоодомашнивании современного человека.

Чтобы проверить, как изменения в гене BAZ1B влияют на развитие нервного гребня и социальное поведение, ученые из Лондонского университета королевы Марии (Великобритания) воспользовались популярной живой моделью — аквариумной рыбкой данио-рерио, 80 процентов генов которой имеют свои аналоги у человека.

Генетики заблокировали у подопытных рыбок ген BAZ1B, что немедленно отразилось на их поведении: такие данио проявляли повышенную склонность к взаимодействию с представителями своего вида и меньше боялись людей. Вдобавок у мутантных рыбок заметили анатомические различия с сородичами: у них развились выступающий лоб и более короткая морда, что придало голове рыбы «детский» вид.

Учитывая, что у рыбок-мутантов на эмбриональной стадии можно было заметить слабое недоразвитие нервного гребня, можно предположить, что эта же или схожая мутация связана с поведенческими и морфологическими изменениями, которые произошли у людей и домашних животных.

Исследование опубликовано в журнале iScience.