У золотистых игрунок впервые обнаружили способность формировать социальные связи вне группы — Naked Science

Эксперименты показали, что золотистые львиные игрунки используют обмен пищей для создания или укрепления социальных связей за пределами своей группы. Отчасти это можно сравнить с тем, как человек ходит на свидания с потенциальным партнером.

Leontopithecus rosalia
Leontopithecus rosalia — золотистая львиная игрунка, также известная как золотистый львиный тамарин, золотистая игрунка или розалия / © Getty Images

Обмен пищей внутри группы — обычное дело для приматов, особенно для обезьян и семейства игрунковых. Он может выполнять несколько функций, но чаще всего это происходит между матерью и ее потомством, а вот у взрослых особей подобный вид взаимодействия наблюдается редко, объясняет автор нового исследования — Камилла Труаси из Сент-Эндрюсского университета (Шотландия).

По ее словам, суть передачи пищи состоит не только в том, чтобы обеспечить молодняк пропитанием и новой информацией: взрослые животные порой обмениваются едой, чтобы избежать агрессии и конфликтов. Кроме того, некоторые исследования шимпанзе показали, что пища может служить для социального взаимодействия. Однако такой обмен между группами до сих пор оставался неизвестным: ранее сообщалось лишь о случае, когда особь бонобо разделила тушу антилопы как с членами собственной стаи, так и с живущими по соседству. Для остальных же видов подобное поведение не было характерным.

Золотистые львиные игрунки (или золотистые львиные тамарины, Leontopithecus rosalia) — приматы, обитающие в лесах на юго-востоке Бразилии и находящиеся под угрозой исчезновения. Они живут в небольших группах: в среднем по пять-семь особей. Эти животные имеют быструю репродуктивную функцию, часто рожают близнецов и заботятся о своем потомстве.

“Они защищают территорию площадью примерно 45,2 гектара от других групп и регулярно пересекаются с соседями. В одном исследовании сообщалось, что межгрупповые встречи, включая личные, происходили в среднем один раз в 2,1 дня за год. Большинство золотистых тамаринов покидают группу, в которой родились, и эмигрируют в соседние: 60% особей делают это к трем годам, некоторые — в возрасте четырех лет. <…> Хотя передача пищи — обычное явление, все зарегистрированные случаи обмена происходили между членами одной группы, а между взрослыми их наблюдали только у содержащихся в неволе или повторно интродуцированных особей”, — пишет Труаси в работе, опубликованной в журнале Primates.

Но недавно, сообщает биолог, она зафиксировала первые случаи обмена пищей между особями из разных групп золотистых игрунок: судя по всему, эти приматы имеют более сложную социальную жизнь, чем считалось ранее. А если брать в расчет то, что Leontopithecus rosalia впоследствии переходят из своей группы в другую, чтобы сформировать собственную семью, такая передача пищи может помогать как оценивать потенциальных партнеров, так и укреплять социальные связи с представителями своего пола.

На первом фото запечатлен момент обменом пищи между приматами. На втором — эксперимент с бананами в специальном ящике / © Primates

К этим выводам Труаси пришла по итогу наблюдений за шестью группами золотистых игрунок, в которые входили от трех до десяти свободноживущих особей. “Они жили на расстоянии менее 30 километров друг от друга, на участках в муниципалитете Сильва-Хардим, Рио-де-Жанейро. <…> Животные были приучены к человеческому присутствию и находились под наблюдением ученых. Чтобы отслеживать популяцию, исследователи регулярно регистрировали случаи рождения и смертей и дважды в год отбирали особей для взвешивания, измерения и индивидуальной маркировки”, — рассказала автор работы.

Труаси провела два вида экспериментов: в первом золотистым игрункам предлагали небольшие кусочки различной пищи (бананы, яблоки, виноград, мучные черви и сверчки, груши и папайю). Всю еду раскладывали по контейнерам. Во втором эксперименте приматам давали только кусочки бананов, которые размещали в специальных закрытых ящиках.

“Я наблюдала шесть случаев межгрупповой передачи пищи. В каждом эксперименте особи изначально происходили из разных групп и не были связаны друг с другом. Первые три случая я зарегистрировала во время первого эксперимента, а остальные три — во время второго. <…> В каждом из первых трех случаев самец предлагал еду самке. В четвертом случае зрелая самка передавала еду взрослому самцу. Во время предпоследнего наблюдения пищу передавала взрослая самка более молодой, а последнем случае — взрослый самец другому взрослому самцу”, — сообщила биолог.

Результаты показали, что в первых случаях (когда еду раскладывали в несколько контейнеров) золотистые игрунки могли добыть пищу самостоятельно, без какого-либо сотрудничества, либо принять ее от членов своей стаи. Однако в последних экспериментах присутствовал только один источник пищи, что провоцировало скопление животных вокруг ящика. Следовательно, приматам было легче принять фрукт от другой особи, даже если она была из другой группы.

“Зафиксированные мною случаи передачи пищи между членами разных групп золотистых игрунок впервые демонстрируют уровень толерантности у этого рода, аналогичный тому, который наблюдается у бонобо. <…> Я предполагаю, что золотистые игрунки создают и/или укрепляют социальные связи с особями за пределами стаи, что может быть особенно полезно для них перед переходом в новую группу или для создания своей собственной”, — подытожила Труаси.