14 июля

«Ударная вспашка» микрометеоритами может уничтожать следы возможной жизни на спутнике Юпитера

5.5

Постоянная бомбардировка микрометеоритами перемешивает кору Европы на глубину до 30 сантиметров, что приводит к разрушению химических маркеров жизни, которая может существовать в подледном океане.

Europa Clipper над Европой: взгляд художника
Europa Clipper над Европой: взгляд художника / ©NASA, JPL-Caltech

Европа — один из самых крупных спутников Юпитера и одно из интереснейших мест во всей Солнечной системе. Под его ледяной поверхностью скрывается целый океан жидкой воды, которая время от времени выбрасывается гейзерами, бьющими из окрестностей Южного полюса. Теоретически в этом океане может даже существовать жизнь, и для ее поиска уже готовят будущие космические миссии.

Но чтобы найти возможные следы жизни, аппаратам придется бурить ледяную кору Европы. Проблема в том, что поверхность спутника постоянно бомбардируют заряженные космические частицы, которые дополнительно ускоряются мощной магнитосферой Юпитера. Проведенные несколько лет назад расчеты показали, что они способны стерилизовать и уничтожить любые химические маркеры жизни на глубину около 20 сантиметров.

Однако новая работа, проведенная командой Эмили Костелло (Emily Costello) из Гавайского университета, делает проблему еще серьезнее. Ученые смоделировали удары микрометеоритов, то и дело падающих на Европу, и показали, что их удары постепенно перемешивают верхние слои коры на глубину до 30 сантиметров. Таким путем потенциальные маркеры жизни могут подниматься к поверхности — и уничтожаться космическими лучами. Об этом Костелло и ее соавторы пишут в статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy, называя этот процесс «ударной вспашкой» (impact gardening).

Новые оценки наверняка понадобится учесть разработчикам из NASA, которые готовятся в 2024 году отправить в систему Юпитера зонд Europa Clipper. Пробиваться через ледяную поверхность спутника он не будет и проведет наблюдения с орбиты, совершив несколько тесных сближений. Судя по всему, шансы на то, что ровер заметит свидетельства скрытой в подледном океане жизни, совсем невелики.