Закрыть10

Досье на Деда Мороза

30 дек 2014 Ольга Фадеева Комментариев: 0

Прообразом новогоднего добряка Деда Мороза были не самые веселые персонажи: от злобного старикашки — охотника до молодых девушек и до духов умерших предков.

20.4K
Выбор редакции

В Финляндии его называют Йоулупукки, в Азербайджане — Шахта? Баба?, в Китае — Шэнь Дань Лаожэнь, в Казахстане — Аяз-Ата, в Белоруссии — Зюзя, а в Болгарии — Дядо Мраз.
 
Образ Деда Мороза как волшебного персонажа, олицетворяющего собой праздник Нового года (в христианских странах — Рождества), существует у очень многих народов. Но кто же он — этот сказочный дед и откуда он появился? Мы расскажем о формировании его образа в нашей стране.
 
Имя: Дед Мороз
Толкование имени: зимний персонаж, олицетворяющий холод
Происхождение: восточнославянский вариант рождественского дарителя
Место жительства:
- конец 1980-х — г. Архангельск
- 1995-1998 гг. - Лапландский заповедник
- 1998 — по настоящее время — Великий Устюг (в 2012 — также Северный полюс)
Основной род занятий: разносить подарки детям; радовать и веселить
Форма одежды: голубая, синяя, красная или белая шуба, длинная белая борода, посох, валенки
Родственники: внучка Снегурочка
 
На самом деле современный образ Деда Мороза — это сложное сплетение легенд, мифов и верований разных времен и народов.
 
Славянская мифология
 
Если говорить о славянах (а именно о восточных славянах, которые составляли основную часть населения древнерусского государства), то мороз как природная стихия почитался ими с давних времен. Они представляли его как очень низкого или, наоборот, высокого седого старичка с длинной бородой, который, по мнению некоторых исследователей, имел особенность бегать по полям и вызывать стуком трескучие морозы.
 

	Дед Мороз, В. М. Васнецов, 1885 г. / ©Flickr
"Дед Мороз", В. М. Васнецов, 1885 г. / ©Flickr
 
Морозу (которого называли Студенец, Снеговей, Зимник, Трескун) старались угодить: в Святки и Чистый четверг существовал обычай «клика?нья мороза», когда Деда приглашали отведать блинов и кутьи, которые оставляли на окне или крыльце.
 
Как известно, кутья — это поминальная еда у славян (вероятно, к поминкам частично относятся и блины, по крайней мере, они считаются ритуальной пищей). Поэтому Мороз —персонаж, который, как это ни ужасно, связан с духами умерших предков.
 
Хороший урожай в представлении славянских земледельцев связывался со снежной и морозной зимой, отсюда и почитание Мороза.
 
Образ Мороза хорошо прослеживается в русских народных пословицах, поговорках и сказках. Все мы помним сказку «Морозко», которая хоть и появилась позже, но и в ней остаются отголоски старины, где Мороз предстает весьма нелицеприятным типом. В тексте сказки, с одной стороны, Морозко, конечно, одаривает падчерицу золотом за «хорошее» поведение, но с другой... насмерть замораживает дочку мачехи, по сути, за обычную лень.
 

	Кадр из фильма-сказки Морозко / ©Flickr
Кадр из фильма-сказки "Морозко" / ©Flickr
 
- Вначале Дед был премерзким типом, — рассказывала в 2004 году газете «Комсомольская правда» известный филолог, фольклорист, специалист по советской истории Деда Мороза Светлана Адоньева. - Морозко народ представлял в виде старца, который своим посохом управлял кончиной всего живого. Согласно легендам, в зимние солнцестояния этого дедулю надо было умилостивить. Ублажали его... юной девственницей, которую привязывали к дереву и оставляли замерзать в дикий мороз. Если за день застывала - значит, жертва принята. И мешок Деда Мороза поначалу был предназначен для сбора подношений. Посохом своим мерзкий старик колотил непослушных детей или запугивал их страшными сказками. Лишь к началу XX века дед стал окончательно добрым благодаря известной детской песенке про елочку, написанной поэтессой Раисой Кудашевой в 1903 году... По преданиям, Дед был женат на Весне. Но об этом давно уже никто не вспоминает. И правильно: иначе бы пришлось отвечать на дурацкие вопросы, мол, где супруга, почему не вместе?.. Неизвестно — правда затерялась в глубине веков.
 
Царская Россия
 
Впервые литературно обработал фольклорный образ Мороза писатель Федор Одоевский в сказке «Мороз Иванович», вошедшей в состав сборника «Сказки дедушки Иринея», который вышел в 1840 году. Мороз Иванович — это еще не совсем привычный нам герой новогодних утренников. Действие сказки происходит не в Новый год или Рождество, а весной, Мороз Иванович живет в ледяной стране, попасть в которую можно лишь через колодец, к детям он не приходит — дети сами приходят к нему, да и подарков он не дарит. Может, правда, вознаградить за хорошо выполненную работу, но, в общем-то, и только. Зато, благодаря Одоевскому, Мороз Иванович предстает перед нами уже не в образе злобного старика, а довольно миролюбивым и даже справедливым дедом: вместо того, чтобы заморозить ленивую дочку Мачехи, он всего лишь дарит ей ожерелье из сосулек.
 
Довольно долго Мороз Иванович и елка никак не были связны с Новым годом. Однако во второй половине XIX века прослеживаются первые попытки создать образ некоего «рождественского деда», который дарил бы детям подарки подобно Святому Николаю (Николаю Угоднику, Николаю Чудотворцу), прообразу Санта-Клауса в англоязычных странах. Впрочем, образ Святого Николая как-то не прижился в нашей стране, закрепилась лишь традиция приносить детям подарки под Рождество (до этого в первый день Нового года подарки детям дарили, но делали это сами родители).
 

	Дореволюционная открытка / ©Flickr
Дореволюционная открытка / ©Flickr
 
Вот что пишет по этому поводу в своей работе «Русская елка: история, мифология, литература» доктор филологических наук Елена Душечкина: «Разнообразные контакты с Европой, а также развитие собственно русской «елочной» мифологии привели к тому, что и во многих русских семьях миф о дарителе начал изменяться. Детям стали говорить, что подарки им приносит старик, которого называли по-разному, но при этом никогда не использовали имя св. Николая. Связи с Европой и распространение с конца XIX века рождественских открыток, которые на первых порах были только иностранного производства, привели к быстрому усвоению мифа о новом дарителе, тем более что в России для этого уже была приготовлена почва. Имя Санта-Клауса у русских не прижилось: в связи с созданием нового русифицированного елочного мифа и даритель должен был получить русское имя».
 
Советский период
 
К началу ХХ века в нашей стране уже складывается знакомый нам образ Деда Мороза, но не до конца. После революции Дед Мороз и Снегурочка стали «врагами народа», а Рождество и новогодняя ель подверглись гонениям со стороны советской власти. Решительное их изгнание произошло в канун 1929 года. Рождество было объявлено официальным рабочим днем, а специальные патрульные ходили по дворам, заглядывая в окна — не надумал ли кто попраздновать.
 
Скоро будет Рождество –
Гадкий праздник буржуазный,
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный:
В лес придет капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Елку срубит топором,
Отпустивши злую шутку.

Агитстишок начала 1930-х годов
 
К счастью, вскоре — в канун 1936 года — советским властям хватило ума вернуть многострадальный детский праздник, а вместе с ним и Деда Мороза (про Рождество речи, разумеется, не идет).
 
В дальнейшем формировании образа Деда Мороза немалую роль сыграл и советский кинематограф. В 1965 году выходит фильм-сказка «Морозко», а в 1968-м – «Снегурочка». В 1971 году маску Деда Мороза одевает воспитатель Трошкин из «Джентельменов удачи», в 1975-м выходят «Новогодние приключения Маши и Вити», а в 1982-м в костюм Деда Мороза переодевается Киврин из кинофильма «Чародеи».
 

	Кадр из к/ф Джентельмены удачи / ©Flickr
Кадр из к/ф "Джентельмены удачи" / ©Flickr
 
Светлана Адоньева считает, что канонический образ Деда Мороза и Снегурочки как обязательных персонажей новогодних празднеств по большей части все-таки сформировался именно во времена СССР — в 1930-х годах, когда после запрета елку вместе с Дедом Морозом вновь реабилитировали. Елена Душечкина, в принципе соглашаясь с ней, отмечает, что на представление о Деде Морозе не такое уж малое влияние оказали и древние мифы, о чем мы и говорили выше.
 
Что касается образа внучки Снегурочки, то, по мнению Светланы Адоньевой, он сложился лишь в 1873 году благодаря пьесе Александра Островского «Снегурочка», где Дед Мороз обзаводится молодой помощницей. По пьесе — это его дочь, которую более поздние писатели и поэты почему-то «переделали» во внучку (может быть, учитывая возраст старика?). Хотя образ некой девственницы, как мы помним, встречается еще в мифологии древних славян, пусть и в несколько ином качестве — народный фольклор имеет свойство со временем связывать несвязанные понятия в единое целое.
 


	Снегурочка / ©Flickr
Снегурочка / ©Flickr
 

История

Naked Science Facebook VK Twitter
20.4K
Комментарии
Аватар пользователя Владимир Ферез
Вчера
Какого же низкого мнения вы об ученых!
Аватар пользователя Владимир Ферез
Вчера
Интересно! Вы считаете ничем, фантазией или даже...
Аватар пользователя Farid Valitov
Вчера
Идеи китайского "закройщика" He Jiankui инициировали...
Комментарии

Быстрый вход

Или авторизуйтесь с помощью:

на сайте, чтобы оставить комментарий.
Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите Отправить ошибку