• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
14.07.2021
ТюмГУ
2
2 047

Выявлены особенности процесса ценообразования произведений искусства разных эпох

4.4

В современной художественной практике вопрос формирования символической и экономической стоимости произведений искусства остается нерешенным и острым. В нем детально разобрались искусствоведы из Тюмени и Барнаула. Они выявили особенности ценообразования произведений искусства, действующие в разные эпохи.

Выявлены особенности процесса ценообразования произведений искусства разных эпох / ©Getty images

Результаты исследования опубликованы в «Вестнике славянских культур». «Процессы глобализации масштабировали художественный рынок, он стал многомерным. Но вопрос формирования экономической стоимости произведений искусства так и остался спорным. В отличие от символической ценности, c которой в истории искусства было все относительно понятно: ее определяли историки искусства, кураторы, критики, рассказала кандидат искусствоведения, доцент ТюмГУ Лидия Балахнина.

– Еще в XIX веке регулятором ценообразования картин была профессиональная среда. Но уже экономические условия XX века в отечественном искусстве выдвинули на первый план меценатство или госзаказ, объем оплаты произведений стал зависеть от регалий и социального статуса художника. А вот ситуация начала XXI века привнесла на арт-рынок новые формы и проблемы. Они тоже повлияли на процесс ценообразования».

Различными аспектами изучения процесса ценообразования произведений искусства занимались многие исследователи. Современники пытаются раскрыть понятия «художественный рынок», «арт-бизнес» и описать в этой области критерии предпринимательской деятельности. Становление художественного рынка, основанного на купле-продаже, связано с голландской культурой XVII века. «В этот период профессия живописца стала распространенной. В круг покупателей картин входили не только дворяне и представители крупной буржуазии, но и небогатые бюргеры, зажиточные крестьяне. Причина тому — не только экономический и культурный подъем страны и желание украсить жилища.

В быстро развивающемся обществе к искусству появилось новое отношение: картины стали цениться не только как уникальные художественные произведения, но и как товар. Они стали использоваться для вложения денежных средств, для спекуляции. Художник в Голландии уже не зависел в такой мере, как в других странах, от заказов королевского двора, меценатов. Голландский живописец работал преимущественно на рынок; он такой же продавец своего товара, как купец», – рассказали историки.

Требования рынка укореняли в жанровых полотнах завлекательность. Так, за самые высокие цены шли картины Геррита Доу, сухие и безжизненные, но с иллюзионистической выписанностью подробностей. Впрочем, история голландского искусства не раз показывала, как мастер, шедший наперекор массовым вкусам, оказывался обреченным на непризнание и нищету. Занятия живописью из-за конкуренции, падения цен не всегда могли прокормить, потому люди искали дополнительный заработок. Якоб ванн Рейсдал был врачом, Стен — трактирщиком, Хоббема — чиновником.

Как вспоминают историки, коллекционер Павел Третьяков считал, что перепродажа картины по более высокой цене предосудительна, а извлечение выгоды из собирательской деятельности недопустимо. Передавая в 1893 году свою галерею Москве, он сопроводил свой дар описью с указанием уплаченных цен, не отмечая при этом, что большинство из приобретавшихся им на протяжении почти 40 лет произведений возросло в цене.

Именно профессиональная среда должна была выступать в качестве регулятора при оценке стоимости полотна. Петербургский художник, не имея другого механизма ценообразования, был вынужден искать поддержки у товарищей. В случае, когда размер стоимости картины зашкаливал, художники говорили, что сделано это было в состоянии «умапомрачения».

Такая же реакция была при оценивании работ умершего автора. Айвазовский по этому поводу говорил, что художник не торгаш, он должен оценивать свой труд настоящей ценой. «В России система цен на произведения искусства установилась к концу XIX века. Помимо художественных достоинств, на ценообразование влияла известность автора, технические особенности: формат, «трудность» сюжета, уровень проработки, а также сложившаяся еще в XVIII веке иерархия жанров.

Выше всего ценились произведения исторического жанра, ниже всего портрет. Диапазон цен варьирировался от трехсот рублей до двадцати пяти тысяч. Выезжая на Запад, наши художники недоумевали по поводу той галерейной «индустрии», превращающей картину в выгодный товар», – рассказала кандидат искусствоведческих наук из АлтГУ Ирина Черняева.

Кстати, в России до начала XX века не практиковалась последовательная коммерческая работа в области изобразительного искусства, которая существовала в Западной Европе. Не учитывались принципы галерейного дела, разработанные Полем Дюран-Рюэлем: приобретение полотен неизвестных художников, проведение выставок, распродажи и аукционы, издание каталогов, популяризация творчества художников в других странах, продвижение творчества в музеи и коллекции.

Отсутствовал институт посредничества между художником и покупателем. Финансовые интересы контролировались государством (Академией художеств), крупными коллекционерами и самой художественной средой. Факторами ценообразования служили зависимость от госслужбы и госзаказов, частных покупок, от принадлежности к художественному объединению. В XX веке процесс ценообразования был связан с социальным заказом.

Позднее выстроилась новая модель художественного рынка, состоящая из госмеценатства, меценатства, индивидуального покупателя. C 1930 по 1980-е годы проблемы художников решали организации: Всекохудожник, Худфонд и Оргкомитет Союза художников СССР. Эти структуры обеспечивали живописцам стабильный заработок, организовывали выставки и распределяли заказы. Впрочем, существовал и нелегальный рынок (частные заказы).

Наше время дополнило художественный рынок такими новыми формами и механизмами, как интернет-торговля, корпоративное коллекционирование, арт-банкинг. Появились иные проблемы: отсутствие прозрачности при совершении сделок, хищения произведений искусства и высокая стоимость услуг компаний, специализирующихся на страховании произведений… «С того момента, как изобразительное искусство стало товаром, его эстетическая ценность слилась с коммерческой оценкой. Но нестандартный, единичный характер, высокие эстетические свойства делают предмет искусства идеальным материалом для приобретения и сбережения», – уверены эксперты. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Тюменский государственный университет (ТюмГУ) — первый университет Тюменской области, был открыт в 1930 году. Готовит специалистов по 175 направлениям подготовки. Университет входит в число участников Проекта 5-100 — программы повышения международной конкурентоспособности российских вузов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
28 сентября
Александр Березин

Половина всего расхода энергии человечеством приходится на тепло, почти 50% из этого количества уходит на отопление и нагрев воды в домах. На электричество — всего 19%. Из этого ясно, что вопрос отопления даже важнее электроэнергетики, а без отказа от ископаемых топлив здесь зеленый переход невозможен. Однако, как показывает новая научная работа, водород в этой роли — лишь несбыточная мечта.

Позавчера, 12:55
Алиса Гаджиева

Некоторые наши современники, отягощенные богатством, пытаются продемонстрировать свою успешность окружающим, покупая океанские острова. Оказывается, чем-то подобным занимались элиты Ирландии и Шотландии еще тысячу лет назад. Правда, масштабы были поскромнее.

Вчера, 16:47
Василий Парфенов

В конце сентября, по не установленным пока причинам, возникли утечки на газопроводах «Северный поток». Многие издания и пользователи интернета уже подробно проанализировали (и продолжают обсуждать), каковы политические и экономические последствия этого инцидента. В свою очередь, Naked Science постарается оценить, чем обернется происшествие с точки зрения безопасности судоходства и экологии, а также есть ли шанс на восстановление подводных трубопроводов.

26 сентября
Анатолий Глянцев

Солнце несравнимо ближе к нам, чем любая другая звезда. До него всего восемь световых минут, тогда как до Проксимы Центавра — четыре с лишним световых года. Казалось бы, уж о Солнце-то мы должны знать все и даже больше. Однако не тут-то было. Naked Science рассказывает о загадках, которые все еще таит дневное светило.

28 сентября
Александр Березин

Половина всего расхода энергии человечеством приходится на тепло, почти 50% из этого количества уходит на отопление и нагрев воды в домах. На электричество — всего 19%. Из этого ясно, что вопрос отопления даже важнее электроэнергетики, а без отказа от ископаемых топлив здесь зеленый переход невозможен. Однако, как показывает новая научная работа, водород в этой роли — лишь несбыточная мечта.

27 сентября
Александр Березин

Индустриальная эпоха сделала мобилизацию нормой, но что мы знаем о ней и ее роли в истории России? В чем реальные корни ее необходимости, а где границы? Бывали ли у нас частичные мобилизации раньше? Чем они заканчивались? И чего, наконец, стоит ждать от нее в наши дни и в нашей стране?

16 сентября
Алиса Гаджиева

Геродот в своей «Истории» утверждал, что блоки для пирамиды Хеопса и соседних пирамид доставляли по воде. Но сегодня от Нила до пирамид слишком далеко. Исследование кернов, взятых в пойме реки, позволило понять, как именно решался сложнейший вопрос транспортировки такого строительного материала.

15 сентября
Никита Логинов

Светодиоды потребляют намного меньше энергии, чем традиционные газоразрядные лампы, что должно сократить парниковые выбросы. Но при этом светодиодное освещение угрожает здоровью жителей и разрушает местные экосистемы в городах и селах.

3 сентября
Алиса Гаджиева

В «Кратких сообщениях Института археологии» опубликована статья Михаила Казанского и Анны Мастыковой, в которой авторы обобщили все известное из самых разных источников (от позднеантичных авторов до материалов археологических раскопок) о народе акациры. В результате они не только узнали, где те жили во время Великого переселения народов, но и предположили, как это племя нашло общий язык с соседями.

[miniorange_social_login]

Комментарии

2 Комментария

Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: