12 апреля

Французские ученые оценили количества оседающей на Землю межпланетной пыли

5.3

Каждый год на поверхность планеты оседают более 5000 тонн мелких частиц от комет и астероидов — на порядки больше, чем приносят падающие массивные метеориты.

Антарктическая станция Конкордия
Антарктическая станция Конкордия / ©ESA, IPEV, ENEAA, A. Kumar, E. Bondoux

Двигаясь по своей орбите, Земля постоянно встречается с мелкими частицами комет и астероидов. Проходя сквозь атмосферу, многие из них сгорают и бывают видны «падающими звездами». Но некоторые достигают поверхности, усеивая ее частицами межпланетной пыли. Чтобы оценить ее количества, французские ученые провели исследование, продолжавшееся около 20 лет. Его результаты представлены в статье, которая готовится к публикации в ближайшем номере журнала Earth & Planetary Science Letters.

Жан Дюпра (Jean Duprat) и его коллеги из Национального центра научных исследований (CNRS) в Париже работали на совместной французско-итальянской антарктической станции Конкордия. Она находится в глубине ледяного материка, более чем в 1100 километрах от побережья, в районе Земли Адели. Ветер практически не доносит туда пыль с других частей суши, осадки невелики, и даже снег накапливается довольно медленно.

В результате база Конкордия стала почти идеальным местом для сбора «межпланетной пыли», и ученые провели с этой целью шесть экспедиций в Антарктиду. Это позволило набрать достаточные количества материала (частицы размерами от 12 до 700 микрометров), чтобы статистически достоверно оценить их среднее количество, падающее на каждый квадратный метр Земли — 8,6 микрограммов на квадратный метр в год. Таким образом, ежегодно общая масса таких частиц, оседающих на поверхность планеты, составляет 5200 тонн.

Получается, они главный источник «межпланетного» вещества на Земле, намного превосходящий количества, которые обычно приносят более массивные метеориты (менее 10 тонн в год). Судя по структуре собранных французскими учеными частиц, большая часть из них берут свое происхождение от комет Солнечной системы и лишь около 20 процентов — от астероидов. Любопытно, что, по некоторым предположениям, такая межпланетная пыль может служить переносчиком жизни с планеты на планету.

На примере более 80 тысяч взрослых и полностью привитых жителей Израиля, протестированных на SARS-CoV-2, ученые узнали, как с течением времени у них повышался риск заболеть Covid-19.