Пыль жизни — Naked Science
19.02.2014

Пыль жизни

Два ключевых компонента жизни на Земле ? аминокислоты и нуклеотиды ? обнаружились в метеоритной пыли: похоже, они могут легко переносить длительные космические перелеты и разноситься с планеты на планету.

campioni-meteoriti

Героем нового исследования, проведенного командой Джейсона Дворкина (Jason Dworkina) из NASA, стал знаменитый Мерчисонский метеорит. Более 100 кг его обломков обрушились близ австралийского селения Мерчисон в сентябре 1969 года, и уже вскоре они стали предметом особого внимания ученых: в собранных фрагментах обнаружилось удивительно большое количество органических веществ.

В числе этой органики нашли даже аминокислоты и нуклеотиды, строительные блоки ключевых «молекул жизни» ? белков, ДНК и РНК. А на этот раз их выявили в остатках Мерчисонского метеорита, которые даже фрагментами не назовешь ? это, фактически, пылинка от космического тела. Массы этих частиц составляли несколько сотен микрограмм ? в тысячу раз мельче, чем это удавалось до сих пор. «Несмотря на мелкие размеры частиц, такая межпланетная пыль могла обеспечить молодую Землю запасом органических веществ», ? говорят авторы новой работы. Похоже, даже далекое космическое путешествие на борту столь утлых суденышек оказывается вполне по плечу и аминокислотам, и нуклеотидами ? и так они могут переноситься с одной планеты на другую.

Стоит сказать, что Мерчисонский метеорит относится к довольно редкому типу угольных хондритов, составляющих менее 5% всех метеоритов, которые находят на поверхности Земли. Да и органических молекул в нем ? далеко не килограммы: количество их оценивается в одну часть на миллион, а то и миллиард. Именно эти факты заставляли до сих пор ученых с большим сомнением относиться к тому, что такие небесные тела могли доставить на молодую Землю достаточное количество органических веществ для начала химической эволюции и появления жизни.

Однако исследование Дворкина и коллег показало, что эти молекулы способны к путешествиям и в пыли ? а пыли в нашей Солнечной системе имеется в изобилии, она падает в атмосферу почти постоянным потоком. Ее, как «молекулярного переносчика», должно быть уже достаточно.

В Канаде обнаружили окаменелости, поразительно похожие на скелет морских губок и при этом на миллионы старше Кембрийского взрыва, когда появились современные типы животных.