Пыль жизни — Naked Science

Пыль жизни

Два ключевых компонента жизни на Земле ? аминокислоты и нуклеотиды ? обнаружились в метеоритной пыли: похоже, они могут легко переносить длительные космические перелеты и разноситься с планеты на планету.

campioni-meteoriti

Героем нового исследования, проведенного командой Джейсона Дворкина (Jason Dworkina) из NASA, стал знаменитый Мерчисонский метеорит. Более 100 кг его обломков обрушились близ австралийского селения Мерчисон в сентябре 1969 года, и уже вскоре они стали предметом особого внимания ученых: в собранных фрагментах обнаружилось удивительно большое количество органических веществ.

В числе этой органики нашли даже аминокислоты и нуклеотиды, строительные блоки ключевых «молекул жизни» ? белков, ДНК и РНК. А на этот раз их выявили в остатках Мерчисонского метеорита, которые даже фрагментами не назовешь ? это, фактически, пылинка от космического тела. Массы этих частиц составляли несколько сотен микрограмм ? в тысячу раз мельче, чем это удавалось до сих пор. «Несмотря на мелкие размеры частиц, такая межпланетная пыль могла обеспечить молодую Землю запасом органических веществ», ? говорят авторы новой работы. Похоже, даже далекое космическое путешествие на борту столь утлых суденышек оказывается вполне по плечу и аминокислотам, и нуклеотидами ? и так они могут переноситься с одной планеты на другую.

Стоит сказать, что Мерчисонский метеорит относится к довольно редкому типу угольных хондритов, составляющих менее 5% всех метеоритов, которые находят на поверхности Земли. Да и органических молекул в нем ? далеко не килограммы: количество их оценивается в одну часть на миллион, а то и миллиард. Именно эти факты заставляли до сих пор ученых с большим сомнением относиться к тому, что такие небесные тела могли доставить на молодую Землю достаточное количество органических веществ для начала химической эволюции и появления жизни.

Однако исследование Дворкина и коллег показало, что эти молекулы способны к путешествиям и в пыли ? а пыли в нашей Солнечной системе имеется в изобилии, она падает в атмосферу почти постоянным потоком. Ее, как «молекулярного переносчика», должно быть уже достаточно.

Помимо этого, удалось выяснить, как это извержение происходило и какую роль сыграло в развитии майяской цивилизации.

По словам авторов эксперимента, им удалось выявить у черных ворон важный маркер сознания — способности субъективно переживать события внешнего мира и собственной жизни.

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства. По их мнению, ни о какой борьбе Москвы с Золотой Ордой в этом сражении просто не могла идти речь: места на поле боя недостаточно. Получается, события, описанные в летописях, были почти полной выдумкой. Однако теперь ситуация вдруг развернулась на 180 градусов: оказалось, место сражения действительно лежит в Тульской области… но совсем на другом поле. И это заметно меняет всю историю Руси того времени. Попробуем разобраться почему.

Недавно запущенный китайский потенциально многоразовый космический аппарат вернулся домой. Как стало известно, перед этим от него отсоединился некий объект, предназначение которого неизвестно.