Данные с «Розетты» привели к пересмотру теории о происхождении земной воды
11.12.2014

Данные с «Розетты» привели к пересмотру теории о происхождении земной воды

Дебаты о происхождения воды на Земле вспыхнули с новой силой, когда ученые получили данные о составе водяного пара вблизи кометы Чурюмова-Герасименко. Авторы нового исследования считают, что кометы больше нельзя считать источником воды на нашей планете.

mysteryofwhe

В течение некоторого времени возникновение воды на поверхности Земли было вопросом, ответом на который зачастую служило слово «кометы». Именно кометы, считали ученые, уже после испарения первичных океанов принесли на Землю воду, из которой состоит современный Мировой океан.

Вопрос, однако, был и остается спорным, так как кометная теория требует подтверждений. На помощь ученым пришли космические аппараты, которые смогли достичь некоторых комет и изучить состав воды, которая на них есть в виде льда.

Стоит упомянуть, что кометы условно можно поделить на «ближние», которые прилетают из области за орбитой Нептуна, называемой поясом Койпера, и «дальние», орбита которых на порядки больше и простирается до внешних границ огромной гипотетической области, получившей название облако Оорта.

В 1986 году ядро «дальней» кометы Галлея было изучено космическими зондами. Выяснилось, что состав воды (вернее, льда) в ее ядре значительно отличается от состава воды, которую можно найти на Земле. Таким образом, кометы из Облака Оорта, заключили тогда астрономы, вряд ли стоит считать источниками, которые привели к возникновению современных земных океанов.

А три года назад ученым удалось получить данные по комете Хартли-2 из пояса Койпера, и там состав воды по ключевому параметру – доле изотопа дейтерия в частицах кометного льда – оказался похож на состав воды на нашей планете. Ученые пришли к выводу, что «близкие» кометы, вероятно, и есть те небесные тела, которые наполнили Землю водой.

Теперь же космической зонд «Розетта», вышедший в августе на орбиту кометы Чурюмова-Герасименко (прилетевшей из Пояса Койпера), прислал на Землю данные, которые заставили ученых пересмотреть сделанные ранее выводы. Выяснилось, что дейтерия во льду этой кометы значительно больше, чем в земной воде, что заставляет усомниться в ведущей роли «близких» комет в происхождении земной воды.

К примеру, один из авторов проведенного исследования Кэтрин Альтвегг (Kathrin Altwegg) из Бернского университета считает, что полученные результаты свидетельствуют о том, что воду на Землю занесли не кометы, а что-то другое – вероятно, астероиды.

Есть у этой точки зрения и оппоненты. Майкл Эйхерн (Michael A’Hearn) из Университета Мэриленда склоняется к тому, что результаты «Розетты» являются «ошеломительными», но не исключают полностью роли комет в образовании Мирового океана. По мнению ученого, вода все же могла прилететь на Землю с кометами из пояса Койпера, но другого типа.

В любом случае, считают некоторые ученые, требуется больше исследований, чтобы опровергнуть кометную теорию наверняка.

Статья с детальным описанием проведенного анализа данных с «Розетты» была опубликована в журнале Science.