23.03.2022
Михаил Орлов
2 062

Первым хищным зверем оказалась саблезубая «кошка»

3.6

Сильные и быстрые, а нередко и саблезубые хищники сыграли немалую роль в истории кайнозойской эры. В новом исследовании палеонтологи показали, что первым из таких по-настоящему хищных зверей стал живший 42 миллиона лет назад Diegoalerus vanvalkenburghae, который несколько напоминает современных кошачьих.

Первый саблезубый зверь Diegoaelurus vanvalkenburghae
Первый саблезубый зверь Diegoaelurus vanvalkenburghae / © San Diego Natural History Museum / Автор: Ирина Мельникова

Еще недавно по геологическим меркам Землю населяло множество саблезубых хищников. Их объединяло наличие длинных, изогнутых, наподобие сабли, клыков, которые выступали наружу из закрытой пасти. О назначении этого «оружия» нетрудно догадаться: с его помощью саблезубые убивали и разделывали своих довольно крупных жертв, в том числе представителей знаменитой мегафауны — крупных млекопитающих прошлого.

Напомним, млекопитающие — класс позвоночных животных, который господствует на современной Земле и представлен главным образом плацентарными, или зверями. Хищные среди них — одна из наиболее важных эволюционных ветвей.

Описаны десятки видов саблезубых хищников, которые относятся к различным семействам млекопитающих. Самым известным из них можно назвать смилодона, которого иногда неправильно упоминают как «саблезубого тигра». Многие из саблезубых зверей в прошлом были распространены очень широко, однако позднее полностью исчезли. Последние саблезубые звери вымерли примерно 10 тысяч лет назад.

Палеонтологи заинтересовались началом славной истории саблезубых хищников. Они обратили внимание на остатки челюсти с зубами узнаваемой формы, которые обнаружили на территории современной Калифорнии (США) более 30 лет назад.

«Сейчас способность жить на исключительно мясной диете, то есть гиперхищничество, нельзя назвать редкостью, — говорит Эшли Пуст (Ashley Poust), один из авторов новой статьи. — Она характерна для тигров и полярных медведей. Если у вас дома есть кошка, вы можете и из нее сделать гиперхищника. Однако 42 миллиона лет назад млекопитающие только начинали разбираться с тем, как прожить на одном мясе».

Окаменевшая челюсть Diegoaelurus vanvalkenburghae / © sdnhm.org

Доктор Пуст считает, что с этим древним зверям здорово помогли особые зубы, предназначенные для разрывания мяса, — те самые иконичные клыки-«сабли». Он и его коллеги тщательно изучили окаменевшую челюсть и решили, что она принадлежит новому виду — Diegoaelurus vanvalkenburghae. Пока этот небольшой кусок окаменелости — единственный источник знаний о диегоэлурусе, однако он позволил многое понять.

D. vanvalkenburghae стал одним из первых, кто вел по-настоящему хищный образ жизни. Он напоминал современных кошачьих, хотя и не относится к этому семейству. Ученые поместили древнего зверя в особое подсемейство Machaeroidinae, что на латыни означает «напоминающие кинжал». Оно, в свою очередь, относится к полностью вымершему отряду креодонтов.

«Некоторые ранние млекопитающие тоже имели длинные клыки, однако Diegoalerus sp. и ряд его родичей представляют собой первый пример «кошачьего подхода» к стопроцентно хищному образу жизни, с напоминающими сабли клыками спереди и режущими, словно ножницы, так называемыми карнассальными зубами сзади», — считает Пуст. Ученый предполагает, что древний саблезубый зверь располагал целым «шведским столом» из различных жертв и потому смог стать одним из первых успешных хищников в своем роде.