25.01.2022
Михаил Орлов
10 138

В мезозое крабы были активными хищниками и имели отличное зрение

2.7

Палеонтологи подробно исследовали окаменелые останки краба Callichimaera perplexa, обитавшего на Земле почти 100 миллионов лет назад. Оказывается, глаза каллихимеры были чрезвычайно сложно устроены, а сама она — приспособлена к образу жизни хищника-перехватчика. Результат изменяет наши взгляды на эту группу ракообразных и поднимает вопрос о том, что вообще следует понимать под крабом.

Хищный мезозойский краб Callichimaera perplexa
Хищный мезозойский краб Callichimaera perplexa / © Masato Hattori / Автор: Артем Фомин

С каждым годом наши знания об истории биосферы становятся более полными и подробными. Палеонтологи находят новые окаменелости, уточняют систематическую принадлежность прежних и берут на вооружение более современные методы. В результате совершенствуются и наши знания о глобальном древе эволюции.

И крабы не остаются от этого в стороне. От креветок, раков и даже крабоидов эту самобытную группу ракообразных отличают широкий щит панциря (карапакс) и редуцированное подогнутое брюшко. Современные крабы совсем не выглядят «грозой морей»: они ползают по дну (главным образом боком), довольствуясь там падалью, и хищничают по мелочи.

Однако так было не всегда. В последнее время ученые активно изучают обнаруженные в Колумбии ископаемые останки краба Callichimaera perplexa. Этот вид населял здешние моря в меловой период мезозойской эры, 95 миллионов лет назад.

Из породы извлечено более сотни образцов, что позволило немало узнать о строении Callichimaera. Оказалось, несмотря на совсем небольшой размер (всего два сантиметра), каллихимера активно плавала благодаря своим гребным конечностям, преследовала древних креветок и, что самое удивительное, имела огромные и очень сложно устроенные глаза. На них приходится ни много ни мало 16% ее тела.

Callichimaera perplexa / © Vencejo Films

Хорошая сохранность, обилие находок и микроскопы позволили ученым различить самые тонкие детали устройства глаза мезозойского краба. Более того, сравнение животных на разных стадиях жизни дало представления о развитии органа зрения Callichimaera perplexa, а также самого краба в целом.

В предыдущей публикации о каллихимере на реконструкциях присутствовали выразительные, даже мультяшные глаза. Теперь выяснилось, что они все же были фасеточными, то есть сложными, состоящими из множества соединенных простых глазков — как у самых зорких из современных насекомых. Хороший способ судить об остроте зрения в таких случаях — сравнить угол обзора каждого глазка. Авторы новой статьи в iScience обратились к примеру родственников каллихимеры, ныне здравствующих крабов. По этому параметру все они безнадежно от нее отстали, а обошли каллихимеру лишь современные стрекозы — еще одни хищники, которые перехватывают жертву «на лету». Правда, уже в другой среде обитания.

Палеонтологи собрали 14 отпечатков Callichimaera perplexa разного возраста в иллюстрирующую стадии развития последовательность. Оказывается, большинство образцов действительно принадлежат половозрелому животному, а не его личиночной стадии. Callichimaera perplexa избрала эволюционную стратегию, называемую неотенией, или педогонией. Значит, она «отказалась взрослеть» и превращаться в бронированного, передвигающегося пешком краба. Взамен Callichimaera perplexa научилась размножаться в форме, напоминающей личинки других крабов, и благодаря этому стала маленьким, но эффектным мезозойским хищником.