23.03.2022
Ольга И.
3 491

Предки многих современных животных зародились на мелководье

4.8

Международная группа ученых пришла к выводу, что большое число видов в период Кембрийского взрыва, возможно, появилось в мелководной среде дельты реки на территории современного Китая.

Предки многих современных животных зародились на мелководье / ©Getty images / Автор: Сергей Данилов

Кембрийский взрыв — резкое увеличение числа ископаемых живых существ — датируется примерно 540 миллионами лет назад. А чэнцзянская биота, останки которой обнаружены в юго-западной части Китая, имеет возраст около 518 миллионов лет и считается одной из самых известных формаций такого рода.

Там были найдены окаменелости более чем 250 видов живых организмов, включая червей, членистоногих (предков креветок, насекомых, пауков, скорпионов) и даже самых ранних позвоночных (предков рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих).

Палеобиотические аспекты этих форм жизни хорошо изучены, а вот данных по осадочной среде, в которой они зародились, не так много и они противоречивы. Но именно такая информация способна пролить свет на то, в каких условиях сформировались предки современных живых организмов.

Во время Кембрийского взрыва живые существа «развернулись» от так называемой симметрии скользящего отражения (посмотрите на чарнию, отпечатки которой хорошо известны как пример вендской фауны, и вы поймете, что имеется в виду) к билатеральности — симметрии зеркального отражения, когда, условно говоря, левая часть существа копирует правую. То есть именно во время Кембрийского взрыва появились почти все предки ныне живущих организмов.

Вендский организм – чарния / ©Getty images

Ученые из университетов Юньнаньского (Китай), Саскачевана (Канада), Лестера (Великобритания) и других научных организаций пришли к выводу, что среда, в которой развивалась чэнцзянская биота, была мелководной, богатой питательными веществами дельтой реки, пострадавшей от штормовых наводнений.

Исследователи считают, что водная среда, в которых обитали эти организмы, была более мелкой, чем предполагали ранее. Эти воды также были хорошо насыщены кислородом. Статья с выводами ученых опубликована в журнале Nature Communications.