• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
22.08.2021
Александр Березин
62
10 566

Правда ли, что глобальное потепление привело талибов к победе?

4.8

Американская пресса, наконец, нашла виновника недавнего бесславного падения Кабула и захвата талибами Афганистана: это глобальное потепление. Оказывается, оно разоряло афганских крестьян, отчего те шли в талибы. Однако реальные данные американских правительственных организаций показывают совсем другое. Антропогенные выбросы углекислого газа придали сильный положительный импульс афганскому сельскому хозяйству. Тем не менее, в будущем глобальное потепление действительно может усилить и талибов, и ряд других сходных течений по всему миру. Попробуем разобраться в деталях.

талибан
Талибы в Афганистане, весна 2020 года. Привело ли потепление к их победе или дело в чем-то другом? / ©Noorullah Shirzada/AFP via Getty Images / Автор: Messiena Lucretius

Американская позиция по вопросу: «изменение климата усилило «Талибан»*

Произошедшее в Афганистане — тяжелый удар по самоощущению жителей США, привыкших (и это позитивная привычка) считать, что их страна не должна проигрывать. 8 июля 2021 года, объявив о выводе американских войск из этой страны, Джо Байден заявил:

««Талибан»* — это не южно… [президент оговорился — N.S.] не северовьетнамская армия. Они не… они даже близко не сравнимы в плане возможностей. Вы не увидите, как людей снимают с крыши посольства США в Афганистане».

Конечно, от Джо Байдена никто не ожидал верных предсказаний. Но то, что людей начали снимать с крыши посольства США в Кабуле уже через месяц после его слов — вот этого действительно не ожидал никто. Кроме, конечно, талибов и, возможно, американских военных. Как пишут в СМИ (и отсутствие масштабных американских авиаударов по талибам косвенно подтверждает это), американские военные договорились не бомбить первых в обмен на то, что талибы не мешают американской эвакуации.

29 апреля 1975 года, вертолет CH-46 взлетает с крыши американского посольства в Сайгоне, Южный Вьетнам / ©Wikimedia Commons
15 августа 2021 года, вертолет CH-46 над американским посольством в Кабуле, Афганистан. Здание посольства тут много меньше,чем было в Сайгоне: массивный вертолет садился не на его крышу, а рядом. Но в остальном между этими событиями довольно много общего. И мы имеем в виду вовсе не тип вертолета, а повторяющиеся проблемы США в удержании у власти нужных им правительств в третьем мире / ©Rahmat Gul / AP Photo / Scanpix / LETA

Часто говорят, что у победы много отцов, и лишь поражение — безотцовщина. Действительно, победы все стремятся приписать себе, а взять на себя ответственность за поражение могут очень немногие. Однако в последнее время эту поговорку можно модифицировать: у победы всегда много отцов, а у всех поражений лишь один — глобальное потепление.

Американская пресса назначила его ответственным за усиление «Аль-Каиды»* и талибов еще в 2009 году. И она не сама это придумала: «Значительное число исследований американских военных и разведчиков… описывает, как антропогенное изменение климата играет на руку террористам во многих странах — и в особенности усугубляет войну в Афганистане, усиливая «Талибан»* и его союзников из «Аль-Каиды»*. И далее: «это аграрная экономика, но неустойчивая, и нехватка воды там разрушительна. Афганистан уже 11 лет находится в состоянии засухи без признаков ее завершения в будущем. Ученые [обратите внимание — имена ученых мудро не называются, N.S.] говорят, что это похоже на последствия, давно предсказанные для глобального потепления, и это похоже на изменения в других горных системах…»

В новой публикации августа 2021 года CBS News расширяет эту картину. Издание отмечает, что 60% афганцев живет с сельского хозяйства, и в 2019 году эта страна была признана шестой в мире по размаху влияния изменения климата на жизнь ее граждан. «Изменение климата сделало сельское хозяйство все более трудным занятием» в этой стране, утверждает материал. Причины — «засухи» и «уносимые наводнениями почвы».

«Когда вы потеряли урожай и землю, или афганское правительство не заботится о вас, тогда, конечно, приходит «Талибан»* и использует это», — утверждает собеседник издания Камал Алам (Kamal Alam), из Южноазиатского центра Атлантического совета. Алам отмечает, что крестьянам в сложных условиях было проще пойти в талибы, где, с его слов (увы, их нельзя проверить), платят целых 5-10 долларов в сутки.

CBS News также отмечает, что более раннее таяние снегов и горных ледников приводит к затоплению полей в начале сельхозгода, но также «ведет к засухе, связанной с таянием снегов, зимой». Мы, к сожалению, не смогли дешифровать эту мысль: не совсем понятно, как таяние снегов в горах может происходить зимой, а равно и то, какое значение имеет засуха в зимние месяцы, когда сельскохозяйственные работы не идут. Впрочем, не будем придираться к мелочам: возможно, журналисты перепутали лето и зиму, и тогда этот кусок может быть вполне логичным.

Другим бедствием страны, по данным издания, стало то, что некоторые зоны столкнулись с ростом интенсивности осадков на юге страны — 10-25% за последние 30 лет. На том же юге, согласно изданию, фермеры переходят с более требовательных к воде сельхозкультур на опиумный мак, требующий меньше воды.

Картина логичная и понятная. Глобальное потепление делает Афганистан безжизненной пустыней, а в таких условиях развал сельского хозяйства — неизбежность.

И такой развал в аграрной стране неизбежно усиливает гражданскую войну, что объективно играет на руку талибам. Остается лишь один вопрос: почему в 2009 году американские военные и разведка упирали на усиление талибов глобальным потеплением, а сегодня молчат — и лишь американская пресса рассказывает нам грозную правду об этом процессе?

Возможно, у нас есть ответ на этот вопрос. Он сводится к четырем буквам: NASA.

Насколько именно антропогенное воздействие на атмосферу уничтожило афганское сельское хозяйство?

В стране, где идет война, статистика может быть неполной. Поэтому если мы хотим понять, насколько пустынной она стала из-за влияния человека на климат, нам надо обратиться к объективным данным: спутниковым наблюдениям. Из невоенных организаций лучшие сведения такого рода поставляет NASA. Что говорят их спутниковые снимки?

Площадь листьев по данным спутниковых снимков за 2000-2017 годы. Средний по насыщенности зеленый тон соответствует росту площади листьев на 12% и более в десятилетие, темно-зеленый соответствует росту площади листьев на 16% и более в десятилетие. Легко видеть, что северная половина Афганистана испытала такое же бурное озеленение, как и российские Дагестан и Калмыкия. Но и в южной половине этой страны негативных изменений по мере потепления не видно / ©NASA

Итак, в 2000-2017 году большая часть Афганистана испытала рост площади листьев на 12% в десятилетие. Это довольно бодрый темп роста, участки снижения площади листьев в этой стране, напротив, очень малы, и находятся в основном на севере — то есть в районе, где у талибов минимум поддержки (там почти не живут пуштуны, этническая основа движения).

Но что, если спутниковые снимки нас обманывают? Может быть, NASA, которое их сделало, хочет утаить размах трагического влияния потепления на афганский народ?

Производство легальной сельхозпродукции в Афганистане в постоянных долларовых ценах / ©FAO

Что ж, это возможно. Но в этом случае американская правительственная организация вступила еще и в сговор с ООН, данные которой на графике выше показывают, что легальная сельхозпродукция в Афганистане за последние 20 лет удвоилась. Что еще хуже, все они в сговоре и с теми организациями, по оценкам которых нелегальная часть афганского сельского хозяйства (культивация мака) также растет сходными темпами.

Производство афганского опиума-сырца в тоннах. Всего через несколько лет после начала западной оккупации оно выросло настолько, что стало создавать периодические кризисы перепроизводства. Уже к 2009 году перепроизводство уронило цены до 48 долларов за килограмм сырца. В 2019 году цены на килограмм сырца упали до 52 долларов за килограмм (76 в 2018 году). Такие кризисы ведут к снижению площадей, занятых под опиумный мак / ©afghanistan-analysts.org

Однако возможна и альтернативная точка зрения: Афганистан, как и подавляющее большинство стран на планете Земля, испытывает глобальное озеленение – процесс расширения площадей, покрытых растительностью. Процесс этот идет на всей планете уже более ста лет, и вызван он тем, что растения строят свою ткань из углекислого газа, которого в атмосфере — из-за антропогенных выбросов — все больше и больше.

Другой момент, важный для Афганистана с его традиционно засушливым климатом: устьица листьев растений могут получать больше СО2 при меньшей степени открытости. А чем меньше площадь открытых устьиц, тем меньше растение теряет водяного пара — то есть тем меньше оно нуждается в воде. Иными словами, в силу антропогенных выбросов СО2 ситуация в афганском сельском хозяйстве должна была улучшиться, а не ухудшиться. Ибо крайне трудно представить себе ситуацию, когда растениям требуется меньше воды и они лучше растут, а сельское хозяйство от этого страдает.

Видимо, спутниковые снимки NASA доступны публике не только в России, но и в США. Не исключено, что именно этим объясняются реакции американских соцсетей на материал CBS News об усилении талибов от потепления. Например, такие:

«Может кто-нибудь обнадежить меня и сказать, что американская журналистика ударилась в каменное дно в случае этой публикации? Пожалуйста?»

Другой американский пользователь соцсетей идет еще дальше, и утверждает: «Журналистика мертва». Пожалуй, на месте американских военных и разведчиков действительно лучше не пытаться повторить те же истории от своего имени.

Быть может, глобальное потепление все же помогло талибам, но другим путем?

Возникает вопрос. Ясно, что сельское хозяйство Афганистана двадцать лет американо-афганской войны было на подъеме. Мог ли этот подъем усилить «Талибан»*?

Чисто теоретически — да. Опиумный мак — тоже растение, и его урожайность от выбросов СО2 также должна расти. Правда, на спутниковых снимках в южной части страны, где его в основном и выращивают, нет роста площади листьев. Но надо понимать, что площадь листьев — это такое мерило успехов растений, которое неизбежно заставляет эти успехи недооценивать. Дело в том, что листья — это своего рода фотохимические реакторы. В них шесть молекул углекислого газа и шесть молекул воды создают одну молекулу глюкозы (простейший углевод).

То, сколько углеводов они создадут для растений из СО2 и воды, зависит не только от количества реакторов, но и от того, насколько интенсивно в них попадают углекислый газ и вода. Площадь листьев начинает существенно расти, только если у растения есть возможности (нужное количество воды и некоторых микроэлементов), чтобы не просто ускорить протекание фотосинтеза в уже имеющихся листьях, но и вырастить новые. Ученые далеко не вчера выяснили: за счет антропогенных выбросов углекислого газа и глобального потепления интенсивность фотосинтеза на планете выросла на 40%. Однако лишь малая часть от этого впечатляющего роста вызвана ростом площади листьев. Остальное приходится на рост скорости фотосинтеза за счет роста концентрации СО2.

На графике показан рост глобального фотосинтеза с 1900 года. Темно-зеленым выделен вклад, который в этот рост внесло увеличение концентрации углекислого газа в воздухе. Светло-зеленым — вклад роста площади листьев в усиление фотосинтеза. Светло-коричневым — вклад удлинения сезонов роста растений в силу глобального потепления  / ©Vanessa Haverd et al.

Иными словами, трудно исключить ситуацию, при которой заметный рост урожайности опиумного мака, вызванный антропогенными выбросами углекислого газа, увеличил доходы «Талибана»*. Известно, что он контролирует как минимум часть финансовых потоков от экспорта этой продукции за рубеж. Из этого мака делают героин, то есть речь о довольно заметных средствах.

Наконец, хорошо известно, что талибы популярны среди крестьян. За все 20 лет оккупации западными государствами силы последних так и не смогли взять под контроль сельский Афганистан, контролируя в основном свои же военные базы и крупные города. Общее улучшение положения дел в сельском хозяйстве, таким образом, могли ассоциироваться у местных крестьян с талибами, дополнительно усиливая их поддержку.

Однако, к сожалению, нам не удалось получить достаточно полную финансовую картину положения «Талибана»*, чтобы можно было уверенно заявить: да, антропогенное глобальное потепление действительно усилило это движение. Дело в том, что значительная часть бюджета этой организации наполнялась богатыми, но анонимными (по крайней мере, формально) жертвователями из стран Персидского залива и некоторых других мусульманских стран. Не исключено, что на фоне этих денежных потоков прибыль от экспорта опиума-сырца была не такой уж и серьезной.

В силу неопределенности такого рода заключим: некоторое усиление талибов в силу глобального озеленения не исключено. Но надежно выявить значимость такого усиления без источников внутри движения довольно-таки затруднительно.

Более вероятно, что основной причиной побед «Талибана»* было нечто иное. Процитируем The New York Times, другое мэйнстримное американское издание:

«Дело было не в том, что наши союзники в Афганистане не умели воевать. Дело всегда было в наличии у них воли сражаться за коррумпированные проамериканские и прозападные правительства, которые мы поддерживали в Кабуле. Меньшие силы талибов имели более сильную волю, и их воспринимали как дерущихся за основные принципы афганского национализма: независимость от иностранцев и сохранение фундаменталистского ислама как базы в сферах религии, культуры, закона и политики».

Пожалуй, это самый вероятный ответ на вопрос, почему победили талибы. Куда более вероятный, чем глобальное озеленение, которое здесь могло быть только второстепенной силой.

Что век идущий нам готовит?

Следует понимать, что процесс глобального озеленения весьма далек от своего завершения. Из научных экспериментов серии FACE, а также из опыта выращивания растений в парниках, известно, что оптимальная концентрация СО2 для большинства сельхозкультур — 800 частей на миллион, а в современном воздухе углекислого газа всего 415 частей на миллион. Концентрация эта растет примерно на 2 части на миллион в год и будет расти до середины этого столетия. До тех пор, пока она растет, глобальное озеленение будет наступать и дальше.

Афганистан, сельская местность / ©Wikimedia Commons

Для сил вроде талибов и иных полупризнанных и непризнанных государств с радикальной идеологией, это скорее плюс, чем минус. Ведь талибы и им подобные находятся далеко не на острие научно-технического прогресса. Да, их фундаментализм и консерватизм помогает им снискать популярность среди афганских крестьян. Но он же затрудняет им широкое привлечение ученых, новых сортов сельхозрастений и даже заметный импорт пестицидов и удобрений. Все это значит, что аграрный Афганистан под их правлением в значительной степени изолирован от прогресса в сельском хозяйстве.

На подконтрольных талибам территориях единственный заметный признак применения новых технологий — это, пожалуй, лишь приобретение крестьянами солнечных батарей, чтобы с помощью электроэнергии от них качать насосами воду для полей. Импорт таких технологий прост, но импорт селекционных семян (а ведь сами крестьяне не могут их выращивать) — совсем иное дело, и далеко не факт, что Афганистан при талибах сможет себе его позволить.

Все это означает, что глобальное озеленение, в принципе, может поднять шансы подобных режимов на длительное существование. Уже сегодня подъем урожайности из-за роста концентрации СО2 в индустриальный период — не менее 10%. В ближайшие десятки лет эта величина должна возрасти. И страны с технологически непрогрессивным сельским хозяйством от этого, бесспорно, выиграют.

Тем не менее такой выигрыш не может продолжаться вечно. Население Афганистана, в отличие от большинства стран нашей планеты, быстро растет. Рано или поздно здесь начнется урбанизация, а справляться с вызовами урбанизированного общества куда сложнее, чем захватить власть в аграрном Афганистане образца 2021 года.

*Террористическая организация, запрещенная в России.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 07:36
Полина Меньшова

Слонам свойственны развитая мимика, умение сотрудничать и помогать друг другу, а также хорошая память. Ученые из Германии и Франции обнаружили, что эти животные способны узнать сотрудников зоопарка, которые работали с ними больше 10 лет назад.

Вчера, 13:02
Елизавета Александрова

Ранее семь разных компаний заявили, что смогут забрать с Красной планеты капсулы с образцами, собранными марсоходом Perseverance. Теперь в этом соревновании неожиданно появился новый сильный игрок.

Позавчера, 17:11
Елизавета Александрова

Одна из самых первых галактик во Вселенной оказалась совсем не тем, что ученые ожидали увидеть всего через несколько сотен миллионов лет после Большого взрыва.

Позавчера, 17:11
Елизавета Александрова

Одна из самых первых галактик во Вселенной оказалась совсем не тем, что ученые ожидали увидеть всего через несколько сотен миллионов лет после Большого взрыва.

5 октября
Любовь

Международная исследовательская группа совместно с биологами из Университета Мэриленда (США) обнаружила у геккона токи (Gekko gecko) способность воспринимать низкочастотные вибрации с помощью саккула — органа во внутреннем ухе, который, как считалось ранее, отвечает исключительно за равновесие и ориентацию в пространстве.

Вчера, 13:02
Елизавета Александрова

Ранее семь разных компаний заявили, что смогут забрать с Красной планеты капсулы с образцами, собранными марсоходом Perseverance. Теперь в этом соревновании неожиданно появился новый сильный игрок.

25 сентября
Татьяна

Марс не всегда был холодным и сухим, как сейчас. Все больше фактов говорит о том, что миллиарды лет назад там текли водные потоки. А значит, была плотная атмосфера, создающая парниковый эффект и поддерживающая воду в жидком состоянии. Примерно 3,5 миллиарда лет назад вода исчезла, газовая оболочка существенно поредела. Почему? Ответ буквально лежит на поверхности, выяснили американские геологи.

17 сентября
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры из Белоруссии разработали альтернативный маршрут для более быстрой, безопасной и доступной перевозки грузов по сравнению с использованием Северного морского пути (СМП). Проект предусматривает организацию высокоскоростных грузопассажирских перевозок, в том числе транзитных, что станет альтернативой другим видам транспорта, в первую очередь авиации, за счет высокой скорости передвижения и уровня комфорта.

12 сентября
Полина Меньшова

Ученые из Китая и Великобритании обнаружили, что мозг собаки синхронизируется с человеческим во время общения. При этом на зрительный контакт и поглаживание животные реагируют по-разному, а нетипичная мозговая активность может сигнализировать о психических заболеваниях.

[miniorange_social_login]

Комментарии

62 Комментариев
-
0
+
Александр, Жаль, что вместо того, чтобы действительно разобраться, что же происходит с засухами и водными ресурсами в Афганистане, Вы снова сели на своего любимого конька под названием «глобальное озеленение» и снова делаете ту же самую ошибку, про которую я Вам уже не раз говорил: реакция деревьев и растительности в условиях растущего СО2 не может служить индикатором засухи. Урожайности - да, отчасти может, но не засухи. Засуха - это длительная нехватка воды, которая может быть следствием нехватки осадков, поверхностных или грунтовых вод, усиленного испарения. В условиях роста СО2 растениям до какой-то степени «по барабану», что может наблюдаться такая нехватка. Вы прекрасно об этом знаете, но зачем-то сознательно делаете такой «финт ушами», подменяя оценки засух и доступности воды оценками роста растительности. Вопрос (мне, кстати, правда интересно): зачем? Вы же научный журналист, я уверен, умеете пользоваться Google Scholar. Что мешало зайти туда и поискать статьи по ключевым словам: Afghanistan precipitation changes, Afghanistan drought changes Могли бы, например, увидеть следующие статьи: 1. Статью про метеорологические засухи, характеризуются осадками и испарением: Seasonal Drought Pattern Changes Due to Climate Variability: Case Study in Afghanistan https://www.mdpi.com/2073-4441/11/5/1096 (Из аннотации: We assessed the changes in meteorological drought severity and drought return periods during cropping seasons in Afghanistan for the period of 1901 to 2010... The study revealed increases in drought severity and frequency in Afghanistan over the study period) 2. Статью про кяризы - традиционные системы водоснабжения и оценку причин падения уровня воды в них на основе гидравлической модели: Viability of karezes (ancient water supply systems in Afghanistan) in a changing world https://link.springer.com/article/10.1007/s13201-015-0336-5 (из аннотации: The Afghanistan population living far from rivers relies upon groundwater delivered from karezes (sub-horizontal tunnels)... This study characterizes the hydraulics of a kariz, the potential for reduced groundwater recharge because of climate change, and the impact of increasing population on kariz water production... An assessment of a six-district region within Kandahar Province where karezes are the most likely source of water indicates that water demand could have caused water tables to decline by 0.8–5.6 m, more than enough to cause karezes to stop flowing). 3. Статью про водные ресурсы в Афганистане (на основе комплекса данных: метеорологические данные о температуре и осадках, о стоке рек, об объеме ледников): Climate and Water Resources Variation in Afghanistan and the Need for Urgent Adaptation Measures http://www.hillpublisher.com/ArticleDetails/269 (из аннотации: In this research, we have reviewed the changes of climate factors and their impact on the water resources in Afghanistan. Meteorological data, including temperature, precipitation, streamflow data, glacier monitoring data were collected and used to analyze the changes reflected in precipitation, surface water, glacier melting, and groundwater resource.... Glacier volumes have decreased by 18.53% between 1994 to 2015. Surface runoff in streams have dramatically reduced by 22% when compared with the that observed between 1962 to 2017.... The Karez system, which is the local underground water channeling network has been abandoned and dried up all over Afghanistan.) 4. Ещё одну статью про водные ресурсы в Афганистане (но оценённые на основе спутниковых данных о гравитационном поле Земли) Spatio-Temporal Pattern in the Changes in Availability and Sustainability of Water Resources in Afghanistan https://www.mdpi.com/2071-1050/11/20/5836 (Из аннотации: The objective of this study was to evaluate the spatial changes in the availability and sustainability of water resources in Afghanistan. The Terrestrial Water Storage (TWS) data of the Gravity Recovery and Climate Experiment (GRACE) satellite obtained from three different institutes, having 1° × 1° spatial resolution for the period 2002–2016 was used for this purpose. ... The results revealed a significant decrease in water availability in the country over the last 15 years. The decrease was found to be highest in the central region where most of the population of the country resides.) И так далее. Буквально за полчаса можно было бы увидеть, что существует ненулевой комплекс различных независимых данных говорящих о том, что в Афганистане (по крайней мере во многих районах страны) действительно наблюдается усиление засушливости и проблемы с истощением водных ресурсов. Странно, что все этот комплекс работ был полностью Вами проигнорирован. Или не странно, а закономерно? P.S. И да, что у войны огромное число нелинейно связанных причин - это понятно, сваливание всего на изменение климата - так себе ход. Этим (сваливанием всего на изменение климата) страдают и многие наши СМИ, в данном смысле это плохая тенденция и я не оправдываю СМИ США сейчас.
    Alexander, вы вообще читали, то, что комментируете? Судя по вашему комментарию -- нет, потому что вы стреляете по мишеням, созданным вашими мыслями. А не тезисами из текста выше. Потому что в тексте выше вообще нет утверждений, что в Афганистане нет засухи. Ни одного. Вы опровергаете те тезисы, которых нет в том, что я написал.
На счёт длительности существования режима талибов. Тут им поможет только планомерная интеграция в мировое сообщество, так как без достижений цивилизации подъём объёмов производства сельского хозяйтсва скоро не только прекратится, но и сменится падением. Это будет связано с истощением (где удобрения?!) и засолением (из-за радостного закачивания в них воды при помощи солнечных батарей) почв. Без дальнейшей интенсификации сельского хозяйства (на вскидку: минеральные удобрения и мелиорация с промывкой почв в больших количествах) один только рост содержания углекислого газа в воздухе им скоро перестанет помогать.
Очень интересная толковая статья. Спасибо. А что касается журналюг, так они везде такие - заголовок похайповее, и обьяснение сложных процессов попроще. В том числе и в Сша.
Asmite Qielee
23.08.2021
-
0
+
Что же все так стремятся в Афганистан? За железом, литием? Углём, нефтью, газом? Не помню кто предупреждал туда не лезть, Дюма кажется
-
0
+
Хе, плохому танцору, как известно... поможет хороший хирург. Врать пендосы научились , а вот делать враньё правдоподобным - нет. Те более президенты у них как на подбор дебилы хуже нашего Д.А.М.
Evgen Storm
23.08.2021
-
0
+
Конечно, любая социальная система является многофакторной. И входить с разными весовыми коэффициентами. Но вот так вот, утверждать, что именно "глобальное потепление привело талибов к победе" - немного опрометчиво. Да, какая-то доля в этом может быть. Возможно, даже отличная от нуля. Но вот так вот... "потепление - и всё" - очень смелая идея))) Ждём прихода группировки со звёздочкой в Индии и Пакистане?
    Это не экспансионисткая организация -- это самые обычные афганские традиционалисты, не более. Ни в ядерный Пакистан и Индию, не к неядерным соседям они не пойдут.
    +
      ещё комментарии
      Evgen Storm
      23.08.2021
      -
      0
      +
      У них могут быть свои группировки. С местными звёздочками).
        Чтобы победить, таким группировкам нужна поддержка местного населения и наличие оккупационных центральных властей, которые бы это население не поддерживала. В Пакистане вне пуштунских областей (а те и так под талибами) такого нет. В Индии -- тоже.
          Evgen Storm
          23.08.2021
          -
          0
          +
          Зачем? Из Вашей статьи следует, что достаточно климата и зелёной массы.
            -
            0
            +
            Да ладно глобальное потепление в роли террористической угрозы это просто очередная страшилка и попытка оправдать провал военной операции. Довольно нелепая. Что советская власть там держалась лишь на штыках, что американская. Войска вывели местное население вернулось к своим обычаям. Интересен момент что талибы в 2001 г. полностью перекрыли производство наркотиков, и тут же к ним пришла "Несокрушимая свобода" На следующий год производство наркоты возобновилось в прежнем объеме и с тех пор выросло на 87% по данным ООН. Сейчас талибы опять собираются перекрыть наркотрафик. Будем посмотреть результаты.https://www.unodc.org/documents/crop-monitoring/Afghanistan/Afghan_opium_survey_2017_cult_prod_web.pdf
              Affidavit Donda
              25.08.2021
              -
              -1
              +
              Комментарий удален пользователем или модератором...
                -
                0
                +
                Вот ты потом удивляешься что "патриоты" в вас таких "объективных" кидают ссаными тряпками и в гугл посылают )) Это статистка ООН. В 2001 году талибы пришли к власти и перекрыли наркотрафик. Спецом для такого фомки неверующего привел ссылку на документ. Неважно каковы были их мотивы, но факт что талибы смогли это сделать.
                S.  Sergeev
                25.08.2021
                -
                1
                +
                Так всё-таки ссаные тряпки и обоссанные подъезды это не Обама, а «патриоты»… И « Неважно каковы были их мотивы» 😂😂😂😂😂
                Affidavit Donda
                25.08.2021
                -
                0
                +
                Комментарий удален пользователем или модератором...
                -
                1
                +
                Новости погугли сам, да? А документ ООН подтверждает что наркотрафик был действительно перекрыт. Талибы обещали перекрыть и наркотрафик был перекрыт 2+2 сложи сам неверующий ты наш. Выключай уже одноклеточное видение мира. ==== В июле 2000 года находящийся тогда у власти «Талибан» (организация запрещена в России) объявил, что опиум противоречит исламу, ввел смертную казнь за выращивание и распространение наркотиков и приказал уничтожить посевы опийного мака. В результате, по данным комиссии ООН по борьбе с наркотиками (UNODC), посевы за год сократились с 82,1 тыс. га до 7,6 тыс. ====
                Они его не перекрыли. Просто переправили все потоки на себя. Если раньше грубо говоря крестьянини выращивавший опиум отдавал их местному мафиозо, то теперь отдавал им. И сокершенно глупо утверждать , что Талибан откажется от такого легкого заработка как экспорт мака. Глупо и нелогично, и не подтверждено ничем. А приказ ваш это обыкновенная показуха, и опять таки способ давления на незввисимых от них произвшдителей мака.
                -
                1
                +
                И кто тогда перекрывал? Розовые единороги танцующие на радуге? Если с приходом войск НАТО наркотрафик вернулся к прежним значениям и даже вырос? Такие смешные вы со своим черно-белым мышлением - взрослые люди а до сих пор верят в сказки где существует абсолютное Зло и абсолютное Добро. Даже фэнтези сейчас уже так не пишут.
                Во первых, каким образом в охваченном огнем Афганистане велся подсчет наркотраффика? Сидел дядя таможенник на границе, и мешки считал? У меня есть огромное сомнение в этих цифрах, и в том каким образом они были созданы. Во вторых, увеличение наркотркффика, даже если оно и было, могло быть связано с уменьшением дестабилизирующих факторов в лице Талибов и боевых действий. Даже Мак никто не будет выращивать в нестабильной стране, где идут прямые боевые действия. Грубо говоря , пришла Коалиция, загнала Талибан в пещеры и горы, на равнинах чуть чуть повысилась стабильность, крестьяне опять стали выращивать мак. Чем более спокойный и мирный Афганистан, тем больше крестьян выращивает мак. Вот и вс е простое и рациональное обьяснение.
                -
                -1
                +
                ООН может писать все что хочет. Для Афганистана производство наркотиков - это как для России добыча нефти и газа, и заодно хлеба. Без них, т.е. наркотиков, там крестьяне и местные баи все с голоду сдохнут. Талибы перекрывали (и будут периодически перекрывать ) наркотрафик не потому, что такие "гуманитарии", а просто, что бы взять его, наркотрафик, под свой собственный контроль (там и без них нажиться на наркоте желающих много, и талибы то им как раз кран перекрывают) и заодно поднять цены на дурь. Что бы отказаться от производства этой дряни, афганцам (что талибам, что прочим) нужен альтернативный источник дохода - но с этим пока глухо.
                " Без них, т.е. наркотиков, там крестьяне и местные баи все с голоду сдохнут." Безусловно нет. Взгляните на ту часть графика, что относится к первому приходу талибана к власти. Талибы резко сократили посевы мака в стране, но никто не умер. Перекрытие было никак не для того, чтобы удушить конкурентов -- их конкуренты золотой треугольник, и он сильно далеко. "то бы отказаться от производства этой дряни, афганцам (что талибам, что прочим) нужен альтернативный источник дохода - но с этим пока глухо." Как показал первый срок талибов -- не нужен им альтернативный источник доходов. Вы не улавливаете ключевое: в плане еды Афганистан относительно обеспечен, а обеспечение потребление более сложного потребительского импорта в интересы талибов не входит.
                -
                0
                +
                Талибы резко сократили посевы мака в стране, но никто не умер.
                С тех пор много воды утекло. Талибы уже не те фанатичные семинаристы из медресе, а племенная верхушка, с которой им волей-неволей придется работать, привыкла к хорошей жизни за счет наркотиков и воровства бюджетных средств. Да и тем же талибам нужно содержать медресе, какие никакие больницы, армию и спецслужбы, да и сами небось хорошо пожить не против.
                -
                1
                +
                Мотивы можно приписывать талибам самые разные. Но факт останется фактом - они смогли остановить наркоторговлю в целой стране. Чего никому прежде не удавалось. Значит могут это сделать и снова. Мусульмане тысячи лет успешно борются с потреблением алкоголя. По вашему они это делают чтобы взвинтить цены и перехватить алкотрафик? Вы бы приспустили идеологические шоры, а вам прям словно команду дали - тех с кем "дружит" официальный Кремль рисовать только черной краской. Есть ведь и другие оттенки серого.
                -
                0
                +
                они смогли остановить наркоторговлю в целой стране.
                А чего они последние десять лет то с наркоторафиком не борются тогда? Не секрет, что янки и афганское правительство более менее контролировало города, ну на север, где таджики и узбеки, талибов не пускали, остальной сельский Афганистан уже давно под пятой талибов - а производство наркотиков все последние годы зашкаливает. Как так?
                Вы бы приспустили идеологические шоры, а вам прям словно команду дали - тех с кем "дружит" официальный Кремль рисовать только черной краской.
                Ого. Официальный Кремль уже дружит с террористической организацией, запрещенной в России?
                "А чего они последние десять лет то с наркоторафиком не борются тогда?" А какой смысл им был за это бороться? При приходе к власти борьба такого рода даст бонусы -- шансы на признание. До прихода к власти политического толку от такой борьбы ноль. Напротив: чтобы контраст до и после талибов был виден остальным странам бороться с этим не следовало. И речь даже не о трафике, а о самом выращивании. Наркотрафик от этого не изменится, т.к. золотой треугольник вполне покроет дефицит со временем. Площадей и прочего там достаточно.
                -
                1
                +
                Как и официальная Америка. Переговоры с талибами начались еще в 2018 году, а кавычки вы конечно не заметили. Но мне любопытно как вы себе представляли процесс переговоров с талибами без их участия. У вас есть для этого своя уличная магия?
                -
                0
                +
                как вы себе представляли процесс переговоров с талибами без их участия.
                Вы написали: "вам прям словно команду дали - тех с кем "дружит" официальный Кремль рисовать только черной краской". Ну и как Вы расшифруете слово "дружит"? Неужели как "переговоры"? О как велик и могуч русский язык! Или все таки как "что ни дерьмо - то все к нашему берегу"? Их, талибов, не надо рисовать черной краской - они и сами позиционируют себя как исламских радикалов. Даже если сами они образумились и не станут продвигать экспорт своего радикализма - их победа вдохновила исламских радикалов (и их спонсоров) и в России, и в нашем ближайшем окружении к усилению борьбы, что безусловно нам аукнется. Кстати, а о чем таком Вы собрались переговариваться с талибами?
            Мне казалось, в моей статье написано иное: "Более вероятно, что основной причиной побед «Талибана»* было нечто иное. Процитируем The New York Times, другое мэйнстримное американское издание: «Дело было не в том, что наши союзники в Афганистане не умели воевать. Дело всегда было в наличии у них воли сражаться за коррумпированные проамериканские и прозападные правительства, которые мы поддерживали в Кабуле. Меньшие силы талибов имели более сильную волю, и их воспринимали как дерущихся за основные принципы афганского национализма: независимость от иностранцев и сохранение фундаменталистского ислама как базы в сферах религии, культуры, закона и политики». Пожалуй, это самый вероятный ответ на вопрос, почему победили талибы. Куда более вероятный, чем глобальное озеленение, которое здесь могло быть только второстепенной силой."
              Evgen Storm
              23.08.2021
              -
              0
              +
              Да, но в каком контексте это написано! Сначала Вы паровозом проезжаете по всем американским изданиям, мол лето с зимой путают в попытке оправдаться. Так, что даже @ivankolupayev рассматривает это как "очередная страшилка и попытка оправдать провал военной операции". И вывод у статьи именно "Все это означает, что глобальное озеленение, в принципе, может поднять шансы подобных режимов на длительное существование." А потом вдруг оказывается, что Вашу статью "здесь читаем, здесь не читаем, а здесь - рыбу заворачивали"?
                "Сначала Вы паровозом проезжаете по всем американским изданиям, " По всем? Ссылки были только на два. И я даже не давал им оценок -- просто процитировал оценки тех же публикаций читателями-американцами, не более . " мол лето с зимой путают в попытке оправдатьс" Сибиэс Ньюс не пытается оправдаться. Они просто излагают. С их точки зрения -- это истина, а за истину не оправдываются. " И вывод у статьи именно "Все это означает, что глобальное озеленение, в принципе, может поднять шансы подобных режимов на длительное существование."" На длительное существование после войны -- да. Но на победу -- если и да, то второстепенным образом. В тексте так прямо и написано. "А потом вдруг оказывается, что Вашу статью "здесь читаем, здесь не читаем, а здесь - рыбу заворачивали"?" Не надо ничего никуда заворачивать. На победу талибов ГП существенно повлиять не могло. После победы -- может поддержать, в долгосрочном плане. Это непротиворечивая позиция, и именно она изложена в тексте выше.
      -
      0
      +
      Вообще-то, "ученики" строят халифат, а это штука (в теории) безграничная...
    Xosh Amadam
    23.08.2021
    -
    0
    +
    Во-первых, они и так контролируются Пакистаном - если не все, то наиболее влиятельная часть. Т.е. сам по себе Афганистан Пакистану на ухо не упал, своих проблем овер до хрена, но контроль необходим и осуществляется. Во-вторых, примерно по этой причине в Индии им ловить нечего, и они - то самое влиятельное крыло - это отлично понимают, и туда не суются. Нет там для них ни религиозной базы, ни экономической. А в-третьих, сложные задачи всегда имеют простые для понимания неправильные решения - ну, вот пример вечного "во всём виноват Чубайс", где чубайсом вполне может выступить это самое потепление. Пипл хавает, лох не мамонт, жыраф большой...
-
0
+
Что за неуважение к Джо Байдену в начале статьи? Вы научно-популярный журнал или желтая бульварная газетенка, зачем опускаетесь до такого?
    "Что за неуважение к Джо Байдену " Если у вас началась редкая болезнь и вы спросите политика, как она будет протекать, вы ждете от него верного прогноза? А что заставляет вас ждать верного прогноза хода и исхода боевых действий в нетипичной ситуации от неспециалиста в военном деле, которым, бесспорно, является любой политик без военного бэкграунда?И Джо Байден -- тоже. Военное дело -- такая же область специальных знаний, как и медицина. Неспециалист в ней имеет те же возможности сделать верные прогнозы, что и в медицине. То есть, довольно ограниченные возможности.
    +
      ещё комментарии
      -
      0
      +
      То то наш МИД (он же умный, там учат людей в специальных школах и школах КГБ) постоянно обделывается и связывается со всякими диктаторскими режимами назло США - Венесуэла, Никарагуа и прочими автократиями. Тут принцип не только в качестве прогнозов, но ещё сильно влияет идеология. Если в России или Афганистане идеология вечного противостояния с Западам то никакого развития не будет, более того в 2010-е года Запад практически никак не реагировал на агрессивные действия России, а они были, Россия стала действовать сильнее, а теперь закономерно Запад начал ограничивать Россию и какие бы умными не были экономисты в России или военные, всё упирается отчасти в политику, отчасти в узость мышления, отчасти в подготовки к уже прошедшим войнам (как к примеру, Армения не готовилась, что её могут победить беспилотники). Такие дела
    Xosh Amadam
    23.08.2021
    -
    0
    +
    Байден, некоторым образом, POTUS - т.е. президент сильнейшей страны в мире. И, если он позволяет себе такие вот экзерсисы (а он позволяет, и не впервые), то это очень нехороший признак. Я вот помню и "гонки на лафетах", и "два руководителя, из которых один вечно живой, другой полуживой", и "не приходя в сознание, приступил к своим обязанностям"... Закончилось это всё плохо, и очень бы не хотелось того же в масштабах США.
    +
      ещё комментарии
      С чего это вдруг не хочется трагедии масштаба распада СССР в США? Глобальная политика США нацелена на сдерживание других стран в развитии. Именно это и написано у них в их стратегии национальной безопасности. И они целенаправленно занимаются именно этим - дробят интересы внутри ЕС и поддерживают грызню крупных стран этого региона, накладывают санкции на Россию и Китай по этой же причине; Латинскую Америку держат в узде, занимаясь чуть ли ежегодным будничным свержением их лидеров и сил стран. А смерть гегемона приведет к тому, что сдерживанием заниматься будет некому. И это должно дать толчок к развитию других стран планеты.
        -
        0
        +
        Потому что будет экономический кризис, передел сфер влияния и непонятно что станет с американским ядерным арсеналом.
          В мире существует (и, кстати, никем не отрицается) наличие золотого миллиарда. Т.е. людей, которые живут значительно лучше остальных шести. Создана она на базисе неоколониальной системы с выкачиванием ресурсов из колоний в метрополии. И возглавляется данная система США. Я такую систему справедливой не считаю. Поэтому кризис и последующее перераспределение ресурсов является гораздо меньшим злом, чем нынешние шесть миллиардов человек, "неправильно" встроенных в мировой рынок. Полного развала США вряд ли случится не только на нашем веку, а вообще в перспективе нескольких столетий, так что за ядерный арсенал можно быть спокойными.
        Affidavit Donda
        24.08.2021
        -
        -1
        +
        Комментарий удален пользователем или модератором...