08.03.2022
Михаил Орлов
2 399

Обнаружен предок гаттерии возрастом 190 миллионов лет

3.2

Гаттерии — это род примитивных пресмыкающихся, в который входит единственный современный вид Sphenodon punctatus. Он обитает исключительно на небольших островах близ Новой Зеландии. Об эволюционном прошлом гаттерии известно немного, однако теперь палеонтологи обнаружили ее самого древнего родственника — Navajosphenodon sani, который обитал на территории Аризоны 190 миллионов лет назад.

Современная гаттерия Сphenodon punctatus / © almlf.org
Современная гаттерия Sphenodon punctatus / © almlf.org / Автор: Татьяна Соловьёва

Современные гаттерии (на латыни Sphenodon) представлены единственным видом, который выделяют в особый отряд клювоголовых рептилий. Эти животные обитают только на нескольких небольших островах рядом с Новой Зеландией. При этом родословная этих пресмыкающихся является одной из самых древних и в то же время плохо изученных. Дело в том, что палеонтологическая летопись сохранила лишь отдельных предков гаттерии.

Предполагают, что со своими ближайшими родственниками — так называемыми чешуйчатыми рептилиями, ящерицами и змеями — предки гаттерий разошлись 259 миллионов лет назад, в конце пермского периода. Любопытно, что в триасовом периоде клювоголовые были распространены очень широко — об этом говорят находки на территории современных Великобритании, США, Германии, Бразилии, Аргентины и даже Зимбабве.

Выходит, что в начале мезозоя предки гаттерий быстро расселились по всей северной части древнего суперконтинента Пангея. Тогда они были более разнообразны, чем чешуйчатые рептилии. Клювоголовые уступили свое господство другим рептилиям лишь в меловом периоде.

На современной же Земле продолжается расцвет отряда чешуйчатых рептилий, который насчитывает более 11 тысяч видов. Среди них — различные змеи, ящерицы, вараны, игуаны и так далее. В то же время гаттерия — это единственный современный вид клювоголовых. Напомним, что помимо клювоголовых и чешуйчатых в класс пресмыкающиеся входят еще два современных отряда — крокодилы и черепахи.

«Находка практически полного образца клювоголовой рептилии из Северной Америки стало знаковым моментом для палеонтологии» — считает доктор Ник Роуленс (Nic Rawlence) из Университета Отаго (Новая Зеландия). Вновь обнаруженный родственник гаттерии Navajosphenodon sani жил примерно 190 миллионов лет назад, в начале юрского периода. Новый вид был выделен при изучении останков 15 животных — по большей части это фрагменты зубов и челюстей, однако одно из них сохранилось почти целиком.

«При помощи потрясающих аналитических методов мы смогли показать, что Navajosphenodon sani — это самый древний из известных нам членов родословной современной гаттерии» — утверждает ученый. «Сравнив новые образцы с современной гаттерией, мы показали, что строение этих рептилий очень мало изменилось за последние 190 миллионов лет — это отличный пример работы принципа «не чини то, что работает». Доктор Роуленс также утверждает, что это открытие хорошо согласуется с установленной биоинформатиками медленной эволюцией генома гаттерии.

Результаты исследования опубликованы в новой статье в журнале Communications biology.