21 февраля
Михаил Орлов
25 672

Последний из ракоскорпионов смог дожить до великого пермского вымирания

2.3

Ученые описали окаменелость Woodwardopterus freemanorum — членистоногого возрастом 252 миллиона лет. Вудвардоптерис оказался самым поздним по времени жизни ракоскорпионом — на 11 миллионов лет моложе ближайшего предшественника. Значит, ракоскорпионы полностью исчезли позже, чем полагали ученые, — лишь во время великого пермского вымирания.

Последний ракоскорпион Woodwardopterus freemanorum
Последний ракоскорпион Woodwardopterus freemanorum / © Alison Douglas

Ракоскорпионы, называемые также морскими скорпионами или эвриптеридами, — вымершая группа водных беспозвоночных. Среди них было немало крупных хищников, достигавших в длину двух с половиной метров. Ракоскорпионы имели впечатляющий внешний вид и населяли моря, а также пресноводные водоемы на протяжении почти всей палеозойской эры, то есть более 200 миллионов лет подряд.

Ракоскорпионы хорошо плавали и обладали фасеточными глазами, благодаря чему были активными хищниками. Ученые относят их к хелицеровым — большой группе членистоногих, в которую также входят современные пауки, клещи и скорпионы. Однако ракоскорпионы давно полностью исчезли, а среди их близких родственников на современной Земле сохранились лишь немногочисленные мечехвосты.

Теперь палеонтологи расширили временные рамки существования ракоскорпионов. Из новой статьи следует, что они вымерли на 11 миллионов лет позже, чем считалось.

Чтобы сделать этот вывод, потребовались не новые раскопки, а более подробное изучение старых музейных образцов. В последнее время палеонтологи регулярно совершают подобные «открытия в музейных фондах».

Окаменелость Woodwardopterus freemanorum обнаружили близ поселка Теодор (Theodore) в австралийской провинции Квинсленд без малого 30 лет назад. Она представляет собой крупный фрагмент кутикулы, сохранивший характерный для ракоскорпионов узор из округлых и продолговатых бугорков.

Ракоскорпионы обитали и в пресных водах, и в морях / © DK Find Out

Изучением окаменелости занимается коллектив под руководством Эндрю Розефелда (Andrew Rozefelds) — сотрудника Квинслендского музея и местного университета. «На основании опубликованных датировок сохранившихся в породах каменноугольного времени вулканических отложений мы точно установили, что ракоскорпион из Теодора жил 252 миллиона лет назад», — утверждает доктор Розефелд. Тщательное исследование позволяет назвать Woodwardopterus freemanorum самым поздним из известных ракоскорпионов.

При жизни W. freemanorum был довольно крупным — длиной до одного метра. В отличие от многих морских родичей, он обитал в пресноводных водоемах. Ракоскорпионы в целом — наглядный пример постепенного перехода к жизни на суше. Исходно эти животные обитали исключительно в морях, но позднее освоили еще реки и озера. Самые отчаянные иногда позволяли себе выползать на берег.

Из новой публикации следует, что ракоскорпионы продержались вплоть до пермского вымирания, самого крупного в истории нашей планеты. Последний из них — Woodwardopterus freemanorum — отправился в небытие вместе с 96 процентами всех морских видов лишь на рубеже палеозойской и мезозойской эр.