23.03.2022
1 516

Выходцы с юга научили майя сажать кукурузу

3.9

Неизвестная ранее миграция людей в Мезоамерике привела к появлению продвинутого земледелия.

©wikipedia.org

Когда речь заходит о доколумбовой Америке, обычно вспоминают великие цивилизации инков, ацтеков и майя — о них мы знаем достаточно много благодаря большому количеству археологических памятников, а также письменным испанским источникам. Но вот предыстория этих цивилизаций изучена крайне слабо.

Международная группа антропологов, археологов и палеогенетиков под руководством Дугласа Кеннета (Douglas Kennett) из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (США) исследовала останки древних людей, найденные в Белизе. Результат представлен в работе, опубликованной в журнале Nature Communications.

Горный хребет Майя в Белизе / ©wikipedia.org

Археологи провели раскопки в двух пещерах, расположенных в горах Майя на границе Белиза и Гватемалы. Там они нашли 25 захоронений, датируемых периодом от 3,7 тысячи до 10 тысяч лет назад. Высокие известняковые скалы в этом районе труднодоступны, так что отложения в пещерах хорошо сохранились.

Палеогенетики сделали анализ ДНК найденных костей, сравнили с уже имеющимися данными по ДНК поздних находок из других частей Мезоамерики и обнаружили следы неизвестных ранее миграций. Причем сразу нескольких.

Ранняя миграция людей с севера на юг 7,3-9,6 тысячи лет назад показала лишь отдаленное генетическое родство с современными жителями Мезоамерики, включая тех, кто сегодня говорит на языках майя-киче. Затем прошла ранее неизвестная волна миграции с юга, начавшаяся около 5,6 тысячи лет назад. Она оказала сильное демографическое влияние на регион, обеспечив свыше 50 процентов предков всех последующих людей.

По мнению Кита Прюфера (Keith Prufer) из Университета Нью-Мехико (США), чья лаборатория руководила археологическими и изотопными исследованиями, эти новые предки происходят из того же региона, что и предки современных людей, говорящих на чибчанских языках и живущих от Коста-Рики до Колумбии.

Авторы работы рассматривают не только сам факт миграции и произошедшего переноса генов, но и то, какое влияние это оказало на народы, затронутые таким перемещением.

Раскопки и анализ ДНК, по мнению ученых, подтверждают сценарий, в котором ранние земледельцы, связанные с индейцами группы чибча, двигались на север, в юго-восточную часть Юкатана, неся с собой улучшенные сорта кукурузы, а также, возможно, маниок и перец чили. Там они не только смешивались с местным населением генетически, но и создавали новые земледельческие традиции, которые в итоге привели к более интенсивным формам кукурузного сельского хозяйства гораздо позже по времени.

Иными словами, эти выходцы с юга принесли майя кукурузу и культуры, пригодные для интенсивного земледелия. «Мы считаем миграцию этих людей принципиально важной для развития земледелия и в итоге крупных общин, говорящих на языке майя», — сказано в работе.

Ученые отмечают, что кукуруза не всегда была важной частью рациона этих людей. Самые ранние мигранты, вероятно, собирали и ели крошечные початки теосинте (Euchlaena mexicana) — растения, которое сейчас считают предком кукурузы. Кроме того, они употребляли в пищу другие растения, моллюсков и дичь.

Сравнение теосинте и кукурузы / ©PNAS

Выбирая самые крупные и лучшие семена, люди начали одомашнивать растение, выращивая более крупные початки и все больше изменяя ландшафт и биоразнообразие. В результате они получили ценный питательный ресурс. Кукуруза обеспечивала необходимый белок и энергию сахара, ее можно было заготавливать и хранить в сухом месте. Как только у людей появился надежный источник пищи в виде кукурузы, они стали заниматься земледелием и оставаться на одном месте, что привело к появлению больших, устоявшихся общин.

О роли этой культуры в местном обществе можно судить по обычаю никстамализации — обработке зерен кукурузы в воде с щелочью. После нее определенные компоненты в зернах могут усваиваться человеком легче, обнуляя риск развития пеллагры и иных заболеваний. Без никстамализации потребление большого количества этой культуры ведет к дефициту в организме человека никотиновой кислоты и серьезным заболеваниям.

Распространение кукурузы росло, двигаясь с юга на север, к популяции майя, и в итоге по обоим континентам. Так что, когда испанцы прибыли к берегам Нового Света, кукуруза была основным продуктом питания всех коренных жителей Мезоамерики.