24.12.2021
Ольга И.
11 876

Первое гигантское животное на Земле было размером с кашалота

4.8

Пока гигантские динозавры правили сушей, в морской пучине царили другие чудовища — как выясняется, не менее грандиозные. И даже первые их представители были очень велики.

Череп ихтиозавра / ©phys.org / Автор: Cloelia Andronicus

По форме тела ихтиозавры походили на китообразных, но произошли от пока неизвестной группы рептилий и дышали воздухом. Эти животные появились 249 миллионов лет назад и населяли океаны в течение следующих 150 миллионов лет. И это одни из самых крупных ископаемых рептилий, известных науке задолго до динозавров. Сегодня такие гиганты — киты. Они эволюционировали до больших размеров примерно 56 миллионов лет назад. Несмотря на внешнее сходство, эволюционный путь ихтиозавров и китов к гигантизму был разным.

В 2011 году ученые извлекли из скального массива Окаменелый холм в районе горы Огаста в штате Невада (США) часть позвоночника, плечо и некоторые другие кости ихтиозавра, а потом нашелся череп животного. Возраст находки — 247,2-237 миллионов лет. Значит, останки принадлежат ранним ихтиозаврам.

Череп ихтиозавра / ©phys.org

Тем удивительнее размеры экземпляра: палеонтологи из Боннского университета (Германия), Массачусетского университета в Бостоне и Института динозавров при Музее естественной истории Лос-Анджелеса (США) изучили находку и представили свои выводы в журнале Science. После анализа размеров костей животного стало ясно, что длина его составляла более 17 метров.

Это не самый крупный ихтиозавр: ранее находили представителей этого вида до рекордных 23 метров в длину. Но это были куда более поздние экземпляры, чем их 17-метровый предок, названный Cymbospondylus youngorum. Поэтому ученые полагают, что это было первое известное науке гигантское животное на Земле. Ведь динозавры появились позже — между 233 и 243 миллионами лет назад.

Ихтиозавр (вверху) и кашалот (внизу) / ©phys.org

Получается, ихтиозавры развили гигантизм всего через три миллиона лет после появления. И это, по мнению исследователей, весьма удивительный факт, который удалось узнать благодаря сравнительному моделированию эволюции ихтиозавров и китообразных. Возможно, достижению больших размеров ихтиозавров способствовали высокая конкуренция в триасовых морях и «взрыв» жизни после пермского вымирания. Освободившиеся экологические ниши заполонили аммониты и конодонты.