10.12.2020
Мария Кривоченко
3 424

Древнюю морскую рептилию признали новым видом ихтиозавров

Рептилия была похожа на акулу — с характерным хвостом и спинным плавником. Она обладала большими глазами, множеством мелких зубов и очень широкой грудной клеткой. Внешне животное сильно отличалось от уже известных ихтиозавров, поэтому ученые выделили его в новый вид.

Изображение нового вида ихтиозавров / ©Меган Джейкобс
Изображение нового вида ихтиозавров / ©Меган Джейкобс / Автор: Pinaria Caprarius

Останки рептилии обнаружил коллекционер Стив Этчес недалеко от залива Киммеридж в Великобритании в 2009 году. Затем он передал их музею Юрской морской флоры и фауны местной общины. Теперь команда из Портсмутского университета в Великобритании сделала серию снимков ископаемой рептилии и изучила ее.

Как показал анализ, останки принадлежат ихтиозавру ранее неизвестного вида. «Мы почти сразу поняли, что это новый вид, но потребовалось около года, чтобы сравнить ископаемое с другими ихтиозаврами и убедиться в правильности наших предположений», — рассказала Меган Эл Джейкобс, один из авторов исследования. Результаты работы они опубликовали в журнале PLOS One.

Новый вид ихтиозавра назвали талассодрако этчеси (Thalassodraco etchesi) — в честь Стива Этчеса. Это была рептилия, жившая примерно 150 миллионов лет назад. У нее было сравнительно короткое тело — длиной примерно два с половиной метра, — акулий хвост, спинной плавник и широкая грудная клетка. Скорее всего, клетка позволяла задерживать дыхание долгое время или защищала внутренние органы от экстремального давления. Джейкобс отметила, что с таким строением тела животное должно было выглядеть бочкообразным.

Фотография ископаемой рептилии / ©The Etches Collection, Дорсет, Великобритания

На туловище у Thalassodraco etchesi также располагались сравнительно небольшие ласты. Кроме того, она обладала крупными глазами — вероятно, благодаря им можно было охотиться при слабом свете. На спине и шее находились крепкие связки, которые, видимо, поддерживали голову и тело.

У рептилии хорошо сохранилась одна из сторон верхней челюсти — палеонтологи насчитали на ней 50 мелких и гладких зубов. Возможно, в пасти животного их было около 200, и с их помощью ихтиозавр захватывал добычу, как в клетку. «Остальные ихтиозавры обладали зубами крупнее и с выступающими бороздчатыми гребнями», — рассказала Джейкобс.

Скорее всего, рептилия жила на глубине, иногда выплывая, чтобы вдохнуть, и питалась кальмарами и рыбой. Также ученые предполагают, что Thalassodraco etchesi могла вести ночной образ жизни. По словам Джейкобс, особь умерла от старости или нападения хищников.

Талассодрако этчеси тесно связан к нанноптеригиусами —распространенным родом ихтиозавров, которые обитали в Европе, России и Арктике около 248 миллионов лет назад и вымерли примерно 90 миллионов лет назад. «То, что мы находим новые виды ихтиозавров, — замечательно и показывает, насколько разными были эти невероятные животные», — подытожил Дэвид Эм Мартиль, тоже участвовавший в исследовании.