Почему животные не улыбаются? — Naked ScienceNaked Science
29.05.2016, 12:32
Naked Science

Почему животные не улыбаются?

Животные имеют улыбку. В древние времена эта улыбка была агрессивной как оскал. А нервный смех помогает расслабиться.

7735988986_8fbeb4b79e_k

По крайней мере, некоторые из них. Для начала давайте определимся, что же такое улыбка или смех у животного. Образцом для сравнения в этом случае, конечно, служит улыбка человека. Но где гарантия, что человеческий смех и смех животного вообще можно сравнить? В биологии есть понятие гомологичных структур. Таковыми, например, являются органы, которые были у общих предков сравниваемых видов, скажем, крылья птицы и руки человека. Гомологичными могут быть и гены, тоже унаследованные от общего предка. Поэтому и формы поведения, конечно, также наследуются, а потому могут быть гомологичными.

Но что если оскал шимпанзе, собаки или улыбка человека похожи лишь внешне, но вовсе не гомологичны, и развились независимо (подобные признаки в биологии называются аналогичными)? Если так, то в улыбку обезьяны никак нельзя вложить «человеческий» смысл.

Существуют, впрочем, критерии, по которым биологи определяют гомологичность органов. По тем же критериям можно определить гомологичность и форм поведения. Кроме того, если за те или иные формы поведения отвечают сходные цепи нейронов в мозге – они тоже могут считаться гомологичными. Так, у всех наземных позвоночных гомологичен чесательный рефлекс – почесываются и лягушки, и медведи, и люди. В последние годы появились и другие – дополнительные возможности установить гомологичны ли те или иные формы поведения или нет. Для этого с помощью позитронно-эмиссионной томографии, например, можно определить, какие именно отделы мозга активизируются в случае той или иной формы поведения, и выявить «похожесть» у разных видов.

Улыбающийся пес / ©Takashi Hososhima

Смеются обезьяны, собаки и крысы

С помощью этих и других методов исследования гомологии поведения на сегодняшний день достоверно установлено: орангутанги, гориллы и шимпанзе совершенно точно улыбаются и смеются. То же самое, вероятно, справедливо и для собак. Неожиданно, но почти точно, смеются крысы! Однако их смех настолько тоненький и низкочастотный – ультразвуки частотой 50 кГц – что услышать его человеческому уху без специальных приборов невозможно. Как правило; «хохочут» крысята – когда играют или когда «зовут» другу друга в игру.

Всем, кто имеет детей, известно, что младенцы улыбаются уже к концу первого месяца жизни (так называемая «социальная улыбка»). Это происходит тогда, когда ребенок видит живое человеческое лицо (или даже его схему). Более того – в свое время начинают улыбаться даже те младенцы, которые родились слепо-глухими. Именно поэтому улыбка и смех считаются врожденными формами поведения.