«Чужой: завет». Вне науки и логики — Naked Science

«Чужой: завет». Вне науки и логики

Научно-фантастический фильм режиссера Ридли Скотта собрал в прокате 240 миллионов долларов. А заодно и множество вопросов со стороны думающих зрителей. Некоторые мы рассмотрели подробно.

alien-0001

Конечно, никто не требует от фантастического кино полной научной достоверности, а от ужастика — логики и здравомыслия в поведении героев, соблюдения ими требований правил безопасности и наличия хоть какого-то инстинкта самосохранения. Весь сюжет картины движется благодаря неразумному поведению героев, но если бы они вели себя хоть немного умнее — понятно, что фильма бы не было. Однако если бы кино немного больше соответствовало современному научному мировоззрению, то, на наш взгляд, стало бы только интереснее.

Сокрушительное нейтрино

Фильм начинается с события, которое ну никак не могло произойти. Выброс нейтрино в загадочном «секторе 106» приводит к аварии на корабле «Завет» с двумя тысячами колонистов, ожидающих в криосне окончания долгого пути к планете Оригаи-6. Часть колонистов и капитан погибают. И это если не рассматривать цепочку случайностей, приведших к тому, что корабль в этот момент оказался недалеко от планеты, на которой Дэвид, возомнивший себя создателем, ставил свои эксперименты.

Почему именно нейтрино выбрано на роль столь сокрушительной силы? Неужели для того, чтобы, посмотрев фильм, зрители захотели бы больше о них узнать? Нейтрино — это элементарные частицы, которые практически не взаимодействуют с материей. Обнаружить, детектировать нейтрино чрезвычайно сложно. Нейтрино рождаются в звездах, ядерных реакторах или при взрывах атомных бомб. Это продукт ядерных реакций. Они проходят сквозь все на своем пути, будь то планеты или даже звезды. И тем более космические корабли. Причем в очень больших количествах. Подсчитано, что ежесекундно через один квадратный сантиметр поверхности нашей планеты проходят 65 миллиардов нейтрино. При этом они не изменяются сами и не причиняют вреда чему-либо на планете.

© 20th Century Fox

Но все же нам удается их обнаружить, хотя и с большим трудом. С этой целью ученые строят нейтринные обсерватории, многие из которых достигают гигантских размеров. Некоторые их них есть и в России: например, Байкальский подводный нейтринный телескоп, строительство которого идет с 2015 года. Еще одна нейтринная обсерватория построена на антарктической станции «Амундсен-Скотт». Названа она IceCube. Такое название выбрано потому, что общий объем задействованного в ней льда, в толще которого помещены тросы с закрепленными на них оптическими детекторами, достигает одного кубического километра. Телескоп на Байкале, как ожидается, к 2021 году займет объем примерно в половину кубического километра.

Оптическая система как байкальской, так и антарктической обсерватории регистрирует черенковское излучение — слабое голубое свечение, возникающее в жидкости, в том числе благодаря нейтрино. В общем, ни пострадать от вспышки нейтрино, ни зафиксировать ее, не имея столь масштабных по размерам детекторов, корабль «Завет» не мог.

Планета-невидимка

«Чужой: завет» — очередной фильм, показывающий, как много у Голливуда планет, похожих на Землю. У планеты, случайно оказавшейся на пути звездолета, и сила тяжести практически как на Земле, и сходный состав атмосферы, там можно даже дышать без скафандров. Притом что даже на нашей планете, посетив ее в прошлом, вы бы не всегда могли дышать атмосферным воздухом.

Как же можно скрыть планету, находящуюся в том же направлении, что и цель маршрута корабля — Оригаи-6? По сюжету команда корабля без труда определяет, что планета даже более пригодна для жизни, чем выбранная ранее для колонизации. Сегодня мы такими методами не владеем. Но вряд ли в будущем мы откажемся от тех путей поиска экзопланет, которые практикуем сейчас. Они будут только совершенствоваться. Как известно, транзитный и доплеровский методы обнаружения планет предполагают наблюдение за родительскими звездами, а не за самими планетами. И эти методы, безусловно, будут развиваться. Спрятать звезду от наблюдения с Земли Дэвид однозначно не мог: для этих целей нужно было бы построить сферу Дайсона, чтобы свет от звезды не мог проникнуть через оболочку. Но исчезновение звезды привлекло бы к ней еще больше внимания, чем наличие около нее землеподобной планеты. В любом случае ни технологиями, ни временем, необходимым для этого, андроид, случайно попавший на чужую планету, явно не обладал.

© 20th Century Fox

Сложно предположить, что ученые на Земле, занимающиеся поиском целей для колонизации, могли пропустить более близкое и подходящее место для создания колонии. Такое путешествие должно было готовиться не один год. И уж тем более команда корабля должна была это понимать.

К слову, сколь бы ни была близка планета по своим физическим показателям к Земле, любая микробная жизнь на ней опасна для землян. Выходить на такую планету без скафандров, даже при полном совпадении параметров атмосферы, было бы смертельно опасно. И эпизод, где один из членов экипажа вдыхает инопланетные споры и заражается, правдоподобен. Только в реальности все обошлось бы без андроида-экспериментатора.

Писателям-фантастам это, между прочим, было понятно еще в позапрошлом веке. Роман «Война миров», написанный Гербертом Уэллсом в 1897 году, описывает зеркальную ситуацию: вторжение на Землю марсиан. Именно отсутствие иммунитета к земным микроорганизмам стало причиной гибели инопланетных захватчиков.

Рождение Чужих

Чужие используют человеческие тела как инкубаторы. На создание столь изощренного способа размножения Дэвида, который возомнил себя творцом, вдохновили паразитирующее осы. Эти насекомые помещают свои личинки в тело пойманной ими жертвы. Вылупившиеся внутри жертвы личинки питаются ее органами, постепенно прогрызая себе путь наружу. Очевидно, жертва задолго до того, как паразит прорвется во внешний мир, уже погибнет из-за отсутствия внутренних органов, пошедших ему на корм. Однако это в природе, а в фильме все совсем не так.

© 20th Century Fox

Не имеет ничего общего с реальностью и драматичность появления Чужого из тела человека. Особь, готовая к жизни за пределами тела носителя, по оценкам Майкла Милфорда и Джакси Лейтнера из Технологического университета Квинсленда (Австралия), должна весить не более пяти килограммов. Но ей предстоит выбраться из грудной клетки носителя, который в 16 раз массивнее.

Принимая во внимание соотношение массы тела новорожденного «грудолома» и его жертвы, он должен быть в четыре раза сильнее. При операциях на сердце хирург, чтобы проникнуть в грудную клетку больного, использует специальные реберные ножницы или циркулярную пилу. А Чужой вырывается, практически не встречая никакого сопротивления. Однако человеческая грудная клетка очень крепка: удар с силой 3 300 ньютонов может сломать ребро только в одном случае из четырех. С такой силой может ударить титулованный боксер, но никак не только что вылупившаяся особь. По оценкам ученых, инопланетянин способен производить усилие только около 1 175 ньютонов силы, поэтому, вероятно, ему потребуется намного больше времени и усилий, чтобы покинуть грудную клетку.

Ежегодно в России к врачам обращаются тысячи людей, укушенных клещами. Встреча с лесным паразитом грозит заражением опасными инфекциями, о которых известно не всем. К сожалению, вакцины от всех болезней, переносимых клещами, пока не изобрели, но от самой серьезной — клещевого энцефалита — можно защититься при помощи вакцинации. Готовиться к летнему сезону надо заранее, и конец осени — оптимальное время привиться. Какие заболевания может вызвать укус клеща и как избежать последствий нападения опасного паукообразного, рассказал эксперт холдинга госкорпорации «Ростех» «Нацимбио», доктор медицинских наук и профессор Александр Сергеев.

Второй китайский луноход «Нефритовый заяц» продолжает усердно трудиться на поверхности естественного спутника Земли. На опубликованных недавно новых фото видны как будущие объекты исследования, так и живописные виды обратной стороны Луны.