Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
«Каждый мост индивидуален. И хорошие специалисты стараются это подчеркнуть». Разговор с Тимуром Берхамовым
Для специалистов-дорожников функциональность моста на первом месте, но удивительно, что часто именно благодаря функциональности сооружение получается еще и визуально привлекательным. Сегодня мы беседуем с Тимуром Берхамовым, заместителем начальника Федерального управления автодорог «Центральная Россия» (ФКУ «Центравтомагистраль»), который рассказал, что с помощью современных технологий и материалов износ новых мостов, по сравнению со старыми, за последние полвека уменьшился в десятки раз.
[Naked Science]: Тимур, вы потомственный дорожник. Как так получилось, что три поколения вашей семьи выбирали строить мосты и дороги?
[Тимур Берхамов]: Началось все с дедушки. Он занимался региональными и муниципальными дорогами, то есть работал в основном в провинции, а потом воспитал моего отца и привил ему любовь к строительству. Отец пошел дальше и в итоге стал заслуженным дорожником России.
А я сначала это даже не планировал. Всю свою юность я занимался восточными единоборствами, сначала карате, а потом тхэквондо, и подумывал строить спортивную карьеру. Но в 10 классе мне показалось правильнее выучиться на инженера-строителя. К тому же я вспомнил, что всегда что-то мастерил: то шалаш построю, то дамбу на речке, чтобы рыбу ловить. И в итоге я поступил в Московский автомобильно-дорожный институт.
[NS]: Какие дороги и мосты — дело ваших рук и ваших родственников? Может быть, есть какая-то семейная история, когда отец построил один участок дороги, сын — другой, и так объединились две части города?
[ТБ]: Про дедушку сказать сложно — я его не застал. И, как я уже упомянул, он работал в регионах, а отец занимался федеральными дорогами, поэтому о соединении внутри города говорить не приходится. Но все же есть у нас маленькое пересечение. Отец построил и ввел в эксплуатацию дорогу в обход города Нальчик. И я после института успел поработать на этом объекте — был мастером участка, следил, чтобы строительство шло как надо. Но потом наши пути разошлись: отец остался в Кабардино-Балкарии, а я переехал в Москву и по большей части работал там.
[NS]: А как выглядит карьерный путь дорожника в целом и мостовика в частности? С чего вы начинали, какие задачи вам доверяли, когда вы только отучились?
[ТБ]: Когда я студентом пришел в мостовую организацию, матерые инженеры, разумеется, мне ничего особо не доверяли, поэтому я целыми днями изучал проектную документацию — детальный план строительства объекта, а потом, как на экзамене, рассказывал старшему руководителю, что я вообще из прочитанного понял. Учитывая, что у меня было образование дорожника, понимал я не так много, как хотел — все-таки сложно перестроиться на мостовую тематику. В тот момент мне было проще спроектировать аэродром, чем мост.
Поэтому, да, в начале было тяжело. Но мои учителя, заслуженные строители России, меня поднатаскали. И через полгода я уже мог сам соорудить мост — хоть и в теории, хоть и на бумаге — но мог.
Когда я студентом пришел в мостовую организацию, матерые инженеры мне сначала ничего особо не доверяли. Но через полгода я уже сам мог соорудить мост
[NS]: Что же такое было в этой проектной документация, которую вы штудировали?
[ТБ]: Проектная документация — это документ, с которым строитель выходит на объект и потом по этим чертежам строит. Так что там было все: от подготовки территории до забивки свай и постройки пролетов — мостовики работают от земли, постепенно уходя вверх. Я проверял расчеты, ездил на объекты, смотрел, что у нас в документах, а что имеем фактически.
[NS]: А что это за ощущения — пройти по тому самому мосту, который вы строили вместе с другими?
[ТБ]: В такие моменты я чувствую себя значимым человеком во всей этой большой структуре, появляется уверенность в своих силах, кажется, что ты можешь двигаться дальше, развиваться и расти.
[NS]: До чего вы в итоге доросли?
[ТБ]: Сейчас я работаю заместителем руководителя ФКУ «Центравтомагистраль». Рабочий день у меня начинается в 9 утра, а закончиться может глубокой ночью — всякое может случиться. Тогда надо ехать, решать, исправлять, поднимать остальных. Но в рядовой день я начинаю работу с мини-оперативки. Я курирую два направления: дорожных сооружений и капитального строительства, и на такой встрече мы обозначаем приоритетные задачи, которые надо выполнить на неделе. Например, разработать ту же проектную документацию или проконтролировать, чтобы подрядчики начали строительство, чтобы у них были материалы для работы.
[NS]: Насколько это вообще трудозатратно — построить мост? И сколько времени занимает весь процесс от задумки до перерезания красной ленточки?
[ТБ]: Тут главная трудность в том, что это целый процесс: проектирование, прохождение экспертизы, выделение лимитов финансирования. Только после этого мы можем перейти к строительству. То есть сначала расчеты и план, потом экспертиза и строительство. А если говорить про время, то все зависит от масштабов объекта, но в целом от года до трех лет.
[NS]: Есть ли условное разделение мостов на функциональные, с одной стороны, и на функциональные и одновременно прекрасные? Через один мост хочется пронести невесту на руках*, а через другой нет. Просто как это делается? Вы принимаете решение, что здесь нужно построить мост. Вы его проектируете. А крутой дизайн-проект уже по желанию?
Я бы по мостам невесту не носил — на всякий случай. Но если отвечать на ваш вопрос, то каждый мост выполняет определенную функцию в каждом конкретном месте и часто его вид обусловлен рельефом, сейсмическим обстановкой, протяженностью — много факторов. Например, мост во Владивостоке на острове Русский — вантовый, то есть вся конструкция поддерживается металлическими тросами. Да, это красиво, конечно, но в первую очередь функционально, потому что благодаря вантам ветер не так сильно воздействует на всю конструкцию. А там очень ветрено.
В Санкт-Петербурге — другой пример — есть небезызвестный «Поцелуев мост». Он арочный. Почему? Потому что сам по себе не очень большой и потому что арка позволяет проходить под ним маленьким суднам. И это тоже в итоге красиво.
Видов мостов очень много — перечислять все даже нет смысла. Но надо понимать, что на первом месте у мостовиков всегда стоит вопрос безопасности и функциональности. К тому же, иногда надо построить мост через маленькую речку или через овраг — делать все эти мосты затейливыми только ради затейливости нецелесообразно.
На первом месте у мостовиков всегда стоит вопрос безопасности и функциональности. Если еще и красиво — то это плюс.
[NS]: Как в вашей работе выстраиваются приоритеты? Почему вы решаете, что в первую очередь нужно построить мост здесь, а не там?
[ТБ]: Именно на моих участках последовательность обычно такая: проектируются новые дороги, например, в обход населенных пунктов, чтобы через маленькие города не проезжали фуры с товарами, и чтобы в целом снизить трафик. На пути этих новых дорог попадаются речки, овраги, дороги регионального значения — вот здесь в первую очередь и строятся искусственные сооружения и мосты. Под искусственными сооружениями мы понимаем путепроводы, в том числе и через железную дорогу, водопропускные трубы, скотопрогоны, переходы для диких животных, надземные и подземные пешеходные переходы, виадуки. И мы сразу планируем количество этих сооружений.
Сейчас, например, я курирую обход поселка Октябрьский на федеральной трасс М-5 «Урал». Задачи те же: разгрузить дороги, снизить трафик в населенном пункте.
[NS]: Сегодня все это строительство ведется на новом уровне? Расскажите про технологические новшества.
[ТБ]: Да, ежедневно появляются новые технологии и материалы, которые увеличивают срок службы мостов и дорог. Появляются специальные материалы на основе битума — с их помощью асфальтобетон становится прочнее: не трескается в мороз и не пропускает воду во время ливня; обычные ограждения заменяются на композитные — и их срок службы увеличивается до 30 лет. Еще мы стали делать новые деформационные швы. Теперь они резиново-металлические, а не металлические. Благодаря новому материалу швы не стучат, когда по ним проезжаешь, и дольше служат.
[NS]: А если сравнить мост, построенный 50 лет назад, и современный, то как быстро изнашивался старый и как быстро — новый?
[ТБ]: Межремонтные сроки примерно такие же, как и были, но есть важный нюанс. Тогда интенсивность была, скажем, 10 автомобилей в сутки, а сегодня — 100 автомобилей в сутки. Есть магистрали, по которым в сутки проходит по 200 тысяч автомобилей. То есть интенсивность выросла, и износ, соответственно, увеличивается.
[NS]: Когда кинооператоры смотрят кино, они не могут просто смотреть, они следят за движением камеры. У вас есть какая-то подобная профдеформация? Вы идете по мосту и тут вдруг… Или просто смотрите на мост и тут вдруг…
Каждый раз, когда я проезжаю по искусственному сооружению, я вижу его дефекты: освещенности не хватает или деформационный шов плохо сделан. Знаете, когда вы едете по мосту, многим непонятен этот характерный стук. Так вот этот стук — не норма. И, как я уже говорил, если делать швы из резины и бетона, то все будет в разы лучше.
Еще я подмечаю, какую технологию использовали при строительстве: «Ага, они кладут асфальт с шероховатостью и хорошо поработали с барьерными ограждениями». Иногда можно и перенять опыт, если он удачный. Это абсолютно нормально. Каждый мост, он ведь индивидуален. И хорошие специалисты стараются это подчеркнуть.
[NS]: По вашим словам, без мостов не будет экономики. С этим легко согласиться, но могли бы вы пояснить, чтобы мы точно поняли вашу мысль?
[ТБ]: Мы все это строим, чтобы от точки А до точки Б транспорт проехал быстрее. Мы экономим на бензине и времени, при этом улучшается логистика и экологическая обстановка. Мосты и дороги — это нечто целое и неделимое. Без дороги не будет мостов, без мостов — дороги. А без дороги мы далеко не уедем.
[NS]: Что для вас в создании мостов самое приятное? В чем кайф этой профессии?
Я занимаюсь не только строительством мостов. Если быть честным, сейчас я занимаюсь практически всем. У нас на сети 554 искусственных сооружения. А сеть — это Московская область, Владимирская, Ярославская, Калужская и Тульская. Одних мостов мы построили общей протяженностью 50 километров. Вот такой объем работ.
И, конечно, когда оборачиваешься на все это, начинаешь думать, как сильно наша работа помогает вообще всем. Я искренне радуюсь, что благодаря мне и моим коллегам люди не стоят в многокилометровых пробках, не теряют свое время, быстрее оказываются там, где им хочется быть. Это благое дело.
* По старой свадебной традиции, если жених сможет перенести свою невесту через мост, и при этом не споткнется и не упадет, то сможет создать крепкую семью.
IT-специалисты создали модель искусственного интеллекта, которая переводит текст с одного языка на другой в четырех разных режимах и делает это точнее предшественников. Разработка будет доступна для некоммерческого использования.
Американские исследователи, ранее выявившие у кошек почти 300 выражений морды, продолжили изучать лицевые сигналы Felis catus. В совместной работе с израильскими коллегами специалисты раскрыли новые детали о мимике популярных домашних питомцев. Сделать это ученым помогли инструменты искусственного интеллекта.
Международная команда физиков обнаружила способ экспериментально находить топологические дефекты в слабоупорядоченных материалах. Их метод поможет глубже понять свойства многочисленных аморфных систем.
Многие предпочитают вступать в романтические отношения с людьми примерно своего возраста, но есть и пары с существенной возрастной разницей. Международная группа ученых недавно на крупной выборке людей проследила за изменениями возраста партнеров на старте отношений в разные годы жизни.
По распространению сейсмических волн в недрах Земли геологи словно «сканируют» планету и обнаруживают все больше интересных особенностей ее внутреннего строения. Недавно очередное такое исследование заставило ученых особенно внимательно рассмотреть то, что скрывается под Тихоокеанской литосферной плитой.
IT-специалисты создали модель искусственного интеллекта, которая переводит текст с одного языка на другой в четырех разных режимах и делает это точнее предшественников. Разработка будет доступна для некоммерческого использования.
Многие предпочитают вступать в романтические отношения с людьми примерно своего возраста, но есть и пары с существенной возрастной разницей. Международная группа ученых недавно на крупной выборке людей проследила за изменениями возраста партнеров на старте отношений в разные годы жизни.
Ученые из Троицкого института инновационных и термоядерных исследований, МФТИ и МЭИ совершили значительный прорыв в области защиты материалов от экстремальных тепловых нагрузок, характерных для условий управляемого термоядерного синтеза.
По распространению сейсмических волн в недрах Земли геологи словно «сканируют» планету и обнаруживают все больше интересных особенностей ее внутреннего строения. Недавно очередное такое исследование заставило ученых особенно внимательно рассмотреть то, что скрывается под Тихоокеанской литосферной плитой.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии