21.08.2020

В брюхе ихтиозавра нашли добычу размером почти с него самого

4.3

Палеонтологи были уверены, что эти морские существа питались такой добычей, как рыба или кальмары. Но находка, обнаруженная на юго-западе Китая, поразила их воображение. В желудке ихтиозавра, размеры которого достигали почти пяти метров в длину, обнаружили останки рептилии — она была примерно той же длины, что и морской хищник: четыре метра. Вердикт ученых: ихтиозавр умер от переедания.

Найденная окаменелость ихтиозавра с выступающим над поверхностью его тела содержимым желудка / ©phys.org / Риосуке Мотани

Исследование опубликовано в журнале iScience. В 2010 году палеонтологи обнаружили в Китае почти полный скелет огромной морской рептилии — ихтиозавра (Guizhouichthyosaurus). И вот, наконец, дело дошло до его детального изучения. Ученые никак не ожидали найти еще одну окаменелость в его брюхе. Скелет второй рептилии принадлежал талаттозавру (Xinpusaurus) — морскому животному, похожему на ящерицу. Его уже назвали самой длинной окаменелостью из когда-либо найденных в желудке доисторической морской рептилии.

Не столь важно, был ли талаттозавр объектом охоты ихтиозавра или его съели уже после смерти. Главное — ученые получили доказательство того, что ихтиозавры, которых до этого считали специализирующимися на головоногих моллюсках, вероятно, могли быть высшими мегахищниками.

Схема проглатывания ихтиозавром своей добычи. Видно, что голова и хвост талаттозавра к тому моменту уже отделены от тела / ©www.cell.com

Правда, исследователи все же склонны полагать, что талаттозавр был убит ихтиозавром, поскольку при разложении организма в воде конечности отделяются от тела раньше, чем хвост. Окаменевшие останки талаттозавра демонстрируют обратную ситуацию: конечности были частично прикреплены к телу, а вот хвост вообще лежал в 23 метрах от окаменелости.

Скелет ихтиозавра и содержимое его желудка / ©www.cell.com

Из чего палеонтологи делают вывод, что ихтиозавр попросту оторвал хвост у несчастного талаттозавра, когда охотился на него. Да и собирать со дна еду такому крупному существу, которое к тому же дышало не через жабры, а подобно современным дельфинам, было бы весьма неудобно.

Сравнение размеров тела хищника и жертвы / ©www.cell.com

Впрочем, всему есть предел — и заглатывание столь огромной добычи чревато последствиями. «Содержимое желудка нашего ихтиозавра не подверглось воздействию желудочной кислоты, поэтому он, вероятно, умер вскоре после того, как проглотил талаттозавра», — поясняет профессор палеобиологии из Калифорнийского университета в Дейвисе (США) Риосуке Мотани.

Зубы ихтиозавра. Пунктирной линией отмечена граница десен верхней челюсти / ©www.cell.com

Окаменелости в желудках доисторических животных редко попадают в руки ученых, поэтому при оценке вида питания они зачастую ориентируются на размер и форму зубов существа. Доисторические хищные виды обычно имеют большие зубы с острыми режущими краями, однако некоторые из них могут обладать небольшими и более тупыми зубами, как у современных крокодилов. Они предназначены для того, чтобы захватывать крупную добычу. Именно такие небольшие и тупые зубы имели ихтиозавры.