01.12.2022
Анна Новиковская
9 002

Новый вид ископаемых птиц перевернул представления об их эволюции

4.5

Палеонтологи обнаружили в Бельгии фрагменты скелета ископаемой птицы, скрывавшиеся в куске скалы размером с грейпфрут. Новый вид оказался примитивной морской птицей, в чьем клюве соседствовали зубы, унаследованные от предков-динозавров, и подвижное нёбо, характерное для большинства современных птиц.

Еще до вымирания динозавров птицы начали приобретать современные черты / © Phillip Krzeminski

Современные птицы делятся на две основные группы: бескилевых, или палеогнат (Paleognathae, «древняя челюсть»), и новонёбных, или неогнат (Neognathae, «новая челюсть»). К последним принадлежат большинство нынешних пернатых, и их ключевая особенность, как следует из названия, — несросшиеся кости нёба, придающие клюву большую подвижность.

Долгое время предполагалось, что структура клюва новонёбных — сравнительно недавнее эволюционное приобретение, и в эпоху динозавров у всех птиц клюв был сросшийся, как у нынешних страусов. Однако новая находка, сделанная недалеко от бельгийско-нидерландской границы, опровергла эти представления.

Новый вид назвали Janavis finalidens: птица жила 66,7 миллиона лет назад, в самом конце эпохи динозавров, весила около полутора килограммов и была одной из последних зубастых птиц на Земле. Хотя в клюве янависа имелись острые зубы, похожие на динозавровые, нёбо у нее было подвижным, совсем как у современных гусей и уток. Благодаря этому янавис мог не хуже современных птиц чистить оперение и ловить скользкую рыбу.

Поскольку на эволюционном древе птиц он занимает позицию, близкую к прямым предкам современных пернатых, ученые пришли к выводу, что «древние челюсти» современности — страусы, эму и казуары — вовсе не так примитивны, как мы думаем.

Удивительно, но со времен Томаса Гексли, «бульдога Дарвина», впервые выделившего эти две группы птиц, никто особо не подвергал сомнениям «примитивность» палеогнат и «прогрессивность» неогнат — во многом из-за скудности найденных ископаемых костей. И теперь, наконец, янавис смог заполнить нужный пробел в эволюционной истории птиц.

Череп янависа в сравнении с черепами современных птиц / © Juan Benito and Daniel Field, University of Cambridge

Иными словами, сросшееся нёбо палеогнат — это «возвращение к корням», которое произошло уже после вымирания динозавров и формирования птиц современного типа. Пока ученые не могут сказать, почему строение клюва у страусов дало «задний ход», так что потребуются новые находки прямых предков современных палеогнат, чтобы выявить особенности их эволюционной истории.

Исследование опубликовано в журнале Nature.