Ученые обнаружили шестое крупнейшее массовое вымирание — Naked Science
10.09.2019
Никита Шевцов

Ученые обнаружили шестое крупнейшее массовое вымирание

Группа ученых пришла к выводу, что Земля пережила ранее недооцененное массовое вымирание около 260 миллионов лет назад. Это поднимает количество крупных вымираний до шести.

24730870_l

Ранее ученые определили, что существует пять крупных массовых вымираний — событий, стирающих большое количество видов и определяющих конец геологического периода: ордовикско-силурийское (443 миллиона лет назад), девонское (372 миллиона лет назад), великое пермское (252 миллиона лет назад), триасовое (201 миллион лет назад) и мел-палеогеновое (66 миллионов лет назад).

Но новая работа показывает, что крайне недооцененным оставалось средне-пермское вымирание, которое произошло в период примерно с 272 до 260 миллионов лет назад. Как отмечают исследователи, окончание этого вымирания, которое повлияло на жизнь на суше и в морях, произошло одновременно с извержением вулкана Эмейшань и вызванным им наводнением.

Это событие произвело эмейшанские ловушки — обширное скальное образование, найденное в Южном Китае. Последствия извержения были сродни тем, которые вызывают другие известные серьезные вымирания. По словам исследователей, массовые извержения, подобные этому, высвобождают большое количество парниковых газов, в частности углекислого газа и метана, которые вызывают сильное глобальное потепление. Кроме того, при извержении клубы пыли и пепла поднимаются в воздух и заслоняют собой Солнце, тем самым убивая растения. Со смертью растений перестают существовать и животные, которые ими питаются.

Шкала массовых вымираний. На горизонтальной оси обозначено время в миллионах лет назад, а на вертикальной — процент видов от общего их числа на планете, которые вымерли в результате /©Wikimedia Commons

В результате, согласно исследователям, на Земле появились теплые, бедные кислородом океаны, в которых, вероятно, было очень мало морской жизни из-за неблагоприятных условий среды. Оценив потерю численности видов, ученые пришли к выводу, что средне-пермское вымирание встает на один уровень с пятью крупнейшими событиями подобного рода. Но чтобы окончательно включить его в шестерку крупнейших вымираний, ученым предстоит провести еще ряд исследований, чтобы доказать, что сокращение числа видов в этот период земной истории было сопоставимым с другими вымираниями.

Такие катастрофические события могут быть возможны и в будущем. Согласно предыдущим исследованиям, в 2100 году может начаться еще одно крупнейшее вымирание. Оно начнется, когда уровень углекислого газа в атмосфере нашей планеты перешагнет критическую отметку. Конечно, все это происзойдет, если выбросы диоксида углерода в атмосферу продолжатся теми же темпами, что и сегодня.

Ранее исследователи обнаружили следы самого массового вымирания в истории. Оно произошло два миллиарда лет назад. Однако стремительному сокращению количества видов тогда подверглись не животные, а бактерии.

В Сеть выложили фотографию опытного модернизированного истребителя Су-30СМ. Ранее сообщалось, что Россия хочет создать «продвинутый» Су-30, унифицированный в значительной мере с самолетом Су-35С.