20.12.2022
3 597

У выбросившихся на берег дельфинов нашли признаки болезни Альцгеймера

5.4

Загадочное поведение китообразных, которые «совершают самоубийство», выбрасываясь на берег, может быть связано с болезнью мозга и вызванным ею нарушением ориентации у пожилого лидера стаи.

©Quintana Beach County Park Staff

Болезнь Альцгеймера связана с нейродегенеративными процессами в головном мозге. Как правило, она развивается у людей пожилого возраста. Аномальные накопления амилоидного и тау-белков вызывают разрушение нервных клеток и связей между ними, приводя к тяжелой деградации когнитивных функций. Несколько лет назад биологи показали, что те же процессы могут происходить у диких животных. Характерные для болезни Альцгеймера амилоидные бляшки и нейрофибриллярные клубки тогда обнаружили в мозге дельфинов, причем живущих на воле, в природе.

С тех пор Фрэнк Ган-Мур (Frank Gunn-Moore) и его коллеги из нескольких шотландских университетов продолжают изучение этой болезни у дельфинов. За это время им удалось собрать и проанализировать образцы тканей мозга 22 особей, представителей пяти разных видов дельфинов, которых нашли выбросившимися на побережье в Шотландии. Результаты работы опубликованы в European Journal of Neuroscience.

Как сообщают авторы статьи, у четырех дельфинов, относящихся к трем разным видам, обнаружили все патологические признаки болезни Альцгеймера, включая амилоидные бляшки, накопления тау-белков и глиоз — замещение погибших нейронов клетками нейроглии, которые в норме должны их поддерживать и «обслуживать». Все это свидетельствует, что нейродегенерация и деменция могут быть свойственны не только людям, хотя снижение когнитивных функций у таких дельфинов, строго говоря, еще не доказано.

Кроме того, работа согласуется со сравнительно новой гипотезой, связанной с феноменом выбрасывания китообразных на берег. Пока самым популярным объяснением такого самоубийственного поведения остается шумовое загрязнение океана морскими судами и сонарами, которое сбивает с толку, а нередко и травмирует чувствительные органы эхолокации этих животных. Однако несколько лет назад появилась другая идея, связывающая выбрасывание с «больным лидером», который из-за нарушения ориентации может уводить всю стаю на опасное мелководье.

Тогда авторы этой гипотезы исследовали случай массового выбрасывания на берег сразу семи кашалотов и показали, что он мог быть вызван вирусной инфекцией, поразившей старейшего члена стаи. Но новая работа Ган-Мура и его коллег предлагает еще одно объяснение. Возможно, у таких особей, которые, как правило, выступают лидерами своих групп, развивается старческая нейродегенерация. Именно связанная с ней потеря ориентации приводит всю группу к гибели.